Выпуск #1/2015
Л.Павлова
Импортозамещение в телекоммуникациях: в зоне турбулентного курса
Импортозамещение в телекоммуникациях: в зоне турбулентного курса
Просмотры: 3527
Обсуждается курс на импортозамещение как мейнстрим российской экономики, который начал проявляться в принятых регуляторами документах и реальных проектах бизнеса, в частности телекоммуникационного.
Регулятор пишет план
Принятая 27 января 2015 года антикризисная программа Правительства РФ предусматривает, что к 1 апреля Минкомсвязь, Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития, Минфин и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти утвердят отраслевые планы импортозамещения, а к 1 июля – внесут акты, направленные на их реализацию. Какого плана может ждать от своего профильного министерства отрасль ИКТ?
Вероятно, Минкомсвязи не откажется от намерения стимулировать импортозамещение в телекоммуникационной отрасли, озвученного в конце ноября прошлого года заместителем министра связи и массовых коммуникаций Дмитрием Алхазовым на форуме Broadband Russia Forum. Признавая, что линейка элементов инфраструктуры, представленных отечественными производителями, пока недостаточно широка, он выразил надежду на совместное с операторами связи движение в сторону полной независимости от зарубежного телекоммуникационного оборудования. При этом замминистра добавил, что если процесс импортозамещения будет двигаться медленно и министерство не будет видеть инициативы со стороны операторов, оно будет вынуждено продвигать нормативные акты, обязывающие операторов переходить на отечественное оборудование.
Примерно тогда же глава Минкомсвязи Николай Никифоров в одном из интервью заметил, что можно было бы консолидировать госзаказ на услуги связи и прописать условия поэтапного, год за годом, перехода на российское оборудование (к примеру, через три года 20% оборудования, на котором оказываются такие услуги, должно быть российским, через пять лет – 50%). При этом потребуется, по словам министра, "буквально декомпозировать каждый вид изделия на его составные части и смотреть, что мы можем делать сами – и, исходя из этого, составить реалистичный план".
В этом ключе ученые Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики провели интересное исследование возможности импортозамещения оборудования связи и вещания российскими предприятиями, которое входит в определенное противоречие с представлением о "неширокой линейке". Да, доля отечественных производителей на российском телекоммуникационном рынке составляет не более 10–12% (доминируют компании из Китая и США), но при этом российские предприятия производят 75–80% типов оборудования и достойно представлены в позициях "средства связи, выполняющие функции систем коммутации", "оборудование цифровых транспортных систем", "оборудование систем управления и мониторинга", "радиоэлектронные средства связи", "оборудование радиодоступа". Оставшиеся 20–25% типов оборудования, не отраженные в отечественном производстве, – это в основном оборудование маршрутизации и ядра сетей. Другое дело, что российское производство крайне зависимо от импортных комплектующих, прекращение поставок которых приведет к резкому спаду производства вплоть до прекращения выпуска многих типов оборудования.
Авторы исследования отмечают, что импортозамещение не должно быть самоцелью государства, но для снижения импортозависимости необходимо: вести системную работу по развитию технологий микроэлектроники и обеспечить целевое финансирование этого направления; вести мониторинг комплектующих для возможной замены импортных поставщиков и мониторинг российских производителей по видам оборудования, действительно способных заместить импортных поставщиков; принять и реализовать целевую государственную программу по развитию высоких технологий. Кроме того, требуется сформировать реестр российских производителей телекоммуникационного оборудования и реестр зарубежных поставщиков телекоммуникационного оборудования, а также определить возможности временного замещения одних поставщиков импортного оборудования и комплектующих изделий другими.
Реализация системной скоординированной политики импортозамещения к 2020 году позволит рассчитывать на снижение импортозависимости по наиболее критичным областям промышленности с нынешних 70–90% до уровня 50–60% (оценка Минпромторга). При этом, по мнению авторов исследования, цель должна заключаться не в полной замене зарубежного оборудования, а в создании конкурентоспособных отечественных продуктов и выходе на мировой рынок.
Рынок предлагает
Другой план предлагают эксперты компании "Инкомтех". По их мнению, выйти из роли вечно догоняющих российским производителям позволит включение в процесс развития сетевой технологии IPv17, состоящей из четырех базовых технологий (транспортировки информации, маршрутизации потоков, адресации конечных точек и системы поиска этих точек) и нацеленной на реализацию концепции "Будущего Интернета" (Future Internet), в рамках которой сформулированы основные направления развития – Интернет людей, Интернет вещей, Интернет контента, Интернет сервисов.
Для выполнения этого плана потребуется официальное принятие программы "Будущий Интернет" и объявление о начале ее реализации; направленное формирование тем поисковых НИР; поиск и поддержка лидеров, способных сформировать новые сетевые школы; организация конференций по направлению "Будущий Интернет" с обязательным обсуждением результатов выполнения поисковых НИР; формирование в рамках ФЦП программы ОКР на создание новых технологий; поддержка выхода на мировой уровень российских школ; подача и защита вкладов в международные институты стандартизации; поддержка (налоговая и кредитная) российского производителя; подготовка и переподготовка инженерных кадров.
