DOI: 10.22184/2070-8963.2024.121.5.46.51

Национальная сеть электронных коммуникаций − неотъемлемая составляющая базовой сетевой инфраструктуры, одна из систем жизнеобеспечения страны. В условиях санкций, иных проблем новой геополитической реальности особую значимость приобретают вопросы обеспечения ее бесперебойной и качественной работы, снижение вероятности проявления связанных с телекоммуникациями системных рисков и угроз инфраструктурного характера. В статье обсуждается Стратегия развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #5/2024
Б.А.Ластович
Современные телекоммуникации и новая реальность
Просмотры: 357
DOI: 10.22184/2070-8963.2024.121.5.46.51

Национальная сеть электронных коммуникаций − неотъемлемая составляющая базовой сетевой инфраструктуры, одна из систем жизнеобеспечения страны. В условиях санкций, иных проблем новой геополитической реальности особую значимость приобретают вопросы обеспечения ее бесперебойной и качественной работы, снижение вероятности проявления связанных с телекоммуникациями системных рисков и угроз инфраструктурного характера. В статье обсуждается Стратегия развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года.
Современные телекоммуникации и новая реальность

Б.А.Ластович, эксперт Международной академии связи /
blastovich@mail.ru
От редакции: статья публикуется в порядке дискуссии

УДК 654, DOI: 10.22184/2070-8963.2024.121.5.46.51

Национальная сеть электронных коммуникаций – неотъемлемая составляющая базовой сетевой инфраструктуры, одна из систем жизнеобеспечения страны. В условиях санкций, иных проблем новой геополитической реальности особую значимость приобретают вопросы обеспечения ее бесперебойной и качественной работы, снижение вероятности проявления связанных с телекоммуникациями системных рисков и угроз инфраструктурного характера. В статье обсуждается Стратегия развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года.

Введение
Современный этап развития цивилизации, основанный на цифровых преобразованиях, стал возможным благодаря, в том числе, очередной технологической революции в сфере телекоммуникаций, перехода от аналоговых к цифровым широкополосным конвергентным сетям электросвязи. Современные сети формируют цифровое пространство стран и мира в целом, в котором любой пользователь практически в любом месте может получить неограниченный перечень коммуникационных сервисов, благ интернета. Создана возможность повсеместного применения цифровых решений, повышающих эффективность экономики и качество жизни людей.
Сегодня человечество уже не может обойтись без этих благ, онлайн-сервисов, современных распределенных систем управления, множества технологических и иных прикладных решений с применением ИКТ. Миллиарды людей на планете постоянно используют новые виды коммуникаций, такие как мессенджеры, социальные сети, имеют доступ ко множеству видов и форм различного рода информационных, образовательных и развлекательных ресурсов. Все это требует подключения к сетям связи, охватывающим сегодня все страны и континенты и создающим возможность доступа к цифровому пространству для 93% населения планеты.
В нашей стране, согласно статистике Минцифры России, количество договоров на подвижный широкополосный доступ к сети связи превышает 160 млн. Это наши смартфоны и другие гаджеты. К этому надо добавить еще 35 млн фиксированных подключений – Wi-Fi-роутеры и компьютеры в домохозяйствах.
С развитием электронных коммуникаций и все более широким распространением ИКТ растет не только наша зависимость от них, но также вероятность и "цена" системных, инфраструктурных рисков и угроз, которые могут проявляться во всех без исключения сферах и случаях использования электронных коммуникаций и ИКТ. В сложившейся в нашей стране новой реальности эта вероятность многократно возросла.
Причина тому – весьма существенная зависимость телекоммуникаций от иностранного оборудования, сетевых решений и программного обеспечения, на поставку и поддержку которых наложены запреты. В обычных политических условиях такая зависимость – общепринятая мировая практика. В виду высокого технологического уровня, сложности и стои­мости производства аппаратно-программного комплекса электронных коммуникаций и необходимости постоянного инновационного его обновления поставлять такую продукцию может только небольшое число специализированных, зачастую транснациональных компаний, обладающих необходимой научной, конструкторской и технологической базой, ресурсами и многолетним опытом, а также сложившимися связями с поставщиками комплектующих. Да и спрос на эту продукцию имеет свои ограничения.
