Среди факторов головокружительного взлета корейских инфокоммуникаций – мудрая политика правительства, азарт населения, приоритет индустрии, поддерживаемый мощным "пакетом стимулов и инструкций" на всем пути ее более чем полувекового развития.
"Я выведу национальную науку и технологии на самый высокий
мировой уровень. Плоды этих устремлений приведут
к созданию в нашей стране креативной экономики".
(Обещание президента Пак Кын Хе
при вступлении в должность, 25 февраля 2013 года).
Пролог: на форсаже сил, разума и воли
Путь Кореи к вершинам экономики мирового хай-класса уникален по скорости, сложности, упорству и мужеству. Вторая мировая и последующая за ней корейская война нанесли стране колоссальный урон и почти полное разрушение. Последующее десятилетие проходило в режиме тяжелого затяжного старта. Барометр – ВВП на душу населения – колебался в границах 67–87 долл. США (уровень беднейших государств – Нигерии и Папуа – Новой Гвинеи), в деревнях был голод, рис считался по крупинкам. Те, у кого была возможность питаться три раза в день, считались просто богатыми. В стране не было ни одного многоэтажного жилого дома, а электричество даже в больших городах подавалось по расписанию. Разумеется, был и частный бизнес, преимущественно семейный, клановый. Главными "индустриальными гигантами" тогдашней экономики были авторемонтные и швейные мастерские, пара цементных заводов и… велосипедная фабрика.
Положение резко меняется с приходом к власти Пак Чон Хи, классического тирана и талантливого реформатора. Именно его страна чтит и считает "отцом" корейских реформ. Этот человек смог сформировать цели государственной политики, реализация которых оказалась на редкость успешной. А ситуация была не из легких. Страна, обделенная основными природными ископаемыми, имела лишь один безусловный ресурс – рабочую силу. Дешевую, дисциплинированную, однако абсолютно неквалифицированную. В этой связи следует особо подчеркнуть, что образование населения как внутри страны, так и за рубежом с первых дней независимости (ровно 70 лет назад) становится одним из главных приоритетов Голубого дома (резиденция президента). Инициатива нашла поистине пламенный отклик у всех граждан республики!
Корейцы – большие трудоголики. Приверженность к конфуцианской этике с ее "прививками" к трудолюбию, тягой к образованию, дисциплине, почитанием старших на все 100% использовались государством и бизнесом в целях развития экономики. Продолжительность рабочей недели в 1960-70-е годы. фактически не регламентировалась, достигая 60, а то и 70 ч. Длительность отпуска составляла лишь несколько дней. И сегодня подавляющее большинство корейцев не решаются оставить свое рабочее место больше чем на неделю. Лишь в прошлом году количество рабочих часов было уменьшено с 2000 до 1900 в год.
Именно на энтузиазм собственного народа сделал ставку президент и не ошибся. В качестве базовой стратегии развития правительство принимает парадигму "Летящих гусей". Модель, разработанная японским экономистом К.Акамацу, представляет собой обобщенную теорию догоняющего экономического развития. Она предполагает три этапа: широкомасштабный импорт зарубежной продукции; развертывание новых местных производств под растущий национальный спрос; экспорт излишек продукции на новые и традиционные иностранные рынки. Графическое отображение трех фаз в развитии напоминает формирование стаи летящих диких гусей. Недавно дочь Пака, нынешний президент Кореи, подтвердила приверженность этой модели, но во главе "клина" поставила новые страны-лидеры, в том числе и Корею.
Таким образом, руководство страны выбрало путь экспорто-ориентированной державы. Однако в те времена в стране преобладал малый частный бизнес, не способный выйти на международную арену. Со временем дела могли измениться к лучшему, но катастрофическое положение экономики требовало незамедлительных действий. Кроме того, президент мыслил шире, в фокусе его повышенного интереса было непременное развитие тяжелой промышленности, которая, как известно, требует большой концентрации капитала. Генерал приступает к формированию мощных многопрофильных национальных холдингов – чебылей. Их главные характеристики: семейно-клановый статус, многоплановая щедрая поддержка правительства, финансирование через государственные банки в обмен на точное соблюдение планов власти в развитии тех или иных производств. Основным критерием отбора компаний были личные качества руководителей, хотя немаловажную роль играл и размер фирмы.
Вот как, по словам американского журналиста "Foreign Affairs", в Корее назначали олигархов: "Пак вызвал на совещание ведущих бизнесменов страны… и объяснил постановку… задачи – создание в стране высокоэффективной экономики, способной конкурировать не только с Японией, но и с мировыми супердержавами. <…> Цой, ты каким бизнесом занимаешься? – Производство риса и игорный бизнес. – Будешь строить суда! Надо утереть нос британцам и норвежцам! – Но я не могу! … – Я тебе помогу. Государство тебе поможет. Будет трудно поначалу. Но мы победим. Главное – помоги стать Корее могущественной державой, и мы тебя озолотим. Откажешься – обижусь. Понял?! … Ким будет производить телевизоры и магнитофоны… Чо – автомобили…". И бизнес не подвел генерала. Компании, во главе которых стояли отобранные бизнесмены, не только дисциплинированно исполняли все правительственные установки, но и расширяли экспорт даже в ущерб собственной прибыли. Так начинали свой путь ныне всемирно известные гиганты – Samsung, LG, GS Group, Hyundai, SK Group, Daewoo, Lotte.
Мейнстрим экономики начался с развития легкой промышленности, продукция которой успешно продавалась на экспорт, требовавшей трудоемкого, но низкоквалифицированного труда. Затем предпринимательский опыт, полученный в этой области в 70-х годах, был перенесен на формирование тяжелой промышленности и высокотехнологической индустрии (ИКТ, электроника, бытовая техника). Однако модель, ориентированная на монополию государства в части финансирования, не без изъяна. Ее уязвимость – коррупция, возможность решения проблем путем целевой "обработки" государственных чиновников. И если аскет Пак очень четко следил за коррупцией и воровством в стране и жестко контролировал деятельность чеболей, то при его преемниках масштабы правонарушений стали стремительно разрастаться. Пресечь зло почти на корню удалось именно индустрии ИКТ в ее стремительном развитии и поистине революционном преобразовании системы управления страной и самого общества. А еще точнее – построении одного из лучших на планете электронного правительства, но для этого необходимо было выстроить мощную инновационную инфраструктуру.