Авторы этого подхода уверены, что реализация предлагаемого сценария позволит за четыре-пять лет создать новые сетевые школы и решить задачу импортозамещения, суть которого формулируют так: "Импортозамещение – это создание интеллектуальной собственности граждан России, владение и распоряжение интеллектуальной собственностью лицами российской юрисдикции и производство продукции, основанной на данной интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации или в других странах по кооперации".
Еще один план, предлагаемый Ассоциацией производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП), основан на констатации факта: телекоммуникационное оборудование – это элементная база, ПО и собственно разработка и производство конечного оборудования. Соответственно, чтобы иметь действительно инновационное, конкурентоспособное отечественное телекоммуникационное оборудование, необходимо все три составляющих поднять на должный уровень – довести до результата уже начатое в системотехнике, производстве и программном обеспечении и обязательно инициировать такую же работу в микроэлектронике. Это потребует больших инвестиций и обязательно больших объемов реализации за счет гражданского рынка. Только на уровне ОПК проблему российской элементной базы не решить – необходимо правильно организованное частно-государственное партнерство, считают эксперты АПЭАП.
С авторами этого плана отчасти сходится позиция Минпромторга, в январе нынешнего года отредактировавшего госпрограмму развития электронной и радиоэлектронной промышленности до 2025 года и выделившего в качестве приоритетных направлений поддержки создание телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники, медицинских радиоэлектронных изделий, систем интеллектуального управления. Подготовлен проект соответствующего постановления Правительства РФ.
В пояснительной записке к постановлению отмечается, что с 2016 года основным инструментом реализации цели госпрограммы станет поддержка комплексных инвестиционных проектов в приоритетных сегментах профессиональной радиоэлектроники в форме предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение производителям электроники части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках в 2016–2025 годах, а также на реализацию инвестпроектов по тематике госпрограммы.
Из основных задач программы в новой редакции исчезнет "обеспечение в требуемых объемах производства радиоэлектронных изделий для приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники, определяющих перспективный облик Вооруженных Сил Российской Федерации", но появятся задачи по содействию отечественным предприятиям радиоэлектронного комплекса в реализации инвестиционных проектов в целях снижения зависимости от зарубежной продукции, а также по снятию регуляторных барьеров и формированию условий для стимулирования спроса на отечественную электронику.
К слову, в свое время АПЭАП активно участвовала в определении критериев статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения. В августе 2011 года, после четырехлетних дискуссий, был издан совместный приказ Минпромторга и Минэкономразвития, регламентирующий порядок его присвоения. Сейчас "статусом происхождения" обладает продукция десятков компаний – DWDM-оборудование спектрального уплотнения для магистральных операторов связи "Волга" и CWDM-система "Иртыш" компании "Т8"; цифровые радиорелейные станции МИК-РЛ, которые выпускает НПФ "Микран"; оборудование коммутации и маршрутизации пакетов серий "Арлан" и "ПолиКом", созданное НПП "Полигон"; телекоммуникационное оборудование компаний "СуперТел", "Мощная аппаратура радиовещания и телевидения", НПП "Цифровые технологии", "РОН-Телеком" и др. Однако до сих пор статус не давал никаких преференций ни для оборудования, ни для его производителя. Санкционная действительность заставила пересмотреть подходы, а принятие программы Минпромторга в новой редакции может стать для телекоммуникаций настоящим локомотивом импортозамещения.
Бизнес в курсе
Между тем "лед тронулся" и в операторском сознании. В начале прошлого года комитет по стратегии при совете директоров компании "Ростелеком" принял решение о создании корпоративного венчурного фонда, который занимается финансированием перспективных разработок, новых продуктов и услуг в области импортозамещения оборудования и программного обеспечения с целью повышения национальной технологической безопасности России и повышения маржинальности бизнеса компании. С начала деятельности фонда его экспертами уже отсмотрено более 200 инновационных проектов, а инвестирование в наиболее перспективные началось в 2015 году. В инвестиционном бюджете "Ростелекома" этого года российское или локализованное оборудование составит не менее 30% целевого объема закупаемого оборудования спектрального уплотнения CWDM/DWDM на региональных сетях и оборудования IP/MPLS-сетей уровня доступа и агрегации. Планируется, что в последующие годы доля применяемого отечественного оборудования будет возрастать.