В нашей стране таких глобальных компаний нет, а полное импортозамещение по приведенным причинам невозможно. В былые времена для снижения инфраструктурных рисков сетевое оборудование просто закупалось у разных фирм.
Необходимо особо отметить, что на протяжении прошедшего с момента введения санкций времени сети связи в России работали достаточно стабильно, не произошло и ожидаемого резкого подъема тарифов. Так беспокоившие операторов в 2022 году проблемы решаются, во многом благодаря активным действиям тех же операторов. Остается только пожелать им и всем нам, как их абонентам, чтобы такая ситуация сохранялась и в дальнейшем.
Но электронные коммуникации – сверхсложная система, программно-аппаратные комплексы которых состоят из миллионов критически важных составляющих, а случайностей, ужесточения санкций исключать нельзя. В России одних только базовых станций на сотовых сетях около 700 тыс. Кто даст гарантии их исправности на период, пока соответствующее отечественное производство наберет обороты? Критичным для национальной сети, цифровой инфраструктуры страны является и отказ иностранных вендоров от поддержки аппаратно-программного комплекса наших сетей в ходе их эксплуатации. Выполнение связанных с этим работ без участия компаний-разработчиков требует длительного времени и значительных средств на подготовку и переучивание ИТ-специалистов, что само по себе стало непростой задачей.
Имеются и внутренние проблемы, множащие риски. К примеру, отсутствие продуманных решений, планов действий по обеспечению надежности и устойчивости национальной сети связи при чрезвычайных ситуациях в условиях рынка. Такие решения должны предусматриваться еще при проектировании единой сети и уточняться по ходу ее развития. У нас же новая сеть формировалась стихийно, частным, в значительной степени иностранным, капиталом и по рыночным стимулам. Отрицательное влияние оказывает и сложившаяся практика "упреждающего регулирования", что связано с участием компетентных органов, устанавливающих нормы предписывающего характера без учета их влияния на надежность и устойчивость сети, на бизнес операторов связи.
Вопросы регулирования
В сложившихся сегодня условиях главной задачей государства, его отраслевого регулятора в области связи становится не перспективное развитие, а обеспечение исправности, работоспособности единой сети связи Российской Федерации через создание необходимых для этого условий, поскольку прямое управление, командные методы в условиях рынка не работают. Заметим, что это тоже вопросы регулирования сектора электросвязи/ИКТ, они в компетенции национального регулятора, а не владельцев частных сетей, поскольку речь идет о национальной сети в целом. И практика регулирования не может сводиться только к принятию множества изменений и дополнений к действующему законодательству, как это происходит сегодня.
В новой реальности преодоление постоянно возникающих проблем требует от регулятора высокого профессионализма, комплексного подхода к решению системных задач и опыта для быстрого реагирования на возникающие критические ситуации в масштабах всей страны, а также взаимодействия с отраслевой наукой.
Российская Федерация, пожалуй, одна из немногих стран в мире, где национальным регулятором в сфере электросвязи/ИКТ еще со времен Госплана и аналоговых сетей остается все тоже министерство, несколько раз переименованное. Спустя более четверти века после приватизации телекоммуникаций регулирование сектора все еще находится на этапе перехода к рынку. Тогда как во всех развитых и большинстве развивающихся стран мира с появлением рынка услуг связи и распространением ИКТ были созданы независимые (в том числе и от имеющей свои интересы исполнительной власти) профессиональные, национальные регулирующие органы, работающие в тесном контакте с наукой, с парламентами и правительствами. А организация регулирования вышла уже на четвертый-пятый этап его совершенствования, против нашего первого-второго. Стоит ли удивляться, что по эффективности специализированного регуляторного органа Россия находится в самом конце международного рейтинга ITU Regulatory tracker [1], среди слаборазвитых стран.
