Если считать, что фактически курс на импортозамещение был объявлен Президентом РФ на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в мае 2014 года, то минувшие условно 300 дней стали стартовым этапом планов и программ. А что с реальным бизнесом? Мы попросили рассказать представителей ведущих отечественных компаний-производителей оборудования связи о том, как этот этап отразился на их деятельности.
Для отечественных изготовителей телекоммуникационного оборудования задача возвращения собственного рынка не нова, но с прошлого года она обрела статус государственной важности. Отразилось ли это на бизнес-планах вашей компании, на портфеле заказов и круге заказчиков? Как, по вашему мнению, скажется импортозамещение на конкурентной ситуации в производстве телекоммуникационного оборудования?
П.Баканов, генеральный директор ООО "Истар"
Наша универсальная VSAT-платформа уверенно конкурирует с западными аналогами в сегментах B2B, B2C и B2G, и мы на практике заметили некоторый рост спроса на наше оборудование. Многие госкомпании всерьез задумались о безопасности и независимости своих сетей, других поворачивает в нашу сторону резкий рост цен на импортное оборудование. Наши производственные мощности позволяют полностью удовлетворить весь текущий спрос. Следует отметить, сейчас несколько российских компаний работают над созданием отечественных спутниковых технологий и, очевидно, в ближайшем будущем появится конкуренция среди российских систем, хотя мы по собственному опыту знаем, что от идеи до серийного производства путь неблизкий. Мы умеем работать в условиях конкуренции и видим в ней хороший стимул повышения качества продукции.
С.Волк, заместитель генерального директора по телекоммуникациям НПФ "Микран"
Импортозамещение "объявляется" у нас регулярно начиная с кризиса 1998 года. В то время выжить и встать на ноги смогли только предприятия, которые воспользовались рыночной ситуацией и сумели предложить рынку продукцию, соответствующую критерию "цена-качество". В их числе был и "Микран", освоивший в начале 2000-х производство цифровых радиорелейных станций собственной разработки, стоимость которых была в три-четыре раза ниже импортных при вполне удовлетворительных характеристиках. Нынешняя ситуация во многом похожа, в первую очередь, тем, что мы не ждем существенной помощи от регуляторов. Но есть и отличия.
Во-первых, некоторые типы высокотехнологичного оборудования, производимого в США и Евросоюзе, попали под санкции, и импорт их затруднен или невозможен. Во-вторых, принятая на уровне ряда ведомств программа импортозамещения начинает реально действовать. При этом действовать настолько жестко, что отклоняется применение локализованного оборудования зарубежных вендоров. Но так поступают далеко не все. Многие заняли выжидательную позицию – видимо, еще надеются, что нефть будет стоить 200 долларов, санкции отменят, все вернется на круги своя и появится возможность реализовать проекты на импортном оборудовании. Объективности ради нужно сказать, что большие проекты готовятся годами, и их изменение с заменой оборудования требует значительных ресурсов и времени, которые есть далеко не у всех.
В России немало предприятий, серийно выпускающих вполне конкурентоспособное оборудование. Я думаю, для многих из них задача состоит не только и даже не столько в конкуренции за рынок с зарубежными производителями, сколько в расширении производственных мощностей для удовлетворения спроса. Для "Микрана" первым результатом импортозамещения в телекоммуникационном направлении стала необходимость в кратчайшие сроки разработать и организовать производство радиорелейной аппаратуры с нижним расположением оборудования для применения на магистральных линиях связи. Основным заказчиком на первом этапе будет ОАО "Газпром". Разработка должна завершиться во втором-третьем квартале этого года, серийное производство начнется в четвертом квартале.
В.Михайлов, генеральный директор ООО "РОСПРОМСВЯЗЬ"
Пока трудно сказать, как программа импортозамещения отразится на телекоммуникационной отрасли. Но с большой долей вероятности можно прогнозировать, что в одночасье импортозамещение в телекоммуникациях не произойдет, поскольку рынок технологий, материалов и компонентов для телекоммуникационной отрасли сейчас практически на 90% зависит от импорта. Это продиктовано современными стандартами и требованиями в области связи и информационных технологий вообще. С момента развала СССР телекоммуникационная отрасль снабжалась и развивалась сугубо на импортном оборудовании и материалах.
Отечественное производство оборудования, материалов и компонентов ИКТ если и прорывалось, то в полной мере не могло конкурировать в части качества и функционала с зарубежными брендами.
В.Ролдугин, директор ООО "ПРОФИТТ"
Так как курс на импортозамещение совпал по времени с кризисом, а соответственно с резким снижением спроса, то сложно говорить о портфеле заказов и круге заказчиков. Пока однозначно все уменьшилось. В том сегменте оборудования, где работает "ПРОФИТТ", конкуренция в основном была со стороны зарубежных производителей. Я не думаю, что конкуренция снизится.