В январе этого года компания объявила о завершении формирования региональной транспортной сети в СЗФО на оборудовании отечественного производства – установлено 912 устройств, выпущенных компаниями "Т8" и НТО "ИРЭ-Полюс". Помимо Северо-Запада, оборудование производства компаний "Т8" и НТО "ИРЭ-Полюс" устанавливается на узлах региональных сетей Сибири, Поволжья и т. д. Также более 50% оборудования, установленного при реализации инвестиционных проектов в ЮФО и СКФО в 2014 году, произведено в России. Это оборудование доступа производства компаний "Элситек", Qtech, НТЦ "НАТЕКС", коммутации компании "ИскраУралТел", электропитания – производства "ЮПЗ". Кроме того, по словам вице-президента – директора Макрорегионального филиала "Юг" компании "Ростелеком" Александра Шипулина, вся кабельно-проводниковая продукция, применяемая на сетях связи филиала, также поставляется российскими производителями – "ОФС Связьстрой-1 ВОКК", "Инкаб" и другими.
Заметим, на основе разработок в области пассивного оборудования PON другой российской компании – "Связьстройдеталь" (ЗАО "ССД") – была проведена модернизация телефонной сети Санкт-Петербурга, а теперь завершается модернизация сети МГТС. По словам генерального директора ЗАО "ССД" Николая Ющенко, в цехах предприятия выпускается полная линейка компонентов для строительства распределительных PON, причем технические решения позволяют поставлять весь комплекс продукции для строительства сетей, от станций до оконечных устройств у абонентов.
Справедливости ради надо признать, что на сегодня все заводы страны, выпускающие оптический кабель, закупают волокно за рубежом. Первым в России импортозамещающим производством в сфере оптоэлектроники станет завод "Оптоволоконные Системы" в Саранске, открытие которого ожидается в апреле этого года. Планируется, что с выходом на проектную мощность производство закроет потребность российских заводов в оптическом волокне на 25–40% и позволит организовать экспорт волокна в страны СНГ.
Другой недавний пример ставки на отечественное – выбор для организации транспортных каналов связи в олимпийском Сочи оборудования DWDM и SDH производства компаний "Т8" и "СуперТел" соответственно. Оборудование коммутации и предоставления мультисервисных услуг на базе технологии NGN государственный заказчик ФГБУ Центр МИР ИТ выбрал также отечественное – завода "ИскраУралТел".
А в настоящее время ФГБУ Центр МИР ИТ планирует реализовать проект по предоставлению современных услуг связи в Республике Крым для силовых ведомств и государственных структур – и на первом этапе, пока не построена инфраструктура ВОЛС, в качестве транспортной среды решено использовать спутниковые каналы связи на базе отечественной VSAT-платформы компании "Истар".
К слову, оператор наземной сети спутниковой связи "Старблайзер", не первый год работающий на оборудовании "Истар", в нынешней санкционной действительности чувствует себя очень уверенно: цены не растут, а абонентская база стабильно увеличивается. Более того, по словам генерального директора компании Александра Клинцова, пользователь не только ничего не теряет, но выигрывает в надежности и качестве решения, поскольку оборудование изначально спроектировано именно для российских тяжелых условий эксплуатации – экстремально низких температур, малых углов установки (5° и даже меньше), дождей, снегопадов и др.
К сожалению, как российский производитель высокотехнологичного электронного VSAT-оборудования мирового класса компания "Истар" практически единична. И в среднесрочной перспективе, вероятно, ситуация с импортозамещением в области производства оборудования для наземных сетей спутниковой связи кардинальным образом не изменится. Хотя заместитель генерального директора компании "Истар" Павел Баканов все же допускает, что курс на импортозамещение поможет ряду отечественных производителей встать на ноги, стимулируя потребителя покупать то, на что раньше он не обращал внимания. Однако вероятность успешного развития этих вендоров, по мнению эксперта, невелика, поскольку только в условиях открытой конкуренции на мировом рынке можно создать продукт, который имеет шансы на успех. В условиях же "занавеса" можно говорить только о локальных и ограниченных проектах.
Между тем для операторов, сотрудничающих с иностранными компаниями, основной проблемой стала девальвация рубля, из-за которой увеличивается себестоимость оборудования и услуг. По мнению технического директора компании HeliosNet Христиана Семенова, многие операторы для сокращения затрат в ущерб инновациям будут откладывать замену морально устаревшего оборудования. Однако текущая ситуация – шанс для российских производителей изменить ее в свою пользу, полагает эксперт.
Заменять нельзя ждать
В отечественной отрасли ИТ доминируют западные компании: по данным НАИРИТ, доля используемого в России зарубежного программного обеспечения составляет 67%, аппаратной части – 90%. При этом зависимость от иностранных ИКТ в области ритейла, транспорта и связи превышает 80%; в здравоохранении, финансовой отрасли, строительстве, добыче полезных ископаемых – более 70%.