Институциональный посыл…
и не только
Курс на инновационное развитие страны задал Пак, а каждая новая администрация неукоснительно ему следовала. Каждая без исключения! Несмотря на "погодные" экономико-политические условия и "дома", и в мире. Начиная с 90-х годов Голубой дом явил стране и миру твердую волю и решимость в наикратчайшие сроки догнать легион супердержав, строящих информационное общество. Главным исполнителем на этом генеральном направлении была назначена инфоиндустрия, получившая статус "главного драйвера роста". Генеральный вектор – информатизация страны на всех уровнях: производство, население, государственное управление. Сильная индустрия ИКТ – сильная Корея!
Развитие ее начиналось почти с нуля – в 60-е годы телефонная плотность составляла один аппарат на 100 жителей, неграмотность – 75%, ВВП на душу населения – 87 долл. США. "Богаж" дорожной карты ускоренного формирования корейской инфоиндустрии – огромный (по мировым меркам) пакет планов, законов, реформ, инструкций, которые работали в режиме стратегии, гибко адаптированной к обстоятельствам реального времени. Это позволяло всем задействованным в программах структурам координировать и быстро корректировать возможные отклонения от курса. Именно и только последовательная политика правительства Кореи по инициации как самой идеи, так и государственного финансирования, организационной поддержки ключевых общенациональных проектов информатизации, наконец по стимулированию участия частного сектора – ключевые факторы успеха. Ибо по факту жизни очевидно, что без помощи государства высокотехнологичную инфраструктуру не построить. И что особенно важно отметить, созидание отрасли не только строго следовало предписанию – некоторые особо важные "объекты" сдавались досрочно! Немного истории.
Первая государственная программа в сфере информатизации – "Базовая национальная информационная система" (NBIS) – была разработана в начале 1980-х годов и стартовала в 1987 году. Ее задача – создать индустрию, заточенную на экономический рост страны, базировалась на компьютеризации общества на основе высокотехнологичной ИКТ-платформы. В начале 1990-х годов она была пересмотрена, а в апреле 1994 года принята уже как проект – "Национальная информационная Супермагистраль" или "Корейская информационная инфраструктура" (KII). В 2000 году принято решение перевести основные линии связи, соединяющие учреждения, компании и домовладения на оптоволокно. Осуществление этого долгосрочного плана по замыслу правительства – ключевое звено в качественном переходе экономики Кореи из статуса "развивающейся" к высокотехнологичному укладу. Главные векторы государственного инвестирования: компьютеризация основных сфер деятельности общества, строительство новых информационных и телекоммуникационных сетей и современных линий связи. Было предусмотрено создание двух высокоскоростных национальных информационных сетей. Первая – государственная для соединения центральных и местных органов власти, различных общественных организаций, включая школы и библиотеки. Вторая строилась для частного сектора. Ее задачи – интерактивные мультимедийные широкополосные сетевые службы для компаний и населения. Согласно плану, строительство государственной сети KII должно было завершиться в 2015 году. По мере роста эффективности работ и энтузиазма самих участников власть принимает решение сдвинуть сроки окончания проекта на год, однако уже в декабре 2010 года, то есть на пять лет раньше назначенного срока строительство лучшей в мире общенациональной высокоскоростной сетевой инфраструктуры было закончено – 144 крупных города и 190 мелких населенных пунктов Кореи были соединены оптоволоконными кабелями.
ИКТ против коррупции –
e-Government на страже порядка
Прежде чем начать небольшой экскурс к истокам формирования электронного правительства, важно еще раз отметить, что идея его создания исходила сверху, причем при самом тесном участии и непосредственном курировании ее со стороны всех находящихся у власти в различные периоды времени президентов. Корейский путь к e-Government можно разбить на три определенных этапа: первый – 1987–1995 годы; второй – 1995–2005 годы; третий – с 2005 года по сей день.
Первый этап характеризуется строительством NBIS. Задача – компьютеризация на национальном уровне традиционных рабочих мест, автоматизация работы различных государственных офисов и правительственных структур, сокращение бумажного документооборота с акцентом на капитало-, науко- и техноемкие проекты. Приоритетными направлениями автоматизации были выбраны: население (управление персонифицированной информацией на основе обработки данных, учет всех транспортных средств и недвижимости), оборонный сектор, службы государственной безопасности, финансы и банковский сектор, сфера образования и науки. В итоге к концу 1995 года в стране было завершено создание программных приложений и баз данных для единой системы государственного управления; создан базис для реального оказания услуг корейскому населению через государственные и правительственные учреждения, которые на тот момент имели прямой и защищенный доступ к серверным базам данным.
Второй этап был ориентирован на полную компьютеризацию основных сфер жизнедеятельности общества, а также переход на ВОЛС и, соответственно, обеспечение широкополосного доступа в интернет. В программу были включены 11 проектов, которые условно разбили на четыре отдельных: прозрачное и эффективное правительство , общая инфраструктура, качественная работа всех государственных служб и улучшение ведения бизнеса. Номер один – разработка и внедрение правительственной информационной системы в финансовом секторе, национальной информационной системы в секторе образования, системы поддержки кадровой политики и принятия кадровых решений, системы местного электронного управления. Под номером два шли работы в области создания системы электронного управления документооборотом и делопроизводством на безбумажной основе, объединения правительственных информационных систем на всех уровнях. Под номером три – создание портала электронного правительства, интегрированных услуг по социальному страхованию, налоговой службы на дому (HTS). Номер четыре – запуск системы электронных государственных закупок и тендеров.
Третий (текущий) этап фактически начался в 2003 году, с опережением на два года. Его девиз "создание разумного правительства", багаж – 31 проект. Отметим четыре из них. Первый – полный отказ правительства от бумажного документооборота и переход от изолированной работы к интегрированной. Для этого было необходимо организовать эффективные связи между служебными офисами, расширить масштабы и объемы обмена информацией. Второй – обеспечение надежного режима защиты персональных данных онлайн как для населения, так и для представителей бизнеса в условиях общения с госорганами без личного присутствия клиентов. Третий – совершенствование системы безопасности в управлении информационными ресурсами на уровне взаимодействия правительства и его отдельных департаментов. Четвертый – разработка и совершенствование единых стандартов, законодательной базы, правовое регулирование. Иными словами – постоянный процесс, предела совершенству которому просто нет.
