В статье дан краткий обзор развития земских телефонных сетей.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
Кааранен Х., Ахтиайнен А., Лаитинен Л.
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #1/2016
О.Фролова
Telephone networks in zemstvo. PART 1
Просмотры: 2564
В статье дан краткий обзор развития земских телефонных сетей.
В Российской империи традиционно связь являлась областью государственного предпринимательства – только государство имело право строить сети почтовых и телеграфных учреждений и получать от них доход. Изобретенная в 1876 году и активно внедрявшаяся в начале 1880-х годов телефонная связь стала исключением. К этому времени государственная казна была истощена только что закончившейся русско-турецкой войной 1877–1878 годов, большие средства были затрачены на строительство Сибирского телеграфа, соединившего европейскую часть России с Дальним Востоком. Неудивительно, что в 1881 году правительство, заваленное многочисленными ходатайствами о разрешении на строительство телефонных линий, предоставило предпринимателям право "временно в виде опыта" строить городские сети общего пользования (предоставлявшие платные услуги всем желающим) на условиях концессии, тем самым впервые допустив частный капитал в "святая святых" – в сферу связи [1].

Процесс телефонизации страны осложнялся противоречивой государственной политикой. С одной стороны, в 1881 году было разрешено строить городские сети частным предпринимателям, с другой – после финансового успеха первой правительственной телефонной сети в Киеве, стремясь пополнить бюджет и в то же время вернуть себе монополию в этой области, государство в 1886 году приняло решение о прекращении выдачи концессий частным предпринимателям [2]. Ситуация осложнялась тем, что в шести крупнейших городах (в том числе в обеих столицах) не вполне прозрачным путем концессию получила Международная компания телефонов Белла, чье почти монопольное положение также волновало Главное управление почт и телеграфов (ГУПиТ), руководившее в то время отраслью.

Телефонная связь
в сельской местности до строительства земских телефонных сетей

В сельской местности, где число потенциальных абонентов было невелико, а расстояния между ними значительно больше, чем в городах, ожидаемые затраты на строительство и эксплуатацию возрастали во много раз, а если к этому добавить технические проблемы с затуханием тока, с плохой слышимостью – неудивительно, что желающих инвестировать в строительство сельских телефонных сетей с целью получения прибыли было мало.

Однако блага цивилизации в виде самого оперативного и простого в использовании средства связи – телефона – постепенно проникали и в сельскую местность. Еще в начале 1880-х годов многие предприниматели, землевладельцы и купцы стали соединять телефонными линиями свои конторы и склады, предприятия и имения [1]. Такие сети назывались частными, поскольку были предназначены только для частных нужд. Эти сети обслуживали только своих членов (отдельных лиц, представителей компании, учреждения), на чьи средства были построены и эксплуатировались. Сети содержались на основе пропорционального возмещения затрат на строительство и эксплуатацию, абонентская плата не взималась, предоставление платных услуг запрещено.

Развитие отдельных отраслей промышленности (горной, металлургической и др.), сельского хозяйства (торговля хлебом, производство сахара, винокурение и др.) требовало оперативной связи, и благодаря этому в регионах строились частные телефонные сети, соединявшие производственные и сельскохозяйственные предприятия не только между собой, но и с внешним миром – с почтово-телеграфными конторами, транспортными узлами и т.д. Протяженные частные сети существовали на горных заводах Урала, в Поволжье, в теперешнем Донецком угольном бассейне и других регионах.

В 1886 году начала работу частная Московская загородная сеть, соединившая московские квартиры крупных промышленников и конторы принадлежавших им заводов и фабрик в радиусе 100 верст от Москвы [1]. Эта сеть через пять лет перешла в казну и стала самой крупной среди немногочисленных коммерческих загородных сетей.

В середине 1880-х годов для жителей отдельных сельских районов в европейской части страны, где было недостаточно телеграфных учреждений, государством были построены специальные телефонные сети, служившие исключительно для передачи по телефону телеграмм. Так постепенно жители сельской местности стали получать доступ к телефонной связи.

