Выпуск #4/2024
А.С.Бородин
Наша главная задача – не просто отвечать вызовам времени, но быть на шаг впереди
Наша главная задача – не просто отвечать вызовам времени, но быть на шаг впереди
Просмотры: 910
DOI: 10.22184/2070-8963.2024.120.4.8.13
Наша главная задача − не просто отвечать вызовам времени, но быть на шаг впереди
Рассказывает генеральный директор Регионального содружества в области связи
А.С.Бородин
DOI: 10.22184/2070-8963.2024.120.4.8.13
Международная организация Региональное содружество в области связи (РСС), отсчитывающая свою историю с 17 декабря 1991 года, − сегодня один из эффективно работающих органов отраслевого сотрудничества СНГ. 4 июня 2024 года в Минске (Республика Беларусь) состоялось совместное 60-е заседание Совета глав администраций связи (АС) РСС и 30-е заседание Координационного совета государств – участников СНГ по информатизации при РСС, на котором было принято как никогда за последние годы много важных решений. Это мероприятие стало первым заседанием высшего коллегиального органа РСС, которое готовилось коллективом Исполнительного комитета РСС под руководством избранного решением Совета глав АС РСС от 20 ноября 2023 года на четырехлетний срок на пост генерального директора Регионального содружества в области связи Алексея Сергеевича Бородина. ПЕРВАЯ МИЛЯ попросила А.С.Бородина рассказать о том новом, что решения заседания в белорусской столице вносят в работу РСС и о планах развития Содружества на ближайшие четыре года.
Алексей Сергеевич, каким был Ваш профессиональный путь до РСС?
Я получил квалификацию инженера по специальности "Радиосвязь, радиовещание и телевидение" в 2003 году в Академии Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте России (ФАПСИ). В 2019 году получил диплом кандидата технических наук, защитив диссертацию на тему: "Разработка и исследование методов построения сетей связи пятого поколения (5G/IMT-2020)" в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича (СПбГУТ). Являюсь также кандидатом политических наук. Диссертацию на тему "Информационная безопасность в современной России: политологический анализ" защитил в Санкт-Петербургском государственном университете им. А.И.Герцена в 2009 году.
Профессиональную деятельность начал в 2003 году в должности инженера в ФАПСИ. В 2008 году я был принят на работу в компанию "Ростелеком", прошел путь от главного специалиста до руководителя Представительства ПАО "Ростелеком" в Международном союзе электросвязи (МСЭ). В 2022 году перешел на работу во ФГУП "Космическая связь" на должность советника генерального директора, став затем директором Центра обеспечения научно-технической деятельности и международного сотрудничества предприятия.
Если говорить о "карьере" на внешнем контуре, то начиная с 2010 года входил в состав делегаций АС России и РСС на мероприятия МСЭ высокого уровня, а также вел активную деятельность на рабочем уровне Союза, преимущественно в Секторе стандартизации электросвязи МСЭ. Был членом и руководителем ряда рабочих органов РСС и МСЭ − в качестве представителя и координатора от РСС. 2022 год стал для меня знаковым с точки зрения работы на верхнем уровне в МСЭ − мне довелось активно защищать позицию страны на крупнейших мероприятиях Союза в весьма непростой период, когда оказалось, что в ведении специализированного агентства ООН по связи теперь лежат уже и вопросы, как казалось, никак не относящиеся к его официальному мандату.
В сентябре 2023 года моя кандидатура на пост генерального директора РСС была выдвинута администрацией связи России, и решением Совета глав АС РСС № 59/29 от 20 ноября 2023 года меня единогласно избрали на этот пост с 1 января текущего года.
Вы возглавляли Представительство ПАО "Ростелеком" в МСЭ. Что запомнилось из этого периода вашей профессиональной карьеры?
Эта работа дала мне неоценимый профессиональный опыт, который оказался очень важным для моей нынешней деятельности в РСС. "Ростелеком" исторически был лидирующим российским оператором с государственным участием, поэтому на плечи нашего представительства ложились как задачи защиты интересов на международной арене самой компании как бизнес-структуры, так и работа в интересах администрации связи России, а потом уже и всего региона − став председателем Рабочей группы РСС по работе с МСЭ при Комиссии РСС по координации международного сотрудничества я фактически выступал координатором от региона по подготовке к Полномочной конференции МСЭ 2022 года, заседаниям Совета МСЭ и другим мероприятиям Союза высокого уровня.
В целом, период моей работы в Женеве оказался непростым: я приступил к ней в конце 2013 года, а, как известно, уже в 2014 году геополитическая ситуация в мире существенно усложнилась, что повлияло и на связной сектор. Например, тогда появились первые трудности в межоператорских расчетах, хотя легитимных международных решений о санкциях в отношении российских операторов не было. А вот российские компании, занимающиеся инфобезопасностью, попали под односторонние санкции уже тогда. И мы старались оказать им помощь, имея опыт работы на международной арене.
