В апреле этого года универсальный оператор спутниковой связи AltegroSky начал предоставлять жителям Дальнего Востока и Сибири услугу СШПД в Ка-диапазоне на емкостях российского космического аппарата "Экспресс АМ-5". Об особенностях организации этого сервиса, его технических возможностях, а также о первых результатах оказания услуги рассказал руководитель ГК AltegroSky Сергей Валерьевич Пехтерев.
Первый российский спутник с транспондерами Ка-диапазона был запущен 26 декабря 2013 года, введен в состав орбитальной группировки (140 град.в.д.) в марте 2014-го – и компания AltegroSky, принимала участие в тестировании СШПД с использованием новой спутниковой емкости. Как это было?
Базовый момент – в качестве платформы для предоставления услуг широкополосного спутникового доступа в Сибири и на Дальнем Востоке ФГУП "Космическая связь" выбрало систему Hughes Jupiter, имевшую на момент принятия решения очевидные достоинства и преимущества. Хаб был поставлен компанией "Ка-Интернет" в Центр космической связи "Хабаровск", его серийный номер – 3 (по информации Hughes, первый стоит в США, второй – в Мексике). Эта крайне мощная система знаменует переход на новую линейку абонентских станций. В них полностью обновлена компонентная база – производительность установленного в модеме чипа вчетверо выше, чем в предыдущем поколении оборудования. Как я понимаю, дальнейшее развитие линейки оборудования HughesNet, на котором мы работали предыдущие лет семь-восемь (а еще раньше на DirecWay), стало невозможным – и компания Hughes Network Systems пошла на категорическую смену и хабов, и абонентских терминалов. Впервые за 11 лет нашей работы с Hughes появился хаб, который не может работать с модемами предыдущих поколений.
В этом проекте все открывали что-то новое для себя – и Hughes, и ГП КС, и "Ка-Интернет", и мы, и партнеры-инсталляторы. Мы заранее рассылали нашим партнерам письма, в которых брали на себя определенные обязательства (например, если они приедут на точку установки, а там не будет сигнала – мы это оборудование заберем обратно и даже компенсируем часть затраченных денег). Одновременно шла отладка самой технологии, поскольку мы как оператор должны сформировать услугу, в предоставленную "Ка-Интернет" "трубу" подать поток интернета, установить систему биллинга, СОРМ и т.п. При этом совершенно новый хаб имел свои внутренние "сюрпризы" – и их постижение также заняло несколько месяцев.
На нашу долю выпало, помимо прочего, полное исследование зон покрытия, которые до этого существовали в виде рисунков, выполненных экспертами ГП КС еще в 2010 году и впоследствии воплощенных проектировщиками, конструкторами, изготовителями спутника. В этой ситуации есть большая вероятность расхождения между тем что рисовалось, и тем что получилось. Так и произошло, но со знаком "плюс": благодаря заложенному запасу при проектировании зон и изготовлении антенн нам удалось значительно глубже, чем это предполагалось, зайти на территорию Якутии, а также поймать сигнал и на Курильских островах с помощью антенн диаметром больше стандартного. Борт имеет очень высокие энергетические параметры, и даже на краях зоны скорости в несколько мегабит легко достижимы. А для станций, которые находятся в центре "пятна", зафиксированы буквально феноменальные скорости – до 45 Мбит/с в прямом канале, до 10 Мбит/с – в обратном. В сравнении с тем, с чем мы работали в предыдущие годы, это небо и земля, это, действительно, некая революция.