Электронное правительство РК сегодня, по признанию крупнейших рейтинговых агентств, – одно из самых лучших в мире. Осуществилась-таки мечта отца реформ Пак Чон Хи: правительство получило надежный инструмент управления, стало доступным и как бы прозрачным, а ИКТ на своем уровне сказали коррупции: "НЕТ!" Страна оттачивала модель e-Government почти 30 лет. Число проектов и инициатив превысило потолок тридцати – и процесс совершенствования продолжается. Сегодня новый президент заказал инновационно улучшенную модель – формируется e-Government 3.0.
Монетарный эффект от работы системы, по разным оценкам, варьируется от 10 до 15 млрд. долл. США. При этом ежегодный бюджет e-Government колеблется в границах 300 млн. долл. В итоге использование электронных преобразований приносит стране суммы, в 30–40 раз превышающие издержки. Более того, популярность корейских технологий электронного правительства растет и становится существенной частью национального экспорта. За период 2002–2014 годов его объем увеличился в 5200 раз и достиг 475 млн. долл. США в 2014 году (табл.1). Ареал интересантов – преимущественно страны АТР, Латинской Америки, Африки, СНГ.
Удивительно и показательно, что Голубой дом в тяжелые для республики времена делает ставку на науку, чтобы наверстать технологическое отставание. В 1962 году открывается Корейский научно-информационный центр KORSTIC, в 1966 году – Корейский научно-исследовательский технологический институт KIST (оба – при поддержке США), в 1976 году – знаменитый впоследствии своими успехами НИИ электроники и телекоммуникаций ETRI.
Чтобы стимулировать процесс научно-образовательного пула, правительство идет на финансовую поддержку наиболее перспективных и эффективных институтов как по критериям качества обучения, так и по уровню интеллектуальных достижений. Ответная реакция адекватна. Подавляющее число крупных, но не слишком успешных университетов работают в режиме постоянного обновления, запуская оригинальные программы реформирования. Поиски новых эффективных решений на всех уровнях архитектуры школы знаний продолжаются. Так, в июле этого года министерство образования совместно с министерством научного прогнозирования опубликовали новый план подготовки специалистов в области ИТ. В частности, начиная с 2018 года предмет "информатика" (сегодня факультатив), станет обязательным предметом в школах (в классах средней и высшей ступени); в течение ближайших трех лет 60 тыс. учителей младших классов (30% всего корпуса) пройдут специальную переподготовку в области повышения квалификации в сфере информатики. Кроме того, 1,8 тыс. преподавателей классов средней ступени, имеющих сертификаты в данной области, так же пройдут квалификационные курсы. Программа повышения качества образования распространится и на вузы. Научный вектор развития – один из самых приоритетных в Корее, доля кумулятивных затрат (государственных и частных) в ВВП – одна из самых высоких в мире.
Параллельно в начале века государство начинает формировать внутренний информационный рынок – ИКТ-спрос. Объявляется компьютерный "всеобуч". В течение двух лет студенты, домохозяйки, военнослужащие, инвалиды, фермеры и даже заключенные (более 10 млн. человек) получили за мизерную плату компьютеры, доступ в интернет и более 2000 бесплатных ИТ-услуг.
Парадный расчет
Корея, безусловно, "уникальный случай". Ни одной стране на нашей планеты не удавалось за одно поколение совершить прыжок из разряда беднейших в 13-ую по величине экономику мира. Без нефтяных вышек и прочих природных ресурсов, курсом на High End, в том числе (и в основном) с акцентом на индустрию ИКТ. Приведем некоторые факты и цифры. В 2014 году, по заключению ведущих рейтинговых агентств, РК признана самой инновационной страной мира. Учитывались критерии: интенсивность НИОКР и их открытость, эффективность патентной активности, производительность, концентрация высоких технологий, концентрация исследователей, производственные возможности, финансовая поддержка правительства, соблюдение прав интеллектуальной собственности, доля хай-тека в торговом балансе.
В течение последних шести лет, согласно декларации МСЭ, Корея – лидер по уровню развития ИКТ (1 место в 2010 и 2013 годах, 2-е – в 2009 и 2014 годах). Индекс включает 11 репрезентативных показателей и признан мировым сообществом.
Мобильные коммуникации появились в РК примерно на десять лет позже, чем в передовых странах. Тем не менее, она всегда была в авангарде новых решений: первой в мире приняла стандарты третьего и четвертого поколения и планирует приступить к тестированию пятого в 2017 году, а спустя три года – предложить абонентам его первые услуги. Масштаб инвестиций в проект 5G – 1,5 млрд. долл. США. Исполнители – Samsung Electronics и LG. Допускается возможность квалифицированного сотрудничества с целью согласования стандартов и во избежание патентных споров. Мобильное "покрытие" в стране составляет 114%. Особенно популярны смартфоны (42 млн.). РК – четвертая страна в мире по их распространению.
Корея в 2014 году продемонстрировала самый быстрый интернет в мире – 23,6 Мбит/с (пиковая средняя скорость соединения – 68,5 Мбит/с), а также первое место по уровню распространения высокоскоростного широкополосного интернета и темпам внедрения, годовой прирост 146 и 25% соответственно. Интернет-аудитория в стране – 86% населения. В течение пяти последних лет среднегодовой прирост цифровых "аборигенов" колеблется в границах 3,7–5%. Более того, 99,1% домохозяйств имеют доступ к ШПД (минимальная скорость – 1 Мбит/с). Абоненты фиксированного широкополосного доступа составляют 38% сообщества. В то же время РК на сегодняшний день – мировой лидер по проникновению широкополосного оптического доступа (40%). Больше только в Японии – 72%.
В соответствии с планом развития космической отрасли (2010–2021 гг.), в 2020 году готовится запуск ИСЗ, созданного полностью на отечественной технологии. Прототип спутника – южнокорейский космический аппарат "Ариран". До 2021 года на реализацию данного проекта, начавшегося в прошлом году, будет затрачено порядка 1,34 млрд. долл. США.