В то же время российскими компаниями накоплен обширный опыт разработки и внедрения ИТ-решений, в том числе в инфраструктурных областях и стратегических направлениях (системы управления ресурсами предприятий, электронного документооборота, электронной торговли и др.); высококонкурентными на мировом рынке ИТ признаны отечественные технологии искусственного интеллекта и когнитивные технологии; особое место занимают российские разработки в области информационной безопасности. Кроме того, подходы по созданию так называемой доверенной среды позволяют даже при частичном открытии своих кодов западными компаниями гарантировать невозможность любого внешнего вмешательства. Самые большие проблемы с точки зрения импортозамещения в ИТ связаны с операционными системами и элементной базой. Преодолеть их возможно путем использования программных средств с открытым кодом на базе Linux, применения наработок для военной сферы, а также путем развития отношений с альтернативными центрами в Азии, считают эксперты.
2014 год стал годом бурных обсуждений перспектив дальнейшего развития отрасли информационных технологий в России и возможных форм поддержки отечественных разработчиков программного обеспечения. Осенью Минкомсвязи предложило предоставлять преференции в рамках госзакупок ПО отечественной разработки, являющемуся аналогом импортных решений. Соответствующий реестр, формируемый советом при министерстве, начнет действовать с 1 апреля 2015 года. Предусматривается, в частности, что отечественным будет считаться ПО, исключительные права на которое имеет юрлицо, принадлежащее российским бенефициарам более чем на 50%. В одном из публичных выступлений глава Минкомсвязи подчеркнул, что российским компаниям-производителям ПО необходима поддержка со стороны государства. Среди возможных форм поддержки он назвал прямой государственный заказ на разработку ПО, докапитализацию компаний-разработчиков, субсидии компаниям-разработчикам и субсидии заказчикам ПО. Формы поддержки будут обсуждаться с отраслью в рамках Экспертного совета по информационным технологиям при Минкомсвязи. Кроме того, при министерстве будет создано шесть рабочих групп для обсуждения технических вопросов разработки конкурентоспособных отечественных ИТ-продуктов.
С другой стороны, в отношении курса на импортозамещение в ИТ предприятия разных отраслей заняли выжидательную позицию. Члены клуба топ-менеджеров 4CIO на одной из недавних встреч констатировали: за несколько месяцев рубль "похудел" вдвое и не обещает "поправляться"; санкции не уходят, а множатся; у предприятий денег на ИТ становится меньше, бюджеты урезаны. Как в условиях политической нестабильности, падения рубля и роста персональной ответственности ИТ-директорам компаний выбирать ПО и "железо", какие принимать решения, какие проекты "замораживать", на каких вендоров ориентироваться?
ИТ-директора стараются не делать резких движений, поскольку попытки что-то резко менять могут обернуться большими рисками, и считают, что в нынешней ситуации самая правильная позиция – выжидательная. Отвернуться от того же Microsoft, Oracle или SAP они не могут, однако внимательно присматриваются к решениям российских компаний, выполненных на базе открытого исходного кода, у которых сейчас в руках серьезные козыри. В то же время, по мнению экспертов, экосистема производства западного ПО выстраивалась годами, содержит несколько слоев и включает много участников. Чтобы на национальном уровне заниматься контролируемым ПО, надо заниматься построением такой экосистемы, возможно при координирующей роли государства. Ждать, что рынок сам скоординируется в экосистему, можно десятилетиями, а ситуацию требуется кардинально изменить в считанные годы. Когда такая экосистема будет создана, можно начинать движение в сторону перехода. Иначе риски выше, чем риски, возникающие из-за санкций. А сейчас ИТ-директор должен предлагать руководству возможные варианты решений, вписывающиеся в рамки отведенного бюджета, и обязательно объяснять, какие риски несет компания при выборе того или иного варианта.
Вопрос выбора правильных решений становится крайне важным, и в помощь ИТ-директорам было бы разумно создать некий их репозиторий. На рынке экспертиза присутствует в очень разрозненном виде, нет центров компетенции, в которых собираются знания. Куда обратиться ИТ-директору, если есть потребность в продуктах или решениях, которые помогли бы изменить ситуацию? Существуют справочники различных систем (ERP, ОС, биллинговые системы и др.), но они захламлены ненужной рекламной информацией, а в динамично меняющейся ситуации не служат полезным инструментом обобщения и обновления знаний. Не настало ли время создания некого репозитория того, что есть на рынке, в сопоставлении с тем, что необходимо?
Скептики уверены, что благое желание собрать все знания обернется провалом: пока информация будет систематизирована и каталогизирована, она неизбежно устареет. Кроме того, трудно гарантировать ее объективность (в реальной жизни она складывается из практики реализации проектов, когда заявленные вендорами параметры нередко существенно корректируются). Описывать решения и вносить их в реестр нет смысла и по той причине, что лучшие идеи и решения продаются через управление спросом.
Сторонники же считают: если бы ИТ-директор мог получить на свой запрос полный список возможных вариантов решений со всеми расценками и рейтингованный по степени рисков, это сократило бы время на принятие решений, снизило вероятность ошибок, помогло "вписаться" в нужный бюджет, а база данных с ранжированием профилей рисков по индустриям была бы очень полезна всему ИТ-рынку. Возможно, создание репозитория могло бы стать именно тем делом, которое принесет реальную пользу как заказчикам, так и поставщикам замещающих ИТ-решений.