Следует иметь в виду, что сравнение с другими странами здесь необходимо в чисто практических целях, так как телекоммуникации (электросвязь) изначально имеют всемирный характер, строятся по единым международным стандартам, на одних и тех же или совместимых технологиях, единых подходах к построению сетей и регулированию, организации взаиморасчетов, что предполагает согласованные действия всех стран в этой сфере и обязательную унификацию понятийного аппарата. Напомним, координирует эти действия Международный союз электросвязи (МСЭ), который был создан еще в 1867 году. С 1947 года – это специализированное учреждение ООН. Россия – один из учредителей и союза, объединяющего сегодня почти все страны мира.
Для выработки согласованных решений МСЭ проводит раз в четыре года Всемирные конференции по радиосвязи и по развитию телекоммуникаций, Полномочные конференции. Несколько реже – конференции по политике в области связи и ежегодно – симпозиумы для национальных регуляторов. В функции Минцифры, как администрации связи РФ, входит организация участия нашей страны в подготовке и проведении этих мероприятий. Именно там можно внести актуальные предложения, отстоять интересы нашего государства при выработки общих решений. Эта работа требует высокого профессионализма, постоянных контактов с МСЭ и обязательного привлечения научно-исследовательских учреждений.
Несколько слов о современных национальных сетях
Во всех странах они строятся по единому принципу "плоской" архитектуры, разрабатываемой на основе научных исследований и расчетов с учетом географических, экономических, демографических, оборонных и иных особенностей и потребностей страны. Конечной целью этих изысканий и расчетов являются оптимизация решений по достижению заранее просчитанных параметров национальной сети и требований к цифровой инфраструктуре, а также минимизации связанных с ней рисков и оценки перспектив развития. По этим же принципам организуется и онлайн-мониторинг единой сети, ее эксплуатация, управление потоками трафика, развитие в целом и на каждом частном участке в отдельности.
В плоских сетях отсутствует иерархическая "магистральная сеть", нет и прямого соединения абонентов. Пакеты данных между немногими сетевыми узлами обмена трафиком автоматически адресуются по многим равноценным линиям и направлениям, количество и пропускная способность которых рассчитываются исходя из общих для всей сети условий и параметров, и прежде всего, ее надежности и устойчивости. В этом, кстати, и изначальный замысел разработки интернета, как технологии, позволяющей при значительных (до определенного предела) повреждениях линий и сооружений сохранять связь в системе, где она используется.
Заметим, что с учетом географических и иных особенностей России надежность ее существующей сети нельзя считать приемлемой. Все еще не построе­на трансарктическая ВОЛС, которая замкнула бы кольцо единой сети вдоль северной границы страны. Отсутствует основополагающая, научно обоснованная схема размещения сетевых узлов, и, соответственно, не рассчитана их необходимая связность. До настоящего времени не выработана концепция, определяющая принципы построения и архитектуру широкополосной национальной сети Российской Федерации. Отсутствует, по видимому, и реальная схема построения существующей сети.
До 2000-х годов этими и многими другими системными вопросами занимался созданный еще в 1918 году по указанию Ленина Центральный НИИ связи во взаимодействии с академической и вузовской наукой, в контакте с МСЭ. В 2018 году к его 100-летию была выпущена почтовая марка, а сегодня этого института в числе подведомственных Минцифры России учреждений не значится. Оптимизировали.
О кадровом потенциале чиновников
Как видим, стратегия развития и совершенствования инфраструктуры связи, национальной сети, цифровой инфраструктуры страны давно и настоятельно необходима. Она должна высветить имеющиеся проблемы, наметить пути и способы их решения для достижения четко обозначенных целей, призванных обеспечить нужды государства, экономики, общества с учетом перспектив развития страны.
Поэтому не мог не вызвать интереса подготовленный Минцифры России и утвержденный в ноябре 2023 года Правительством РФ программный документ, призванный, по своему названию, ответить на эти вопросы: Стратегия развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года [2] (далее – Стратегия).
Но его текст с первых же строк вызывает недо­умение: "Документ направлен на "формирование перспективного и конкурентоспособного облика отрасли связи". Согласно толковому словарю русского языка облик − это внешний вид, наружность. То есть это стратегия придания связи перспективной наружности. Как это понимать? И как эта наружность может быть перспективной, с кем или с чем она должна конкурировать? К сожалению, и дальнейший 80-страничный текст составлен в таком же, если можно так выразиться, бытовом стиле, не соответствующем уровню и назначению документа.
