DOI: 10.22184/2070-8963.2024.119.3.52.56
10–11 апреля в Москве состоялась XV Международная конференция "TransNet: магистральные сети связи", организованная Информационной группой ComNews. В программу была включена специальная сессия "TEA NEXT − новый стандарт для магистральных ВОЛС в РФ".
10–11 апреля в Москве состоялась XV Международная конференция "TransNet: магистральные сети связи", организованная Информационной группой ComNews. В программу была включена специальная сессия "TEA NEXT − новый стандарт для магистральных ВОЛС в РФ".
Теги: backbone communication networks communication in the arctic dwdm systems international telecom traffic tea next магистральные сети связи международный телеком-трафик связь в арктике системы dwdm
Юбилейная TransNet: от TEA NEXT до полярных морей
С.А.Попов
DOI: 10.22184/2070-8963.2024.119.3.52.56
10–11 апреля в Москве состоялась XV Международная конференция "TransNet: магистральные сети связи", организованная Информационной группой ComNews. В программу была включена специальная сессия "TEA NEXT − новый стандарт для магистральных ВОЛС в РФ".
В мероприятии в очном и онлайн-форматах приняли участие более 350 делегатов и 68 докладчиков. В том числе были представлены зарубежные операторы связи Arelion (бывш. Telia Carrier), China Mobile, Vodafone,"Белтелеком". Генеральным партнером конференции выступило ОАО "СУПЕРТЕЛ", один из ведущих российских разработчиков и изготовителей телеком-оборудования, в частности, для магистральных сетей.
Конференцию открыла пленарная дискуссия "Перспективы развития магистральных сетей связи в СНГ", особое внимание на которой было уделено позиции России на международном рынке транзита трафика. Она проходила в реально переполненном зале.
Модератор − генеральный директор ИГ ComNews Леонид Коник – напомнил, что на протяжении многих лет ключевыми странами для транзита трафика из России за рубеж были Финляндия, Латвия, Польша, Украина. Ожидания по отключению транзита между этими странами и РФ вследствие событий февраля 2022 года не оправдались, однако из-за того, что российским операторам, в частности, стало сложнее обновлять оборудование на этих территориях, привычные маршруты стали менее привлекательными.
Директор департамента коммерческого управления ресурсами ПАО "МТС" Ольга Макарова отметила, что развернуть весь международный трафик с Запада на Восток сегодня невозможно, потому что в России сохраняется спрос на европейский контент, необходимость в трафике через западные границы остается.
Максим Акинин, директор по работе с международными операторами ПАО "Ростелеком", подчеркнул, что компании удалось сохранить 95% всех контрагентов, с которыми он работал в 2021 году. "Некоторые операторы связи иногда ведут себя спонтанно, хотя их меньшинство. Все работает, но не совсем так, как раньше. Новые контракты бывает подписать непросто. Продолжаем работать в коммерческой плоскости без прикосновения к юридическим документам. Это разумное поведение участников процесса", − рассказал Максим Акинин.
Говоря о соотношении обмена трафиком с Западом и Востоком, представитель "Ростелекома" отметил: "Восточная часть специфична, хотя спрос на него тоже есть. Например, на Дальнем Востоке много игровых пользователей, тяготеющих к Японии". Однако жители Дальнего Востока составляют лишь примерно 4% населения, напомнил Максим Акинин.
Заместитель генерального директора по телеком-бизнесу оператора "Компания ТрансТелеКом" Сергей Яковлев сообщил, что за два года всего произошло три инцидента по обрыву отношений с европейскими ЦОДами − в Стокгольме, Лондоне и на Украине, но полной деградации обмена трафиком удалось избежать.
Он отметил, что Китай заинтересован в транзите трафика через Россию: "После событий 2022 года произошла пауза по развитию коридора "Восток − Запад", но уже летом 2023 года на межправительственной конференции в КНР все китайские операторы анонсировали продолжение работы, и за прошлый год через Россию они закупили новых каналов в Европу и Москву суммарной пропускной способностью 1,5 тыс. Tбит/с". Для одного из китайских операторов "ТрансТелеком" реализовал заказ на 800 Гбит/с на маршруте из КНР в Европу.