Принятая 27 января 2015 года антикризисная программа Правительства РФ предусматривает, что к 1 апреля Минкомсвязь, Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития, Минфин и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти утвердят отраслевые планы импортозамещения, а к 1 июля – внесут акты, направленные на их реализацию. Какого плана может ждать от своего профильного министерства отрасль ИКТ?
Вероятно, Минкомсвязи не откажется от намерения стимулировать импортозамещение в телекоммуникационной отрасли, озвученного в конце ноября прошлого года заместителем министра связи и массовых коммуникаций Дмитрием Алхазовым на форуме Broadband Russia Forum. Признавая, что линейка элементов инфраструктуры, представленных отечественными производителями, пока недостаточно широка, он выразил надежду на совместное с операторами связи движение в сторону полной независимости от зарубежного телекоммуникационного оборудования. При этом замминистра добавил, что если процесс импортозамещения будет двигаться медленно и министерство не будет видеть инициативы со стороны операторов, оно будет вынуждено продвигать нормативные акты, обязывающие операторов переходить на отечественное оборудование.
Примерно тогда же глава Минкомсвязи Николай Никифоров в одном из интервью заметил, что можно было бы консолидировать госзаказ на услуги связи и прописать условия поэтапного, год за годом, перехода на российское оборудование (к примеру, через три года 20% оборудования, на котором оказываются такие услуги, должно быть российским, через пять лет – 50%). При этом потребуется, по словам министра, "буквально декомпозировать каждый вид изделия на его составные части и смотреть, что мы можем делать сами – и, исходя из этого, составить реалистичный план".
В этом ключе ученые Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики провели интересное исследование возможности импортозамещения оборудования связи и вещания российскими предприятиями, которое входит в определенное противоречие с представлением о "неширокой линейке". Да, доля отечественных производителей на российском телекоммуникационном рынке составляет не более 10–12% (доминируют компании из Китая и США), но при этом российские предприятия производят 75–80% типов оборудования и достойно представлены в позициях "средства связи, выполняющие функции систем коммутации", "оборудование цифровых транспортных систем", "оборудование систем управления и мониторинга", "радиоэлектронные средства связи", "оборудование радиодоступа". Оставшиеся 20–25% типов оборудования, не отраженные в отечественном производстве, – это в основном оборудование маршрутизации и ядра сетей. Другое дело, что российское производство крайне зависимо от импортных комплектующих, прекращение поставок которых приведет к резкому спаду производства вплоть до прекращения выпуска многих типов оборудования.
Авторы исследования отмечают, что импортозамещение не должно быть самоцелью государства, но для снижения импортозависимости необходимо: вести системную работу по развитию технологий микроэлектроники и обеспечить целевое финансирование этого направления; вести мониторинг комплектующих для возможной замены импортных поставщиков и мониторинг российских производителей по видам оборудования, действительно способных заместить импортных поставщиков; принять и реализовать целевую государственную программу по развитию высоких технологий. Кроме того, требуется сформировать реестр российских производителей телекоммуникационного оборудования и реестр зарубежных поставщиков телекоммуникационного оборудования, а также определить возможности временного замещения одних поставщиков импортного оборудования и комплектующих изделий другими.
Реализация системной скоординированной политики импортозамещения к 2020 году позволит рассчитывать на снижение импортозависимости по наиболее критичным областям промышленности с нынешних 70–90% до уровня 50–60% (оценка Минпромторга). При этом, по мнению авторов исследования, цель должна заключаться не в полной замене зарубежного оборудования, а в создании конкурентоспособных отечественных продуктов и выходе на мировой рынок.
Рынок предлагает
Другой план предлагают эксперты компании "Инкомтех". По их мнению, выйти из роли вечно догоняющих российским производителям позволит включение в процесс развития сетевой технологии IPv17, состоящей из четырех базовых технологий (транспортировки информации, маршрутизации потоков, адресации конечных точек и системы поиска этих точек) и нацеленной на реализацию концепции "Будущего Интернета" (Future Internet), в рамках которой сформулированы основные направления развития – Интернет людей, Интернет вещей, Интернет контента, Интернет сервисов.
Для выполнения этого плана потребуется официальное принятие программы "Будущий Интернет" и объявление о начале ее реализации; направленное формирование тем поисковых НИР; поиск и поддержка лидеров, способных сформировать новые сетевые школы; организация конференций по направлению "Будущий Интернет" с обязательным обсуждением результатов выполнения поисковых НИР; формирование в рамках ФЦП программы ОКР на создание новых технологий; поддержка выхода на мировой уровень российских школ; подача и защита вкладов в международные институты стандартизации; поддержка (налоговая и кредитная) российского производителя; подготовка и переподготовка инженерных кадров.