И.Лукин, председатель Совета директоров ОАО "СУПЕРТЕЛ"
Предприятие ОАО "СУПЕРТЕЛ" ведет перспективные разработки комплексов мультисервисного телекоммуникационного оборудования для транспортных сетей связи, систем широкополосного доступа и коммутации, базирующихся на современных информационных технологиях (WDM, OTN, SDH, IP, MPLS и др.) на скоростях передачи информационных потоков от единиц кбит/с до Тбит/с. Разработка всего оборудования на предприятии осуществляется на основе собственного ПО, использования ПЛИС, оптоэлектронных и других компонентов, что позволяет создавать безопасное отечественное оборудование. Мы, несомненно, учитываем возможность участия в возвращении российского рынка. В планах предприятия стоят вопросы по созданию интегрированной сети связи, дальнейшему продвижению продукции на сети связи общего пользования. Однако тенденцию развития сетей связи, заключающуюся в продвижении только пакетных технологий, мы считаем однобокой, так как во многих случаях требуется передача информации в реальном масштабе времени, что возможно только при использовании TDM-оборудования. Кроме этого, полноценная мультисервисность сетей связи может быть получена только при совместном параллельном использовании пакетного оборудования и оборудования с коммутацией каналов.
Конкурентная ситуация в производстве телекоммуникационного оборудования с учетом курса на импортозамещение, возможно, несколько изменится, так как преимущество будут иметь производители, в оборудовании которых используется отечественная элементная база. Однако реалии таковы, что создать оборудование мирового уровня только на отечественной элементной базе в настоящее время не представляется возможным. Что касается развития компонентной базы в стране, надо отметить, что последние 20 лет эта отрасль не развивалась, поэтому срочно перейти на импортозамещение без значительных капитальных затрат не удастся. Чтобы изменить существующее положение дел, необходимо: организовать рынок для отечественного производителя; решить вопрос с производством компонентов на основе отечественных разработок и через дизайн-центры путем размещения заказов на иностранных фабриках; приобрести и внедрить иностранные технологии на территории РФ.
В.Трещиков, генеральный директор ООО "Т8"
К сожалению, серьезных преференций для российских производителей мы пока не чувствуем. Хотя трансформация рынка действительно идет – успешно происходит замещение импортного оборудования производства США, Европы, Израиля оборудованием китайского производства. Крупнейшие российские корпоративные заказчики ("Ростелеком", РЖД, "МегаФон", "ВымпелКом") заключают многолетние контракты с Huawei, а ведущие российские банки (ВТБ, "Сбербанк") выдают под эти контракты многолетние кредиты. Вместо поддержки российского производителя мы наблюдаем колоссальный рост продаж оборудования Huawei и других китайских производителей. Зачастую мелкие китайские производства сертифицируют свое оборудование как "российское" (фактически, переклеивают этикетку, даже не организуя производство на территории России) и таким образом формально удовлетворяют требованиям программы импортозамещения. Правительство должно обратить пристальное внимание на практику подобной "сертификации", ведь, по сути, это – "зеленый свет" для импорта. Сертификат должен выдаваться только тем производителям, которые как минимум имеют полноценное сборочное производство на территории России. В ряде тендеров сразу отдается предпочтение китайскому оборудованию, что мотивируется политическими причинами. Остается лишь констатировать, что китайская промышленность использует мощнейший административный ресурс для продвижения своих интересов.
"Ростелеком" объявил в прошлом году, что минимум 30% оборудования теперь будет закупаться у российских производителей, и мы надеемся, что от формулировки "импортозамещение – это замена американского оборудования на китайское" будет осуществлен переход к реальной поддержке российских разработок и производств.
Какие проблемы отечественных производителей может и должна решить программа (план) импортозамещения в ИКТ в первую очередь (снижение административных барьеров, беспошлинный ввоз комплектующих, введение квот на закупку отечественного оборудования, др.)?
П.Баканов. Задачи внесения изменений в законодательство РФ, касающиеся снятия пошлин на ввоз комплектующих, преференций отечественным товарам при закупках в интересах государственных нужд уже всерьез обсуждаются на законодательном уровне. Надеюсь, что результат мы увидим в обозримом будущем.
С.Волк. Все возможные меры поддержки полезны и нужны. Но экономические меры малоэффективны. Операторы будут сопротивляться, и особенно упорно – те, кто не испытывает недостатка в деньгах. Поэтому наряду с поддержкой производителей нужно стимулировать потребителей. Все мы знаем, кто и как это умеет делать; ни для кого не секрет, что у нас действует "ручное" управление экономикой.
В.Ролдугин. Программа должна быть направлена прежде всего на стимулирование российских компаний покупать отечественное оборудование. Как это сделать, должны решить разработчики этой программы. Второй вопрос – финансирование перспективных затратных разработок. ВГТРК сейчас разрабатывает такую программу и делает реальные шаги по созданию "пилотных" студий на отечественном оборудовании. Важно, чтобы была государственная поддержка этой инициативы. Еще программа должна содержать меры по поддержке производителей для выхода на зарубежные рынки – стимуляцию участия в зарубежных выставках и компенсацию затрат.
В.Михайлов. Пока правительственный план импортозамещения применительно к ИКТ только декларация. Хотя первые шаги, конечно, делаются, но сам подход и скорость принятия решений у наших законодателей и регуляторов могла бы быть значительно более динамичной. В отмене таможенных пошлин нельзя ограничиваться обнулением пошлин на сырье и компоненты для налаживания внутрироссийского производства. Нужно распространить обнуление пошлин и на ввоз технологий производства, которые будут создаваться на территории России и работать для российских потребителей ИКТ. Очень хочется получить решение вопросов с льготным кредитованием инноваций в нашей отрасли. Ведь сферу телекоммуникаций можно смело сравнить с фруктовым садом, который сажают однажды, а урожай снимают ежегодно. Так и телекоммуникации – строятся один раз, а эксплуатируются, при соответствущем обслуживании, десятки лет. Соответственно, чтобы срок эффективного обслуживания телекоммуникационных объектов был максимально продолжительным, в них нужно закладывать избыточные параметры еще на стадии проектирования, бюджетирования и последующего строительства. Все это можно сделать, только опираясь на высокотехнологичное новейшее оборудование и материалы.