Сергей Туромша, заместитель генерального директора по экономике и коммерческим вопросам белорусского национального оператора "Белтелеком", отметил, что в Беларуси было опасение, что, поскольку российские операторы "взяли крен на суверенизацию интернета", а существенную часть транзитных каналов в Европу заполняет видеоконтент, то вытеснение YouTube в России отечественными аналогами могло бы стать причиной заметного уменьшения трафика в РФ из Европы через Беларусь, но этого не произошло.
Коммерческий директор оператора Arelion Илья Булаев добавил, что американские контент-провайдеры продолжают зарабатывать на европейских пользователях и пока не собираются покидать Россию. И пока решения уйти США не приняли, транзит трафика в Россию через Европу будет существовать.
Впервые в программу TransNet была включена отдельная сессия, посвященная уникальному проекту TEA NEXT, трансроссийской магистральной линии связи, строительство которой было анонсировано "Ростелекомом" летом 2020 года, а началось в 2022-м. На конференции был впервые публично представлен логотип новой ВОЛС. Павел Колочкин, директор по продажам ООО "Атлас", компании, созданной для реализации TEA NEXT, которой паритетно владеют "Ростелеком" совместно с АО "Альфа-Банк", выступил с обзорной презентацией проекта. "Атлас" выступил партнером данной сессии.
Спикер отметил, что имеющиеся в стране магистральные сети загружены сегодня уже на 75–80%, происходит старение волокон. Имеется запрос рынка на обособленную инфраструктуру оптических волокон (ОВ), а не каналов связи. Именно это предлагает TEA NEXT.
Общая протяженность новой ВОЛС должна составить примерно 11 тыс. км, включая 1 тыс. км ответвлений. Уже построены участки от Торжка до границы РФ с Латвией (589 км) и сегмент Москва − Торжок − Санкт-Петербург (800 км). Сегодня ведется продление ВОЛС от Торжка на восток, в направлении Кяхты на границе с Монголией (6200 км), которое планируется закончить до конца 2025 года. В строительстве задействовано около 50 субподрядных организаций. От Кяхты линия будет продлена монгольским партнером до границы с КНР, где будет присоединена к сетям "большой тройки" китайских операторов. Что касается стыка с Западом, то Павел Колочкин подчеркнул, что партнером проекта с европейской стороны выступает компания без государственного участия.
Вскоре должно быть начато строительство четвертой очереди − от Кяхты до Владивостока длиной 4200 км с завершением в 1 квартале 2026 года. Сроки прокладки подводной линии в Азии пока не определены.
В целях повышения надежности кабель (его емкость − 96 волокон) заглубляется в грунт на глубину 1,2 м, крупные города обходятся на расстоянии не менее 50 км. Вдоль трассы оборудуются 130 площадок для усилительного и активного оборудования с интервалами порядка 100 км.
По словам спикера основными сервисами TEA NEXT будут предоставление в аренду ОВ (от одного месяца до 25 лет с ежемесячной или авансовой оплатой) и колокация на НУП (от ½ стойки до модульного контейнера), а дополнительными − Smart Hands, удаленный доступ, HaaS. Гарантированный уровень доступности линии по SLA − не ниже 99,5%.
Клиенты подразделены на три сегмента: операторы связи (РФ и международные), OTT-провайдеры (РФ и международные) и российские корпоративные заказчики, желающие иметь обособленную инфраструктуру. В компании сформулировали тарифную политику и готовы к диалогу с потенциальными пользователями.
После доклада состоялась оживленная дискуссия, в которой приняли участие представители "Ростелекома", "Атласа", производители оборудования DWDM и ОВ, банков.
Среди докладов сессии "Развитие телеком-инфраструктуры: инновационные технологии и новые возможности" отметим выступления отечественных поставщиков оборудования связи.