Авторы этого подхода уверены, что реализация предлагаемого сценария позволит за четыре-пять лет создать новые сетевые школы и решить задачу импортозамещения, суть которого формулируют так: "Импортозамещение – это создание интеллектуальной собственности граждан России, владение и распоряжение интеллектуальной собственностью лицами российской юрисдикции и производство продукции, основанной на данной интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации или в других странах по кооперации".
Еще один план, предлагаемый Ассоциацией производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП), основан на констатации факта: телекоммуникационное оборудование – это элементная база, ПО и собственно разработка и производство конечного оборудования. Соответственно, чтобы иметь действительно инновационное, конкурентоспособное отечественное телекоммуникационное оборудование, необходимо все три составляющих поднять на должный уровень – довести до результата уже начатое в системотехнике, производстве и программном обеспечении и обязательно инициировать такую же работу в микроэлектронике. Это потребует больших инвестиций и обязательно больших объемов реализации за счет гражданского рынка. Только на уровне ОПК проблему российской элементной базы не решить – необходимо правильно организованное частно-государственное партнерство, считают эксперты АПЭАП.
С авторами этого плана отчасти сходится позиция Минпромторга, в январе нынешнего года отредактировавшего госпрограмму развития электронной и радиоэлектронной промышленности до 2025 года и выделившего в качестве приоритетных направлений поддержки создание телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники, медицинских радиоэлектронных изделий, систем интеллектуального управления. Подготовлен проект соответствующего постановления Правительства РФ.
В пояснительной записке к постановлению отмечается, что с 2016 года основным инструментом реализации цели госпрограммы станет поддержка комплексных инвестиционных проектов в приоритетных сегментах профессиональной радиоэлектроники в форме предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение производителям электроники части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках в 2016–2025 годах, а также на реализацию инвестпроектов по тематике госпрограммы.
Из основных задач программы в новой редакции исчезнет "обеспечение в требуемых объемах производства радиоэлектронных изделий для приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники, определяющих перспективный облик Вооруженных Сил Российской Федерации", но появятся задачи по содействию отечественным предприятиям радиоэлектронного комплекса в реализации инвестиционных проектов в целях снижения зависимости от зарубежной продукции, а также по снятию регуляторных барьеров и формированию условий для стимулирования спроса на отечественную электронику.
К слову, в свое время АПЭАП активно участвовала в определении критериев статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения. В августе 2011 года, после четырехлетних дискуссий, был издан совместный приказ Минпромторга и Минэкономразвития, регламентирующий порядок его присвоения. Сейчас "статусом происхождения" обладает продукция десятков компаний – DWDM-оборудование спектрального уплотнения для магистральных операторов связи "Волга" и CWDM-система "Иртыш" компании "Т8"; цифровые радиорелейные станции МИК-РЛ, которые выпускает НПФ "Микран"; оборудование коммутации и маршрутизации пакетов серий "Арлан" и "ПолиКом", созданное НПП "Полигон"; телекоммуникационное оборудование компаний "СуперТел", "Мощная аппаратура радиовещания и телевидения", НПП "Цифровые технологии", "РОН-Телеком" и др. Однако до сих пор статус не давал никаких преференций ни для оборудования, ни для его производителя. Санкционная действительность заставила пересмотреть подходы, а принятие программы Минпромторга в новой редакции может стать для телекоммуникаций настоящим локомотивом импортозамещения.
Бизнес в курсе
Между тем "лед тронулся" и в операторском сознании. В начале прошлого года комитет по стратегии при совете директоров компании "Ростелеком" принял решение о создании корпоративного венчурного фонда, который занимается финансированием перспективных разработок, новых продуктов и услуг в области импортозамещения оборудования и программного обеспечения с целью повышения национальной технологической безопасности России и повышения маржинальности бизнеса компании. С начала деятельности фонда его экспертами уже отсмотрено более 200 инновационных проектов, а инвестирование в наиболее перспективные началось в 2015 году. В инвестиционном бюджете "Ростелекома" этого года российское или локализованное оборудование составит не менее 30% целевого объема закупаемого оборудования спектрального уплотнения CWDM/DWDM на региональных сетях и оборудования IP/MPLS-сетей уровня доступа и агрегации. Планируется, что в последующие годы доля применяемого отечественного оборудования будет возрастать.
В январе этого года компания объявила о завершении формирования региональной транспортной сети в СЗФО на оборудовании отечественного производства – установлено 912 устройств, выпущенных компаниями "Т8" и НТО "ИРЭ-Полюс". Помимо Северо-Запада, оборудование производства компаний "Т8" и НТО "ИРЭ-Полюс" устанавливается на узлах региональных сетей Сибири, Поволжья и т. д. Также более 50% оборудования, установленного при реализации инвестиционных проектов в ЮФО и СКФО в 2014 году, произведено в России. Это оборудование доступа производства компаний "Элситек", Qtech, НТЦ "НАТЕКС", коммутации компании "ИскраУралТел", электропитания – производства "ЮПЗ". Кроме того, по словам вице-президента – директора Макрорегионального филиала "Юг" компании "Ростелеком" Александра Шипулина, вся кабельно-проводниковая продукция, применяемая на сетях связи филиала, также поставляется российскими производителями – "ОФС Связьстрой-1 ВОКК", "Инкаб" и другими.