И.Лукин. Программа импортозамещения в ИКТ, несомненно, должна решать проблемы отечественных производителей. В первую очередь, это введение условий для операторов, которые должны будут использовать отечественное оборудование как минимум для обеспечения передачи информации в интересах органов государственной власти и управления. При этом наиболее важным является вопрос принадлежности сетевой системы управления оборудованием. Используемое на сетях связи отечественное оборудование для его полноценного и безопасного применения должно быть включено в единый контур управления оператора на основе отечественного программного обеспечения сетевой системы управления, центр которого должен располагаться только на территории РФ. Второе направление помощи – это беспошлинный ввоз комплектующих до тех пор, пока не будут решены вопросы развития отечественной микро- и оптоэлектроники. Одновременно с этим необходимо увеличивать пошлины на ввозимое иностранное телекоммуникационное оборудование. По нашему мнению, на начальном этапе при разработке инфотелекоммуникационных комплексов оборудования необходимо по контрактам с дизайн-центрами и иностранными производственными технологическими фабриками разработать и произвести необходимую компонентную базу (чипсеты, ПЛИС, оптоэлектроника) и вместе с этим решить вопрос обучения специалистов.
В.Трещиков. Прежде всего, программа должна реально поддерживать российских производителей, а не служить лишь поводом для замены одних зарубежных поставщиков на других поставщиков из-за рубежа. А механизмы поддержки всем известны – это кредиты и квоты на закупку российскими заказчиками отечественного оборудования. Сейчас эти механизмы в России, кстати, вполне успешно применяются… для поддержки китайских компаний. Крупнейшие российские банки охотно кредитуют китайских производителей – и это в дополнение к тем колоссальным финансовым средствам, которые предоставляет китайское правительство своей промышленности. Российским компаниям не требуется каких-то особых преференций, внерыночных преимуществ. Достаточно, чтобы отечественные производители в России имели условия не хуже, чем зарубежные.
Российское производство оборудования связи и кабелей крайне зависимо от импортных комплектующих и материалов. Какие меры по снижению этой зависимости вы считаете наиболее важными?
П.Баканов. Безусловно, налаживание производства собственной элементной базы – важнейшая проблема, и без серьезной государственной поддержки ее не решить. Вместе с тем, надо ставить реальные задачи и не растрачивать средства впустую, пытаясь производить многие миллионы позиций из номенклатуры компонентов. Вполне возможно разумное сочетание, как это реализуется в оборудовании любого серьезного зарубежного производителя электроники.
В.Ролдугин. Это самый сложный вопрос. Производство комплектующих прежде всего должно быть конкурентоспособным. Соответственно, оно должно быть массовым и опережать зарубежных конкурентов по своим функциональным возможностям. Сделать это архисложно. Я плохо представляю, как это можно решить. Очевидно, надо выбрать сначала небольшую нишу, где это можно сделать. Учитывая, конечно, стратегические вопросы безопасности.
В.Михайлов. Сегодня на фоне тяжелой внешнеэкономической ситуации и внутриотраслевых проблем нашего бизнеса мы просто вынуждены самостоятельно искать пути снижения затрат, и импортозамещение – один из главных векторов движения в этом направлении. Так, наша компания продвигает на российском рынке технологии микротрубки для прокладки оптического волокна. Мы активно реализовывали и использовали в строительстве сетей ШПД эту технологию, но с падением курса рубля стало практически невозможно ввозить саму микротрубку и сопутствующие компоненты в Россию. Именно для формирования конкурентной цены на технологию мы озаботились организацией производства микротрубки и компонентов собственными силами на своих производственных площадях. В настоящее время мы завершаем разработку бизнес-плана и экономической платформы для реализации этой идеи. По сути, производство микротрубки, за исключением ряда специфических особенностей, не отличается от производства полимерной трубы, которое давно освоено и пользуется внушительным спросом.
Также мы ведем переговоры с рядом производителей коммутационной арматуры о начале совместного производства компонентов для прокладки оптического волокна. Но оптическое волокно – всего лишь среда передачи. Гораздо сложнее дело будет обстоять с каналообразующим и коммутационным оборудованием. Весьма непросто будет заменить на российском рынке таких известных производителей, как Cisco, Huawei. Но и здесь появляется возможность возродить производство электронных компонентов и элементной базы на основе предприятий все той же "оборонки". А план импортозамещения, скорее всего, единственный и уникальный шанс это сделать.
В.Трещиков. Для того чтобы в России появилось собственное производство комплектующих для телекоммуникационного оборудования, необходимо, чтобы на них был спрос. А он появится только тогда, когда будет развернуто собственное производство телекоммуникационного оборудования. После этого постепенно можно будет проводить замену импортных комплектующих на российские аналоги. На сегодняшний день мы не видим желания организовывать даже сборку готовой продукции. К сожалению, в основном идет сертификация и продажа импортного оборудования как российского – фактически ввоз и переклейка наклеек. В этой ситуации говорить о "снижении зависимости от импортных комплектующих" бессмысленно. Правительство должно стимулировать спрос на отечественную продукцию. Как, например, это делают в Автопроме. Там есть результат.