Работа была интересная и непростая. Она не закончена. Система ведет себя достаточно стабильно, но есть неизбежные "детские болезни", которые мы учимся "лечить". Операторы, которые будут подключаться к системе вслед за нами, тех же шишек набить уже не должны. Хотя, конечно, процесс накладывается на общий экономический фон. Очень тяжелым ударом стала девальвация российского рубля. Если еще в середине прошлого года средняя стоимость абонентской станции для консьюмерского рынка с учетом наших определенных дотаций составляла порядка 25 тыс. рублей, то сейчас оборудование Hughes с учетом затрат на его доставку стоит уже 35 тыс. рублей. В условиях экономического кризиса люди не спешат тратить такие деньги. Кроме того, много времени уходит на доставку оборудования и, соответственно, на скорость распространения сервиса влияет логистика, которая, в свою очередь, зависит на Дальнем Востоке от многих факторов (есть ли зимники, вскрылась ли река, началась ли навигация и т.п.). Тем не менее, за первые два-три месяца мы подключили 200 станций на территории чуть ли не от центра Якутии (район Мирного) до Курильских островов и Камчатки.
Сервис СШПД Ка-диапазона ориентирован, в первую очередь, на массовый рынок?
Тестировать услугу мы начали на частных пользователях, поскольку это наиболее активная группа потребителей. У них на принятие решения о покупке уходит от нескольких часов до нескольких дней, тогда как бизнес-клиенты обычно принимают решение в течение месяца-двух, а госзаказчики с учетом проведения тендеров – и год, и два. У нас есть определенное продвижение и в сегменте В2В, но система тестирования и подбора сервисов для корпоративных клиентов существенно больше, чем для частных. Соответственно, нам требуется больше времени для выстраивания внутренней технологии. При этом надо отметить, что изначально Hughes Jupiter создавалась для консьюмерского рынка, в частности, американского. Однако в ближайшие месяц-два вендор планирует выпустить новый релиз программного обеспечения, которое даст системе необходимый функционал и для корпоративного сегмента, – и этот момент станет очень важным в его развитии.
Кто устанавливает абонентские станции?
Часть наших потенциальных абонентов проживает в местах, куда доехать можно раз в полгода, поэтому в конструктиве VSAT предусмотрено все для самостоятельной установки станции абонентом. К тому же обычно люди, живущие далеко от больших городов, – достаточно рукастые и очень многие вещи могут сделать сами, им нужно только подсказать. Есть профессиональные инсталляторы, которые одновременно выступают инсталляторами и продавцами, в некоторых случаях мы можем установить своими силами или силами нанятых инсталляторов. Используется любая модель, которая приведет к работе станций.
Не раз приходилось слышать, что самая большая проблема для массового рынка СШПД – неосведомленность потенциальных пользователей об услуге, ее возможностях, ценах и т.п. Вы согласны с этим утверждением?
Наверное, нам можно предъявить претензии в отношении того, что реклама спутникового интернета несопоставима с масштабами рекламных кампаний спутникового телевидения. Но это зависит, как минимум, от рекламного бизнеса и потенциальной аудитории. В то же время, вопрос донесения до потенциальных абонентов информации о спутниковом интернете, действительно, не решен – и пока прорывов и открытий в этом направлении никто из операторов не сделал.
Насколько применим в этом проекте опыт, полученный AltegroSky в процессе предоставления СШПД на емкостях спутника Ka-Sat?
В том, что касается внутренних технологий работы – биллингового процессинг-центра, сбора денег, построения тарифных планов, – безусловно, помогают решения, наработанные в проекте с Ка-Sat. С другой стороны, мы работаем на принципиально другом клиентском рынке, модели поведения столичных и дальневосточных абонентов очень различаются. Для Ка-Sat это Подмосковье и Ленинградская область – дачные и коттеджные поселки, со своими сезонными всплесками, с более обеспеченной в денежном отношении и менее притязательной в части требуемых объемов информации публикой. У этих пользователей, как правило, есть на работе и в городской квартире проводной высокоскоростной интернет, поэтому вопросы о закачке фильмов и т.п. не стоят, им на дачах или в коттеджах интернет нужен скорее просто для работы. А на Дальнем Востоке люди, отдавшие достаточно большие деньги за спутниковый интернет и полностью отрезанные от других возможностей подключения к Сети, используют эти каналы "на полную катушку".