Первые земские
телефонные сети (1899–1906 гг.)

Продолжавшиеся финансовые проблемы оказали влияние на государственную политику в области телефонной связи. Государство было не в состоянии удовлетворить многочисленные ходатайства о строительстве телефонных сетей, поступавшие с мест, и в декабре 1897 года было принято решение о широком привлечении к строительству телефонных сетей частных предпринимателей, компаний и органов общественного самоуправления – городских и земских учреждений [3].

Земства – органы местного самоуправления в сельской местности европейской части России – были созданы в результате земской реформы 1864 года. В их ведении находились: народное просвещение, здравоохранение, ветеринария, продовольственное дело, статистика, сельское хозяйство, пути и средства сообщения, земская почта (почтовая связь внутри уезда) и другие отрасли местного хозяйства, охватывавшие все стороны жизни. К концу 19 века земства имели солидный опыт в деле организации системы почтовой связи и транспорта в сельской местности. Телефон как средство оперативной передачи информации, облегчавший управление сложным земским хозяйством, не мог не привлечь внимание земских деятелей, которые постоянно сталкивались с коммуникационными проблемами, вызванными плохим состоянием дорог, нехваткой лошадей и т.д., а также все возраставшими транспортными расходами. Частные телефонные сети в регионах, будучи практически единственным примером использования телефонной связи в сельской местности, заставили земских деятелей, составлявших в то время одну из наиболее передовых частей общества, задуматься о телефонных сообщениях, которые бы обслуживали нужды земского самоуправления.

Как это нередко бывает, идея строительства телефонной сети возникла почти одновременно у земских деятелей в различных уездах и активно обсуждалась на земских собраниях, но первым стал Лебединский уезд Харьковской губернии, где в 1899 году заработала земская телефонная сеть (ЗТС). Основная цель, ради которой земства строи­ли телефонные сети, – соединить земские учреждения в уезде (больницы, школы, волостные правления и т.п.) с земской управой. Дополнительно в сеть также включали местные государственные учреждения и должностных лиц (полицейские управления, почтово-телеграфные учреждения, квартиры становых приставов и др.). Кроме того, на первых порах земства стремились включать в сеть владельцев частных линий (на основе соглашения), чтобы сэкономить на прокладке линий. Частные лица, желавшие подключиться к сети, оплачивали строительство линии доступа, расходные материа­лы и телефонные аппараты.

Каждая земская телефонная сеть состояла практически из двух различных частей: телефонной сети в уездном городе и сети пригородных и местных междугородных телефонных линий, которые соединяли отдельные населенные пункты и уездный город между собой. Земские сети строились на средства, взятые взаймы под проценты из земских капиталов (специальных фондов), предназначенных на различные общественные нужды, а капиталы складывались из земских сборов – местных налогов.

К 1903 году работало уже свыше 15 земских телефонных сетей, самыми крупными на этом этапе стали ЗТС в Лохвицком, Белгородском, Бахмутском уездах [4, 5]. Вскоре земства столкнулись с финансовыми и техническими проблемами. В целях экономии сети строились по однопроводной системе, нередко были неудачно спроектированы. Отсутствие опыта в новом сложном деле, частые жалобы на плохую слышимость и помехи – все эти и другие проблемы не охладили пыл земских деятелей.

Первые земские телефонные сети широко обсуждались в периодической печати, причем у них были свои восторженные сторонники и осторожные противники [6]. Бытовало, например, мнение, что крестьянину телефон не нужен, это господская забава. Однако в архивных документах умоми­наются ходатайства крестьянских обществ (т.е. населения деревень и сел) в уездные управы с просьбой провести телефон в тот или иной населенный пункт. Ходатайства подкреплялись более или менее солидной денежной суммой, которую собирали жители для этой цели. Сторонники телефонизации воспринимали телефонную сеть в уезде как средство повышения культурного уровня населения и поэтому считали, что все жители уезда должны иметь возможность пользоваться телефоном бесплатно.