Экономэффект
На фоне блистательных инновационных побед квантифицированные оценки вклада ИКТ-индустрии в экономику менее резонансны – незаслуженно скромны в прессе, растворены в макроиндикаторах официальной статистики, а в отраслевом плане просто – противоречивы. А зря! ИКТ-индустрия не только генерирует экономике и обществу рост благополучия, но в тяжелые кризисные времена, как это оказалось на деле, помощь ее была просто неоценима. Так, в 2013 году экономический рост страны составил 9,2% по сравнению с депрессивным 2010-м во многом с помощью инфокоммуникаций. Именно ИКТ-сектор становится флагманом роста – 5,5% ежегодно! Более того, его вклад в рост национальной экономики, рассчитанный по оригинальным методикам корейских институтов, в 2001 году был равен 26,3%, в 2005 году – 47,5%, а в 2014 году – 17%. Доля в реальном ВВП стабильна – колеблется в районе 9% (рис.1).
Очевидно, что "оживлению" как самой экономики, так и индустрии стабильно содействует экспорт. Страна – крупнейший мировой поставщик ИКТ-продукта. "Вес" одних только телекоммуникационных решений в общем объеме данного рынка планеты – 22% в 2010 и 12% в 2014 году. Любопытно отметить, что в последние два года треть национального ИКТ-экспорта пришлась на смартфоны! В самой же Корее экспорт инфокоммуникаций стабильно держит планку в границах 30–35% общенационального его объема. Сальдо торгового баланса также убедительно свидетельствует об ИКТ-поддержке. Очевидно, что без их помощи торговый баланс Кореи выглядел бы существенно беднее (табл.2).
Дополняет сказанное общий пейзаж взаимосвязанного, но не всегда очевидного факта зависимости роста благополучия населения Кореи и экспорта ИКТ-продукта (рис.2).
Корейские откровения
Страна находится на взлете инновационного развития. Корея стремится к интеллектуальному совершенству. Поэтому логично, что ведущие государства планеты обсуждают сегодня проект создания в Корее мирового консультативного центра инновационных технологий. КР ныне – мировой чемпион по доле затрат на науку в ВВП, не скупится и на инвестиции в инфотехнологии. Планы по переустройству многих отраслей экономики президент Пак Кын Хе (к слову, выпускница факультета электроники национального университета) видит в помощи и поддержке отечественного хай-тека. В текущем году правительство выделило 60,6 млрд. долл. США на развитие новых решений в области ИКТ, которые поддержат 7,5 тыс. профильных проектов. В фокусе особого внимания развитие софтверной индустрии и направлений – Big Data, "облачные" вычисления, IoT и 5G. Технологии пятого поколения предполагается коммерциализировать к 2020 году и увеличить охват гигабитным интернетом с 40% в этом году до 90% в 2017 году.
Ожидается расширение палитры креативных отраслей, поддержка инновационного бизнеса малых и средних предприятий, помощь стартапам. На этом поле уже в нынешнем году открывается 17 "центров инноваций креативной экономики" (кластеры с функциями универсального сервисного обслуживания). Промышленность продолжает переход к модели Industry 3.0. Информатизация производства такого уровня предполагает широкое использование "умных фабрик", всего спектра технологий в палитре решений Интернета вещей, 3-D печати и Big Data. Планируется тиражирование опыта "креативной деревни" в Седжон-Сити, моделей смарт-ферм, а также разработка стандартов ИКТ по поощрению сельхозтуризма, поддержки образования и сектора розничной торговли.
Президент Пак Кын Хе намерена строить одну из самых лучших моделей корейского общества – "креативную экономику". Разумеется, не без поддержки ИКТ будут реформированы четыре сектора экономики: государственный, рынок труда, финансов и образования. В фокусе самого серьезного внимания – инновации в ИКТ. Большие надежды связаны с прогрессом в секторе программного обеспечения, где, по признанию самих ИТ-специалистов, страна существенно отстает от Запада. В отношении аппаратных средств и их качественных характеристик проблем нет. Страна в поисках талантов. Строятся и проектируются крупные многопрофильные научно- производственные центры, ориентированные также и на привлечение иностранного "интеллектуального" капитала, а также пулы стартапов. XXI век – век приложений. Стартапы – "глаза" нового бизнеса.
В чем же секрет "Чуда на реке Хан"? В заключение – немного информации к размышлению.
Очевидно, что в условиях ограниченности ресурсов и дефицита времени единственным шансом корейцев на стремительный рост была максимальная концентрация природных ресурсов и консолидация национальных кадров. Именно тогда в Южной Корее утвердилось мнение, что только государство сможет аккумулировать имеющиеся в малом количестве ресурсы и рационально перераспределить их в пользу ограниченного числа успешно зарекомендовавших себя представителей национального бизнеса. Западные политики и экономисты что-то не спешат признавать тот факт, что столь внушительных экономических успехов Южная Корея достигла без помощи "невидимой руки рынка", а также реализации плюрализма мнений, всеобщих прав человека и демократических ценностей.
Государство начинало строиться в условиях жесткого авторитарного режима, который в середине 60-х годов взял курс на политику ускоренной индустриализации и построения жесткого государственного капитализма. В стране были запрещены все типы оппозиционных движений. Власти республики создавали класс собственников и не давали "пищи" для распространения демократических идей, которые тормозили бы развитие в период первоначального накопления капитала и нарождающихся рыночных отношений. Компенсация отсутствию политических свобод в Корее – возможность реализовать свои потенции в сфере реального бизнеса: от участия в АО до палаточной торговли.
Миссией государственной политики Кореи стало создание экспортно-ориентированной экономики и крупного национального бизнеса с мировым уровнем конкурентоспособности Управление экономикой и государством, а также выработку концепции реформ поручили профессионалам-технократам, многие из которых обучались за рубежом. Большинство создателей новых инновационных компаний, вошедших в элиту мирового бизнеса, были великими творцами, прошедшими труднейший путь реализации своего замысла.
Однако для успеха корейской модели необходимо было два обязательных и наиважнейших условия: помощь Запада в предоставлении кредитов и даже безвозмездной поддержки, а также (увы) авторитарная власть – одновременно и мудрая, и харизматичная.
Таким образом, оказывается, что в основе развития корейской экономики – не данный природой менталитет нации, а наличие "окружающей среды", позволяющей проявить его. Похоже, все очень просто – успех возможен лишь тогда, когда власть последовательно ставит мудрые задачи и жестко следит за их выполнением. Нет задач – нет развития.