Заметим, на основе разработок в области пассивного оборудования PON другой российской компании – "Связьстройдеталь" (ЗАО "ССД") – была проведена модернизация телефонной сети Санкт-Петербурга, а теперь завершается модернизация сети МГТС. По словам генерального директора ЗАО "ССД" Николая Ющенко, в цехах предприятия выпускается полная линейка компонентов для строительства распределительных PON, причем технические решения позволяют поставлять весь комплекс продукции для строительства сетей, от станций до оконечных устройств у абонентов.
Справедливости ради надо признать, что на сегодня все заводы страны, выпускающие оптический кабель, закупают волокно за рубежом. Первым в России импортозамещающим производством в сфере оптоэлектроники станет завод "Оптоволоконные Системы" в Саранске, открытие которого ожидается в апреле этого года. Планируется, что с выходом на проектную мощность производство закроет потребность российских заводов в оптическом волокне на 25–40% и позволит организовать экспорт волокна в страны СНГ.
Другой недавний пример ставки на отечественное – выбор для организации транспортных каналов связи в олимпийском Сочи оборудования DWDM и SDH производства компаний "Т8" и "СуперТел" соответственно. Оборудование коммутации и предоставления мультисервисных услуг на базе технологии NGN государственный заказчик ФГБУ Центр МИР ИТ выбрал также отечественное – завода "ИскраУралТел".
А в настоящее время ФГБУ Центр МИР ИТ планирует реализовать проект по предоставлению современных услуг связи в Республике Крым для силовых ведомств и государственных структур – и на первом этапе, пока не построена инфраструктура ВОЛС, в качестве транспортной среды решено использовать спутниковые каналы связи на базе отечественной VSAT-платформы компании "Истар".
К слову, оператор наземной сети спутниковой связи "Старблайзер", не первый год работающий на оборудовании "Истар", в нынешней санкционной действительности чувствует себя очень уверенно: цены не растут, а абонентская база стабильно увеличивается. Более того, по словам генерального директора компании Александра Клинцова, пользователь не только ничего не теряет, но выигрывает в надежности и качестве решения, поскольку оборудование изначально спроектировано именно для российских тяжелых условий эксплуатации – экстремально низких температур, малых углов установки (5° и даже меньше), дождей, снегопадов и др.
К сожалению, как российский производитель высокотехнологичного электронного VSAT-оборудования мирового класса компания "Истар" практически единична. И в среднесрочной перспективе, вероятно, ситуация с импортозамещением в области производства оборудования для наземных сетей спутниковой связи кардинальным образом не изменится. Хотя заместитель генерального директора компании "Истар" Павел Баканов все же допускает, что курс на импортозамещение поможет ряду отечественных производителей встать на ноги, стимулируя потребителя покупать то, на что раньше он не обращал внимания. Однако вероятность успешного развития этих вендоров, по мнению эксперта, невелика, поскольку только в условиях открытой конкуренции на мировом рынке можно создать продукт, который имеет шансы на успех. В условиях же "занавеса" можно говорить только о локальных и ограниченных проектах.
Между тем для операторов, сотрудничающих с иностранными компаниями, основной проблемой стала девальвация рубля, из-за которой увеличивается себестоимость оборудования и услуг. По мнению технического директора компании HeliosNet Христиана Семенова, многие операторы для сокращения затрат в ущерб инновациям будут откладывать замену морально устаревшего оборудования. Однако текущая ситуация – шанс для российских производителей изменить ее в свою пользу, полагает эксперт.
Заменять нельзя ждать
В отечественной отрасли ИТ доминируют западные компании: по данным НАИРИТ, доля используемого в России зарубежного программного обеспечения составляет 67%, аппаратной части – 90%. При этом зависимость от иностранных ИКТ в области ритейла, транспорта и связи превышает 80%; в здравоохранении, финансовой отрасли, строительстве, добыче полезных ископаемых – более 70%.
В то же время российскими компаниями накоплен обширный опыт разработки и внедрения ИТ-решений, в том числе в инфраструктурных областях и стратегических направлениях (системы управления ресурсами предприятий, электронного документооборота, электронной торговли и др.); высококонкурентными на мировом рынке ИТ признаны отечественные технологии искусственного интеллекта и когнитивные технологии; особое место занимают российские разработки в области информационной безопасности. Кроме того, подходы по созданию так называемой доверенной среды позволяют даже при частичном открытии своих кодов западными компаниями гарантировать невозможность любого внешнего вмешательства. Самые большие проблемы с точки зрения импортозамещения в ИТ связаны с операционными системами и элементной базой. Преодолеть их возможно путем использования программных средств с открытым кодом на базе Linux, применения наработок для военной сферы, а также путем развития отношений с альтернативными центрами в Азии, считают эксперты.