Сначала ЗТС были отнесены к категории частных телефонных сетей и согласно законодательству были обязаны платить сбор за конкуренцию телеграфу, что составляло довольно солидную для земств сумму – за каждый включенный в сеть населенный пункт, где имелась телеграфная контора, ежегодная плата составляла 75 руб., за железнодорожную станцию, где имелся телеграф, – 25 руб. Кроме того, владельцы частных телефонных сетей не имели права предоставлять платные услуги, подключать платных абонентов, были обязаны предоставлять свои столбы для подвески проводов государственных телефонных сетей и др. [6].

Первоначальные восторг и эйфория сменились пониманием, что для дальнейшего развития земских телефонных сетей необходимо решить множество организационных и финансовых проблем. Эксплуатационные расходы, сбор за конкуренцию телеграфу и невозможность окупить затраты, другие достаточно обременительные условия, на которых ГУПиТ разрешало земства строить телефонные сети, – все эти обстоятельства заставили земских деятелей начать борьбу за отмену стеснительных ограничений. Весной 1902 года Бахмутское земство подало ходатайство о разрешении предоставлять платные услуги. Среди земских деятелей всегда было достаточно влиятельных и высокопоставленных людей, которые умели добиваться своего в высоких кабинетах, и благодаря настойчивости своих лидеров в 1903 году земства получили разрешение на подключение к сети платных абонентов, организацию платных разовых переговоров и платного обмена телефонограммами. С общей суммы платных услуг ЗТС обязаны были платить 3% в казну. С целью регламентации деятельности земств в области телефонного строительства были разработаны и утверждены "Условия устройства и эксплуатации земских телефонных сетей". В 1904 году для земств был отменен и сбор за конкуренцию телеграфу [6].

Все эти меры дали результат – в 1904 году заработали еще 15 земских сетей, всего их стало больше тридцати. В это же время земские деятели начали планировать строительство уже не скромных уездных, а крупных губернских телефонных сетей, главной целью которых было соединить телефонной связью все уездные города с центром губернии. Но только Казанскому губернскому земству удалось осуществить такой проект. Казанская губернская телефонная сеть заработала в 1906 году и вскоре стала образцом в организации обслуживания и эксплуатации [7]. Но, проанализировав финансовые показатели Казанской телефонной сети по услугам, связанным с передачей телеграмм по телефону и телефонограмм, ГУПиТ сочло, что государство понесло убытки от уменьшения телеграфного обмена в губернии – и решило более не выдавать разрешений на строительство губернских телефонных сетей [3]. Масштабные проекты телефонизации европейских губерний России остались нереализованными, но уездные сети продолжали развиваться своим чередом.

ЛИТЕРАТУРА

1.Материалы по истории связи в России XVIII – начало XIX вв. Обзор документальных материалов (под ред. Мальцевой Н.А.). – Л., 1966.
2.Почта и телеграф в XIX столетии. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Приложение второе. – СПб, 1901.
3.Российский государственный исторический архив. Ф. 1289. Оп. 6. Д. 466, 1673 и др. Оп. 9. Д. 702. Оп. 10. Д. 659, 688, 750, 1840, 1841, 1858, 1871, 1878, 2511, 2554 и др.
4.Земские телефонные сети. С 1900 по 1909 г. – Казань: Техн. отд. Казан. губ. зем. управы, 1912.
5.Список Телефонных сообщений Российской империи к 1 января 1916 года. Ч.1 (кроме междугородных линий и телефонов Финляндии). – Петроград: Изд. Глав. Управления Почт и Телеграфов, 1916.
6.Осадчий П.С. Десятилетие земских телефонов в России. 1899–1909: Доклад 2-му съезду лиц, окончивших Электротехнический институт императора Александра III, в феврале 1910 г. – СПб, 1910.
7.Телефонная сеть Казанского губернского земства (1905–1912 гг.). – Казань, 1914.
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art