По мнению ряда экспертов, для полноценной реализации импортозамещения в телекоммуникациях необходимо кардинально решить проблему развития микроэлектроники на базе частно-государственного партнерства. Ваши комментарии?
П.Баканов. Хороший стимул развитию отечественного производства могло бы дать снятие ограничений с экспорта высокотехнологичной продукции на зарубежные рынки. Это способствовало бы повышению престижа России и росту финансового потока в нашу страну, а не из нее, как сейчас. Государство могло бы помочь российским производителям со снижением такого существенного компонента себестоимости продукции, как аренда производственных и офисных помещений. Вместо долгостроя в Сколково можно было бы отремонтировать пару зданий бывших советских профильных институтов и предоставить по разумным тарифам эти помещения в аренду компаниям, которые реально занимаются разработкой. Такую поддержку часто получают наши конкуренты в Америке и Европе.
С.Волк. Очевидно, все возможные меры поддержки будут направлены, в основном, на импортозамещение электронной компонентной базы, в том числе микроэлектроники специального назначения, для которых цена не имеет решающего значения. И определяющими в этом будут не столько финансовые инструменты поддержки, сколько ограничительные меры по применению импортной ЭКБ. Ожидать заметных результатов импортозамещения на рынке компонентной базы общего назначения не приходится. Для того чтобы развивать производство ЭКБ общего назначения необходим, в первую очередь, значительный внутренний спрос, которого, очевидно, нет. При ограниченном спросе, сложившихся ценах на энергоносители, производительности труда и налоговом прессинге ЭКБ общего назначения никогда не будет конкурентоспособной – и заставить производителей аппаратуры ее применять можно только полным запретом импорта, что вряд ли возможно.
Думаю, что к использованию импортной ЭКБ для производства телекоммуникационной аппаратуры общего (а в некоторой части и специального) назначения нужно относиться спокойно. Даже в сложившейся вокруг нашей страны политической ситуации угрозы ограничения ввоза основной номенклатуры ЭКБ общего применения нет. Более важными задачами представляется обеспечение полностью отечественной разработки изделий, в том числе программного обеспечения, и наличие производственных мощностей для производства конечных продуктов.
И.Лукин. Преодоление зависимости российского производства от иностранных комплектующих и материалов – это не только важный этап импортозамещения в отрасли ИКТ, это первый и основной этап, проблема, которая должна решаться на государственном уровне. Только восстановив, модернизировав и полностью изменив подход к разработке и производству отечественной компонентной базы, можно ставить задачу производителям оборудования на использование российских компонентов и, следовательно, решать задачу импортозамещения в полном объеме. А как будет решаться проблема компонентной базы: на основе частно-государственного партнерства либо только за счет частных проектов (или наоборот, только за счет ресурсов государства) – это вопрос "технический".
На наш взгляд, необходимо обратить внимание на вопрос присвоения телекоммуникационному оборудованию статуса "российского происхождения". В настоящее время действует Приказ Минпромторга России и Минэкономразвития России от 17.08.2011 № 1032/397 с изменениями от 23.10.2013 № 1675/628, в котором определены правила присвоения статуса, в том числе уровень локализации компонентной базы, который может быть повышен с развитием отечественной микроэлектроники. Приказ должен являться стимулом для производителей к получению статуса. Однако никаких преференций для производителей, выпускающих оборудование со статусом, приказ не дает. Кроме этого, его правоприменение оставляет желать лучшего. Поэтому для более точного исполнения приказа и обеспечения однозначности толкования его положений, с целью исключения возможности неверного присвоения статуса, необходимо утвердить методику, рассмотрение которой планируется на совещании Межведомственного экспертного совета при Минпромторге в ближайшее время. Эта методика детализирует и уточняет критерии, в соответствии с которыми телекоммуникационному оборудованию может быть присвоен статус "российского происхождения". Она предназначена для экспертов, проводящих оценку оборудования организаций-заявителей и, по нашему мнению, позволит исключить возможность присвоения статуса оборудованию иностранных вендоров, собираемому на территории России по лицензионным соглашениям. Что послужит препятствием для проникновения "отверточного" оборудования на важные государственные сети связи.
