Форумы TELECOM NETWORKS: Sharing&Engineering, организуемые компанией Connectica Lab с 2011 года, неизменно вызывают интерес как операторов связи и поставщиков оборудования и решений для них, так и представителей российских регуляторных структур. И это не случайно – вопросы совместного использования инфраструктуры и ресурсов, в том числе, радиочастотного, в последние годы стали одними из самых острых для российской отрасли связи.
В этом году программа очередного, четвертого форума TELECOM NETWORKS, состоявшегося 10 сентября, включала, как следует уже из его развернутого названия – F&M Infrastructure, Sharing, Engineering, Development, Outsourcing & Metering, весьма широкий (и, пожалуй, избыточный для однодневного события) круг вопросов. Это стратегические инициативы, сценарии и тенденции развития инфраструктуры сетей, строительство, эксплуатация, аутсорсинг, совместное использование инфраструктуры, ключевые проблемы и факторы развития сетей широкополосного доступа (ШПД) и ряд других. В данной статье затронуты только вопросы, традиционно стоящие в центре внимания данных форумов – инфраструктурные.
Боролись не зря
На трех предыдущих форумах первостепенное внимание было уделено тормозящим развитие бизнеса вопросам регулирования использования операторами радиочастотного спектра (технологической нейтральности, совместному задействованию операторами радиочастот и т.д.). К счастью эти проблемы в значительной мере регулятором решены. К примеру, приказом Минкомсвязи РФ от 04.09.2014 года утвержден новый порядок платы за радиочастотный спектр для сотовой связи, который будет стимулировать операторов развивать сеть, устанавливая дополнительные базовые станции (БС) на уже освоенных территориях. До сих пор же увеличение количества БС и, как следствие, рост зоны охвата населения услугами связи приводило к увеличению размеров этой платы. Еще один пример – бурное развитие в России сетей LTE-1800, увеличивающих доступность высокоскоростного мобильного интернета, как следствие разрешения технологической нейтральности.
Добавим, что выступивший первым на форуме заместитель руководителя Федерального агентства связи (Россвязь) Игорь Чурсин отметил положительные сдвиги именно в совместном использовании сети радиодоступа. Он рассказал, что в 2014 году вступили в силу нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к оборудованию, работающему в режиме RAN Sharing (Radio Access Network Sharing) по совместному использованию сети радиодоступа двумя или несколькими операторами сотовой связи. Это позволило осуществить сертификацию соответствующего оборудования и, как следствие, дало сотовым операторам шанс снизить затраты на строительство и эксплуатацию базовых станций для каждого из использующих общую сеть радиодоступа (БС) за счет перераспределения этих затрат между операторами. С момента вступления в силу указанных НПА Россвязью зарегистрировано пять сертификатов соответствия.
Доступность инфраструктуры –
вопрос выживания
То, что бизнес операторов связи во всем мире находится под давлением, с одной стороны, абонентов, которым требуются все большие скорости, а с другой, агрессивных интернет-компаний, в очередной раз подтвердил Александр Пеберо, старший вице-президент Orange Global, отметив, что бурный рост трафика в сетях всех операторов наблюдается не первый год и будет продолжаться в будущем. По данным компании Cisco, с 2012 года его среднегодовые темпы составляют 23%.
По словам А.Пеберо "большая пятерка" Интернет-компаний (Google, YouTube, Netflix, Amazon и Facebook) и остальные провайдеры контента постоянно увеличивают нагрузку на инфраструктуру операторов связи. Последним, чтобы справиться с этой все усложняющейся задачей, приходится больше и больше наращивать инвестиции в ее развитие. При этом топ-менеджер одного из мировых операторов советует внимательно следить за изменениями действующего законодательства, которые могут как помогать в развитии операторского бизнеса, так и усложнять его.
Практически все участники конференции не сомневались, что операторы нуждаются в дополнительной поддержке государства для развития сетей. Какой она должна быть сегодня?
