Выпуск #6/2024
С.Л.Портной, С.Е.Никитин, Н.С.Клюев, Г.Д.Антошкин, Ш.Р.Сахаутдинов
Разработка LLS-симулятора сети связи ВСЖМ на основе технологии 802.11ax
Разработка LLS-симулятора сети связи ВСЖМ на основе технологии 802.11ax
Просмотры: 967
DOI: 10.22184/2070-8963.2024.122.6.62.68
Скорость движения составов на высокоскоростных железнодорожных магистралях не позволяет использовать классические сети беспроводной железнодорожной связи, требуется проектирование, моделирование и реализация систем связи нового поколения. Одним из оптимальных решений в этой области является создание железнодорожных сетей беспроводной связи на основе использования технологии radioEthernet в составе сетей типа Trackside Network. В статье описаны разработка и реализация программной модели LLS (link-level simulator) сети железнодорожной беспроводной связи на основе технологии radioEthernet 802.11ax.
Скорость движения составов на высокоскоростных железнодорожных магистралях не позволяет использовать классические сети беспроводной железнодорожной связи, требуется проектирование, моделирование и реализация систем связи нового поколения. Одним из оптимальных решений в этой области является создание железнодорожных сетей беспроводной связи на основе использования технологии radioEthernet в составе сетей типа Trackside Network. В статье описаны разработка и реализация программной модели LLS (link-level simulator) сети железнодорожной беспроводной связи на основе технологии radioEthernet 802.11ax.
Теги: lls model of the railway wireless communication network lls model of the railway wireless communication network railway radioethernet railway wireless communication trackside network железнодорожная беспроводная связь модель lls сети железнодорожной беспроводной связи сети trackside network
Разработка LLS-симулятора сети связи ВСЖМ на основе технологии 802.11ax
С.Л.Портной, д.т.н., проф. Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ, научный консультант ООО "РадиоГигабит" / sportnoy@hse.ru,
С.Е.Никитин, ст. преподаватель МИЭМ НИУ ВШЭ, младший инженер-исследователь ООО "РадиоГигабит" / snikitin@hse.ru,
Н.С.Клюев, студент НИУ ВШЭ, стажер ООО "РадиоГигабит" / nsklyuev@edu.hse.ru,
Г.Д.Антошкин, студент НИУ ВШЭ, стажер ООО "РадиоГигабит" / gdantoshkin@edu.hse.ru,
Ш.Р.Сахаутдинов, студент НИУ ВШЭ, стажер ООО "РадиоГигабит" / shrsakhautdinov@edu.hse.ru
УДК 621.391, DOI: 10.22184/2070-8963.2024.122.6.62.68
Скорость движения составов на высокоскоростных железнодорожных магистралях (ВСЖМ) не позволяет использовать классические сети беспроводной железнодорожной связи, требуется проектирование, моделирование и реализация систем связи нового поколения. Одним из оптимальных решений в этой области является создание железнодорожных сетей беспроводной связи на основе использования технологии radioEthernet в составе сетей типа Trackside Network (TSN). В статье описаны разработка и реализация программной модели LLS (link-level simulator) сети железнодорожной беспроводной связи на основе технологии radioEthernet 802.11ax.
Введение
С увеличением спроса на высокоскоростные железнодорожные магистрали обеспечение производительности в реальном времени становится ключевым вопросом в области сетей железнодорожной беспроводной связи. Традиционные технологии обеспечения связи "поезд – земля" (например, технология второго поколения GSM-R) не соответствуют требованию высокой производительности сети при больших скоростях движения состава.
Одним из ведущих направлений создания современных систем связи на ВСЖМ и на классических железнодорожных маршрутах является развертывание сетей класса Trackside Network, использующих технологию radioEthernet (Wi-Fi). Несмотря на изначально ограниченную применимость технологии radioEthernet в сценариях установления связи с движущимися объектами, эта технология остается предпочтительной для сетей TSN [1] по нескольким причинам: высокая достижимая пропускная способность сети из-за использования широкого нелицензируемого диапазона частот, open-source-подход при разработке технологии, большое число изготовителей оборудования и взаимная совместимость решений многих вендоров.
При этом Wi-Fi подвержена влиянию значительного количества помех, вызываемых преимущественно затуханием сигнала с удалением поезда от базовых станций (БС) и частотным сдвигом, возникающим вследствие эффекта Доплера и вносящим большое количество помех в модуляцию OFDM (OFDMA), классическую для технологии Wi-Fi. В связи с этим перед реализацией сетей TSN необходимо проведение комплексного моделирования работы сети в различных сценариях (скорость состава, количество составов на одном участке пути и проч.). Общий подход к моделированию работы сетей железнодорожной связи был рассмотрен в предыдущей работе авторов [2].