В.Трещиков. Чтобы заработало частно-государственное партнерство и в производство телекоммуникационного оборудования пошел крупный бизнес, это должно быть выгодно. Сегодня бизнесмен задает себе вопрос: что легче и прибыльней – построить реальное производство, создавать научные школы, команды разработчиков, бороться за высокие характеристики и качество продукции, или, просто использовав административный ресурс, сертифицировать и продавать китайское оборудование под видом российского? В современных российских реалиях намного проще сертифицировать и перепродавать, чем производить, поэтому частно-государственное партнерство не работает. Компания "Т8" пошла по пути реального производства, но мы понимаем, что сегодня это не рыночная ситуация. Пока государство не вмешается, бизнесу будет выгоднее сертифицировать импортное оборудование, чем разрабатывать и производить свое. Прежде всего, государство должно способствовать заключению многолетних контрактов с операторами связи на закупку российского оборудования. За образец можно взять контракты, заключенные крупными российскими операторами с китайской компанией Huawei. Российское производство обеспечит спрос на отечественные комплектующие, что, в свою очередь, приведет к созданию рабочих мест для научно-технического и инженерного персонала. Это как пищевая цепочка в биологии: одно связано с другим. Бесполезно говорить о развитии микроэлектроники (или, как вариант, о реформе Академии наук), не решая при этом задачу обеспечения спроса на наукоемкое и высокотехнологичное оборудование российского производства. Такой подход практикуется во многих странах и он доказал свою эффективность. ▪
П.Баканов, генеральный директор ООО "Истар"
Наша универсальная VSAT-платформа уверенно конкурирует с западными аналогами в сегментах B2B, B2C и B2G, и мы на практике заметили некоторый рост спроса на наше оборудование. Многие госкомпании всерьез задумались о безопасности и независимости своих сетей, других поворачивает в нашу сторону резкий рост цен на импортное оборудование. Наши производственные мощности позволяют полностью удовлетворить весь текущий спрос. Следует отметить, сейчас несколько российских компаний работают над созданием отечественных спутниковых технологий и, очевидно, в ближайшем будущем появится конкуренция среди российских систем, хотя мы по собственному опыту знаем, что от идеи до серийного производства путь неблизкий. Мы умеем работать в условиях конкуренции и видим в ней хороший стимул повышения качества продукции.
С.Волк, заместитель генерального директора по телекоммуникациям НПФ "Микран"
Импортозамещение "объявляется" у нас регулярно начиная с кризиса 1998 года. В то время выжить и встать на ноги смогли только предприятия, которые воспользовались рыночной ситуацией и сумели предложить рынку продукцию, соответствующую критерию "цена-качество". В их числе был и "Микран", освоивший в начале 2000-х производство цифровых радиорелейных станций собственной разработки, стоимость которых была в три-четыре раза ниже импортных при вполне удовлетворительных характеристиках. Нынешняя ситуация во многом похожа, в первую очередь, тем, что мы не ждем существенной помощи от регуляторов. Но есть и отличия.
Во-первых, некоторые типы высокотехнологичного оборудования, производимого в США и Евросоюзе, попали под санкции, и импорт их затруднен или невозможен. Во-вторых, принятая на уровне ряда ведомств программа импортозамещения начинает реально действовать. При этом действовать настолько жестко, что отклоняется применение локализованного оборудования зарубежных вендоров. Но так поступают далеко не все. Многие заняли выжидательную позицию – видимо, еще надеются, что нефть будет стоить 200 долларов, санкции отменят, все вернется на круги своя и появится возможность реализовать проекты на импортном оборудовании. Объективности ради нужно сказать, что большие проекты готовятся годами, и их изменение с заменой оборудования требует значительных ресурсов и времени, которые есть далеко не у всех.
В России немало предприятий, серийно выпускающих вполне конкурентоспособное оборудование. Я думаю, для многих из них задача состоит не только и даже не столько в конкуренции за рынок с зарубежными производителями, сколько в расширении производственных мощностей для удовлетворения спроса. Для "Микрана" первым результатом импортозамещения в телекоммуникационном направлении стала необходимость в кратчайшие сроки разработать и организовать производство радиорелейной аппаратуры с нижним расположением оборудования для применения на магистральных линиях связи. Основным заказчиком на первом этапе будет ОАО "Газпром". Разработка должна завершиться во втором-третьем квартале этого года, серийное производство начнется в четвертом квартале.
В.Михайлов, генеральный директор ООО "РОСПРОМСВЯЗЬ"
Пока трудно сказать, как программа импортозамещения отразится на телекоммуникационной отрасли. Но с большой долей вероятности можно прогнозировать, что в одночасье импортозамещение в телекоммуникациях не произойдет, поскольку рынок технологий, материалов и компонентов для телекоммуникационной отрасли сейчас практически на 90% зависит от импорта. Это продиктовано современными стандартами и требованиями в области связи и информационных технологий вообще. С момента развала СССР телекоммуникационная отрасль снабжалась и развивалась сугубо на импортном оборудовании и материалах.
Отечественное производство оборудования, материалов и компонентов ИКТ если и прорывалось, то в полной мере не могло конкурировать в части качества и функционала с зарубежными брендами.
В.Ролдугин, директор ООО "ПРОФИТТ"
Так как курс на импортозамещение совпал по времени с кризисом, а соответственно с резким снижением спроса, то сложно говорить о портфеле заказов и круге заказчиков. Пока однозначно все уменьшилось. В том сегменте оборудования, где работает "ПРОФИТТ", конкуренция в основном была со стороны зарубежных производителей. Я не думаю, что конкуренция снизится.
И.Лукин, председатель Совета директоров ОАО "СУПЕРТЕЛ"
Предприятие ОАО "СУПЕРТЕЛ" ведет перспективные разработки комплексов мультисервисного телекоммуникационного оборудования для транспортных сетей связи, систем широкополосного доступа и коммутации, базирующихся на современных информационных технологиях (WDM, OTN, SDH, IP, MPLS и др.) на скоростях передачи информационных потоков от единиц кбит/с до Тбит/с. Разработка всего оборудования на предприятии осуществляется на основе собственного ПО, использования ПЛИС, оптоэлектронных и других компонентов, что позволяет создавать безопасное отечественное оборудование. Мы, несомненно, учитываем возможность участия в возвращении российского рынка. В планах предприятия стоят вопросы по созданию интегрированной сети связи, дальнейшему продвижению продукции на сети связи общего пользования. Однако тенденцию развития сетей связи, заключающуюся в продвижении только пакетных технологий, мы считаем однобокой, так как во многих случаях требуется передача информации в реальном масштабе времени, что возможно только при использовании TDM-оборудования. Кроме этого, полноценная мультисервисность сетей связи может быть получена только при совместном параллельном использовании пакетного оборудования и оборудования с коммутацией каналов.