На этот раз в центре обсуждения оказались нерешенные проблемы, связанные с доступом к инфраструктуре. Как подчеркнул директор по планированию и развитию сетей компании "ВымпелКом" Юрий Маленков, доступность инфраструктуры – вопрос выживания операторов связи на серьезно изменившемся рынке.
Он отметил, что с 2008 года российский рынок мобильных услуг резко замедлил темпы своего роста. Если с 2002 по 2008 год он вырос на 38%, за следующие 5 лет рост составил 7%. В последующие 5 лет прирост доходов ожидается не выше 2%. При этом трафик мобильной передачи данных в сетях операторов большой тройки каждый год увеличивается в 2 раза. А он требует от операторов наращивания как эксплуатационных, так и капитальных затрат.
По словам Ю.Маленкова согласно данным официальной отчетности ВымпелКома, МегаФона и МТС, их капитальные затраты с 2009 по 2013 год выросли в 1,5 раза. Во столько же возросли за этот период и операционные расходы. Напомним, при увеличении выручки на 7%! Понятно, что перед операторами остро стоит задача сокращения затрат. Основной вклад в операционные расходы, по словам Ю.Маленкова, вносит аренда технологических позиций. Примерно 74% этих средств приходится на коммерческие организации.
Для нормального ведения телекоммуникационного бизнеса необходимо снизить стоимость аренды, в чем могло бы помочь государство. Как отметила Светлана Алексеева из департамента регуляторного обеспечения сети компании МТС, к основным причинам, препятствующим размещению оборудования сотовой связи на принадлежащих государству объектах, относятся сложные и повторяющие друг друга процедуры согласования, а также отсутствие утвержденного механизма по оформлению договорных правоотношений на уровне того или иного министерства (ведомства). Для упрощения аренды государственного имущества необходимо работать над совершенствованием нормативно-правовой базы.
У операторов большой тройки в связи с этим есть несколько совместных предложений. Необходимо разработать единый порядок предоставления в аренду государственных и муниципальных зданий, сооружений и земельных участков. Также нужно наделить фактических пользователей госимущества полномочиями по предоставлению объектов только для размещения и строительства сетей и сооружений связи в аренду на срок 11 месяцев с ежегодной пролонгацией. Данные изменения необходимо утвердить на уровне Правительства РФ, при этом установив сроки рассмотрения заявок о предоставлении имущества в аренду и направления проектов договоров на согласование собственнику. Также операторское сообщество предлагает сформулировать единые требования к пакету документов на аренду таких объектов, ограничив его заявкой о заключении договора, разрешением на использование радиочастот, а также санитарно-эпидемиологическим заключением на установку передающего радиотехнического устройства.
При этом сами операторы не сидят, сложа руки. Так, как рассказал Ю.Маленков, летом текущего года ВымпелКом запустил программу по сокращению операционных издержек на аренду технологических позиций, рассчитанную до 2017 года. Ее стратегическая цель – изменить подход к взаимодействию с арендодателями. Одним из первых шагов оператора к ее достижению стал запуск специального раздела корпоративного сайта, в котором любой владелец собственности может разместить заявку о готовности сдать в аренду тот или иной объект. В компании рассчитывают, что это снизит затраты на аренду сайтов.
Еще один непростой инфраструктурный вопрос – доступ операторов фиксированной связи в жилые многоквартирные дома. Для обеспечения услуг связи в многоквартирных зданиях оборудование оператора должно быть установлено на объектах общей собственности. С одной стороны, решение о размещении оборудования связи на общей собственности жилого дома должно быть принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа собственников помещений (п. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ). С другой, право на доступ к информации гарантировано гражданам Конституцией, а значит, все попытки ограничить его под предлогом несогласия собственника жилья на "вход" операторов доступа на его территорию не требуется, считает Наталия Великородная, руководитель управления по совершенствованию отраслевого законодательства компании МТС.
Сложности с допуском операторов в дома приводят:
•для государства – к замедлению темпов цифровизации страны;
•для граждан – к невозможности получать услуги у желаемого оператора связи и к росту стоимости услуг вследствие увеличения расходов операторов;
•для операторов – к большим организационным затратам, затягиванию сроков строительства сетей связи, потере запланированных доходов.