Тогда стали все заметнее и "трещины" в отношениях в МСЭ между развитыми и развивающимися странами. Собственно, эти проблемы стали ощущаться немного ранее − на Всемирной конференции по международной электросвязи 2012 года, на которой осуществлялся пересмотр Регламента международной электросвязи − там я получил первое "боевое крещение". Тогда мы остро увидели, что в МСЭ возможно блоковое давление на развивающиеся страны, игнорирование их интересов и конъюнктурный односторонний подход к принимаемым решениям. Стало понятно и то, что в международной деятельности быстрых побед не бывает. Нужно кропотливо выстраивать доверительные отношения с партнерами со схожими позициями и интересами. Так, мы хорошо изучили проблемы, беспокоящие коллег из арабских, африканских стран, ряда государств Азии и стремились по возможности их поддерживать. И когда в начале 2022 года международная обстановка еще сильнее обострилась, эта долговременная работа принесла свои плоды.
Хочу отметить и то, что период моей работы в МСЭ совпал со временем экспоненциального роста телекоммуникационных технологий. Это сети 5G, квантовые коммуникации, телеприсутствие, Интернет вещей, элементы технологий искусственного интеллекта (ИИ) и многое другое. Тогда начала разрабатываться концепция "Сетей 2030". В те десять лет в МСЭ был пик создания рабочих органов по новым технологиям. Только по ИИ было сформировано порядка 10 рабочих структур. И отрадно отметить, что Россия и наш регион в целом оказались на острие прогресса. Мы стали не только получателями технической информации от глобальных телекомкомпаний, но внесли свой весомый вклад. Особо хочу отметить созданный силами "Ростелекома" и ученых СПбГУТ стандарт промышленного Интернета вещей (IIoT), который лег в основу первого международного стандарта в данной сфере.
Какие главные задачи поставили избравшие Вас главы администрации связи перед РСС на четырехлетний период?
К 2023 году администрации пришли к единодушному мнению, что в РСС необходимы изменения. За последние годы существенно изменился политический климат в мире, на смену режимам наибольшего благоприятствования пришло самозакрытие многих рынков и политика изоляции. Одновременно во многих странах-участницах произошел резкий рост уровня развития ИКТ, что легко увидеть по международным рейтингам. В странах нашего региона наблюдается наличие или развитие руководящих концепций цифровой трансформации, наши страны прилагают много усилий для построения и расширения необходимой современной ИТ-инфраструктуры, привлекаются квалифицированные человеческие ресурсы для осуществления процесса трансформации, когда как обеспечение кибербезопасности, цифровой инфраструктуры, а также управление, координация и регулирование всех этих процессов также являются для них ключевыми приоритетами. Одна из задач, которая была передо мной поставлена, − привести структуру Исполкома (ИК) и рабочих органов РСС в соответствие вызовам времени. И это действительно важно: мы должны стать сильнее. Это идеология не противостояния, а адаптации. Необходимо находить точки роста в новых условиях.
Претерпел ли изменения кадровый состав Исполкома РСС за период с вашего вступления в должность?
Уже на первой встрече с коллективом мы наметили программу преобразований на полгода. Я не из тех руководителей, кто любит махать шашкой. Я сказал: "Мы должны учиться вместе". Под этим девизом прошли полгода нашей совместной работы. Первым результатом стало то, как было подготовлено и прошло заседание высшего органа РСС 4 июня в Минске.
Конечно, не обошлось без новых назначений, они необходимы для решения поставленных перед нами задач и заполнения лакун, образовавшихся в работе ИК. В частности, с приходом в Исполнительный комитет М.Р.Большаковой энергично заработало важнейшее направление по работе с МСЭ, Всемирным почтовым союзом (ВПС), другими международными организациями.
Добавлю, мы впервые открываем отделение ИК РСС за пределами России − в Ташкенте (Узбекистан). Удобное с логистической точки зрения расположение Отделения позволит сделать его центром подготовки для работы в МСЭ и ВПС кадров из стран Центральной Азии. Наличие отделения за пределами России будет также содействовать и укреплению финансовой стабильности РСС.
В марте текущего года Вы говорили о планах преобразования Совета операторов электросвязи и инфокоммуникаций РСС. Как продвигается эта работа?
Действительно, из всех рабочих органов Содружества к этому Совету было больше всего вопросов. Было рассмотрено несколько вариантов повышения динамики его работы, и мы решили сфокусироваться на потребностях самих операторов. Это вопросы транзита трафика и связанных с ним взаиморасчетов, строительства новой региональной инфраструктуры связи, реализация экспортного потенциала компаний, обмен опытом работы созданных в российском телекоме индустриальных центров компетенций (ИЦК). Три оператора, возглавляющие ИЦК − "Ростелеком", ГП КС и "ЭР-Телеком" − являются членами Совета, поэтому тема импортозамещения телеком-оборудования на национальном уровне была бы логичным элементом его работы. В ближайшее время мы планируем провести переговоры с рядом российских вендоров, чтобы привлечь в состав данного Совета.
Какие шаги предпринимает РСС для укрепления позиций ее стран-членов в МСЭ? Так, впервые за многие десятилетия Россия с 2022 года не входит в состав Совета МСЭ.