Не может не обратить на себя внимание проявившаяся в Стратегии тревожная тенденция снижения профессионального уровня его составителей, чиновников регулятора, роль которого сегодня выполняет Минцифры России, готовивших этот официальный документ. Проявления этой тенденции в отношении телекоммуникаций усматривались и ранее в ряде официальных документов и нашли свое отражение в аналитических записках нашей академии. Такая тенденция, если она действительно имеет место, не может не сказаться на уровне решения стоящих перед регулятором задач и безусловно повышает угрозы для связи, всей цифровой инфраструктуры страны.
На примерах из текста Стратегии приведем ряд свидетельств отставания в регулировании и недостаточной профессиональной некомпетентности бюрократов, влекущие за собой дополнительные риски для одной из систем жизнеобеспечения России в сложный для страны период.
Название документа не соответствует его содержанию. В подобного рода документах определение связи, как отрасли принято относить только к ее экономическим аспектам (см. Перечень отраслей экономики РФ) с обязательным учетом всех ее видов, включая почтовую, фельдегерскую и специальную, чего нет. И не должны учитываться средства хранения и обработки информации, ЦОДы, другие связанные с телекоммуникациями, но выходящие за пределы определенных законом о связи "средств связи", что имеет место в тексте. Определение "Отрасли связи" приведено на первой странице документа, оно многословно, но не понятно. Фактически же содержание документа относится не к связи, как таковой и некой "отрасли", а только к телекоммуникациям, электросвязи. Все разделы посвящены только им, но этот общепринятый и всем понятный термин не применяется, вместо него – все та же непонятная "Отрасль связи".
Здесь, безотносительно к Стратегии, целе­сообразно отметить, что в международных документах, в программах и планах других стран этот общепринятый термин уже лет двадцать дополняется сокращением ИКТ: "Телекоммуникации и информационно-коммуникационные технологии", "Электросвязь/ИКТ". Смысл такого дополнения в том, что электронные коммуникации создают и обеспечивают возможность дальнейшего, цифрового развития через повсеместное применение ИКТ, физической основой которых они являются. Это нашло свое отражение даже в документах самого высокого международного уровня, например, в Резолюции 70/1 Генеральной ассамблеи ООН [3], содержащей цели устойчивого развития на период до 2030 года. В ней отмечено, что ИКТ – одно из основных средств достижения этих целей.
В рассматриваемом же документе, как и ряде других, включая нормативные правовые акты (НПА) последних лет, сокращение ИКТ фактически не используется, а если и упоминается, то без понимания его базовой значимости для цифровых преобразований. Отметим также, что сохранившийся в России со времен электрической телеграфной связи термин "Электросвязь" уже не соответствует современному смыслу. В международных документах вместо традиционного "Телекоммуникации" все чаще применяется современный – "Электронные коммуникации".
В разделе II Стратегии приведено еще одно определение: "Отрасль связи является обеспечивающей отраслью и предоставляет свои услуги для граждан, бизнеса и государственного сектора с использованием высокотехнологичного оборудования, которое производится радиоэлектронной промышленностью". Не комментируя само предложение, отметим, что здесь, как и в ряде действующих НПА, отражено главное, давно сложившееся в России и отрицательно влияющее на развитие как телекоммуникаций, так и всех сфер их использования заблуждение: отношение к связи, как к рядовой, не самой значимой "отрасли", поставляющей на рынок свои услуги.
Можно привести много примеров отрицательных последствий этого заблуждения. Один из них – это организация регулирования сферы электросвязи/ИКТ после приватизации по принципу: "Рынок все решит". Он и решает, на коммерческой основе и в интересах владельцев крупных сетей и их иностранных вендоров.
Связь – вовсе не "обслуживающая отрасль" и не сфера услуг. Это одна из систем жизнеобеспечения, часть базовой инфраструктуры государства. Ни одна другая "отрасль", оборона и безопасность, управление страной, каждый ее житель без связи обойтись не могут. И она не может сводится к торговле услугами, к неведомому "гражданскому применению", к рыночным стимулам развития. Подтверждений тому множество, к примеру, технологические системы, системы управления всех уровней и назначения, оборона и безопасность, многие другие жизненно необходимые, но не приносящие прямой выгоды. Всем потребителям, включая и самих чиновников, необходимо не "применение отрасли", не рынок ее услуг, а наличие связи как удовлетворяющего их потребности средства коммуникаций. Все остальное – вторично.