В данной статье рассматриваются разработка и реализация программной модели LLS (link-level simulator) сети железнодорожной беспроводной связи на основе технологии radioEthernet 802.11ax.
Обзор структуры передатчика в стандарте 802.11ax
Согласно стандарту IEEE 802.11ax [3] передатчик типа HE (High-Efficiency) включает в себя ряд технических и информационных полей, применяющихся в различных комбинациях при генерации передаваемого сигнала. Стандарт предполагает возможность передачи данных с использованием четырех типов пакетов PPDU (Physical Layer Protocol Data Unit): HE SU PPDU, HE MU PPDU, HE ER SU PPDU и HE TB PPDU. Модель передатчика была разработана для моделирования передачи HE MU PPDU (High-Efficiency Multi-User PPDU) с учетом возможности одновременного присутствия на одном участке пути двух составов.
Структура HE MU PPDU представлена на рис.1.
Основную сложность при моделировании передатчика HE MU PPDU представляет OFDMA-модуляция, которая является расширением модуляции OFDM до совместного использования доступной полосы пропускания несколькими пользователями. Для корректного разделения доступного частотного диапазона в модели необходимо учитывать схему RU allocation, показывающую распределение доступной полосы пропускания между пользователями и подробно описанную в стандарте [3].
Так, для схемы с нулевым индексом каждый подканал шириной 20 МГц разбивается на девять сегментов по 26 поднесущих с данными в каждой с выделением одного сегмента на одного пользователя. Принцип разбиения полосы пропускания на подканалы, распределения по ним RU и определения количества RU выделяемых на пользователя приведены в [1] в нижней части табл.27–26.
В стандарте 802.11ax описаны 12 схем модуляции и кодирования (mcs), использующие различные виды созвездий модуляции и скорости кодирования. Всего в стандарте приведены 56 вариаций деления mcs в зависимости от ширины полосы пропускания (табл.27–55 – 27–111 [3]), однако они отличаются преимущественно комбинациями типа созвездия модуляции и скорости кодирования.
В ходе работы над моделированием передатчика была реализована программная генерация полей HE MU PPDU (см. рис.2).
Обзор алгоритмов кодирования и декодирования информации с помощью BCC и LDPC кодов
В стандарте [3] предусмотрено использование кодов BCC (Block Convolutional Code) и LDPC (Low-Density Parity-Check) для реализации помехоустойчивого кодирования со скоростями 1/2, 2/3, 5/6, 3/4.
Кодирование BCC выполняется с помощью семи регистров и генеративных полиномов (1011011) и (1111001) в двоичной системе счисления. Это дает закодированную последовательность со скоростью кода 1/2. Для получения других скоростей кода выполняется процедура выкалывания битов. Декодирование последовательности выполняется после обратного выкалывания (если скорость кода не равна 1/2) с помощью алгоритма Витерби с soft (мягким) или hard (жестким) решением.
Кодирование битовой последовательности с помощью LDPC-кодов происходит за счет умножения исходной последовательности на порождающую матрицу G. Декодирование осуществляется путем применения алгоритма SPA (sum-product algorithm) к битовой последовательности. Выбор данного алгоритма основывается на данных, полученных в ходе исследования и сравнении эффективности алгоритмов декодирования SPA, min-sum и bit-flipping, результаты которого приведены в [4].
Подход к моделированию
Моделирование установления соединения "поезд – земля" в рамках LLS 802.11ax осуществляется в три этапа:
Общая детализированная блок-схема LLS приведена на рис.3.
Обзор реализованных моделей канала беспроводной связи и эквалайзера
В ходе проведения работы в дополнение к модели стандартного канала с АБГШ (аддитивным белым гауссовским шумом) были реализованы и протестированы модели канала с доплеровским сдвигом, а также модели 3GPP HST Single Tap и SFN.
Для канала с доплеровским сдвигом частотный сдвиг передаваемого сигнала осуществляется после OFDM-модуляции по формуле:
txCFO(t) = tx(t) · exp(1i · 2 · pi · fCFO · t), (1)
где вектор временных отсчетов t определяется как
(2)
где fCFO – значение доплеровского частотного сдвига;
N – число отсчетов txCFO(t);
ΔF,HE – разнос поднесущих;
Nfft – число поднесущих в OFDM-модуляции.