При этом AltegroSky предложил на Дальнем Востоке линейки тарифов как для частного пользователя, так и для бизнеса, включающие безлимитные предложения без ограничения объема трафика на различных скоростях, а также сформировал решение по предоставлению коллективного доступа в интернет с опциями порционного трафика на высоких скоростях для быстрого скачивания фильмов и тяжелого контента. На чем компания зарабатывает в этой ситуации?
На разнице того, за что купили и за что продали. Этому мы учились все предыдущие годы, начиная с 2005-го, когда вышли на консьюмерский рынок. Это достаточно тяжелый бизнес, особенно с учетом нынешней ситуации. Но в любом случае я надеюсь, что на "Экспресс-АМ5" он будет более успешным, чем на Ka-Sat, где мы оказались под дамокловым мечом курса евро. Это европейский спутник, емкость которого ГП КС покупает в евро и, соответственно, в евро же продает ее нам. Все валютные всплески последнего года крайне тяжело отражаются на нашей рентабельности, поэтому для нас большой помощью будет освобождение от этой постоянной опасности роста курса евро при использовании "рублевых" емкостей российских спутников.
Как Вы считаете, проект на Ka-Sat уже достиг стадии насыщения?
Физические возможности не исчерпаны, клиенты продолжают подключаться, несмотря на относительно высокие тарифы и на то, что в ближайшей перспективе (первый квартал следующего года) будет введен в эксплуатацию отечественный спутник с транспондерами Ка-диапазона "Экспресс-АМ6", покрывающий западную и центральную части России. Но до тех пор пока он не заработает, клиенты будут подключаться на Ка-Sat.
Компания "Ка-Интернет", у которой AltegroSky приобретает емкость в Ка-диапазоне, работает по модели VNO с использованием емкости "Экспресс-АМ5". Как это происходит?
По умолчанию, хаб должен быть "в руках" одного оператора, который может подключать к нему других. "Ка-Интернет" достиг договоренности с ГП КС об аренде спутникового ресурса, поставил стойку VNO и, соответственно, обеспечивает возможность подключения других операторов к хабу, а также возможность подключения их сервисов. За конечным оператором остается формирование тарифной политики, биллинг и проч. Сейчас на емкостях "Экспресс-АМ5" работают три оператора – "Ка-Интернет", "КБ Искра", "Исател". Есть потенциальный интерес и у других клиентов "Ка-Интернет", но пока он не реализовался в подключения.
В проекте Ka-Sat вы работаете с наземным оборудованием компании ViaSat, в проекте с "Экспресс-АМ5" – с Hughes. Какой вариант оказался более удобным?
Здесь очень много составляющих. Есть технические характеристики оборудования, есть понятие надежности, есть понятие удобства работы с поставщиком. Так, у ViaSat нет представительства в Москве, у Hughes – есть. Соответственно, общение с Hughes происходит быстрее. К тому же для Hughes российский рынок "более ключевой", чем для ViaSat, бизнес которого сейчас сконцентрирован на североамериканском рынке, и его первичным оператором является Eutelsat. А в целом, сейчас есть известные сложности во взаимоотношениях с российскими компаниями из-за санкций, поэтому никто не спешит делать широких жестов, поскольку не знают – не наложит ли их правительство еще более суровых санкций на Россию. Эта ситуация последнего года спутала многие планы и, конечно, очень мешает строить долгосрочные стратегии, прогнозировать развитие. Тем не менее, раз мы живы, работаем и не обанкротились, – повод для оптимизма есть. Но пока, скажем так, оптимизм основан на понимании, что кризисы не могут быть вечными и когда-нибудь обязательно заканчиваются.
Российские специалисты в области спутниковой связи за последнюю четверть века стали общепризнанными в мире антикризисными экспертами. Какие технологии выживания вырабатываются сегодня?
Должен быть найден баланс между возможностями клиента платить за сервис и возможностями оператора сделать сервис максимально дешевым. Мы, операторы спутникового интернета, балансируем между клиентом, у которого есть свое представление о возможной для него стоимости, первичным оператором спутниковой связи, который формирует тарифы на пропускную способность, и производителем наземного оборудования. При этом производитель оборудования оказался в наиболее свободной ситуации, потому что Россия не является главным и, тем более, единственным его рынком сбыта (Hughes продавал здесь 10 тыс. станций в лучшие годы, для глобальной компании это загрузка на две недели, приятный пустячок), поэтому повлиять на снижение цен на его оборудование очень сложно.