Вскоре после моего избрания мы провели первую официальную встречу с генеральным секретарем МСЭ Дорин Богдан-Мартин в штаб-квартире Союза, в ходе которой были обсуждены статус и перспективы сотрудничества между Союзом и Содружеством. Разговор был в достаточной степени доверительным, чему способствовал многолетний опыт взаимодействия с госпожой Богдан-Мартин в период ее работы на различных должностях в генеральном секретариате Союза. Нами были затронуты, в том числе, и проблемы, с которыми сталкивается РСС в работе с МСЭ в виду наблюдаемой в последнее время острой политизации дискуссий в Союзе со стороны ряда развитых стран. Нами была подчеркнута необходимость соблюдения положений Устава и Конвенции МСЭ, недопущение дискриминации кандидатов на посты по национальному признаку и политизации работы Союза в целом.
Не секрет, что в последние годы Россия и другие страны не только нашего региона в МСЭ сталкиваются с политическим давлением. Администрации связи РСС уделяют данному вопросу большое внимание и прилагают все возможные усилия для поддержки друг друга в этот непростой период. Это один трек укрепления позиций наших стран в МСЭ.
Другой трек − это активное выдвижение от нашего Содружества кандидатов на руководящие посты в рабочих органах МСЭ, в частности, Исследовательских комиссиях (ИК) Секторов радиосвязи, развития электросвязи и стандартизации электросвязи. У нас сегодня обеспечена высокая вовлеченность кандидатов, подчеркну, не только от России, но и многих других стран региона. В наших странах выросла целая плеяда специалистов высокого профессионального уровня, которым вполне по плечу такие задачи. Сегодня мы можем отбирать кандидатов от РСС для выдвижения на международные посты на конкурсной основе.
В Женеве мы встретились также с постоянными представителями стран-участниц РСС при Отделении ООН в Женеве, обсудив перспективы вовлечения и укрепления вклада экспертов из постпредств в нашу общую работу. В этом контексте полагаю важным отметить также, что Совет глав АС РСС принял 4 июня решение об открытии в Женеве Представительства Содружества при МСЭ и ВПС.
Вы упомянули Совет МСЭ. Это репрезентативный орган в состав которого на четыре года выбирают на региональной основе 48 из 193 государств-членов Союза для решения текущих вопросов управления МСЭ в период между проведением заседаний Полномочной конференции, высшего органа МСЭ, созываемого раз в четыре года всеми его государствами-членами. Действительно, традиционно, Россия всегда проходила в состав его членов, обеспечивая полноценное представительство мнений всех администраций связи наших стран в МСЭ. Вместе с тем, необходимый барьер на выборах преодолевали и другие страны нашего региона, так Азербайджанская Республика является членом Совета МСЭ, представляя РСС, набрав необходимое количество голосов на Полномочных конференциях 2018 и 2022 годов.
Что касается Совета, то сегодня наши усилия сконцентрированы на том, чтобы по результатам Полномочной конференции 2026 года РСС было представлено в Совете МСЭ по возможности большим количеством стран, чем сегодня. В целом, мы можем претендовать на пять мест и конкурируем со странами Восточной Европы. Аналогичные цели мы ставим и в предстоящих в 2026 году выборах в Радиорегламентарный комитет.
Какие наиболее важные результаты были достигнуты РСС на Всемирной конференции радиосвязи 2023 года?
Уже на предшествовавшей ВКР-23 Ассамблее радиосвязи был острый момент в связи с резолюцией по любительским спутниковым службам − ряд стран запросил для этих радиослужб серьезные защитные полосы, которые затрагивали интересы навигационных систем: ГЛОНАСС и китайской BeiDou. Совместными усилиями удалось найти компромиссное решение по уменьшенным защитным полосам, которое не ущемило работу ГЛОНАСС и BeiDou на глобальной основе, но позволило ассамблее принять эту резолюцию. Надо отметить и кадровый успех РСС на той же АР-23: представитель России В.А.Стрелец был переизбран на пост председателя ИК-4 Бюро радиосвязи МСЭ-R на новый четырехлетний срок. Это комиссия по спутниковым системам − важной теме для нашего региона, и все страны РСС отстаивали необходимость его назначения.
ВКР-23 внесла изменения в Регламент радиосвязи МСЭ, при этом для РСС в числе ключевых из них отмечу идентифицикацию полосы частот для развития международной подвижной электросвязи (IMT), что будет иметь решающее значение для развития услуг мобильной связи IMT(4G, 5G и 6G). Этот новый спектр включает полосы 3300–3400, 3600–3800, 4800–4990 и 6425–7125 МГц в различных странах и регионах. ВКР-23 также определила полосы частот в диапазонах 2 и 2,6 ГГц для использования базовых станций IMT на высотных платформах (HIBS) и установила правила их эксплуатации. Эта технология предлагает новую платформу для обеспечения мобильной широкополосной связи с минимальной инфраструктурой, используя те же частоты и устройства, что и мобильные сети IMT. HIBS может способствовать преодолению цифрового разрыва в отдаленных районах и поддержанию связи во время ЧС.
4 июня 2024 года в Минске состоялось совместное 60-е заседание Совета глав администраций связи – участников РСС и 30-е заседание Координационного совета государств – участников СНГ по информатизации при РСС. Это первое заседание высшего органа РСС, которое готовилось ИК РСС под Вашим руководством. Что Вы можете выделить из принятых на нем решений?
Совет глав АС принял решения о создании новых важных органов.