По мнению Н.Великородной гражданин должен иметь возможность выбирать оператора связи, отвечающего его потребностям, а свободный доступ к объектам общей собственности жилого дома – это условие развития конкуренции на рынке оказания услуг связи. Договора с жильцом об оказании услуги должно быть достаточно для размещения оборудования связи на общем имуществе многоквартирного дома при наличии технической возможности и безопасности проекта.
Для претворения этого тезиса в жизнь предлагается внести соответствующие изменения в ФЗ "О связи" и ЖК РФ.
Н.Великородная подняла еще один больной для операторов вопрос, связанный с многоквартирными домами, – проблему электроснабжения оборудования. По ее словам, для технологического присоединения необходимо заявление в сетевую организацию от собственника или владельца жилья, нет единой ставки оплаты за техприсоединение, требуется обязательное подключение оборудования связи к приборам учета и организация передачи показаний приборов учета энергетикам. Как следствие, в среднем у операторов связи только затраты на установку и обслуживание электросчетчиков составляют на одного абонента 855 рублей или около 30% среднегодового дохода оператора.
В связи с этим МТС предлагает закрепить возможность для оператора связи самостоятельно инициировать технологическое присоединение, установить адекватную плату за техприсоединение оборудования связи, разрешить подключение маломощного неэнергоемкого оборудования связи к коллективному (общедомовому) прибору учета, а объем энергии, потребленной оборудованием связи, рассчитывать на основании величины средней расчетной нагрузки, указанной в проекте. Это потребует корректировки отдельных подзаконных актов в области энергетики.
Заметим, что "придти" в дом оператору не достаточно. Надо на высоком уровне наладить последующую работу с абонентами. Как отметила Ольга Сигида, коммерческий директор компании "Горсвязь", аутсорсинг сетей ШПД – надежный инструмент повышения лояльности клиента, так важной на высококонкурентном рынке. Абонента в наши дни не может устроить долгое дозванивание в колл-центр и длительное ожидание решения его проблем, зачастую – в несколько итераций.
Горсвязь, специализирующаяся на аутсорсинге, осуществляет в режиме одного окна такие услуги, как подключение клиента к сети ШПД, скорая компьютерная помощь, абонентский ремонт, линейный ремонт. Абонент получает все за один визит специалиста, что существенно повышает его лояльность к оператору.
Вместе – выгоднее
Не осталась без внимания и традиционная для форума тема совместного использования телекоммуникационной инфраструктуры. По мнению Алексея Подрябинникова, коммерческого директора компании "Русские башни", этот рынок переходит в фазу зрелости: взаимодействие со специализированными инфраструктурными компаниями стало для операторов рутинным процессом. Если А.Подрябинников говорил о совместном использовании башен, то начальник лаборатории МНИТИ Михаил Загнетко обратил внимание на возможности совместного использования уникальной транспортной радиорелейной сети ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть". Рассчитанная на передачу телесигнала, она обеспечивает высокие показатели надежности и низкую задержку передачи.
Еще одно современное инфраструктурное решение – столбы двойного назначения. Оно стало весьма востребованным сотовыми операторами, поскольку в мегаполисах установка новых антенно-мачтовых сооружений на земле уже практически невозможна. Как рассказал Валерий Шахматов, руководитель службы управления и экспертной поддержки строительства сети компании "ВымпелКом", один из оптимальных путей – модернизация существующих опор других владельцев для размещения термоконтейнеров с базовыми станциями. Один из плюсов решения для оператора – отсутствие необходимости в "легализации" опоры, поскольку она находится на балансе Горсвета или Гортранса.
На сети ВымпелКома используются два таких решения. Первое – установка вместо существующей опоры освещения/контактной сети нового столба высотой 27 м, второе – наращивание 9-метровой осветительной опоры до 12 м трубостойкой.