С точки зрения спутниковой емкости в случае с "Экспресс-АМ5" ситуация несколько иная, потому что эту емкость можно продать только в России. Другой вопрос, что ГП КС как государственное предприятие должно в силу законодательных ограничений все свои шаги согласовывать по достаточно длительной процедуре с вышестоящими инстанциями и не может оперативно реагировать на изменения на рынке. Если станет понятно, что ожидания ГП КС, бюджеты, которые формировались при разработке спутника, и та экономическая ситуация, которая сейчас сложилась независимо от ГП КС, сильно разнятся, – то, может быть, будет пересмотрена и тарифная политика. Но это точно не произойдет в нынешнем году.
Может быть, у нас за счет инфляции поднимутся какие-то тарифы. Возможно, станет понятной ситуация с сотовыми операторами "большой тройки", которые задают стандарты на доступ в интернет. Если они и дальше будут предоставлять через свои сети очень дешевый интернет, несмотря на то, что на Дальнем Востоке "сидят" во многом на спутниках, – это будет одна ситуа-ция; если начнут дифференцировать тарифы и пытаться приблизиться к реальной себестоимости – другая. Сейчас там идет жесточайшее дотирование абонентов Дальнего Востока за счет московских пользователей, которые приносят основные доходы. Не исключено, что выход четвертого оператора в Москву ("Tele2" с "Ростелекомом") заметно повлияет на эти процессы, все очень сильно зависит от экономики. Поэтому нужно оставаться оптимистом. Потребность в услуге есть, весь вопрос – в количестве станций, которое мы продадим.
На "Экспресс-АМ6" пойдете?
Непременно. Это будет рублевый борт с рублевыми тарифами; наземной платформой станет та же система Hughes Jupiter – и отработанные на проекте с "Экспресс-АМ5" организационные и технические вопросы будут решаться уже значительно проще. Поэтому других вариантов нет, обязательно пойдем.
Первый российский спутник с транспондерами Ка-диапазона был запущен 26 декабря 2013 года, введен в состав орбитальной группировки (140 град.в.д.) в марте 2014-го – и компания AltegroSky, принимала участие в тестировании СШПД с использованием новой спутниковой емкости. Как это было?
Базовый момент – в качестве платформы для предоставления услуг широкополосного спутникового доступа в Сибири и на Дальнем Востоке ФГУП "Космическая связь" выбрало систему Hughes Jupiter, имевшую на момент принятия решения очевидные достоинства и преимущества. Хаб был поставлен компанией "Ка-Интернет" в Центр космической связи "Хабаровск", его серийный номер – 3 (по информации Hughes, первый стоит в США, второй – в Мексике). Эта крайне мощная система знаменует переход на новую линейку абонентских станций. В них полностью обновлена компонентная база – производительность установленного в модеме чипа вчетверо выше, чем в предыдущем поколении оборудования. Как я понимаю, дальнейшее развитие линейки оборудования HughesNet, на котором мы работали предыдущие лет семь-восемь (а еще раньше на DirecWay), стало невозможным – и компания Hughes Network Systems пошла на категорическую смену и хабов, и абонентских терминалов. Впервые за 11 лет нашей работы с Hughes появился хаб, который не может работать с модемами предыдущих поколений.
В этом проекте все открывали что-то новое для себя – и Hughes, и ГП КС, и "Ка-Интернет", и мы, и партнеры-инсталляторы. Мы заранее рассылали нашим партнерам письма, в которых брали на себя определенные обязательства (например, если они приедут на точку установки, а там не будет сигнала – мы это оборудование заберем обратно и даже компенсируем часть затраченных денег). Одновременно шла отладка самой технологии, поскольку мы как оператор должны сформировать услугу, в предоставленную "Ка-Интернет" "трубу" подать поток интернета, установить систему биллинга, СОРМ и т.п. При этом совершенно новый хаб имел свои внутренние "сюрпризы" – и их постижение также заняло несколько месяцев.