Вижу большие перспективы у "ИТ-Альянса" − объединения ИТ-компаний, ИТ-парков, стартапов, разработчиков компьютерных технологий и игр, организаций по киберспорту в регионе с целью выработки единой политики, а также взаимовыгодного обмена технологиями и повышения экспортного потенциала в Содружестве.
Было принято решение создать "Киберфорум", который должен объединить компании, работающие в области разработки, внедрения, обеспечения и развития решений и технологий кибер- и информационной безопасности с целью выработки единой политики, а также повышения экспортного потенциала в Содружестве.
Создан также Совет по научно-технической политике, подготовке кадров, работе учебных и научно-музейных центров истории связи. Мы кратко назвали его Совет "Наука".
Задачами созываемой консультативной группы экспертов при генеральном директоре РСС по координации РЧС и связи станут содействие приграничной координации частот, рассмотрение вопросов совместного использования спутниковых позиций и ресурсов, содействие двусторонним переговорам по трансграничным переходам, рассмотрение вопросов точек обмена трафиком и др.
Совет глав АС также принял решение об открытии упомянутых ранее Отделения ИК РСС в Ташкенте и Представительства при МСЭ и ВПС.
Расскажите подробнее о Совете "Наука".
Этот рабочий орган объединит представителей вузов, научно-исследовательских организаций и организаций, осуществляющих научную, образовательную и воспитательную музейную деятельность в области истории связи и ИКТ стран-участниц Содружества. В числе задач разработка образовательных программ в области ИТ, телекоммуникаций и ИБ в регионе, профессиональных стандартов, привлечение иностранных студентов в вузы региона из других стран, стажировки студентов на предприятиях-членах Совета операторов. Планируется проводить студенческие форумы, обмен студентами.
Другое направление деятельности Совета − научно-исследовательское. Планируем содействовать внедрению результатов лучших научных работ аспирантов и докторантов на уровне РСС и даже МСЭ. Такой опыт у нас был, но надо поставить его на поток. Будет налажена публикация научных статей в журналах, в состав учредителей которых входит РСС, и не только в них. В ведении новой структуры будет и курирование разработки глоссариев ИКТ на национальных языках. Терминология на английском и русском языках разработана хорошо. Но нам, особенно в рамках ЕАЭС, необходимо формировать единое нормативное поле на разных языках. Сегодня, например, на родственные тюркские языки один и тот же технический термин переводится зачастую совсем по-разному. Решение этого вопроса было мне также поручено по итогам заседания в Минске.
Принципиально новое направление − сохранение исторического наследия связистов, международное сотрудничество в сфере музейного дела. В наших странах имеются и государственные музеи связи, и вузовские. Возможно, кто-то мог бы поделиться дубликатами, чтобы они вошли в фонды таких музеев в других странах.
Председателем Совета "Наука" стал ректор Белорусской государственной академии связи д.т.н., профессор А.О.Зеневич.
Недавно вы подписали меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и РСС. Какие практические результаты может принести взаимодействие РСС и ЕЭК?
Подписанный документ предусматривает создание рабочей группы по взаимодействию и разработке плана совместных мероприятий. Совместная работа намечается, в частности, по таким направлениям, как снижение стоимости роуминга в странах и его последующая отмена; взаимное признание электронной цифровой подписи (ЭЦП); общие правила регулирования доступа и оказания услуг связи низкоорбитальными системами спутниковой связи на негеостационарных орбитах; единые правила регулирования маркетплейсов; разработка и внедрение безопасных технологий искусственного интеллекта и метавселенной; стандартизация ИКТ и техническое регулирование.
Многие из этих вопросов давно поднимаются и нами, и ЕЭК. Коснусь двух первых. Вопрос роуминга непростой, даже между Беларусью и Россией, входящими в Союзное государство, переговоры по его отмене велись довольно долго. Да, с отменой роуминга операторы теряют часть доходов. Но выпадающие доходы могут быть восполнены за счет выручки от цифровых сервисов, от которых абоненты в соседних странах не будут отказываться. Данный вопрос должен быть добавлен в повестку очередного заседания Совета операторов электросвязи и инфокоммуникаций РСС в качестве одного из приоритетов. Наша экспертиза должна помочь ЕЭК быстрее решить этот вопрос в интересах граждан стран нашего региона.
Для нынешнего уровня взаимного проникновения бизнеса стран Евразийского Союза очень значимо также взаимное признание ЭЦП. Я бы сказал, что сегодня это критически важный вопрос для экономики, и наша экспертиза тут также очень важна.
Каким Вам видится будущее РСС?
У нашего Содружества накоплен высокий потенциал решения актуальных задач телекоммуникационного сообщества как на региональном, так и глобальном уровнях. РСС − это экспертный орган, который предоставляет правительствам стран-участниц наилучшие пути развития ИКТ. И РСС − это основной инструмент для защиты общих интересов стран региона в таких вопросах, как радиочастотный спектр, спутниковые орбиты, информационная безопасность и многих других. Поэтому наше Содружество необходимо беречь и укреплять.
Перед нами стоит множество задач, которые важно решить, есть трудности, которые нужно преодолеть, есть цели, которые будут достигнуты, − все это мы делаем, памятуя о том, что главная задача − не просто отвечать вызовам времени, но быть на шаг впереди.