Данный метод успешно используется этим оператором в Москве. Но коммунальные предприятия не всегда готовы идти операторам связи навстречу. Например, по словам В.Шахматова, санкт-петербургский Горсвет в качестве условия предоставления мест на опорах освещения выставил требование занятия не менее 500 таких столбов. Так что и тут есть резервы для благожелательного к развитию связи регулирования.
В этом году программа очередного, четвертого форума TELECOM NETWORKS, состоявшегося 10 сентября, включала, как следует уже из его развернутого названия – F&M Infrastructure, Sharing, Engineering, Development, Outsourcing & Metering, весьма широкий (и, пожалуй, избыточный для однодневного события) круг вопросов. Это стратегические инициативы, сценарии и тенденции развития инфраструктуры сетей, строительство, эксплуатация, аутсорсинг, совместное использование инфраструктуры, ключевые проблемы и факторы развития сетей широкополосного доступа (ШПД) и ряд других. В данной статье затронуты только вопросы, традиционно стоящие в центре внимания данных форумов – инфраструктурные.
Боролись не зря
На трех предыдущих форумах первостепенное внимание было уделено тормозящим развитие бизнеса вопросам регулирования использования операторами радиочастотного спектра (технологической нейтральности, совместному задействованию операторами радиочастот и т.д.). К счастью эти проблемы в значительной мере регулятором решены. К примеру, приказом Минкомсвязи РФ от 04.09.2014 года утвержден новый порядок платы за радиочастотный спектр для сотовой связи, который будет стимулировать операторов развивать сеть, устанавливая дополнительные базовые станции (БС) на уже освоенных территориях. До сих пор же увеличение количества БС и, как следствие, рост зоны охвата населения услугами связи приводило к увеличению размеров этой платы. Еще один пример – бурное развитие в России сетей LTE-1800, увеличивающих доступность высокоскоростного мобильного интернета, как следствие разрешения технологической нейтральности.
Добавим, что выступивший первым на форуме заместитель руководителя Федерального агентства связи (Россвязь) Игорь Чурсин отметил положительные сдвиги именно в совместном использовании сети радиодоступа. Он рассказал, что в 2014 году вступили в силу нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к оборудованию, работающему в режиме RAN Sharing (Radio Access Network Sharing) по совместному использованию сети радиодоступа двумя или несколькими операторами сотовой связи. Это позволило осуществить сертификацию соответствующего оборудования и, как следствие, дало сотовым операторам шанс снизить затраты на строительство и эксплуатацию базовых станций для каждого из использующих общую сеть радиодоступа (БС) за счет перераспределения этих затрат между операторами. С момента вступления в силу указанных НПА Россвязью зарегистрировано пять сертификатов соответствия.
Доступность инфраструктуры –
вопрос выживания
То, что бизнес операторов связи во всем мире находится под давлением, с одной стороны, абонентов, которым требуются все большие скорости, а с другой, агрессивных интернет-компаний, в очередной раз подтвердил Александр Пеберо, старший вице-президент Orange Global, отметив, что бурный рост трафика в сетях всех операторов наблюдается не первый год и будет продолжаться в будущем. По данным компании Cisco, с 2012 года его среднегодовые темпы составляют 23%.
По словам А.Пеберо "большая пятерка" Интернет-компаний (Google, YouTube, Netflix, Amazon и Facebook) и остальные провайдеры контента постоянно увеличивают нагрузку на инфраструктуру операторов связи. Последним, чтобы справиться с этой все усложняющейся задачей, приходится больше и больше наращивать инвестиции в ее развитие. При этом топ-менеджер одного из мировых операторов советует внимательно следить за изменениями действующего законодательства, которые могут как помогать в развитии операторского бизнеса, так и усложнять его.
Практически все участники конференции не сомневались, что операторы нуждаются в дополнительной поддержке государства для развития сетей. Какой она должна быть сегодня?
На этот раз в центре обсуждения оказались нерешенные проблемы, связанные с доступом к инфраструктуре. Как подчеркнул директор по планированию и развитию сетей компании "ВымпелКом" Юрий Маленков, доступность инфраструктуры – вопрос выживания операторов связи на серьезно изменившемся рынке.