Второй раз в TransNet участвовала созданная в 2022 году компания N3COM. Директор по развитию бизнеса компании Сергей Журавель отметил, что вся прибыль вкладывается в развитие, и рассказал, о технологических доработках оборудования для операторов связи, выполненных за прошедший год − первый полный год работы N3COM на рынке. В их числе функция передачи синхронизации в маршрутизаторах SyncE, IEEE 1588v2 BC/TC, позволяющая обеспечить бесперебойное переключение между сотовыми базовыми станциями. Обновленная линейка DWDM-оборудования получила встроенный усилитель RAMAN c клиентским интерфейсом 400G.
Также были проанонсированы и другие новые аппаратные решения N3COM, а также система управления и мониторинга оборудования на ОС Astra Linux собственной разработки. Планируется включение ее в реестр отечественного ПО Минцифры РФ уже во 2-м квартале 2024 года.
Сергей Журавель подчеркнул, что итоговой целью компании является локализация выпуска продукции на территории РФ. Ожидается, что первая линейка оборудования начнет производиться на российском предприятии уже в ближайшее время.
Доктор технических наук Владимир Трещиков, генеральный директор ООО "Т8", остановился на достижениях и перспективах отечественных DWDM-систем связи. Он рассказал, что отмечающая в нынешнем году 20-летие Группа компаний "Т8" по итогам 2023 года занимает первое место по доле продаж на отечественном рынке оборудования DWDM. В год производится свыше 10 тыс. таких систем.
Докладчик рассказал о вызовах − новых технологиях (IoT, сети 5G и др.) и задачах, которые стоят в этой связи перед создателями оптического транспорта. В числе последних он выделил снижение стоимости, увеличение емкости (без падения дальности), повышение гибкости/автономности, ускорение восстановления после аварий, повышение безопасности/доверенности, функционал синхронизации.
Говоря о повышении емкости, Владимир Трещиков на первое место поставил увеличение спектральной эффективности за счет внедрения новых форматов модуляции, наиболее производительный из которых DP-QPSK. Он отметил также технологию FlexGrid, плюсом перехода на которую является то, что малое изменение оптической инфраструктуры дает прирост емкости до 20%.
Еще один путь увеличения емкости − новые спектральные диапазоны. В "Т8" уже реализовано решение для диапазона C+ (4,8 ТГц), прибавляющее к 80 каналам еще 16. Сегодня в разработке компании диапазон L (5 ТГц).
Владимир Трещиков также остановился на создании умного оптического транспорта. В числе методов повышения гибкости/автономности/скорости восстановления он назвал новую архитектуру узлов и использование оптических плат, встроенные системы мониторинга спектра и оптических волокон, цифровые "двойники" сети.
В заключение докладчик рассказал о дальнейшем совершенствовании системы управления класса NMS "Титан": "Мы сейчас активно работаем над системой управления, которая позволяет решать задачи апгрейда, добавлять каналы, снижать риски при различных переключениях с изначальным просчетом действий на цифровой модели сети – „цифровом двойнике“. В итоге операторы получат более гибкую оптическую архитектуру узлов".
На сессии "Оптические кабели и оборудование для ВОЛС: барьеры и драйверы развития рынка" центральным был вопрос производства оптоволокна (ОВ) в РФ. Андрей Николаев, генеральный директор АО "ОВС", единственного его изготовителя в стране, сообщил, что по объему проложенного оптоволокна на душу населения Россия отстает от мировых лидеров. Так, в Китае на 1,5 млрд населения приходится 250 млн км ОВ, в России же на 150 млн − 6 млн км. При этом, по его словам, в Стратегии развития отрасли связи нет плана, как Россия будет преодолевать этот разрыв.
По данным "ОВС", доля продаж завода на российском рынке упала с 30% в 2021 году до 22% (1,3 млн км) в 2023-м, в то время как китайские поставщики за тот же период в 10 раз увеличили долю на нашем рынке: с 6 до 62%.