На нашу долю выпало, помимо прочего, полное исследование зон покрытия, которые до этого существовали в виде рисунков, выполненных экспертами ГП КС еще в 2010 году и впоследствии воплощенных проектировщиками, конструкторами, изготовителями спутника. В этой ситуации есть большая вероятность расхождения между тем что рисовалось, и тем что получилось. Так и произошло, но со знаком "плюс": благодаря заложенному запасу при проектировании зон и изготовлении антенн нам удалось значительно глубже, чем это предполагалось, зайти на территорию Якутии, а также поймать сигнал и на Курильских островах с помощью антенн диаметром больше стандартного. Борт имеет очень высокие энергетические параметры, и даже на краях зоны скорости в несколько мегабит легко достижимы. А для станций, которые находятся в центре "пятна", зафиксированы буквально феноменальные скорости – до 45 Мбит/с в прямом канале, до 10 Мбит/с – в обратном. В сравнении с тем, с чем мы работали в предыдущие годы, это небо и земля, это, действительно, некая революция.
Работа была интересная и непростая. Она не закончена. Система ведет себя достаточно стабильно, но есть неизбежные "детские болезни", которые мы учимся "лечить". Операторы, которые будут подключаться к системе вслед за нами, тех же шишек набить уже не должны. Хотя, конечно, процесс накладывается на общий экономический фон. Очень тяжелым ударом стала девальвация российского рубля. Если еще в середине прошлого года средняя стоимость абонентской станции для консьюмерского рынка с учетом наших определенных дотаций составляла порядка 25 тыс. рублей, то сейчас оборудование Hughes с учетом затрат на его доставку стоит уже 35 тыс. рублей. В условиях экономического кризиса люди не спешат тратить такие деньги. Кроме того, много времени уходит на доставку оборудования и, соответственно, на скорость распространения сервиса влияет логистика, которая, в свою очередь, зависит на Дальнем Востоке от многих факторов (есть ли зимники, вскрылась ли река, началась ли навигация и т.п.). Тем не менее, за первые два-три месяца мы подключили 200 станций на территории чуть ли не от центра Якутии (район Мирного) до Курильских островов и Камчатки.
Сервис СШПД Ка-диапазона ориентирован, в первую очередь, на массовый рынок?
Тестировать услугу мы начали на частных пользователях, поскольку это наиболее активная группа потребителей. У них на принятие решения о покупке уходит от нескольких часов до нескольких дней, тогда как бизнес-клиенты обычно принимают решение в течение месяца-двух, а госзаказчики с учетом проведения тендеров – и год, и два. У нас есть определенное продвижение и в сегменте В2В, но система тестирования и подбора сервисов для корпоративных клиентов существенно больше, чем для частных. Соответственно, нам требуется больше времени для выстраивания внутренней технологии. При этом надо отметить, что изначально Hughes Jupiter создавалась для консьюмерского рынка, в частности, американского. Однако в ближайшие месяц-два вендор планирует выпустить новый релиз программного обеспечения, которое даст системе необходимый функционал и для корпоративного сегмента, – и этот момент станет очень важным в его развитии.
Кто устанавливает абонентские станции?
Часть наших потенциальных абонентов проживает в местах, куда доехать можно раз в полгода, поэтому в конструктиве VSAT предусмотрено все для самостоятельной установки станции абонентом. К тому же обычно люди, живущие далеко от больших городов, – достаточно рукастые и очень многие вещи могут сделать сами, им нужно только подсказать. Есть профессиональные инсталляторы, которые одновременно выступают инсталляторами и продавцами, в некоторых случаях мы можем установить своими силами или силами нанятых инсталляторов. Используется любая модель, которая приведет к работе станций.