Он отметил, что с 2008 года российский рынок мобильных услуг резко замедлил темпы своего роста. Если с 2002 по 2008 год он вырос на 38%, за следующие 5 лет рост составил 7%. В последующие 5 лет прирост доходов ожидается не выше 2%. При этом трафик мобильной передачи данных в сетях операторов большой тройки каждый год увеличивается в 2 раза. А он требует от операторов наращивания как эксплуатационных, так и капитальных затрат.
По словам Ю.Маленкова согласно данным официальной отчетности ВымпелКома, МегаФона и МТС, их капитальные затраты с 2009 по 2013 год выросли в 1,5 раза. Во столько же возросли за этот период и операционные расходы. Напомним, при увеличении выручки на 7%! Понятно, что перед операторами остро стоит задача сокращения затрат. Основной вклад в операционные расходы, по словам Ю.Маленкова, вносит аренда технологических позиций. Примерно 74% этих средств приходится на коммерческие организации.
Для нормального ведения телекоммуникационного бизнеса необходимо снизить стоимость аренды, в чем могло бы помочь государство. Как отметила Светлана Алексеева из департамента регуляторного обеспечения сети компании МТС, к основным причинам, препятствующим размещению оборудования сотовой связи на принадлежащих государству объектах, относятся сложные и повторяющие друг друга процедуры согласования, а также отсутствие утвержденного механизма по оформлению договорных правоотношений на уровне того или иного министерства (ведомства). Для упрощения аренды государственного имущества необходимо работать над совершенствованием нормативно-правовой базы.
У операторов большой тройки в связи с этим есть несколько совместных предложений. Необходимо разработать единый порядок предоставления в аренду государственных и муниципальных зданий, сооружений и земельных участков. Также нужно наделить фактических пользователей госимущества полномочиями по предоставлению объектов только для размещения и строительства сетей и сооружений связи в аренду на срок 11 месяцев с ежегодной пролонгацией. Данные изменения необходимо утвердить на уровне Правительства РФ, при этом установив сроки рассмотрения заявок о предоставлении имущества в аренду и направления проектов договоров на согласование собственнику. Также операторское сообщество предлагает сформулировать единые требования к пакету документов на аренду таких объектов, ограничив его заявкой о заключении договора, разрешением на использование радиочастот, а также санитарно-эпидемиологическим заключением на установку передающего радиотехнического устройства.
При этом сами операторы не сидят, сложа руки. Так, как рассказал Ю.Маленков, летом текущего года ВымпелКом запустил программу по сокращению операционных издержек на аренду технологических позиций, рассчитанную до 2017 года. Ее стратегическая цель – изменить подход к взаимодействию с арендодателями. Одним из первых шагов оператора к ее достижению стал запуск специального раздела корпоративного сайта, в котором любой владелец собственности может разместить заявку о готовности сдать в аренду тот или иной объект. В компании рассчитывают, что это снизит затраты на аренду сайтов.
Еще один непростой инфраструктурный вопрос – доступ операторов фиксированной связи в жилые многоквартирные дома. Для обеспечения услуг связи в многоквартирных зданиях оборудование оператора должно быть установлено на объектах общей собственности. С одной стороны, решение о размещении оборудования связи на общей собственности жилого дома должно быть принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа собственников помещений (п. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ). С другой, право на доступ к информации гарантировано гражданам Конституцией, а значит, все попытки ограничить его под предлогом несогласия собственника жилья на "вход" операторов доступа на его территорию не требуется, считает Наталия Великородная, руководитель управления по совершенствованию отраслевого законодательства компании МТС.
Сложности с допуском операторов в дома приводят:
•для государства – к замедлению темпов цифровизации страны;
•для граждан – к невозможности получать услуги у желаемого оператора связи и к росту стоимости услуг вследствие увеличения расходов операторов;
•для операторов – к большим организационным затратам, затягиванию сроков строительства сетей связи, потере запланированных доходов.