"Мы напрямую сталкиваемся с китайцами, но наши цены на сырье примерно равны ценам на готовую продукцию из КНР, которую они предлагают на российском рынке. Мы в неравной борьбе стараемся выживать, в том числе за счет дифференциации, за счет поддержки от таких компаний, как „Ростелеком“", − рассказал Андрей Николаев.
В себестоимость ОВ вклад преформ составляет до 70%, поэтому уже давно обсуждается создание их производства на площадке того же "ОВС". "Проект завода по производству преформ пока на уровне проектной документации. Визуализация завода почти закончена, есть также понимание по оборудованию. Это сложный проект в контексте экономических реалий: при существующих на рынке ценах на волокно непонятно даже, как окупать операционные затраты", − рассказал генеральный директор "ОВС".
Отвечая на вопрос, когда может появиться такое производство, Андрей Николаев сообщил, что строительство должно занять около двух лет после того, как появляется финансирование. По осторожной оценке, первые преформы могут быть изготовлены в 2027 году.
Среди событий второго дня отметим пленарную дискуссию "Арктика на связи". В дискуссии приняли участие Антон Лебедев, заместитель губернатора Ненецкого автономного округа; Александр Логинов, вице-президент − директор макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком"; Роман Яковлев, руководитель программ Управления технической политики ГК "Росатом"; Андрей Суслов, заместитель министра инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия); Виктор Сергеев, генеральный директор АО "Арктик Телеком"; Дмитрий Самарцев, руководитель направления по планированию услуг Департамента услуг междугородной и международной связи ПАО "МТС"; Константин Лукин, генеральный директор ОАО "СУПЕРТЕЛ" и другие эксперты.
Руководитель программ управления технической политики Госкорпорации "Росатом" Роман Яковлев напомнил, что на протяжении последних десятилетий в России возникали разнообразные проекты по прокладке ВОЛС по дну арктических морей. Однако они были независимы друг от друга. В 2023 году появился проект "Трансарктический оператор связи" (ТАОС). Его концепцию разработал Росатом, который является инфраструктурным оператором Северного морского пути. Он через некоторое время предложил объединить усилия и накопленный опыт других игроков рынка для совместной разработки проекта.
Антон Лебедев рассказал о проблемах арктической зоны и положении дел в Ненецком автономном округе: "В регионе очень плохо обстоят дела со связью. Население округа составляет чуть более 40 тыс. человек и включает труднодоступные населенные пункты от 20 человек. А во всех девяти регионах арктической зоны почти 7000 населенных пунктов с населением менее 1000 человек. Из них, по состоянию на начало 2023 года, всего в 18% проложена оптика, в 10% есть спутниковая связь. Мобильный интернет – это роскошь. Тариф со скоростью 256 кбит/с стоит 3000 руб. в месяц. Всего в 31% населенных пунктов работает 4G. В общей сложности более 330 тыс. человек не обеспечены современными услугами связи".
Александр Логинов подчеркнул, что, несмотря на санкции, лучших времен, чем сейчас, для строительства "цифровых дорог", проведения в Арктику "оптики" не будет. "У нас все для этого есть. Наши предприятия делают кабельную продукцию, магистральные мультиплексоры. Самое время сконцентрироваться, сделать один федеральный проект. „Ростелеком“ готов помочь финансово, проинвестировать этот проект. Общая концентрация позволит нам сделать так, чтобы все жители Арктики получили самые современные услуги связи. Но без федеральной программы не обойтись", − уверен он.
Следует отметить, что в России уже есть современное транспортное оборудование для арктических морей: в компании "СУПЕРТЕЛ" (Санкт-Петербург) создан программно-аппаратный кабельный комплекс для подводных ВОЛС (ПВОЛС), который может использоваться в условиях Арктики, с пропускной способностью 64 Тбит/с. Все необходимые испытания подводных усилителей успешно проведены. Как рассказал Константин Лукин, в текущем году планируется увеличить пропускную способность комплекса до 128 Тбит/с. Он подчеркнул, что из соображений надежности в северных морях нужно проложить не одну, а две ПВОЛС.