Не раз приходилось слышать, что самая большая проблема для массового рынка СШПД – неосведомленность потенциальных пользователей об услуге, ее возможностях, ценах и т.п. Вы согласны с этим утверждением?
Наверное, нам можно предъявить претензии в отношении того, что реклама спутникового интернета несопоставима с масштабами рекламных кампаний спутникового телевидения. Но это зависит, как минимум, от рекламного бизнеса и потенциальной аудитории. В то же время, вопрос донесения до потенциальных абонентов информации о спутниковом интернете, действительно, не решен – и пока прорывов и открытий в этом направлении никто из операторов не сделал.
Насколько применим в этом проекте опыт, полученный AltegroSky в процессе предоставления СШПД на емкостях спутника Ka-Sat?
В том, что касается внутренних технологий работы – биллингового процессинг-центра, сбора денег, построения тарифных планов, – безусловно, помогают решения, наработанные в проекте с Ка-Sat. С другой стороны, мы работаем на принципиально другом клиентском рынке, модели поведения столичных и дальневосточных абонентов очень различаются. Для Ка-Sat это Подмосковье и Ленинградская область – дачные и коттеджные поселки, со своими сезонными всплесками, с более обеспеченной в денежном отношении и менее притязательной в части требуемых объемов информации публикой. У этих пользователей, как правило, есть на работе и в городской квартире проводной высокоскоростной интернет, поэтому вопросы о закачке фильмов и т.п. не стоят, им на дачах или в коттеджах интернет нужен скорее просто для работы. А на Дальнем Востоке люди, отдавшие достаточно большие деньги за спутниковый интернет и полностью отрезанные от других возможностей подключения к Сети, используют эти каналы "на полную катушку".
При этом AltegroSky предложил на Дальнем Востоке линейки тарифов как для частного пользователя, так и для бизнеса, включающие безлимитные предложения без ограничения объема трафика на различных скоростях, а также сформировал решение по предоставлению коллективного доступа в интернет с опциями порционного трафика на высоких скоростях для быстрого скачивания фильмов и тяжелого контента. На чем компания зарабатывает в этой ситуации?
На разнице того, за что купили и за что продали. Этому мы учились все предыдущие годы, начиная с 2005-го, когда вышли на консьюмерский рынок. Это достаточно тяжелый бизнес, особенно с учетом нынешней ситуации. Но в любом случае я надеюсь, что на "Экспресс-АМ5" он будет более успешным, чем на Ka-Sat, где мы оказались под дамокловым мечом курса евро. Это европейский спутник, емкость которого ГП КС покупает в евро и, соответственно, в евро же продает ее нам. Все валютные всплески последнего года крайне тяжело отражаются на нашей рентабельности, поэтому для нас большой помощью будет освобождение от этой постоянной опасности роста курса евро при использовании "рублевых" емкостей российских спутников.
Как Вы считаете, проект на Ka-Sat уже достиг стадии насыщения?
Физические возможности не исчерпаны, клиенты продолжают подключаться, несмотря на относительно высокие тарифы и на то, что в ближайшей перспективе (первый квартал следующего года) будет введен в эксплуатацию отечественный спутник с транспондерами Ка-диапазона "Экспресс-АМ6", покрывающий западную и центральную части России. Но до тех пор пока он не заработает, клиенты будут подключаться на Ка-Sat.
Компания "Ка-Интернет", у которой AltegroSky приобретает емкость в Ка-диапазоне, работает по модели VNO с использованием емкости "Экспресс-АМ5". Как это происходит?
По умолчанию, хаб должен быть "в руках" одного оператора, который может подключать к нему других. "Ка-Интернет" достиг договоренности с ГП КС об аренде спутникового ресурса, поставил стойку VNO и, соответственно, обеспечивает возможность подключения других операторов к хабу, а также возможность подключения их сервисов. За конечным оператором остается формирование тарифной политики, биллинг и проч. Сейчас на емкостях "Экспресс-АМ5" работают три оператора – "Ка-Интернет", "КБ Искра", "Исател". Есть потенциальный интерес и у других клиентов "Ка-Интернет", но пока он не реализовался в подключения.