Спасибо за увлекательный рассказ.
С А.С.Бородиным беседовал С.А.Попов
Рассказывает генеральный директор Регионального содружества в области связи
А.С.Бородин
DOI: 10.22184/2070-8963.2024.120.4.8.13
Международная организация Региональное содружество в области связи (РСС), отсчитывающая свою историю с 17 декабря 1991 года, − сегодня один из эффективно работающих органов отраслевого сотрудничества СНГ. 4 июня 2024 года в Минске (Республика Беларусь) состоялось совместное 60-е заседание Совета глав администраций связи (АС) РСС и 30-е заседание Координационного совета государств – участников СНГ по информатизации при РСС, на котором было принято как никогда за последние годы много важных решений. Это мероприятие стало первым заседанием высшего коллегиального органа РСС, которое готовилось коллективом Исполнительного комитета РСС под руководством избранного решением Совета глав АС РСС от 20 ноября 2023 года на четырехлетний срок на пост генерального директора Регионального содружества в области связи Алексея Сергеевича Бородина. ПЕРВАЯ МИЛЯ попросила А.С.Бородина рассказать о том новом, что решения заседания в белорусской столице вносят в работу РСС и о планах развития Содружества на ближайшие четыре года.
Алексей Сергеевич, каким был Ваш профессиональный путь до РСС?
Я получил квалификацию инженера по специальности "Радиосвязь, радиовещание и телевидение" в 2003 году в Академии Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте России (ФАПСИ). В 2019 году получил диплом кандидата технических наук, защитив диссертацию на тему: "Разработка и исследование методов построения сетей связи пятого поколения (5G/IMT-2020)" в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича (СПбГУТ). Являюсь также кандидатом политических наук. Диссертацию на тему "Информационная безопасность в современной России: политологический анализ" защитил в Санкт-Петербургском государственном университете им. А.И.Герцена в 2009 году.
Профессиональную деятельность начал в 2003 году в должности инженера в ФАПСИ. В 2008 году я был принят на работу в компанию "Ростелеком", прошел путь от главного специалиста до руководителя Представительства ПАО "Ростелеком" в Международном союзе электросвязи (МСЭ). В 2022 году перешел на работу во ФГУП "Космическая связь" на должность советника генерального директора, став затем директором Центра обеспечения научно-технической деятельности и международного сотрудничества предприятия.
Если говорить о "карьере" на внешнем контуре, то начиная с 2010 года входил в состав делегаций АС России и РСС на мероприятия МСЭ высокого уровня, а также вел активную деятельность на рабочем уровне Союза, преимущественно в Секторе стандартизации электросвязи МСЭ. Был членом и руководителем ряда рабочих органов РСС и МСЭ − в качестве представителя и координатора от РСС. 2022 год стал для меня знаковым с точки зрения работы на верхнем уровне в МСЭ − мне довелось активно защищать позицию страны на крупнейших мероприятиях Союза в весьма непростой период, когда оказалось, что в ведении специализированного агентства ООН по связи теперь лежат уже и вопросы, как казалось, никак не относящиеся к его официальному мандату.
В сентябре 2023 года моя кандидатура на пост генерального директора РСС была выдвинута администрацией связи России, и решением Совета глав АС РСС № 59/29 от 20 ноября 2023 года меня единогласно избрали на этот пост с 1 января текущего года.
Вы возглавляли Представительство ПАО "Ростелеком" в МСЭ. Что запомнилось из этого периода вашей профессиональной карьеры?
Эта работа дала мне неоценимый профессиональный опыт, который оказался очень важным для моей нынешней деятельности в РСС. "Ростелеком" исторически был лидирующим российским оператором с государственным участием, поэтому на плечи нашего представительства ложились как задачи защиты интересов на международной арене самой компании как бизнес-структуры, так и работа в интересах администрации связи России, а потом уже и всего региона − став председателем Рабочей группы РСС по работе с МСЭ при Комиссии РСС по координации международного сотрудничества я фактически выступал координатором от региона по подготовке к Полномочной конференции МСЭ 2022 года, заседаниям Совета МСЭ и другим мероприятиям Союза высокого уровня.
В целом, период моей работы в Женеве оказался непростым: я приступил к ней в конце 2013 года, а, как известно, уже в 2014 году геополитическая ситуация в мире существенно усложнилась, что повлияло и на связной сектор. Например, тогда появились первые трудности в межоператорских расчетах, хотя легитимных международных решений о санкциях в отношении российских операторов не было. А вот российские компании, занимающиеся инфобезопасностью, попали под односторонние санкции уже тогда. И мы старались оказать им помощь, имея опыт работы на международной арене.
Тогда стали все заметнее и "трещины" в отношениях в МСЭ между развитыми и развивающимися странами. Собственно, эти проблемы стали ощущаться немного ранее − на Всемирной конференции по международной электросвязи 2012 года, на которой осуществлялся пересмотр Регламента международной электросвязи − там я получил первое "боевое крещение". Тогда мы остро увидели, что в МСЭ возможно блоковое давление на развивающиеся страны, игнорирование их интересов и конъюнктурный односторонний подход к принимаемым решениям. Стало понятно и то, что в международной деятельности быстрых побед не бывает. Нужно кропотливо выстраивать доверительные отношения с партнерами со схожими позициями и интересами. Так, мы хорошо изучили проблемы, беспокоящие коллег из арабских, африканских стран, ряда государств Азии и стремились по возможности их поддерживать. И когда в начале 2022 года международная обстановка еще сильнее обострилась, эта долговременная работа принесла свои плоды.