мировой уровень. Плоды этих устремлений приведут
к созданию в нашей стране креативной экономики".
(Обещание президента Пак Кын Хе
при вступлении в должность, 25 февраля 2013 года).
Пролог: на форсаже сил, разума и воли
Путь Кореи к вершинам экономики мирового хай-класса уникален по скорости, сложности, упорству и мужеству. Вторая мировая и последующая за ней корейская война нанесли стране колоссальный урон и почти полное разрушение. Последующее десятилетие проходило в режиме тяжелого затяжного старта. Барометр – ВВП на душу населения – колебался в границах 67–87 долл. США (уровень беднейших государств – Нигерии и Папуа – Новой Гвинеи), в деревнях был голод, рис считался по крупинкам. Те, у кого была возможность питаться три раза в день, считались просто богатыми. В стране не было ни одного многоэтажного жилого дома, а электричество даже в больших городах подавалось по расписанию. Разумеется, был и частный бизнес, преимущественно семейный, клановый. Главными "индустриальными гигантами" тогдашней экономики были авторемонтные и швейные мастерские, пара цементных заводов и… велосипедная фабрика.
Положение резко меняется с приходом к власти Пак Чон Хи, классического тирана и талантливого реформатора. Именно его страна чтит и считает "отцом" корейских реформ. Этот человек смог сформировать цели государственной политики, реализация которых оказалась на редкость успешной. А ситуация была не из легких. Страна, обделенная основными природными ископаемыми, имела лишь один безусловный ресурс – рабочую силу. Дешевую, дисциплинированную, однако абсолютно неквалифицированную. В этой связи следует особо подчеркнуть, что образование населения как внутри страны, так и за рубежом с первых дней независимости (ровно 70 лет назад) становится одним из главных приоритетов Голубого дома (резиденция президента). Инициатива нашла поистине пламенный отклик у всех граждан республики!
Корейцы – большие трудоголики. Приверженность к конфуцианской этике с ее "прививками" к трудолюбию, тягой к образованию, дисциплине, почитанием старших на все 100% использовались государством и бизнесом в целях развития экономики. Продолжительность рабочей недели в 1960-70-е годы. фактически не регламентировалась, достигая 60, а то и 70 ч. Длительность отпуска составляла лишь несколько дней. И сегодня подавляющее большинство корейцев не решаются оставить свое рабочее место больше чем на неделю. Лишь в прошлом году количество рабочих часов было уменьшено с 2000 до 1900 в год.
Именно на энтузиазм собственного народа сделал ставку президент и не ошибся. В качестве базовой стратегии развития правительство принимает парадигму "Летящих гусей". Модель, разработанная японским экономистом К.Акамацу, представляет собой обобщенную теорию догоняющего экономического развития. Она предполагает три этапа: широкомасштабный импорт зарубежной продукции; развертывание новых местных производств под растущий национальный спрос; экспорт излишек продукции на новые и традиционные иностранные рынки. Графическое отображение трех фаз в развитии напоминает формирование стаи летящих диких гусей. Недавно дочь Пака, нынешний президент Кореи, подтвердила приверженность этой модели, но во главе "клина" поставила новые страны-лидеры, в том числе и Корею.
Таким образом, руководство страны выбрало путь экспорто-ориентированной державы. Однако в те времена в стране преобладал малый частный бизнес, не способный выйти на международную арену. Со временем дела могли измениться к лучшему, но катастрофическое положение экономики требовало незамедлительных действий. Кроме того, президент мыслил шире, в фокусе его повышенного интереса было непременное развитие тяжелой промышленности, которая, как известно, требует большой концентрации капитала. Генерал приступает к формированию мощных многопрофильных национальных холдингов – чебылей. Их главные характеристики: семейно-клановый статус, многоплановая щедрая поддержка правительства, финансирование через государственные банки в обмен на точное соблюдение планов власти в развитии тех или иных производств. Основным критерием отбора компаний были личные качества руководителей, хотя немаловажную роль играл и размер фирмы.
Вот как, по словам американского журналиста "Foreign Affairs", в Корее назначали олигархов: "Пак вызвал на совещание ведущих бизнесменов страны… и объяснил постановку… задачи – создание в стране высокоэффективной экономики, способной конкурировать не только с Японией, но и с мировыми супердержавами. <…> Цой, ты каким бизнесом занимаешься? – Производство риса и игорный бизнес. – Будешь строить суда! Надо утереть нос британцам и норвежцам! – Но я не могу! … – Я тебе помогу. Государство тебе поможет. Будет трудно поначалу. Но мы победим. Главное – помоги стать Корее могущественной державой, и мы тебя озолотим. Откажешься – обижусь. Понял?! … Ким будет производить телевизоры и магнитофоны… Чо – автомобили…". И бизнес не подвел генерала. Компании, во главе которых стояли отобранные бизнесмены, не только дисциплинированно исполняли все правительственные установки, но и расширяли экспорт даже в ущерб собственной прибыли. Так начинали свой путь ныне всемирно известные гиганты – Samsung, LG, GS Group, Hyundai, SK Group, Daewoo, Lotte.
Мейнстрим экономики начался с развития легкой промышленности, продукция которой успешно продавалась на экспорт, требовавшей трудоемкого, но низкоквалифицированного труда. Затем предпринимательский опыт, полученный в этой области в 70-х годах, был перенесен на формирование тяжелой промышленности и высокотехнологической индустрии (ИКТ, электроника, бытовая техника). Однако модель, ориентированная на монополию государства в части финансирования, не без изъяна. Ее уязвимость – коррупция, возможность решения проблем путем целевой "обработки" государственных чиновников. И если аскет Пак очень четко следил за коррупцией и воровством в стране и жестко контролировал деятельность чеболей, то при его преемниках масштабы правонарушений стали стремительно разрастаться. Пресечь зло почти на корню удалось именно индустрии ИКТ в ее стремительном развитии и поистине революционном преобразовании системы управления страной и самого общества. А еще точнее – построении одного из лучших на планете электронного правительства, но для этого необходимо было выстроить мощную инновационную инфраструктуру.