Для канала с доплеровским сдвигом также была реализована функция эквалайзера с "идеальным" знанием канала при равном доплеровском сдвиге для всех поднесущих по центральной точке окна Фурье (середине каждого OFDM-символа).
(3)
где вектор временных отсчетов t определяется согласно выражению (2).
Вектор временных отсчетов i-го OFDM-символа определяется по формулам (4) и (5).
ti | ti = T, T ∈ N, i · NCP + (i-1) · Nfft – 1 ≤ T ≤ i · (NCP + Nfft), (4)
ai | ai = A, A ∈ N, (i–1) · (NCP + Nfft) + 1 ≤ T ≤ i · NCP + (i–1) · Nfft. (5)
Центральная точка окна Фурье определяется согласно:
. (6)
На рис.4 приведен пример сигнального созвездия после модуляции, внесения шума и частотного сдвига и эквалайзинга для QAM64.
Модель HST-SFN основана на предположении о неограниченном количестве базовых станций, расположенных вдоль трассы на расстоянии Dmin от путей и Ds друг от друга (см. рис.5).
Местоположение k-той БС может быть вычислено по формуле:
xk = k · Ds + j · Dmin, (7)
где k принимает значения от – ∞ до + ∞.
Местоположение поезда определяется по выражению:
y = a + j · 0 = v · t + j · 0, (8)
где v – скорость состава.
Данное выражение учитывает предположение о прямолинейности пути следования состава.
Сигнал на состав приходит с ближайших N базовых станций, то есть влияние на соединение оказывают БС, соответствующие условию (9):
k · Ds – N/2 · Ds ≤ a ≤ k · Ds + N/2 · Ds. (9)
Общее количество приходящих МЛК задается количеством БС, передающих сигнал на состав в каждый момент времени. Таким образом, модель не позволяет оценить непосредственно многолучевое распространение сигнала, сводя его оценку к вычислению суммы сигналов, пришедших с нескольких базовых станций. Это предположение позволяет значительно снизить вычислительную мощность, требующуюся для расчета характеристик канала.
Мощность сигнала с k-той БС, нормализованная относительно общей получаемой мощности, задается формулой:
(10)
при k · Ds – 2 · Ds ≤ a ≤ k · Ds + 2 · Ds.
Доплеровский сдвиг сигнала, приходящего на абонентское устройство в поезде с k-той БС, определяется по формуле:
(11)
при k · Ds – 2 · Ds ≤ a < k · Ds + 2 · Ds.
Относительная задержка получения сигнала с k-той БС определяется выражением:
(12)
при k · Ds – 2 · Ds ≤ a < k · Ds + 2 · Ds.
Текущие результаты
На момент написания данной статьи были реализованы и отлажены:
Исходя из реализованных блоков LLS были проведены симуляции для следующих сценариев:
Заключение
Продемонстрированы результаты моделирования работы системы связи TSN на основе стандарта IEEE 802.11ax в контексте применения на высокоскоростных железнодорожных магистралях для каналов с АБГШ и доплеровским сдвигом частоты. Дальнейшая работа над LLS-симулятором предполагает проведение симуляций в каналах модели 3GPP HST и более сложных моделях каналов, расширение модели до использования всех блоков передатчика и приемника.
Результаты моделирования могут быть использованы при разработке реальной сети связи для ВСЖМ.
Благодарности
Работа проведена в рамках выполнения проекта ООО "РадиоГигабит". Авторы выражают признательность Трушанину Алексею Юрьевичу за оказанную помощь в выполнении исследований.
ЛИТЕРАТУРА
Farooq J., Soler J. Radio communication for communications-based train control (CBTC): A tutorial and survey // IEEE Commun. Surveys Tut. 2017. Vol. 19. No. 3. PP. 1377–1402.
Portnoy S., Nikitin S., Minkovsky M., Klyuev N., Sakhautdinov S. Modelling approach to convergence trackside railway networks [Электронный ресурс]. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/10617461 (дата обращения: 27.08.2024).
IEEE Standard for Information Technology Telecommunications and Information Exchange between Systems Local and Metropolitan Area Networks−Specific Requirements. Part 11: Wireless LAN Medium Access Control (MAC) and Physical Layer (PHY) Specifications. Amendment 1: Enhancements for High-Efficiency WLAN (Amendment to IEEE Std 802.11-2020). 2021.