Заключая рассказ об арктической части и конференции в целом, уместно процитировать слова Константина Лукина: "Хребет экономики данных − магистральный телеком, поддержка и создание которого в России на отечественном оборудовании должны стать базовой частью национального проекта и приоритетом". ■
С.А.Попов
DOI: 10.22184/2070-8963.2024.119.3.52.56
10–11 апреля в Москве состоялась XV Международная конференция "TransNet: магистральные сети связи", организованная Информационной группой ComNews. В программу была включена специальная сессия "TEA NEXT − новый стандарт для магистральных ВОЛС в РФ".
В мероприятии в очном и онлайн-форматах приняли участие более 350 делегатов и 68 докладчиков. В том числе были представлены зарубежные операторы связи Arelion (бывш. Telia Carrier), China Mobile, Vodafone,"Белтелеком". Генеральным партнером конференции выступило ОАО "СУПЕРТЕЛ", один из ведущих российских разработчиков и изготовителей телеком-оборудования, в частности, для магистральных сетей.
Конференцию открыла пленарная дискуссия "Перспективы развития магистральных сетей связи в СНГ", особое внимание на которой было уделено позиции России на международном рынке транзита трафика. Она проходила в реально переполненном зале.
Модератор − генеральный директор ИГ ComNews Леонид Коник – напомнил, что на протяжении многих лет ключевыми странами для транзита трафика из России за рубеж были Финляндия, Латвия, Польша, Украина. Ожидания по отключению транзита между этими странами и РФ вследствие событий февраля 2022 года не оправдались, однако из-за того, что российским операторам, в частности, стало сложнее обновлять оборудование на этих территориях, привычные маршруты стали менее привлекательными.
Директор департамента коммерческого управления ресурсами ПАО "МТС" Ольга Макарова отметила, что развернуть весь международный трафик с Запада на Восток сегодня невозможно, потому что в России сохраняется спрос на европейский контент, необходимость в трафике через западные границы остается.
Максим Акинин, директор по работе с международными операторами ПАО "Ростелеком", подчеркнул, что компании удалось сохранить 95% всех контрагентов, с которыми он работал в 2021 году. "Некоторые операторы связи иногда ведут себя спонтанно, хотя их меньшинство. Все работает, но не совсем так, как раньше. Новые контракты бывает подписать непросто. Продолжаем работать в коммерческой плоскости без прикосновения к юридическим документам. Это разумное поведение участников процесса", − рассказал Максим Акинин.
Говоря о соотношении обмена трафиком с Западом и Востоком, представитель "Ростелекома" отметил: "Восточная часть специфична, хотя спрос на него тоже есть. Например, на Дальнем Востоке много игровых пользователей, тяготеющих к Японии". Однако жители Дальнего Востока составляют лишь примерно 4% населения, напомнил Максим Акинин.
Заместитель генерального директора по телеком-бизнесу оператора "Компания ТрансТелеКом" Сергей Яковлев сообщил, что за два года всего произошло три инцидента по обрыву отношений с европейскими ЦОДами − в Стокгольме, Лондоне и на Украине, но полной деградации обмена трафиком удалось избежать.
Он отметил, что Китай заинтересован в транзите трафика через Россию: "После событий 2022 года произошла пауза по развитию коридора "Восток − Запад", но уже летом 2023 года на межправительственной конференции в КНР все китайские операторы анонсировали продолжение работы, и за прошлый год через Россию они закупили новых каналов в Европу и Москву суммарной пропускной способностью 1,5 тыс. Tбит/с". Для одного из китайских операторов "ТрансТелеком" реализовал заказ на 800 Гбит/с на маршруте из КНР в Европу.