Современные конвергентные широкополосные сети электросвязи являются неотъемлемой частью базовой, сетевой инфраструктуры государств, наравне с транспортом и сетями энергоснабжения, которые, кстати, тоже не могут работать без современной электросвязи. Нельзя не учитывать и того, что с ними связаны системные риски, которые могут проявиться где угодно, чему все мы периодически являемся свидетелями или пострадавшими, в то время как любая услуга локальна. Однако одно из основных понятий в современных телекоммуникациях – "Широкополосные сети" – у нас фактически не используется. Тогда как именно эти сети являются пространственной основой "Информационно-коммуникационной инфраструктуры" страны, (она же "Цифровая инфраструктура", реже "ИКТ-инфраструктура"), которая является технологической основой цифрового развития и по определению должна удовлетворять нужды и потребности государства, экономики, социума, создавать условия для дальнейшего прогресса. В рассматриваемой Стратегии, и не только в ней слово "инфраструктура" используется едва ли не в десятке разных значений, но не в основном, общепринятом в мире.
Формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры – первая из целей и задач программных документов по цифровому развитию во многих странах. К примеру, в Программе по развитию и сотрудничеству в сфере цифровой экономики стран G20 (Россия в этом клубе состоит) первым из приоритетов, необходимых условий общего развития и роста названо "Ускорение строительства сетевой инфраструктуры и облегчение подключения к ней". Для этого необходимо "развивать широкополосные сети, а также повышать их пропускную способность и качество услуг".
Во взятой для примера Стратегии на далекой 56 странице тоже имеется раздел III "Цели, приоритеты и задачи развития отрасли связи. Изложенные там две "цели" ничего, относящегося к развитию, не содержат. Это:
"предоставление „качественных, современных и конкурентоспособных услуг связи и доступа к сети „Интернет“ для удовлетворения потребностей граждан, бизнеса и государства… ". Но это не цель развития к 2035 году, а назначение телекоммуникаций, которое реализуется и сегодня. И если "доступ к сети Интернет" услугой связи не считается, то что это?;
"построение на основе российских телекоммуникационных систем и оборудования современной информационной инфраструктуры Российской Федерации, обеспечивающей национальный контроль и устойчивость единой сети электросвязи Российской Федерации". Как это понимать? Не "информационная", но информационно-коммуникационная инфраструктура существует в нашей стране уже более четверти века, с 90-х, и именно на основе российской системы – единой национальной сети связи, без этого не было бы и Рунета. И что такое "национальный контроль" сети?
Здесь отражена еще одна отечественная странность или предвзятость. По непонятной причине в центре внимания нашего регулятора не электросвязь/ИКТ и цифровая инфраструктура, как технологическая основа прогресса страны, а информационные технологии, распространение которых в отсутствие коммуникационной составляющей, развитой современной сети электронных коммуникаций невозможно. Эти технологии, как и любые другие – только методы и средства реализации множества конкретных, в данном случае информационных процессов и цифровых решений, где они применяются наряду с другими. Сами по себе они никакой ценности не имеют, хотя в официальных документах Минцифры России тоже называются "отраслью".
Нельзя согласится и с игнорированием нашими чиновниками того юридически закрепленного факта, что сеть связи страны одна, функционально едина и иной быть не может, (см. Ст. 12 ФЗ "О связи"). Этот факт отражает и термин "национальная сеть", в наших НПА не применяющийся. В Стратегии, в изменениях и дополнениях к закону о связи последнего времени приводятся, иногда через запятую, понятия "Сеть связи общего пользования" и "Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет". Но если первое имеется в глоссарии Закона о связи, то что обозначает второе? Ведь никакой другой общедоступной телекоммуникационной сети не существует.
Что должен делать оператор, которого закон обязывает отвечать за то, чего нет? С профессиональной точки зрения "интернет" это лишь название самой распространенной, но не единственной технологией организации сетей пакетной коммутации с использованием стека протоколов TCP/IP. А нормативного определения наиболее часто употребляемого термина "Интернет" в России до настоящего времени не существует, и каждый понимает его по-своему.