Портной С.Л., Никитин С.Е., Волошин А.Д., Антошкин Г.Д. Обзор современных методов реализации помехоустойчивого кодирования в мобильной связи // ПЕРВАЯ МИЛЯ. 2024. № 1. С. 26–40.
PP TS 138 101-4. User Equipment (UE) radio transmission and reception. Part 4: Performance requirements. 2021.
С.Л.Портной, д.т.н., проф. Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ, научный консультант ООО "РадиоГигабит" / sportnoy@hse.ru,
С.Е.Никитин, ст. преподаватель МИЭМ НИУ ВШЭ, младший инженер-исследователь ООО "РадиоГигабит" / snikitin@hse.ru,
Н.С.Клюев, студент НИУ ВШЭ, стажер ООО "РадиоГигабит" / nsklyuev@edu.hse.ru,
Г.Д.Антошкин, студент НИУ ВШЭ, стажер ООО "РадиоГигабит" / gdantoshkin@edu.hse.ru,
Ш.Р.Сахаутдинов, студент НИУ ВШЭ, стажер ООО "РадиоГигабит" / shrsakhautdinov@edu.hse.ru
УДК 621.391, DOI: 10.22184/2070-8963.2024.122.6.62.68
Скорость движения составов на высокоскоростных железнодорожных магистралях (ВСЖМ) не позволяет использовать классические сети беспроводной железнодорожной связи, требуется проектирование, моделирование и реализация систем связи нового поколения. Одним из оптимальных решений в этой области является создание железнодорожных сетей беспроводной связи на основе использования технологии radioEthernet в составе сетей типа Trackside Network (TSN). В статье описаны разработка и реализация программной модели LLS (link-level simulator) сети железнодорожной беспроводной связи на основе технологии radioEthernet 802.11ax.
Введение
С увеличением спроса на высокоскоростные железнодорожные магистрали обеспечение производительности в реальном времени становится ключевым вопросом в области сетей железнодорожной беспроводной связи. Традиционные технологии обеспечения связи "поезд – земля" (например, технология второго поколения GSM-R) не соответствуют требованию высокой производительности сети при больших скоростях движения состава.
Одним из ведущих направлений создания современных систем связи на ВСЖМ и на классических железнодорожных маршрутах является развертывание сетей класса Trackside Network, использующих технологию radioEthernet (Wi-Fi). Несмотря на изначально ограниченную применимость технологии radioEthernet в сценариях установления связи с движущимися объектами, эта технология остается предпочтительной для сетей TSN [1] по нескольким причинам: высокая достижимая пропускная способность сети из-за использования широкого нелицензируемого диапазона частот, open-source-подход при разработке технологии, большое число изготовителей оборудования и взаимная совместимость решений многих вендоров.
При этом Wi-Fi подвержена влиянию значительного количества помех, вызываемых преимущественно затуханием сигнала с удалением поезда от базовых станций (БС) и частотным сдвигом, возникающим вследствие эффекта Доплера и вносящим большое количество помех в модуляцию OFDM (OFDMA), классическую для технологии Wi-Fi. В связи с этим перед реализацией сетей TSN необходимо проведение комплексного моделирования работы сети в различных сценариях (скорость состава, количество составов на одном участке пути и проч.). Общий подход к моделированию работы сетей железнодорожной связи был рассмотрен в предыдущей работе авторов [2].
В данной статье рассматриваются разработка и реализация программной модели LLS (link-level simulator) сети железнодорожной беспроводной связи на основе технологии radioEthernet 802.11ax.
Обзор структуры передатчика в стандарте 802.11ax
Согласно стандарту IEEE 802.11ax [3] передатчик типа HE (High-Efficiency) включает в себя ряд технических и информационных полей, применяющихся в различных комбинациях при генерации передаваемого сигнала. Стандарт предполагает возможность передачи данных с использованием четырех типов пакетов PPDU (Physical Layer Protocol Data Unit): HE SU PPDU, HE MU PPDU, HE ER SU PPDU и HE TB PPDU. Модель передатчика была разработана для моделирования передачи HE MU PPDU (High-Efficiency Multi-User PPDU) с учетом возможности одновременного присутствия на одном участке пути двух составов.
Структура HE MU PPDU представлена на рис.1.
Основную сложность при моделировании передатчика HE MU PPDU представляет OFDMA-модуляция, которая является расширением модуляции OFDM до совместного использования доступной полосы пропускания несколькими пользователями. Для корректного разделения доступного частотного диапазона в модели необходимо учитывать схему RU allocation, показывающую распределение доступной полосы пропускания между пользователями и подробно описанную в стандарте [3].