Конкурентная ситуация в производстве телекоммуникационного оборудования с учетом курса на импортозамещение, возможно, несколько изменится, так как преимущество будут иметь производители, в оборудовании которых используется отечественная элементная база. Однако реалии таковы, что создать оборудование мирового уровня только на отечественной элементной базе в настоящее время не представляется возможным. Что касается развития компонентной базы в стране, надо отметить, что последние 20 лет эта отрасль не развивалась, поэтому срочно перейти на импортозамещение без значительных капитальных затрат не удастся. Чтобы изменить существующее положение дел, необходимо: организовать рынок для отечественного производителя; решить вопрос с производством компонентов на основе отечественных разработок и через дизайн-центры путем размещения заказов на иностранных фабриках; приобрести и внедрить иностранные технологии на территории РФ.
В.Трещиков, генеральный директор ООО "Т8"
К сожалению, серьезных преференций для российских производителей мы пока не чувствуем. Хотя трансформация рынка действительно идет – успешно происходит замещение импортного оборудования производства США, Европы, Израиля оборудованием китайского производства. Крупнейшие российские корпоративные заказчики ("Ростелеком", РЖД, "МегаФон", "ВымпелКом") заключают многолетние контракты с Huawei, а ведущие российские банки (ВТБ, "Сбербанк") выдают под эти контракты многолетние кредиты. Вместо поддержки российского производителя мы наблюдаем колоссальный рост продаж оборудования Huawei и других китайских производителей. Зачастую мелкие китайские производства сертифицируют свое оборудование как "российское" (фактически, переклеивают этикетку, даже не организуя производство на территории России) и таким образом формально удовлетворяют требованиям программы импортозамещения. Правительство должно обратить пристальное внимание на практику подобной "сертификации", ведь, по сути, это – "зеленый свет" для импорта. Сертификат должен выдаваться только тем производителям, которые как минимум имеют полноценное сборочное производство на территории России. В ряде тендеров сразу отдается предпочтение китайскому оборудованию, что мотивируется политическими причинами. Остается лишь констатировать, что китайская промышленность использует мощнейший административный ресурс для продвижения своих интересов.
"Ростелеком" объявил в прошлом году, что минимум 30% оборудования теперь будет закупаться у российских производителей, и мы надеемся, что от формулировки "импортозамещение – это замена американского оборудования на китайское" будет осуществлен переход к реальной поддержке российских разработок и производств.
Какие проблемы отечественных производителей может и должна решить программа (план) импортозамещения в ИКТ в первую очередь (снижение административных барьеров, беспошлинный ввоз комплектующих, введение квот на закупку отечественного оборудования, др.)?
П.Баканов. Задачи внесения изменений в законодательство РФ, касающиеся снятия пошлин на ввоз комплектующих, преференций отечественным товарам при закупках в интересах государственных нужд уже всерьез обсуждаются на законодательном уровне. Надеюсь, что результат мы увидим в обозримом будущем.
С.Волк. Все возможные меры поддержки полезны и нужны. Но экономические меры малоэффективны. Операторы будут сопротивляться, и особенно упорно – те, кто не испытывает недостатка в деньгах. Поэтому наряду с поддержкой производителей нужно стимулировать потребителей. Все мы знаем, кто и как это умеет делать; ни для кого не секрет, что у нас действует "ручное" управление экономикой.
В.Ролдугин. Программа должна быть направлена прежде всего на стимулирование российских компаний покупать отечественное оборудование. Как это сделать, должны решить разработчики этой программы. Второй вопрос – финансирование перспективных затратных разработок. ВГТРК сейчас разрабатывает такую программу и делает реальные шаги по созданию "пилотных" студий на отечественном оборудовании. Важно, чтобы была государственная поддержка этой инициативы. Еще программа должна содержать меры по поддержке производителей для выхода на зарубежные рынки – стимуляцию участия в зарубежных выставках и компенсацию затрат.
В.Михайлов. Пока правительственный план импортозамещения применительно к ИКТ только декларация. Хотя первые шаги, конечно, делаются, но сам подход и скорость принятия решений у наших законодателей и регуляторов могла бы быть значительно более динамичной. В отмене таможенных пошлин нельзя ограничиваться обнулением пошлин на сырье и компоненты для налаживания внутрироссийского производства. Нужно распространить обнуление пошлин и на ввоз технологий производства, которые будут создаваться на территории России и работать для российских потребителей ИКТ. Очень хочется получить решение вопросов с льготным кредитованием инноваций в нашей отрасли. Ведь сферу телекоммуникаций можно смело сравнить с фруктовым садом, который сажают однажды, а урожай снимают ежегодно. Так и телекоммуникации – строятся один раз, а эксплуатируются, при соответствущем обслуживании, десятки лет. Соответственно, чтобы срок эффективного обслуживания телекоммуникационных объектов был максимально продолжительным, в них нужно закладывать избыточные параметры еще на стадии проектирования, бюджетирования и последующего строительства. Все это можно сделать, только опираясь на высокотехнологичное новейшее оборудование и материалы.