По мнению Н.Великородной гражданин должен иметь возможность выбирать оператора связи, отвечающего его потребностям, а свободный доступ к объектам общей собственности жилого дома – это условие развития конкуренции на рынке оказания услуг связи. Договора с жильцом об оказании услуги должно быть достаточно для размещения оборудования связи на общем имуществе многоквартирного дома при наличии технической возможности и безопасности проекта.
Для претворения этого тезиса в жизнь предлагается внести соответствующие изменения в ФЗ "О связи" и ЖК РФ.
Н.Великородная подняла еще один больной для операторов вопрос, связанный с многоквартирными домами, – проблему электроснабжения оборудования. По ее словам, для технологического присоединения необходимо заявление в сетевую организацию от собственника или владельца жилья, нет единой ставки оплаты за техприсоединение, требуется обязательное подключение оборудования связи к приборам учета и организация передачи показаний приборов учета энергетикам. Как следствие, в среднем у операторов связи только затраты на установку и обслуживание электросчетчиков составляют на одного абонента 855 рублей или около 30% среднегодового дохода оператора.
В связи с этим МТС предлагает закрепить возможность для оператора связи самостоятельно инициировать технологическое присоединение, установить адекватную плату за техприсоединение оборудования связи, разрешить подключение маломощного неэнергоемкого оборудования связи к коллективному (общедомовому) прибору учета, а объем энергии, потребленной оборудованием связи, рассчитывать на основании величины средней расчетной нагрузки, указанной в проекте. Это потребует корректировки отдельных подзаконных актов в области энергетики.
Заметим, что "придти" в дом оператору не достаточно. Надо на высоком уровне наладить последующую работу с абонентами. Как отметила Ольга Сигида, коммерческий директор компании "Горсвязь", аутсорсинг сетей ШПД – надежный инструмент повышения лояльности клиента, так важной на высококонкурентном рынке. Абонента в наши дни не может устроить долгое дозванивание в колл-центр и длительное ожидание решения его проблем, зачастую – в несколько итераций.
Горсвязь, специализирующаяся на аутсорсинге, осуществляет в режиме одного окна такие услуги, как подключение клиента к сети ШПД, скорая компьютерная помощь, абонентский ремонт, линейный ремонт. Абонент получает все за один визит специалиста, что существенно повышает его лояльность к оператору.
Вместе – выгоднее
Не осталась без внимания и традиционная для форума тема совместного использования телекоммуникационной инфраструктуры. По мнению Алексея Подрябинникова, коммерческого директора компании "Русские башни", этот рынок переходит в фазу зрелости: взаимодействие со специализированными инфраструктурными компаниями стало для операторов рутинным процессом. Если А.Подрябинников говорил о совместном использовании башен, то начальник лаборатории МНИТИ Михаил Загнетко обратил внимание на возможности совместного использования уникальной транспортной радиорелейной сети ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть". Рассчитанная на передачу телесигнала, она обеспечивает высокие показатели надежности и низкую задержку передачи.
Еще одно современное инфраструктурное решение – столбы двойного назначения. Оно стало весьма востребованным сотовыми операторами, поскольку в мегаполисах установка новых антенно-мачтовых сооружений на земле уже практически невозможна. Как рассказал Валерий Шахматов, руководитель службы управления и экспертной поддержки строительства сети компании "ВымпелКом", один из оптимальных путей – модернизация существующих опор других владельцев для размещения термоконтейнеров с базовыми станциями. Один из плюсов решения для оператора – отсутствие необходимости в "легализации" опоры, поскольку она находится на балансе Горсвета или Гортранса.
На сети ВымпелКома используются два таких решения. Первое – установка вместо существующей опоры освещения/контактной сети нового столба высотой 27 м, второе – наращивание 9-метровой осветительной опоры до 12 м трубостойкой.
Данный метод успешно используется этим оператором в Москве. Но коммунальные предприятия не всегда готовы идти операторам связи навстречу. Например, по словам В.Шахматова, санкт-петербургский Горсвет в качестве условия предоставления мест на опорах освещения выставил требование занятия не менее 500 таких столбов. Так что и тут есть резервы для благожелательного к развитию связи регулирования.
Отзывы читателей