Так, для схемы с нулевым индексом каждый подканал шириной 20 МГц разбивается на девять сегментов по 26 поднесущих с данными в каждой с выделением одного сегмента на одного пользователя. Принцип разбиения полосы пропускания на подканалы, распределения по ним RU и определения количества RU выделяемых на пользователя приведены в [1] в нижней части табл.27–26.
В стандарте 802.11ax описаны 12 схем модуляции и кодирования (mcs), использующие различные виды созвездий модуляции и скорости кодирования. Всего в стандарте приведены 56 вариаций деления mcs в зависимости от ширины полосы пропускания (табл.27–55 – 27–111 [3]), однако они отличаются преимущественно комбинациями типа созвездия модуляции и скорости кодирования.
В ходе работы над моделированием передатчика была реализована программная генерация полей HE MU PPDU (см. рис.2).
Обзор алгоритмов кодирования и декодирования информации с помощью BCC и LDPC кодов
В стандарте [3] предусмотрено использование кодов BCC (Block Convolutional Code) и LDPC (Low-Density Parity-Check) для реализации помехоустойчивого кодирования со скоростями 1/2, 2/3, 5/6, 3/4.
Кодирование BCC выполняется с помощью семи регистров и генеративных полиномов (1011011) и (1111001) в двоичной системе счисления. Это дает закодированную последовательность со скоростью кода 1/2. Для получения других скоростей кода выполняется процедура выкалывания битов. Декодирование последовательности выполняется после обратного выкалывания (если скорость кода не равна 1/2) с помощью алгоритма Витерби с soft (мягким) или hard (жестким) решением.
Кодирование битовой последовательности с помощью LDPC-кодов происходит за счет умножения исходной последовательности на порождающую матрицу G. Декодирование осуществляется путем применения алгоритма SPA (sum-product algorithm) к битовой последовательности. Выбор данного алгоритма основывается на данных, полученных в ходе исследования и сравнении эффективности алгоритмов декодирования SPA, min-sum и bit-flipping, результаты которого приведены в [4].
Подход к моделированию
Моделирование установления соединения "поезд – земля" в рамках LLS 802.11ax осуществляется в три этапа:
- Программная генерация передаваемого сигнала согласно [3];
- Моделирование внесения помехи в сгенерированный сигнал при прохождении через канал;
- Программные демодуляция и декодирование принятого сигнала.
Общая детализированная блок-схема LLS приведена на рис.3.
Обзор реализованных моделей канала беспроводной связи и эквалайзера
В ходе проведения работы в дополнение к модели стандартного канала с АБГШ (аддитивным белым гауссовским шумом) были реализованы и протестированы модели канала с доплеровским сдвигом, а также модели 3GPP HST Single Tap и SFN.
Для канала с доплеровским сдвигом частотный сдвиг передаваемого сигнала осуществляется после OFDM-модуляции по формуле:
txCFO(t) = tx(t) · exp(1i · 2 · pi · fCFO · t), (1)
где вектор временных отсчетов t определяется как
(2)
где fCFO – значение доплеровского частотного сдвига;
N – число отсчетов txCFO(t);
ΔF,HE – разнос поднесущих;
Nfft – число поднесущих в OFDM-модуляции.
Для канала с доплеровским сдвигом также была реализована функция эквалайзера с "идеальным" знанием канала при равном доплеровском сдвиге для всех поднесущих по центральной точке окна Фурье (середине каждого OFDM-символа).
(3)
где вектор временных отсчетов t определяется согласно выражению (2).
Вектор временных отсчетов i-го OFDM-символа определяется по формулам (4) и (5).
ti | ti = T, T ∈ N, i · NCP + (i-1) · Nfft – 1 ≤ T ≤ i · (NCP + Nfft), (4)
ai | ai = A, A ∈ N, (i–1) · (NCP + Nfft) + 1 ≤ T ≤ i · NCP + (i–1) · Nfft. (5)
Центральная точка окна Фурье определяется согласно:
. (6)
На рис.4 приведен пример сигнального созвездия после модуляции, внесения шума и частотного сдвига и эквалайзинга для QAM64.
Модель HST-SFN основана на предположении о неограниченном количестве базовых станций, расположенных вдоль трассы на расстоянии Dmin от путей и Ds друг от друга (см. рис.5).
Местоположение k-той БС может быть вычислено по формуле:
xk = k · Ds + j · Dmin, (7)
где k принимает значения от – ∞ до + ∞.