И.Лукин. Программа импортозамещения в ИКТ, несомненно, должна решать проблемы отечественных производителей. В первую очередь, это введение условий для операторов, которые должны будут использовать отечественное оборудование как минимум для обеспечения передачи информации в интересах органов государственной власти и управления. При этом наиболее важным является вопрос принадлежности сетевой системы управления оборудованием. Используемое на сетях связи отечественное оборудование для его полноценного и безопасного применения должно быть включено в единый контур управления оператора на основе отечественного программного обеспечения сетевой системы управления, центр которого должен располагаться только на территории РФ. Второе направление помощи – это беспошлинный ввоз комплектующих до тех пор, пока не будут решены вопросы развития отечественной микро- и оптоэлектроники. Одновременно с этим необходимо увеличивать пошлины на ввозимое иностранное телекоммуникационное оборудование. По нашему мнению, на начальном этапе при разработке инфотелекоммуникационных комплексов оборудования необходимо по контрактам с дизайн-центрами и иностранными производственными технологическими фабриками разработать и произвести необходимую компонентную базу (чипсеты, ПЛИС, оптоэлектроника) и вместе с этим решить вопрос обучения специалистов.
В.Трещиков. Прежде всего, программа должна реально поддерживать российских производителей, а не служить лишь поводом для замены одних зарубежных поставщиков на других поставщиков из-за рубежа. А механизмы поддержки всем известны – это кредиты и квоты на закупку российскими заказчиками отечественного оборудования. Сейчас эти механизмы в России, кстати, вполне успешно применяются… для поддержки китайских компаний. Крупнейшие российские банки охотно кредитуют китайских производителей – и это в дополнение к тем колоссальным финансовым средствам, которые предоставляет китайское правительство своей промышленности. Российским компаниям не требуется каких-то особых преференций, внерыночных преимуществ. Достаточно, чтобы отечественные производители в России имели условия не хуже, чем зарубежные.
Российское производство оборудования связи и кабелей крайне зависимо от импортных комплектующих и материалов. Какие меры по снижению этой зависимости вы считаете наиболее важными?
П.Баканов. Безусловно, налаживание производства собственной элементной базы – важнейшая проблема, и без серьезной государственной поддержки ее не решить. Вместе с тем, надо ставить реальные задачи и не растрачивать средства впустую, пытаясь производить многие миллионы позиций из номенклатуры компонентов. Вполне возможно разумное сочетание, как это реализуется в оборудовании любого серьезного зарубежного производителя электроники.
В.Ролдугин. Это самый сложный вопрос. Производство комплектующих прежде всего должно быть конкурентоспособным. Соответственно, оно должно быть массовым и опережать зарубежных конкурентов по своим функциональным возможностям. Сделать это архисложно. Я плохо представляю, как это можно решить. Очевидно, надо выбрать сначала небольшую нишу, где это можно сделать. Учитывая, конечно, стратегические вопросы безопасности.
В.Михайлов. Сегодня на фоне тяжелой внешнеэкономической ситуации и внутриотраслевых проблем нашего бизнеса мы просто вынуждены самостоятельно искать пути снижения затрат, и импортозамещение – один из главных векторов движения в этом направлении. Так, наша компания продвигает на российском рынке технологии микротрубки для прокладки оптического волокна. Мы активно реализовывали и использовали в строительстве сетей ШПД эту технологию, но с падением курса рубля стало практически невозможно ввозить саму микротрубку и сопутствующие компоненты в Россию. Именно для формирования конкурентной цены на технологию мы озаботились организацией производства микротрубки и компонентов собственными силами на своих производственных площадях. В настоящее время мы завершаем разработку бизнес-плана и экономической платформы для реализации этой идеи. По сути, производство микротрубки, за исключением ряда специфических особенностей, не отличается от производства полимерной трубы, которое давно освоено и пользуется внушительным спросом.
Также мы ведем переговоры с рядом производителей коммутационной арматуры о начале совместного производства компонентов для прокладки оптического волокна. Но оптическое волокно – всего лишь среда передачи. Гораздо сложнее дело будет обстоять с каналообразующим и коммутационным оборудованием. Весьма непросто будет заменить на российском рынке таких известных производителей, как Cisco, Huawei. Но и здесь появляется возможность возродить производство электронных компонентов и элементной базы на основе предприятий все той же "оборонки". А план импортозамещения, скорее всего, единственный и уникальный шанс это сделать.
В.Трещиков. Для того чтобы в России появилось собственное производство комплектующих для телекоммуникационного оборудования, необходимо, чтобы на них был спрос. А он появится только тогда, когда будет развернуто собственное производство телекоммуникационного оборудования. После этого постепенно можно будет проводить замену импортных комплектующих на российские аналоги. На сегодняшний день мы не видим желания организовывать даже сборку готовой продукции. К сожалению, в основном идет сертификация и продажа импортного оборудования как российского – фактически ввоз и переклейка наклеек. В этой ситуации говорить о "снижении зависимости от импортных комплектующих" бессмысленно. Правительство должно стимулировать спрос на отечественную продукцию. Как, например, это делают в Автопроме. Там есть результат.
По мнению ряда экспертов, для полноценной реализации импортозамещения в телекоммуникациях необходимо кардинально решить проблему развития микроэлектроники на базе частно-государственного партнерства. Ваши комментарии?