Хочу отметить и то, что период моей работы в МСЭ совпал со временем экспоненциального роста телекоммуникационных технологий. Это сети 5G, квантовые коммуникации, телеприсутствие, Интернет вещей, элементы технологий искусственного интеллекта (ИИ) и многое другое. Тогда начала разрабатываться концепция "Сетей 2030". В те десять лет в МСЭ был пик создания рабочих органов по новым технологиям. Только по ИИ было сформировано порядка 10 рабочих структур. И отрадно отметить, что Россия и наш регион в целом оказались на острие прогресса. Мы стали не только получателями технической информации от глобальных телекомкомпаний, но внесли свой весомый вклад. Особо хочу отметить созданный силами "Ростелекома" и ученых СПбГУТ стандарт промышленного Интернета вещей (IIoT), который лег в основу первого международного стандарта в данной сфере.
Какие главные задачи поставили избравшие Вас главы администрации связи перед РСС на четырехлетний период?
К 2023 году администрации пришли к единодушному мнению, что в РСС необходимы изменения. За последние годы существенно изменился политический климат в мире, на смену режимам наибольшего благоприятствования пришло самозакрытие многих рынков и политика изоляции. Одновременно во многих странах-участницах произошел резкий рост уровня развития ИКТ, что легко увидеть по международным рейтингам. В странах нашего региона наблюдается наличие или развитие руководящих концепций цифровой трансформации, наши страны прилагают много усилий для построения и расширения необходимой современной ИТ-инфраструктуры, привлекаются квалифицированные человеческие ресурсы для осуществления процесса трансформации, когда как обеспечение кибербезопасности, цифровой инфраструктуры, а также управление, координация и регулирование всех этих процессов также являются для них ключевыми приоритетами. Одна из задач, которая была передо мной поставлена, − привести структуру Исполкома (ИК) и рабочих органов РСС в соответствие вызовам времени. И это действительно важно: мы должны стать сильнее. Это идеология не противостояния, а адаптации. Необходимо находить точки роста в новых условиях.
Претерпел ли изменения кадровый состав Исполкома РСС за период с вашего вступления в должность?
Уже на первой встрече с коллективом мы наметили программу преобразований на полгода. Я не из тех руководителей, кто любит махать шашкой. Я сказал: "Мы должны учиться вместе". Под этим девизом прошли полгода нашей совместной работы. Первым результатом стало то, как было подготовлено и прошло заседание высшего органа РСС 4 июня в Минске.
Конечно, не обошлось без новых назначений, они необходимы для решения поставленных перед нами задач и заполнения лакун, образовавшихся в работе ИК. В частности, с приходом в Исполнительный комитет М.Р.Большаковой энергично заработало важнейшее направление по работе с МСЭ, Всемирным почтовым союзом (ВПС), другими международными организациями.
Добавлю, мы впервые открываем отделение ИК РСС за пределами России − в Ташкенте (Узбекистан). Удобное с логистической точки зрения расположение Отделения позволит сделать его центром подготовки для работы в МСЭ и ВПС кадров из стран Центральной Азии. Наличие отделения за пределами России будет также содействовать и укреплению финансовой стабильности РСС.
В марте текущего года Вы говорили о планах преобразования Совета операторов электросвязи и инфокоммуникаций РСС. Как продвигается эта работа?
Действительно, из всех рабочих органов Содружества к этому Совету было больше всего вопросов. Было рассмотрено несколько вариантов повышения динамики его работы, и мы решили сфокусироваться на потребностях самих операторов. Это вопросы транзита трафика и связанных с ним взаиморасчетов, строительства новой региональной инфраструктуры связи, реализация экспортного потенциала компаний, обмен опытом работы созданных в российском телекоме индустриальных центров компетенций (ИЦК). Три оператора, возглавляющие ИЦК − "Ростелеком", ГП КС и "ЭР-Телеком" − являются членами Совета, поэтому тема импортозамещения телеком-оборудования на национальном уровне была бы логичным элементом его работы. В ближайшее время мы планируем провести переговоры с рядом российских вендоров, чтобы привлечь в состав данного Совета.
Какие шаги предпринимает РСС для укрепления позиций ее стран-членов в МСЭ? Так, впервые за многие десятилетия Россия с 2022 года не входит в состав Совета МСЭ.
Вскоре после моего избрания мы провели первую официальную встречу с генеральным секретарем МСЭ Дорин Богдан-Мартин в штаб-квартире Союза, в ходе которой были обсуждены статус и перспективы сотрудничества между Союзом и Содружеством. Разговор был в достаточной степени доверительным, чему способствовал многолетний опыт взаимодействия с госпожой Богдан-Мартин в период ее работы на различных должностях в генеральном секретариате Союза. Нами были затронуты, в том числе, и проблемы, с которыми сталкивается РСС в работе с МСЭ в виду наблюдаемой в последнее время острой политизации дискуссий в Союзе со стороны ряда развитых стран. Нами была подчеркнута необходимость соблюдения положений Устава и Конвенции МСЭ, недопущение дискриминации кандидатов на посты по национальному признаку и политизации работы Союза в целом.