Местоположение поезда определяется по выражению:
y = a + j · 0 = v · t + j · 0, (8)
где v – скорость состава.
Данное выражение учитывает предположение о прямолинейности пути следования состава.
Сигнал на состав приходит с ближайших N базовых станций, то есть влияние на соединение оказывают БС, соответствующие условию (9):
k · Ds – N/2 · Ds ≤ a ≤ k · Ds + N/2 · Ds. (9)
Общее количество приходящих МЛК задается количеством БС, передающих сигнал на состав в каждый момент времени. Таким образом, модель не позволяет оценить непосредственно многолучевое распространение сигнала, сводя его оценку к вычислению суммы сигналов, пришедших с нескольких базовых станций. Это предположение позволяет значительно снизить вычислительную мощность, требующуюся для расчета характеристик канала.
Мощность сигнала с k-той БС, нормализованная относительно общей получаемой мощности, задается формулой:
(10)
при k · Ds – 2 · Ds ≤ a ≤ k · Ds + 2 · Ds.
Доплеровский сдвиг сигнала, приходящего на абонентское устройство в поезде с k-той БС, определяется по формуле:
(11)
при k · Ds – 2 · Ds ≤ a < k · Ds + 2 · Ds.
Относительная задержка получения сигнала с k-той БС определяется выражением:
(12)
при k · Ds – 2 · Ds ≤ a < k · Ds + 2 · Ds.
Текущие результаты
На момент написания данной статьи были реализованы и отлажены:
- модель передатчика;
- модели каналов АБГШ, канала с эффектом Доплера;
- некоторые блоки приемника (OFDM-демодуляция, декодеры LDPC и BCC, демодуляция BPSK/QPSK/QAM).
Исходя из реализованных блоков LLS были проведены симуляции для следующих сценариев:
- LDPС FEC + BPSK/QPSK/QAM (демодуляция по алгоритму аппроксимации) в АБГШ канале (см. рис.6);
- BCC FEC + BSPK/QPSK/QAM (демодуляция по алгоритму аппроксимации) в АБГШ канале (см. рис.7 и 8);
- LDPC+constellation+OFDM BER (демодуляция BPSK/QPSK/QAM по алгоритму аппроксимации) vs SNR в канале с АБГШ и Доплеровским сдвигом частоты (на рис.9 показан пример для QAM16 и QAM64);
- BCC+constellation+OFDM BER (демодуляция BPSK/QPSK/QAM по алгоритму аппроксимации) vs SNR в канале с АБГШ и Доплеровским сдвигом частоты (на рис.10 показан пример для QAM16 и QAM64).
Заключение
Продемонстрированы результаты моделирования работы системы связи TSN на основе стандарта IEEE 802.11ax в контексте применения на высокоскоростных железнодорожных магистралях для каналов с АБГШ и доплеровским сдвигом частоты. Дальнейшая работа над LLS-симулятором предполагает проведение симуляций в каналах модели 3GPP HST и более сложных моделях каналов, расширение модели до использования всех блоков передатчика и приемника.
Результаты моделирования могут быть использованы при разработке реальной сети связи для ВСЖМ.
Благодарности
Работа проведена в рамках выполнения проекта ООО "РадиоГигабит". Авторы выражают признательность Трушанину Алексею Юрьевичу за оказанную помощь в выполнении исследований.
ЛИТЕРАТУРА
Farooq J., Soler J. Radio communication for communications-based train control (CBTC): A tutorial and survey // IEEE Commun. Surveys Tut. 2017. Vol. 19. No. 3. PP. 1377–1402.
Portnoy S., Nikitin S., Minkovsky M., Klyuev N., Sakhautdinov S. Modelling approach to convergence trackside railway networks [Электронный ресурс]. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/10617461 (дата обращения: 27.08.2024).
IEEE Standard for Information Technology Telecommunications and Information Exchange between Systems Local and Metropolitan Area Networks−Specific Requirements. Part 11: Wireless LAN Medium Access Control (MAC) and Physical Layer (PHY) Specifications. Amendment 1: Enhancements for High-Efficiency WLAN (Amendment to IEEE Std 802.11-2020). 2021.
Портной С.Л., Никитин С.Е., Волошин А.Д., Антошкин Г.Д. Обзор современных методов реализации помехоустойчивого кодирования в мобильной связи // ПЕРВАЯ МИЛЯ. 2024. № 1. С. 26–40.
PP TS 138 101-4. User Equipment (UE) radio transmission and reception. Part 4: Performance requirements. 2021.
Отзывы читателей
eng