Сергей Туромша, заместитель генерального директора по экономике и коммерческим вопросам белорусского национального оператора "Белтелеком", отметил, что в Беларуси было опасение, что, поскольку российские операторы "взяли крен на суверенизацию интернета", а существенную часть транзитных каналов в Европу заполняет видеоконтент, то вытеснение YouTube в России отечественными аналогами могло бы стать причиной заметного уменьшения трафика в РФ из Европы через Беларусь, но этого не произошло.
Коммерческий директор оператора Arelion Илья Булаев добавил, что американские контент-провайдеры продолжают зарабатывать на европейских пользователях и пока не собираются покидать Россию. И пока решения уйти США не приняли, транзит трафика в Россию через Европу будет существовать.
Впервые в программу TransNet была включена отдельная сессия, посвященная уникальному проекту TEA NEXT, трансроссийской магистральной линии связи, строительство которой было анонсировано "Ростелекомом" летом 2020 года, а началось в 2022-м. На конференции был впервые публично представлен логотип новой ВОЛС. Павел Колочкин, директор по продажам ООО "Атлас", компании, созданной для реализации TEA NEXT, которой паритетно владеют "Ростелеком" совместно с АО "Альфа-Банк", выступил с обзорной презентацией проекта. "Атлас" выступил партнером данной сессии.
Спикер отметил, что имеющиеся в стране магистральные сети загружены сегодня уже на 75–80%, происходит старение волокон. Имеется запрос рынка на обособленную инфраструктуру оптических волокон (ОВ), а не каналов связи. Именно это предлагает TEA NEXT.
Общая протяженность новой ВОЛС должна составить примерно 11 тыс. км, включая 1 тыс. км ответвлений. Уже построены участки от Торжка до границы РФ с Латвией (589 км) и сегмент Москва − Торжок − Санкт-Петербург (800 км). Сегодня ведется продление ВОЛС от Торжка на восток, в направлении Кяхты на границе с Монголией (6200 км), которое планируется закончить до конца 2025 года. В строительстве задействовано около 50 субподрядных организаций. От Кяхты линия будет продлена монгольским партнером до границы с КНР, где будет присоединена к сетям "большой тройки" китайских операторов. Что касается стыка с Западом, то Павел Колочкин подчеркнул, что партнером проекта с европейской стороны выступает компания без государственного участия.
Вскоре должно быть начато строительство четвертой очереди − от Кяхты до Владивостока длиной 4200 км с завершением в 1 квартале 2026 года. Сроки прокладки подводной линии в Азии пока не определены.
В целях повышения надежности кабель (его емкость − 96 волокон) заглубляется в грунт на глубину 1,2 м, крупные города обходятся на расстоянии не менее 50 км. Вдоль трассы оборудуются 130 площадок для усилительного и активного оборудования с интервалами порядка 100 км.
По словам спикера основными сервисами TEA NEXT будут предоставление в аренду ОВ (от одного месяца до 25 лет с ежемесячной или авансовой оплатой) и колокация на НУП (от ½ стойки до модульного контейнера), а дополнительными − Smart Hands, удаленный доступ, HaaS. Гарантированный уровень доступности линии по SLA − не ниже 99,5%.
Клиенты подразделены на три сегмента: операторы связи (РФ и международные), OTT-провайдеры (РФ и международные) и российские корпоративные заказчики, желающие иметь обособленную инфраструктуру. В компании сформулировали тарифную политику и готовы к диалогу с потенциальными пользователями.
После доклада состоялась оживленная дискуссия, в которой приняли участие представители "Ростелекома", "Атласа", производители оборудования DWDM и ОВ, банков.
Среди докладов сессии "Развитие телеком-инфраструктуры: инновационные технологии и новые возможности" отметим выступления отечественных поставщиков оборудования связи.
Второй раз в TransNet участвовала созданная в 2022 году компания N3COM. Директор по развитию бизнеса компании Сергей Журавель отметил, что вся прибыль вкладывается в развитие, и рассказал, о технологических доработках оборудования для операторов связи, выполненных за прошедший год − первый полный год работы N3COM на рынке. В их числе функция передачи синхронизации в маршрутизаторах SyncE, IEEE 1588v2 BC/TC, позволяющая обеспечить бесперебойное переключение между сотовыми базовыми станциями. Обновленная линейка DWDM-оборудования получила встроенный усилитель RAMAN c клиентским интерфейсом 400G.