Не секрет, что в последние годы Россия и другие страны не только нашего региона в МСЭ сталкиваются с политическим давлением. Администрации связи РСС уделяют данному вопросу большое внимание и прилагают все возможные усилия для поддержки друг друга в этот непростой период. Это один трек укрепления позиций наших стран в МСЭ.
Другой трек − это активное выдвижение от нашего Содружества кандидатов на руководящие посты в рабочих органах МСЭ, в частности, Исследовательских комиссиях (ИК) Секторов радиосвязи, развития электросвязи и стандартизации электросвязи. У нас сегодня обеспечена высокая вовлеченность кандидатов, подчеркну, не только от России, но и многих других стран региона. В наших странах выросла целая плеяда специалистов высокого профессионального уровня, которым вполне по плечу такие задачи. Сегодня мы можем отбирать кандидатов от РСС для выдвижения на международные посты на конкурсной основе.
В Женеве мы встретились также с постоянными представителями стран-участниц РСС при Отделении ООН в Женеве, обсудив перспективы вовлечения и укрепления вклада экспертов из постпредств в нашу общую работу. В этом контексте полагаю важным отметить также, что Совет глав АС РСС принял 4 июня решение об открытии в Женеве Представительства Содружества при МСЭ и ВПС.
Вы упомянули Совет МСЭ. Это репрезентативный орган в состав которого на четыре года выбирают на региональной основе 48 из 193 государств-членов Союза для решения текущих вопросов управления МСЭ в период между проведением заседаний Полномочной конференции, высшего органа МСЭ, созываемого раз в четыре года всеми его государствами-членами. Действительно, традиционно, Россия всегда проходила в состав его членов, обеспечивая полноценное представительство мнений всех администраций связи наших стран в МСЭ. Вместе с тем, необходимый барьер на выборах преодолевали и другие страны нашего региона, так Азербайджанская Республика является членом Совета МСЭ, представляя РСС, набрав необходимое количество голосов на Полномочных конференциях 2018 и 2022 годов.
Что касается Совета, то сегодня наши усилия сконцентрированы на том, чтобы по результатам Полномочной конференции 2026 года РСС было представлено в Совете МСЭ по возможности большим количеством стран, чем сегодня. В целом, мы можем претендовать на пять мест и конкурируем со странами Восточной Европы. Аналогичные цели мы ставим и в предстоящих в 2026 году выборах в Радиорегламентарный комитет.
Какие наиболее важные результаты были достигнуты РСС на Всемирной конференции радиосвязи 2023 года?
Уже на предшествовавшей ВКР-23 Ассамблее радиосвязи был острый момент в связи с резолюцией по любительским спутниковым службам − ряд стран запросил для этих радиослужб серьезные защитные полосы, которые затрагивали интересы навигационных систем: ГЛОНАСС и китайской BeiDou. Совместными усилиями удалось найти компромиссное решение по уменьшенным защитным полосам, которое не ущемило работу ГЛОНАСС и BeiDou на глобальной основе, но позволило ассамблее принять эту резолюцию. Надо отметить и кадровый успех РСС на той же АР-23: представитель России В.А.Стрелец был переизбран на пост председателя ИК-4 Бюро радиосвязи МСЭ-R на новый четырехлетний срок. Это комиссия по спутниковым системам − важной теме для нашего региона, и все страны РСС отстаивали необходимость его назначения.
ВКР-23 внесла изменения в Регламент радиосвязи МСЭ, при этом для РСС в числе ключевых из них отмечу идентифицикацию полосы частот для развития международной подвижной электросвязи (IMT), что будет иметь решающее значение для развития услуг мобильной связи IMT(4G, 5G и 6G). Этот новый спектр включает полосы 3300–3400, 3600–3800, 4800–4990 и 6425–7125 МГц в различных странах и регионах. ВКР-23 также определила полосы частот в диапазонах 2 и 2,6 ГГц для использования базовых станций IMT на высотных платформах (HIBS) и установила правила их эксплуатации. Эта технология предлагает новую платформу для обеспечения мобильной широкополосной связи с минимальной инфраструктурой, используя те же частоты и устройства, что и мобильные сети IMT. HIBS может способствовать преодолению цифрового разрыва в отдаленных районах и поддержанию связи во время ЧС.
4 июня 2024 года в Минске состоялось совместное 60-е заседание Совета глав администраций связи – участников РСС и 30-е заседание Координационного совета государств – участников СНГ по информатизации при РСС. Это первое заседание высшего органа РСС, которое готовилось ИК РСС под Вашим руководством. Что Вы можете выделить из принятых на нем решений?
Совет глав АС принял решения о создании новых важных органов.
Вижу большие перспективы у "ИТ-Альянса" − объединения ИТ-компаний, ИТ-парков, стартапов, разработчиков компьютерных технологий и игр, организаций по киберспорту в регионе с целью выработки единой политики, а также взаимовыгодного обмена технологиями и повышения экспортного потенциала в Содружестве.