В проекте Ka-Sat вы работаете с наземным оборудованием компании ViaSat, в проекте с "Экспресс-АМ5" – с Hughes. Какой вариант оказался более удобным?
Здесь очень много составляющих. Есть технические характеристики оборудования, есть понятие надежности, есть понятие удобства работы с поставщиком. Так, у ViaSat нет представительства в Москве, у Hughes – есть. Соответственно, общение с Hughes происходит быстрее. К тому же для Hughes российский рынок "более ключевой", чем для ViaSat, бизнес которого сейчас сконцентрирован на североамериканском рынке, и его первичным оператором является Eutelsat. А в целом, сейчас есть известные сложности во взаимоотношениях с российскими компаниями из-за санкций, поэтому никто не спешит делать широких жестов, поскольку не знают – не наложит ли их правительство еще более суровых санкций на Россию. Эта ситуация последнего года спутала многие планы и, конечно, очень мешает строить долгосрочные стратегии, прогнозировать развитие. Тем не менее, раз мы живы, работаем и не обанкротились, – повод для оптимизма есть. Но пока, скажем так, оптимизм основан на понимании, что кризисы не могут быть вечными и когда-нибудь обязательно заканчиваются.
Российские специалисты в области спутниковой связи за последнюю четверть века стали общепризнанными в мире антикризисными экспертами. Какие технологии выживания вырабатываются сегодня?
Должен быть найден баланс между возможностями клиента платить за сервис и возможностями оператора сделать сервис максимально дешевым. Мы, операторы спутникового интернета, балансируем между клиентом, у которого есть свое представление о возможной для него стоимости, первичным оператором спутниковой связи, который формирует тарифы на пропускную способность, и производителем наземного оборудования. При этом производитель оборудования оказался в наиболее свободной ситуации, потому что Россия не является главным и, тем более, единственным его рынком сбыта (Hughes продавал здесь 10 тыс. станций в лучшие годы, для глобальной компании это загрузка на две недели, приятный пустячок), поэтому повлиять на снижение цен на его оборудование очень сложно.
С точки зрения спутниковой емкости в случае с "Экспресс-АМ5" ситуация несколько иная, потому что эту емкость можно продать только в России. Другой вопрос, что ГП КС как государственное предприятие должно в силу законодательных ограничений все свои шаги согласовывать по достаточно длительной процедуре с вышестоящими инстанциями и не может оперативно реагировать на изменения на рынке. Если станет понятно, что ожидания ГП КС, бюджеты, которые формировались при разработке спутника, и та экономическая ситуация, которая сейчас сложилась независимо от ГП КС, сильно разнятся, – то, может быть, будет пересмотрена и тарифная политика. Но это точно не произойдет в нынешнем году.
Может быть, у нас за счет инфляции поднимутся какие-то тарифы. Возможно, станет понятной ситуация с сотовыми операторами "большой тройки", которые задают стандарты на доступ в интернет. Если они и дальше будут предоставлять через свои сети очень дешевый интернет, несмотря на то, что на Дальнем Востоке "сидят" во многом на спутниках, – это будет одна ситуа-ция; если начнут дифференцировать тарифы и пытаться приблизиться к реальной себестоимости – другая. Сейчас там идет жесточайшее дотирование абонентов Дальнего Востока за счет московских пользователей, которые приносят основные доходы. Не исключено, что выход четвертого оператора в Москву ("Tele2" с "Ростелекомом") заметно повлияет на эти процессы, все очень сильно зависит от экономики. Поэтому нужно оставаться оптимистом. Потребность в услуге есть, весь вопрос – в количестве станций, которое мы продадим.
На "Экспресс-АМ6" пойдете?
Непременно. Это будет рублевый борт с рублевыми тарифами; наземной платформой станет та же система Hughes Jupiter – и отработанные на проекте с "Экспресс-АМ5" организационные и технические вопросы будут решаться уже значительно проще. Поэтому других вариантов нет, обязательно пойдем.
Отзывы читателей