Институциональный посыл…
и не только
Курс на инновационное развитие страны задал Пак, а каждая новая администрация неукоснительно ему следовала. Каждая без исключения! Несмотря на "погодные" экономико-политические условия и "дома", и в мире. Начиная с 90-х годов Голубой дом явил стране и миру твердую волю и решимость в наикратчайшие сроки догнать легион супердержав, строящих информационное общество. Главным исполнителем на этом генеральном направлении была назначена инфоиндустрия, получившая статус "главного драйвера роста". Генеральный вектор – информатизация страны на всех уровнях: производство, население, государственное управление. Сильная индустрия ИКТ – сильная Корея!
Развитие ее начиналось почти с нуля – в 60-е годы телефонная плотность составляла один аппарат на 100 жителей, неграмотность – 75%, ВВП на душу населения – 87 долл. США. "Богаж" дорожной карты ускоренного формирования корейской инфоиндустрии – огромный (по мировым меркам) пакет планов, законов, реформ, инструкций, которые работали в режиме стратегии, гибко адаптированной к обстоятельствам реального времени. Это позволяло всем задействованным в программах структурам координировать и быстро корректировать возможные отклонения от курса. Именно и только последовательная политика правительства Кореи по инициации как самой идеи, так и государственного финансирования, организационной поддержки ключевых общенациональных проектов информатизации, наконец по стимулированию участия частного сектора – ключевые факторы успеха. Ибо по факту жизни очевидно, что без помощи государства высокотехнологичную инфраструктуру не построить. И что особенно важно отметить, созидание отрасли не только строго следовало предписанию – некоторые особо важные "объекты" сдавались досрочно! Немного истории.
Первая государственная программа в сфере информатизации – "Базовая национальная информационная система" (NBIS) – была разработана в начале 1980-х годов и стартовала в 1987 году. Ее задача – создать индустрию, заточенную на экономический рост страны, базировалась на компьютеризации общества на основе высокотехнологичной ИКТ-платформы. В начале 1990-х годов она была пересмотрена, а в апреле 1994 года принята уже как проект – "Национальная информационная Супермагистраль" или "Корейская информационная инфраструктура" (KII). В 2000 году принято решение перевести основные линии связи, соединяющие учреждения, компании и домовладения на оптоволокно. Осуществление этого долгосрочного плана по замыслу правительства – ключевое звено в качественном переходе экономики Кореи из статуса "развивающейся" к высокотехнологичному укладу. Главные векторы государственного инвестирования: компьютеризация основных сфер деятельности общества, строительство новых информационных и телекоммуникационных сетей и современных линий связи. Было предусмотрено создание двух высокоскоростных национальных информационных сетей. Первая – государственная для соединения центральных и местных органов власти, различных общественных организаций, включая школы и библиотеки. Вторая строилась для частного сектора. Ее задачи – интерактивные мультимедийные широкополосные сетевые службы для компаний и населения. Согласно плану, строительство государственной сети KII должно было завершиться в 2015 году. По мере роста эффективности работ и энтузиазма самих участников власть принимает решение сдвинуть сроки окончания проекта на год, однако уже в декабре 2010 года, то есть на пять лет раньше назначенного срока строительство лучшей в мире общенациональной высокоскоростной сетевой инфраструктуры было закончено – 144 крупных города и 190 мелких населенных пунктов Кореи были соединены оптоволоконными кабелями.
ИКТ против коррупции –
e-Government на страже порядка
Прежде чем начать небольшой экскурс к истокам формирования электронного правительства, важно еще раз отметить, что идея его создания исходила сверху, причем при самом тесном участии и непосредственном курировании ее со стороны всех находящихся у власти в различные периоды времени президентов. Корейский путь к e-Government можно разбить на три определенных этапа: первый – 1987–1995 годы; второй – 1995–2005 годы; третий – с 2005 года по сей день.
Первый этап характеризуется строительством NBIS. Задача – компьютеризация на национальном уровне традиционных рабочих мест, автоматизация работы различных государственных офисов и правительственных структур, сокращение бумажного документооборота с акцентом на капитало-, науко- и техноемкие проекты. Приоритетными направлениями автоматизации были выбраны: население (управление персонифицированной информацией на основе обработки данных, учет всех транспортных средств и недвижимости), оборонный сектор, службы государственной безопасности, финансы и банковский сектор, сфера образования и науки. В итоге к концу 1995 года в стране было завершено создание программных приложений и баз данных для единой системы государственного управления; создан базис для реального оказания услуг корейскому населению через государственные и правительственные учреждения, которые на тот момент имели прямой и защищенный доступ к серверным базам данным.
Второй этап был ориентирован на полную компьютеризацию основных сфер жизнедеятельности общества, а также переход на ВОЛС и, соответственно, обеспечение широкополосного доступа в интернет. В программу были включены 11 проектов, которые условно разбили на четыре отдельных: прозрачное и эффективное правительство , общая инфраструктура, качественная работа всех государственных служб и улучшение ведения бизнеса. Номер один – разработка и внедрение правительственной информационной системы в финансовом секторе, национальной информационной системы в секторе образования, системы поддержки кадровой политики и принятия кадровых решений, системы местного электронного управления. Под номером два шли работы в области создания системы электронного управления документооборотом и делопроизводством на безбумажной основе, объединения правительственных информационных систем на всех уровнях. Под номером три – создание портала электронного правительства, интегрированных услуг по социальному страхованию, налоговой службы на дому (HTS). Номер четыре – запуск системы электронных государственных закупок и тендеров.
Третий (текущий) этап фактически начался в 2003 году, с опережением на два года. Его девиз "создание разумного правительства", багаж – 31 проект. Отметим четыре из них. Первый – полный отказ правительства от бумажного документооборота и переход от изолированной работы к интегрированной. Для этого было необходимо организовать эффективные связи между служебными офисами, расширить масштабы и объемы обмена информацией. Второй – обеспечение надежного режима защиты персональных данных онлайн как для населения, так и для представителей бизнеса в условиях общения с госорганами без личного присутствия клиентов. Третий – совершенствование системы безопасности в управлении информационными ресурсами на уровне взаимодействия правительства и его отдельных департаментов. Четвертый – разработка и совершенствование единых стандартов, законодательной базы, правовое регулирование. Иными словами – постоянный процесс, предела совершенству которому просто нет.