Было принято решение создать "Киберфорум", который должен объединить компании, работающие в области разработки, внедрения, обеспечения и развития решений и технологий кибер- и информационной безопасности с целью выработки единой политики, а также повышения экспортного потенциала в Содружестве.
Создан также Совет по научно-технической политике, подготовке кадров, работе учебных и научно-музейных центров истории связи. Мы кратко назвали его Совет "Наука".
Задачами созываемой консультативной группы экспертов при генеральном директоре РСС по координации РЧС и связи станут содействие приграничной координации частот, рассмотрение вопросов совместного использования спутниковых позиций и ресурсов, содействие двусторонним переговорам по трансграничным переходам, рассмотрение вопросов точек обмена трафиком и др.
Совет глав АС также принял решение об открытии упомянутых ранее Отделения ИК РСС в Ташкенте и Представительства при МСЭ и ВПС.
Расскажите подробнее о Совете "Наука".
Этот рабочий орган объединит представителей вузов, научно-исследовательских организаций и организаций, осуществляющих научную, образовательную и воспитательную музейную деятельность в области истории связи и ИКТ стран-участниц Содружества. В числе задач разработка образовательных программ в области ИТ, телекоммуникаций и ИБ в регионе, профессиональных стандартов, привлечение иностранных студентов в вузы региона из других стран, стажировки студентов на предприятиях-членах Совета операторов. Планируется проводить студенческие форумы, обмен студентами.
Другое направление деятельности Совета − научно-исследовательское. Планируем содействовать внедрению результатов лучших научных работ аспирантов и докторантов на уровне РСС и даже МСЭ. Такой опыт у нас был, но надо поставить его на поток. Будет налажена публикация научных статей в журналах, в состав учредителей которых входит РСС, и не только в них. В ведении новой структуры будет и курирование разработки глоссариев ИКТ на национальных языках. Терминология на английском и русском языках разработана хорошо. Но нам, особенно в рамках ЕАЭС, необходимо формировать единое нормативное поле на разных языках. Сегодня, например, на родственные тюркские языки один и тот же технический термин переводится зачастую совсем по-разному. Решение этого вопроса было мне также поручено по итогам заседания в Минске.
Принципиально новое направление − сохранение исторического наследия связистов, международное сотрудничество в сфере музейного дела. В наших странах имеются и государственные музеи связи, и вузовские. Возможно, кто-то мог бы поделиться дубликатами, чтобы они вошли в фонды таких музеев в других странах.
Председателем Совета "Наука" стал ректор Белорусской государственной академии связи д.т.н., профессор А.О.Зеневич.
Недавно вы подписали меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и РСС. Какие практические результаты может принести взаимодействие РСС и ЕЭК?
Подписанный документ предусматривает создание рабочей группы по взаимодействию и разработке плана совместных мероприятий. Совместная работа намечается, в частности, по таким направлениям, как снижение стоимости роуминга в странах и его последующая отмена; взаимное признание электронной цифровой подписи (ЭЦП); общие правила регулирования доступа и оказания услуг связи низкоорбитальными системами спутниковой связи на негеостационарных орбитах; единые правила регулирования маркетплейсов; разработка и внедрение безопасных технологий искусственного интеллекта и метавселенной; стандартизация ИКТ и техническое регулирование.
Многие из этих вопросов давно поднимаются и нами, и ЕЭК. Коснусь двух первых. Вопрос роуминга непростой, даже между Беларусью и Россией, входящими в Союзное государство, переговоры по его отмене велись довольно долго. Да, с отменой роуминга операторы теряют часть доходов. Но выпадающие доходы могут быть восполнены за счет выручки от цифровых сервисов, от которых абоненты в соседних странах не будут отказываться. Данный вопрос должен быть добавлен в повестку очередного заседания Совета операторов электросвязи и инфокоммуникаций РСС в качестве одного из приоритетов. Наша экспертиза должна помочь ЕЭК быстрее решить этот вопрос в интересах граждан стран нашего региона.
Для нынешнего уровня взаимного проникновения бизнеса стран Евразийского Союза очень значимо также взаимное признание ЭЦП. Я бы сказал, что сегодня это критически важный вопрос для экономики, и наша экспертиза тут также очень важна.
Каким Вам видится будущее РСС?
У нашего Содружества накоплен высокий потенциал решения актуальных задач телекоммуникационного сообщества как на региональном, так и глобальном уровнях. РСС − это экспертный орган, который предоставляет правительствам стран-участниц наилучшие пути развития ИКТ. И РСС − это основной инструмент для защиты общих интересов стран региона в таких вопросах, как радиочастотный спектр, спутниковые орбиты, информационная безопасность и многих других. Поэтому наше Содружество необходимо беречь и укреплять.
Перед нами стоит множество задач, которые важно решить, есть трудности, которые нужно преодолеть, есть цели, которые будут достигнуты, − все это мы делаем, памятуя о том, что главная задача − не просто отвечать вызовам времени, но быть на шаг впереди.
Спасибо за увлекательный рассказ.
С А.С.Бородиным беседовал С.А.Попов
Отзывы читателей
eng