П.Баканов. Хороший стимул развитию отечественного производства могло бы дать снятие ограничений с экспорта высокотехнологичной продукции на зарубежные рынки. Это способствовало бы повышению престижа России и росту финансового потока в нашу страну, а не из нее, как сейчас. Государство могло бы помочь российским производителям со снижением такого существенного компонента себестоимости продукции, как аренда производственных и офисных помещений. Вместо долгостроя в Сколково можно было бы отремонтировать пару зданий бывших советских профильных институтов и предоставить по разумным тарифам эти помещения в аренду компаниям, которые реально занимаются разработкой. Такую поддержку часто получают наши конкуренты в Америке и Европе.
С.Волк. Очевидно, все возможные меры поддержки будут направлены, в основном, на импортозамещение электронной компонентной базы, в том числе микроэлектроники специального назначения, для которых цена не имеет решающего значения. И определяющими в этом будут не столько финансовые инструменты поддержки, сколько ограничительные меры по применению импортной ЭКБ. Ожидать заметных результатов импортозамещения на рынке компонентной базы общего назначения не приходится. Для того чтобы развивать производство ЭКБ общего назначения необходим, в первую очередь, значительный внутренний спрос, которого, очевидно, нет. При ограниченном спросе, сложившихся ценах на энергоносители, производительности труда и налоговом прессинге ЭКБ общего назначения никогда не будет конкурентоспособной – и заставить производителей аппаратуры ее применять можно только полным запретом импорта, что вряд ли возможно.
Думаю, что к использованию импортной ЭКБ для производства телекоммуникационной аппаратуры общего (а в некоторой части и специального) назначения нужно относиться спокойно. Даже в сложившейся вокруг нашей страны политической ситуации угрозы ограничения ввоза основной номенклатуры ЭКБ общего применения нет. Более важными задачами представляется обеспечение полностью отечественной разработки изделий, в том числе программного обеспечения, и наличие производственных мощностей для производства конечных продуктов.
И.Лукин. Преодоление зависимости российского производства от иностранных комплектующих и материалов – это не только важный этап импортозамещения в отрасли ИКТ, это первый и основной этап, проблема, которая должна решаться на государственном уровне. Только восстановив, модернизировав и полностью изменив подход к разработке и производству отечественной компонентной базы, можно ставить задачу производителям оборудования на использование российских компонентов и, следовательно, решать задачу импортозамещения в полном объеме. А как будет решаться проблема компонентной базы: на основе частно-государственного партнерства либо только за счет частных проектов (или наоборот, только за счет ресурсов государства) – это вопрос "технический".
На наш взгляд, необходимо обратить внимание на вопрос присвоения телекоммуникационному оборудованию статуса "российского происхождения". В настоящее время действует Приказ Минпромторга России и Минэкономразвития России от 17.08.2011 № 1032/397 с изменениями от 23.10.2013 № 1675/628, в котором определены правила присвоения статуса, в том числе уровень локализации компонентной базы, который может быть повышен с развитием отечественной микроэлектроники. Приказ должен являться стимулом для производителей к получению статуса. Однако никаких преференций для производителей, выпускающих оборудование со статусом, приказ не дает. Кроме этого, его правоприменение оставляет желать лучшего. Поэтому для более точного исполнения приказа и обеспечения однозначности толкования его положений, с целью исключения возможности неверного присвоения статуса, необходимо утвердить методику, рассмотрение которой планируется на совещании Межведомственного экспертного совета при Минпромторге в ближайшее время. Эта методика детализирует и уточняет критерии, в соответствии с которыми телекоммуникационному оборудованию может быть присвоен статус "российского происхождения". Она предназначена для экспертов, проводящих оценку оборудования организаций-заявителей и, по нашему мнению, позволит исключить возможность присвоения статуса оборудованию иностранных вендоров, собираемому на территории России по лицензионным соглашениям. Что послужит препятствием для проникновения "отверточного" оборудования на важные государственные сети связи.
В.Трещиков. Чтобы заработало частно-государственное партнерство и в производство телекоммуникационного оборудования пошел крупный бизнес, это должно быть выгодно. Сегодня бизнесмен задает себе вопрос: что легче и прибыльней – построить реальное производство, создавать научные школы, команды разработчиков, бороться за высокие характеристики и качество продукции, или, просто использовав административный ресурс, сертифицировать и продавать китайское оборудование под видом российского? В современных российских реалиях намного проще сертифицировать и перепродавать, чем производить, поэтому частно-государственное партнерство не работает. Компания "Т8" пошла по пути реального производства, но мы понимаем, что сегодня это не рыночная ситуация. Пока государство не вмешается, бизнесу будет выгоднее сертифицировать импортное оборудование, чем разрабатывать и производить свое. Прежде всего, государство должно способствовать заключению многолетних контрактов с операторами связи на закупку российского оборудования. За образец можно взять контракты, заключенные крупными российскими операторами с китайской компанией Huawei. Российское производство обеспечит спрос на отечественные комплектующие, что, в свою очередь, приведет к созданию рабочих мест для научно-технического и инженерного персонала. Это как пищевая цепочка в биологии: одно связано с другим. Бесполезно говорить о развитии микроэлектроники (или, как вариант, о реформе Академии наук), не решая при этом задачу обеспечения спроса на наукоемкое и высокотехнологичное оборудование российского производства. Такой подход практикуется во многих странах и он доказал свою эффективность. ▪
Отзывы читателей