Электронное правительство РК сегодня, по признанию крупнейших рейтинговых агентств, – одно из самых лучших в мире. Осуществилась-таки мечта отца реформ Пак Чон Хи: правительство получило надежный инструмент управления, стало доступным и как бы прозрачным, а ИКТ на своем уровне сказали коррупции: "НЕТ!" Страна оттачивала модель e-Government почти 30 лет. Число проектов и инициатив превысило потолок тридцати – и процесс совершенствования продолжается. Сегодня новый президент заказал инновационно улучшенную модель – формируется e-Government 3.0.
Монетарный эффект от работы системы, по разным оценкам, варьируется от 10 до 15 млрд. долл. США. При этом ежегодный бюджет e-Government колеблется в границах 300 млн. долл. В итоге использование электронных преобразований приносит стране суммы, в 30–40 раз превышающие издержки. Более того, популярность корейских технологий электронного правительства растет и становится существенной частью национального экспорта. За период 2002–2014 годов его объем увеличился в 5200 раз и достиг 475 млн. долл. США в 2014 году (табл.1). Ареал интересантов – преимущественно страны АТР, Латинской Америки, Африки, СНГ.
Удивительно и показательно, что Голубой дом в тяжелые для республики времена делает ставку на науку, чтобы наверстать технологическое отставание. В 1962 году открывается Корейский научно-информационный центр KORSTIC, в 1966 году – Корейский научно-исследовательский технологический институт KIST (оба – при поддержке США), в 1976 году – знаменитый впоследствии своими успехами НИИ электроники и телекоммуникаций ETRI.
Чтобы стимулировать процесс научно-образовательного пула, правительство идет на финансовую поддержку наиболее перспективных и эффективных институтов как по критериям качества обучения, так и по уровню интеллектуальных достижений. Ответная реакция адекватна. Подавляющее число крупных, но не слишком успешных университетов работают в режиме постоянного обновления, запуская оригинальные программы реформирования. Поиски новых эффективных решений на всех уровнях архитектуры школы знаний продолжаются. Так, в июле этого года министерство образования совместно с министерством научного прогнозирования опубликовали новый план подготовки специалистов в области ИТ. В частности, начиная с 2018 года предмет "информатика" (сегодня факультатив), станет обязательным предметом в школах (в классах средней и высшей ступени); в течение ближайших трех лет 60 тыс. учителей младших классов (30% всего корпуса) пройдут специальную переподготовку в области повышения квалификации в сфере информатики. Кроме того, 1,8 тыс. преподавателей классов средней ступени, имеющих сертификаты в данной области, так же пройдут квалификационные курсы. Программа повышения качества образования распространится и на вузы. Научный вектор развития – один из самых приоритетных в Корее, доля кумулятивных затрат (государственных и частных) в ВВП – одна из самых высоких в мире.
Параллельно в начале века государство начинает формировать внутренний информационный рынок – ИКТ-спрос. Объявляется компьютерный "всеобуч". В течение двух лет студенты, домохозяйки, военнослужащие, инвалиды, фермеры и даже заключенные (более 10 млн. человек) получили за мизерную плату компьютеры, доступ в интернет и более 2000 бесплатных ИТ-услуг.
Парадный расчет
Корея, безусловно, "уникальный случай". Ни одной стране на нашей планеты не удавалось за одно поколение совершить прыжок из разряда беднейших в 13-ую по величине экономику мира. Без нефтяных вышек и прочих природных ресурсов, курсом на High End, в том числе (и в основном) с акцентом на индустрию ИКТ. Приведем некоторые факты и цифры. В 2014 году, по заключению ведущих рейтинговых агентств, РК признана самой инновационной страной мира. Учитывались критерии: интенсивность НИОКР и их открытость, эффективность патентной активности, производительность, концентрация высоких технологий, концентрация исследователей, производственные возможности, финансовая поддержка правительства, соблюдение прав интеллектуальной собственности, доля хай-тека в торговом балансе.
В течение последних шести лет, согласно декларации МСЭ, Корея – лидер по уровню развития ИКТ (1 место в 2010 и 2013 годах, 2-е – в 2009 и 2014 годах). Индекс включает 11 репрезентативных показателей и признан мировым сообществом.
Мобильные коммуникации появились в РК примерно на десять лет позже, чем в передовых странах. Тем не менее, она всегда была в авангарде новых решений: первой в мире приняла стандарты третьего и четвертого поколения и планирует приступить к тестированию пятого в 2017 году, а спустя три года – предложить абонентам его первые услуги. Масштаб инвестиций в проект 5G – 1,5 млрд. долл. США. Исполнители – Samsung Electronics и LG. Допускается возможность квалифицированного сотрудничества с целью согласования стандартов и во избежание патентных споров. Мобильное "покрытие" в стране составляет 114%. Особенно популярны смартфоны (42 млн.). РК – четвертая страна в мире по их распространению.
Корея в 2014 году продемонстрировала самый быстрый интернет в мире – 23,6 Мбит/с (пиковая средняя скорость соединения – 68,5 Мбит/с), а также первое место по уровню распространения высокоскоростного широкополосного интернета и темпам внедрения, годовой прирост 146 и 25% соответственно. Интернет-аудитория в стране – 86% населения. В течение пяти последних лет среднегодовой прирост цифровых "аборигенов" колеблется в границах 3,7–5%. Более того, 99,1% домохозяйств имеют доступ к ШПД (минимальная скорость – 1 Мбит/с). Абоненты фиксированного широкополосного доступа составляют 38% сообщества. В то же время РК на сегодняшний день – мировой лидер по проникновению широкополосного оптического доступа (40%). Больше только в Японии – 72%.
В соответствии с планом развития космической отрасли (2010–2021 гг.), в 2020 году готовится запуск ИСЗ, созданного полностью на отечественной технологии. Прототип спутника – южнокорейский космический аппарат "Ариран". До 2021 года на реализацию данного проекта, начавшегося в прошлом году, будет затрачено порядка 1,34 млрд. долл. США.