2014 год стал годом бурных обсуждений перспектив дальнейшего развития отрасли информационных технологий в России и возможных форм поддержки отечественных разработчиков программного обеспечения. Осенью Минкомсвязи предложило предоставлять преференции в рамках госзакупок ПО отечественной разработки, являющемуся аналогом импортных решений. Соответствующий реестр, формируемый советом при министерстве, начнет действовать с 1 апреля 2015 года. Предусматривается, в частности, что отечественным будет считаться ПО, исключительные права на которое имеет юрлицо, принадлежащее российским бенефициарам более чем на 50%. В одном из публичных выступлений глава Минкомсвязи подчеркнул, что российским компаниям-производителям ПО необходима поддержка со стороны государства. Среди возможных форм поддержки он назвал прямой государственный заказ на разработку ПО, докапитализацию компаний-разработчиков, субсидии компаниям-разработчикам и субсидии заказчикам ПО. Формы поддержки будут обсуждаться с отраслью в рамках Экспертного совета по информационным технологиям при Минкомсвязи. Кроме того, при министерстве будет создано шесть рабочих групп для обсуждения технических вопросов разработки конкурентоспособных отечественных ИТ-продуктов.
С другой стороны, в отношении курса на импортозамещение в ИТ предприятия разных отраслей заняли выжидательную позицию. Члены клуба топ-менеджеров 4CIO на одной из недавних встреч констатировали: за несколько месяцев рубль "похудел" вдвое и не обещает "поправляться"; санкции не уходят, а множатся; у предприятий денег на ИТ становится меньше, бюджеты урезаны. Как в условиях политической нестабильности, падения рубля и роста персональной ответственности ИТ-директорам компаний выбирать ПО и "железо", какие принимать решения, какие проекты "замораживать", на каких вендоров ориентироваться?
ИТ-директора стараются не делать резких движений, поскольку попытки что-то резко менять могут обернуться большими рисками, и считают, что в нынешней ситуации самая правильная позиция – выжидательная. Отвернуться от того же Microsoft, Oracle или SAP они не могут, однако внимательно присматриваются к решениям российских компаний, выполненных на базе открытого исходного кода, у которых сейчас в руках серьезные козыри. В то же время, по мнению экспертов, экосистема производства западного ПО выстраивалась годами, содержит несколько слоев и включает много участников. Чтобы на национальном уровне заниматься контролируемым ПО, надо заниматься построением такой экосистемы, возможно при координирующей роли государства. Ждать, что рынок сам скоординируется в экосистему, можно десятилетиями, а ситуацию требуется кардинально изменить в считанные годы. Когда такая экосистема будет создана, можно начинать движение в сторону перехода. Иначе риски выше, чем риски, возникающие из-за санкций. А сейчас ИТ-директор должен предлагать руководству возможные варианты решений, вписывающиеся в рамки отведенного бюджета, и обязательно объяснять, какие риски несет компания при выборе того или иного варианта.
Вопрос выбора правильных решений становится крайне важным, и в помощь ИТ-директорам было бы разумно создать некий их репозиторий. На рынке экспертиза присутствует в очень разрозненном виде, нет центров компетенции, в которых собираются знания. Куда обратиться ИТ-директору, если есть потребность в продуктах или решениях, которые помогли бы изменить ситуацию? Существуют справочники различных систем (ERP, ОС, биллинговые системы и др.), но они захламлены ненужной рекламной информацией, а в динамично меняющейся ситуации не служат полезным инструментом обобщения и обновления знаний. Не настало ли время создания некого репозитория того, что есть на рынке, в сопоставлении с тем, что необходимо?
Скептики уверены, что благое желание собрать все знания обернется провалом: пока информация будет систематизирована и каталогизирована, она неизбежно устареет. Кроме того, трудно гарантировать ее объективность (в реальной жизни она складывается из практики реализации проектов, когда заявленные вендорами параметры нередко существенно корректируются). Описывать решения и вносить их в реестр нет смысла и по той причине, что лучшие идеи и решения продаются через управление спросом.
Сторонники же считают: если бы ИТ-директор мог получить на свой запрос полный список возможных вариантов решений со всеми расценками и рейтингованный по степени рисков, это сократило бы время на принятие решений, снизило вероятность ошибок, помогло "вписаться" в нужный бюджет, а база данных с ранжированием профилей рисков по индустриям была бы очень полезна всему ИТ-рынку. Возможно, создание репозитория могло бы стать именно тем делом, которое принесет реальную пользу как заказчикам, так и поставщикам замещающих ИТ-решений.
Отзывы читателей