Также были проанонсированы и другие новые аппаратные решения N3COM, а также система управления и мониторинга оборудования на ОС Astra Linux собственной разработки. Планируется включение ее в реестр отечественного ПО Минцифры РФ уже во 2-м квартале 2024 года.
Сергей Журавель подчеркнул, что итоговой целью компании является локализация выпуска продукции на территории РФ. Ожидается, что первая линейка оборудования начнет производиться на российском предприятии уже в ближайшее время.
Доктор технических наук Владимир Трещиков, генеральный директор ООО "Т8", остановился на достижениях и перспективах отечественных DWDM-систем связи. Он рассказал, что отмечающая в нынешнем году 20-летие Группа компаний "Т8" по итогам 2023 года занимает первое место по доле продаж на отечественном рынке оборудования DWDM. В год производится свыше 10 тыс. таких систем.
Докладчик рассказал о вызовах − новых технологиях (IoT, сети 5G и др.) и задачах, которые стоят в этой связи перед создателями оптического транспорта. В числе последних он выделил снижение стоимости, увеличение емкости (без падения дальности), повышение гибкости/автономности, ускорение восстановления после аварий, повышение безопасности/доверенности, функционал синхронизации.
Говоря о повышении емкости, Владимир Трещиков на первое место поставил увеличение спектральной эффективности за счет внедрения новых форматов модуляции, наиболее производительный из которых DP-QPSK. Он отметил также технологию FlexGrid, плюсом перехода на которую является то, что малое изменение оптической инфраструктуры дает прирост емкости до 20%.
Еще один путь увеличения емкости − новые спектральные диапазоны. В "Т8" уже реализовано решение для диапазона C+ (4,8 ТГц), прибавляющее к 80 каналам еще 16. Сегодня в разработке компании диапазон L (5 ТГц).
Владимир Трещиков также остановился на создании умного оптического транспорта. В числе методов повышения гибкости/автономности/скорости восстановления он назвал новую архитектуру узлов и использование оптических плат, встроенные системы мониторинга спектра и оптических волокон, цифровые "двойники" сети.
В заключение докладчик рассказал о дальнейшем совершенствовании системы управления класса NMS "Титан": "Мы сейчас активно работаем над системой управления, которая позволяет решать задачи апгрейда, добавлять каналы, снижать риски при различных переключениях с изначальным просчетом действий на цифровой модели сети – „цифровом двойнике“. В итоге операторы получат более гибкую оптическую архитектуру узлов".
На сессии "Оптические кабели и оборудование для ВОЛС: барьеры и драйверы развития рынка" центральным был вопрос производства оптоволокна (ОВ) в РФ. Андрей Николаев, генеральный директор АО "ОВС", единственного его изготовителя в стране, сообщил, что по объему проложенного оптоволокна на душу населения Россия отстает от мировых лидеров. Так, в Китае на 1,5 млрд населения приходится 250 млн км ОВ, в России же на 150 млн − 6 млн км. При этом, по его словам, в Стратегии развития отрасли связи нет плана, как Россия будет преодолевать этот разрыв.
По данным "ОВС", доля продаж завода на российском рынке упала с 30% в 2021 году до 22% (1,3 млн км) в 2023-м, в то время как китайские поставщики за тот же период в 10 раз увеличили долю на нашем рынке: с 6 до 62%.
"Мы напрямую сталкиваемся с китайцами, но наши цены на сырье примерно равны ценам на готовую продукцию из КНР, которую они предлагают на российском рынке. Мы в неравной борьбе стараемся выживать, в том числе за счет дифференциации, за счет поддержки от таких компаний, как „Ростелеком“", − рассказал Андрей Николаев.