Экономэффект
На фоне блистательных инновационных побед квантифицированные оценки вклада ИКТ-индустрии в экономику менее резонансны – незаслуженно скромны в прессе, растворены в макроиндикаторах официальной статистики, а в отраслевом плане просто – противоречивы. А зря! ИКТ-индустрия не только генерирует экономике и обществу рост благополучия, но в тяжелые кризисные времена, как это оказалось на деле, помощь ее была просто неоценима. Так, в 2013 году экономический рост страны составил 9,2% по сравнению с депрессивным 2010-м во многом с помощью инфокоммуникаций. Именно ИКТ-сектор становится флагманом роста – 5,5% ежегодно! Более того, его вклад в рост национальной экономики, рассчитанный по оригинальным методикам корейских институтов, в 2001 году был равен 26,3%, в 2005 году – 47,5%, а в 2014 году – 17%. Доля в реальном ВВП стабильна – колеблется в районе 9% (рис.1).
Очевидно, что "оживлению" как самой экономики, так и индустрии стабильно содействует экспорт. Страна – крупнейший мировой поставщик ИКТ-продукта. "Вес" одних только телекоммуникационных решений в общем объеме данного рынка планеты – 22% в 2010 и 12% в 2014 году. Любопытно отметить, что в последние два года треть национального ИКТ-экспорта пришлась на смартфоны! В самой же Корее экспорт инфокоммуникаций стабильно держит планку в границах 30–35% общенационального его объема. Сальдо торгового баланса также убедительно свидетельствует об ИКТ-поддержке. Очевидно, что без их помощи торговый баланс Кореи выглядел бы существенно беднее (табл.2).
Дополняет сказанное общий пейзаж взаимосвязанного, но не всегда очевидного факта зависимости роста благополучия населения Кореи и экспорта ИКТ-продукта (рис.2).
Корейские откровения
Страна находится на взлете инновационного развития. Корея стремится к интеллектуальному совершенству. Поэтому логично, что ведущие государства планеты обсуждают сегодня проект создания в Корее мирового консультативного центра инновационных технологий. КР ныне – мировой чемпион по доле затрат на науку в ВВП, не скупится и на инвестиции в инфотехнологии. Планы по переустройству многих отраслей экономики президент Пак Кын Хе (к слову, выпускница факультета электроники национального университета) видит в помощи и поддержке отечественного хай-тека. В текущем году правительство выделило 60,6 млрд. долл. США на развитие новых решений в области ИКТ, которые поддержат 7,5 тыс. профильных проектов. В фокусе особого внимания развитие софтверной индустрии и направлений – Big Data, "облачные" вычисления, IoT и 5G. Технологии пятого поколения предполагается коммерциализировать к 2020 году и увеличить охват гигабитным интернетом с 40% в этом году до 90% в 2017 году.
Ожидается расширение палитры креативных отраслей, поддержка инновационного бизнеса малых и средних предприятий, помощь стартапам. На этом поле уже в нынешнем году открывается 17 "центров инноваций креативной экономики" (кластеры с функциями универсального сервисного обслуживания). Промышленность продолжает переход к модели Industry 3.0. Информатизация производства такого уровня предполагает широкое использование "умных фабрик", всего спектра технологий в палитре решений Интернета вещей, 3-D печати и Big Data. Планируется тиражирование опыта "креативной деревни" в Седжон-Сити, моделей смарт-ферм, а также разработка стандартов ИКТ по поощрению сельхозтуризма, поддержки образования и сектора розничной торговли.
Президент Пак Кын Хе намерена строить одну из самых лучших моделей корейского общества – "креативную экономику". Разумеется, не без поддержки ИКТ будут реформированы четыре сектора экономики: государственный, рынок труда, финансов и образования. В фокусе самого серьезного внимания – инновации в ИКТ. Большие надежды связаны с прогрессом в секторе программного обеспечения, где, по признанию самих ИТ-специалистов, страна существенно отстает от Запада. В отношении аппаратных средств и их качественных характеристик проблем нет. Страна в поисках талантов. Строятся и проектируются крупные многопрофильные научно- производственные центры, ориентированные также и на привлечение иностранного "интеллектуального" капитала, а также пулы стартапов. XXI век – век приложений. Стартапы – "глаза" нового бизнеса.
В чем же секрет "Чуда на реке Хан"? В заключение – немного информации к размышлению.
Очевидно, что в условиях ограниченности ресурсов и дефицита времени единственным шансом корейцев на стремительный рост была максимальная концентрация природных ресурсов и консолидация национальных кадров. Именно тогда в Южной Корее утвердилось мнение, что только государство сможет аккумулировать имеющиеся в малом количестве ресурсы и рационально перераспределить их в пользу ограниченного числа успешно зарекомендовавших себя представителей национального бизнеса. Западные политики и экономисты что-то не спешат признавать тот факт, что столь внушительных экономических успехов Южная Корея достигла без помощи "невидимой руки рынка", а также реализации плюрализма мнений, всеобщих прав человека и демократических ценностей.
Государство начинало строиться в условиях жесткого авторитарного режима, который в середине 60-х годов взял курс на политику ускоренной индустриализации и построения жесткого государственного капитализма. В стране были запрещены все типы оппозиционных движений. Власти республики создавали класс собственников и не давали "пищи" для распространения демократических идей, которые тормозили бы развитие в период первоначального накопления капитала и нарождающихся рыночных отношений. Компенсация отсутствию политических свобод в Корее – возможность реализовать свои потенции в сфере реального бизнеса: от участия в АО до палаточной торговли.
Миссией государственной политики Кореи стало создание экспортно-ориентированной экономики и крупного национального бизнеса с мировым уровнем конкурентоспособности Управление экономикой и государством, а также выработку концепции реформ поручили профессионалам-технократам, многие из которых обучались за рубежом. Большинство создателей новых инновационных компаний, вошедших в элиту мирового бизнеса, были великими творцами, прошедшими труднейший путь реализации своего замысла.
Однако для успеха корейской модели необходимо было два обязательных и наиважнейших условия: помощь Запада в предоставлении кредитов и даже безвозмездной поддержки, а также (увы) авторитарная власть – одновременно и мудрая, и харизматичная.
Таким образом, оказывается, что в основе развития корейской экономики – не данный природой менталитет нации, а наличие "окружающей среды", позволяющей проявить его. Похоже, все очень просто – успех возможен лишь тогда, когда власть последовательно ставит мудрые задачи и жестко следит за их выполнением. Нет задач – нет развития.
Отзывы читателей