Игнорирование принципа единой сети влечет за собой, в частности, применение в Стратегии, в НПА неверно трактуемых понятий таких, например, как "фиксированная связь" или сеть, "мобильная связь" или сеть. В рассматриваемом тексте таких сетей четыре. Тогда как существует лишь одна общедоступная сеть, которая и реализует то, что и обозначает термин "связь": коммуникации, обмен информацией между людьми, машинами, системами. Что же касается приведенных выше понятий, то это не разные виды связи, а различные способы организации "последней мили", линий доступа пользователей к единой сети. Общепринятые термины "сети подвижного доступа", "сети фиксированного доступа" имеют только локальный и технологический смыслы, а также экономический – в части разделения абонентов по способу подключения. Но это не самостоятельные сети электросвязи и не отдельная "связь".
К сожалению, с большой долей уверенности можно утверждать, что составители Стратегии не вникают, как реально устроена существующая сеть связи России, каковы первоочередные и перспективные задачи ее совершенствования. Не предлагаются и четкие ориентиры ее развития, по старинке все ограничивается цифрами по росту охвата связью населенных пунктов.
Видимо, не много известно составителям Стратегии и об актуальных, ежегодно обновляемых на Всемирных симпозиумах регуляторов "Руководящих указаниях", рекомендациях по организации регулирования сектора электросвязи/ИКТ для достижения конечных экономических, социальных и иных целей их применения. Подтверждением тому служат, в частности, невразумительные, по мнению автора статьи, положения, приведенные в разделе IV Стратегии "Нормативное регулирование":
"Нормативное регулирование отрасли связи построено на регулировании отдельных сетей связи (элементов сетей связи) в зависимости от оказываемых на них услугах связи…". То есть признается, что все регулирование сводится к командованию операторами, владельцами частных сетей, и это "регулирование носит разрешительный характер". А как же национальная сеть, цифровая инфраструктура страны? Рынок решит?;
"Для обеспечения устойчивого функционирования сетей связи необходимо ввести понятие "первичная сеть связи", включающее в себя средства связи и линии связи, предназначенные для оказания услуг связи, и установить требования к таким сетям и их операторам (владельцам). Первичная сеть связи представляет собой совокупность ресурсов, выполняющих функции транспортирования в телекоммуникационных сетях". Что это, как не свидетельство отсутствия даже элементарных профессиональных знаний?
Заключение
Можно согласиться с тем, что нашим чиновникам сложно понять содержание и смыслы "Европейского Кодекса электронных коммуникаций", результата многолетнего труда и опыта связистов и юристов стран ЕС. Но то, что составителям утвержденного правительством и обязательного к исполнению программного документа по развитию связи России не известны определения и положения действующего Закона РФ "О связи", связанных с ним подзаконных актов, представляется недопустимым.
Разрешение проблем в условиях, в которых сегодня оказались отечественные телекоммуникации, требует от национального регулятора высокопрофессио­нального комплексного подхода и системных решений организационного, технологического, финансового, иного характера, причем любая ошибка будет множить риски и угрозы работоспособности национальной сети, которые могут проявиться во всех сферах и случаях ее использования. Способность авторов текста Стратегии и их руководителей избежать таких ошибок не может не вызывать сомнения.
ЛИТЕРАТУРА
ITU Regulatory tracker. [Электронный ресурс]. URL: https://app.gen5.digital/tracker/about?_gl=1*s90uhc*_ga*MTk3MzQ5NjU0NC4xNzIxMzA5MjEw*_ga_27GW57NRWK*MTcyMTMwOTIxMC4xLjAuMTcyMTMwOTIxMC4wLjAuMA.. (дата обращения: 18.07.2024).
Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2023 г. № 3339-р. Об утверждении Стратегии развития отрасли связи РФ на период до 2035 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/Pc7fHuejbNvqv17b0RJNv0RIqTo20lUV.pdf (дата обращения: 18.07.2024).
Резолюции 70/1 Генеральной ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/407358666/ (дата обращения: 18.07.2024).
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art