В себестоимость ОВ вклад преформ составляет до 70%, поэтому уже давно обсуждается создание их производства на площадке того же "ОВС". "Проект завода по производству преформ пока на уровне проектной документации. Визуализация завода почти закончена, есть также понимание по оборудованию. Это сложный проект в контексте экономических реалий: при существующих на рынке ценах на волокно непонятно даже, как окупать операционные затраты", − рассказал генеральный директор "ОВС".
Отвечая на вопрос, когда может появиться такое производство, Андрей Николаев сообщил, что строительство должно занять около двух лет после того, как появляется финансирование. По осторожной оценке, первые преформы могут быть изготовлены в 2027 году.
Среди событий второго дня отметим пленарную дискуссию "Арктика на связи". В дискуссии приняли участие Антон Лебедев, заместитель губернатора Ненецкого автономного округа; Александр Логинов, вице-президент − директор макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком"; Роман Яковлев, руководитель программ Управления технической политики ГК "Росатом"; Андрей Суслов, заместитель министра инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия); Виктор Сергеев, генеральный директор АО "Арктик Телеком"; Дмитрий Самарцев, руководитель направления по планированию услуг Департамента услуг междугородной и международной связи ПАО "МТС"; Константин Лукин, генеральный директор ОАО "СУПЕРТЕЛ" и другие эксперты.
Руководитель программ управления технической политики Госкорпорации "Росатом" Роман Яковлев напомнил, что на протяжении последних десятилетий в России возникали разнообразные проекты по прокладке ВОЛС по дну арктических морей. Однако они были независимы друг от друга. В 2023 году появился проект "Трансарктический оператор связи" (ТАОС). Его концепцию разработал Росатом, который является инфраструктурным оператором Северного морского пути. Он через некоторое время предложил объединить усилия и накопленный опыт других игроков рынка для совместной разработки проекта.
Антон Лебедев рассказал о проблемах арктической зоны и положении дел в Ненецком автономном округе: "В регионе очень плохо обстоят дела со связью. Население округа составляет чуть более 40 тыс. человек и включает труднодоступные населенные пункты от 20 человек. А во всех девяти регионах арктической зоны почти 7000 населенных пунктов с населением менее 1000 человек. Из них, по состоянию на начало 2023 года, всего в 18% проложена оптика, в 10% есть спутниковая связь. Мобильный интернет – это роскошь. Тариф со скоростью 256 кбит/с стоит 3000 руб. в месяц. Всего в 31% населенных пунктов работает 4G. В общей сложности более 330 тыс. человек не обеспечены современными услугами связи".
Александр Логинов подчеркнул, что, несмотря на санкции, лучших времен, чем сейчас, для строительства "цифровых дорог", проведения в Арктику "оптики" не будет. "У нас все для этого есть. Наши предприятия делают кабельную продукцию, магистральные мультиплексоры. Самое время сконцентрироваться, сделать один федеральный проект. „Ростелеком“ готов помочь финансово, проинвестировать этот проект. Общая концентрация позволит нам сделать так, чтобы все жители Арктики получили самые современные услуги связи. Но без федеральной программы не обойтись", − уверен он.
Следует отметить, что в России уже есть современное транспортное оборудование для арктических морей: в компании "СУПЕРТЕЛ" (Санкт-Петербург) создан программно-аппаратный кабельный комплекс для подводных ВОЛС (ПВОЛС), который может использоваться в условиях Арктики, с пропускной способностью 64 Тбит/с. Все необходимые испытания подводных усилителей успешно проведены. Как рассказал Константин Лукин, в текущем году планируется увеличить пропускную способность комплекса до 128 Тбит/с. Он подчеркнул, что из соображений надежности в северных морях нужно проложить не одну, а две ПВОЛС.
Заключая рассказ об арктической части и конференции в целом, уместно процитировать слова Константина Лукина: "Хребет экономики данных − магистральный телеком, поддержка и создание которого в России на отечественном оборудовании должны стать базовой частью национального проекта и приоритетом". ■
Отзывы читателей