Мировая экономика вступает в архисложную эпоху формирования "новой модели нормальности". Среди ее приоритетов – цифровая индустрия. Команда лиги
чемпионов-реформаторов постепенно пополняется новыми игроками – странами "восходящих" инновационных экономик. На латиноамериканском континенте, несмотря на разразившийся кризис, безусловным лидером остается Бразилия.
чемпионов-реформаторов постепенно пополняется новыми игроками – странами "восходящих" инновационных экономик. На латиноамериканском континенте, несмотря на разразившийся кризис, безусловным лидером остается Бразилия.
Теги: brazilian economy communications in latin america связь в латинской америке экономика бразилии
Модернизация – бразильский "стандарт"
Что мы знаем о Бразилии? Страна футбола, зажигательных танцев, карнавалов, таинственных джунглей Амазонии. Между тем сегодня она позиционируется как глобальный бренд, глобальная держава c 200-миллионным населением, занимающая пятое место в мире по территории, седьмое по масштабам экономики и одно из ведущих – среди производителей почти всех стратегических и жизненно важных товаров и услуг, от продуктов питания и минералов до энергии, автомобилей и самолетов. Ошеломительный успех Бразилии первого десятилетия нашего века захватывает дух и вызывает зависть и восторг остального мира, а сама страна становится лабораторией глобализации с социальным сознанием.
Экономическое развитие в 60–70-х годах тоже считалось "бразильским экономическим чудом". Военная диктатура выдвинула план превращения страны в великую державу путем неомодернизации экономики. Был создан мощный современный пул отраслей хозяйства и его научного обеспечения. Однако план потерпел крах. Среди причин, напрямую относящихся к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), – несбалансированность экономики, отсутствие адекватного и стимулирующего развития внутреннего потребительского рынка, изоляционный режим формирования новых высокотехнологичных производств.
Главный секрет феномена сегодня – ставка на демографический дивиденд, параллельное социальное и экономическое развитие, не влияющее на рост благосостояния населения. Ибо основной ресурс огромной страны, которую, как многие считают, ожидает великое будущее, – не природные богатства и благодатный климат, а живущие там люди. Что мы знаем о них?
Родной язык этого народа португальский, ибо Бразилия – единственная из стран Нового Света, которая была колонизирована Португалией, а не Испанией. Хотя она граничит с десятью странами Южной Америки, население считает себя не латиноамериканцами, а "самостоятельным цивилизационным феноменом". Население Бразилии – "коктейль" африканской, европейской, ближневосточной, азиатской и местных культур. Ни один бразилец не является на 100% "белым" или на 100% "черным", ибо в роду каждого можно найти людей из самых разных частей света. Почти половина населения называет себя "черными" или, по крайней мере, "небелыми". В Бразилии самая большая в мире японская диаспора. Национальный характер не ограничен правилами поведения: хотят танцевать – танцуют даже в транспорте, хотят признаться в любви – кричат на весь мир! Любят шутить над собой, даже над собственной бедностью. Танцуют 365 дней в году. Самба – душа народа. Апофеоз торжеств – ежегодный карнавал, который длится пять дней и завершается за 40 дней до Пасхи – с началом Великого поста. Согласно закону, каждая прочитанная книга в бразильской тюрьме сокращает срок заключения преступника-читателя на четыре дня. 92% новых автомобилей в стране ездят на этаноле (его производят из сахарного тростника). В 1932 году бразильские спортсмены сами профинансировали свою поездку на Олимпиаду путем продажи кофе. Население очень патриотично, обожает свою страну, "благословленную Богом и красивую от природы". На национальные праздники вывешивается множество государственных флагов, а у каждого бразильца в шкафу есть футболка с национальной символикой и надписью Brasil. Бразильцы свято верят пророчеству бывшего и любимейшего президента Лулы да Силвы: "Мы страна иммигрантов и огромных возможностей. XIX век был веком Европы, XX – США, а XXI будет веком Бразилии".
Бразилии удалось совершить уникальный в мировой истории "Левый разворот", "Демократическую модернизацию", в результате которой массированные инвестиции в человека обернулись еще большим ростом ВВП и позволили создать самодостаточную, диверсифицированную экономику и мощный внутренний рынок. Никогда еще в мире власть не делала столь много и столь эффективно для самых обездоленных слоев населения! За какие-то 10 лет государство сформировало многомиллионный средний класс (39% населения в 2003 г. и 56% в 2015)! Ибо известно, что для любого государства самое главное кредо – заботливо вырастить средний класс, который в любой нормальной стране составляет основу общества, является главным налогоплательщиком и не слишком зависит от сильных мира сего. По данным World Bank, "пропуск" в средний класс Бразилии – доход в 14 тыс. долл. США в год, наличие собственного жилья и автомобиля. Кроме того, более 40 млн. человек выбрались из нищеты! И правительство в этом преуспело. Сегодня 38% внутреннего потребления приходится на эту категорию граждан.
Бразилия вопреки социально-политической непогоде продолжает упорно строить социально-ответственное государство, которое определяет стратегию развития экономики и пытается не допустить резких социальных диспропорций. Эта либеральная модель жестко привязана к конкретике. Так, в настоящее время действует свыше 40 программ социальной поддержки населения и каждая из них – это продуманный и жестко контролируемый социальный договор между государством и самой ответственной ячейкой общества – семьей, а также трудоориентированной частью населения. Механизм работает в автоматическом режиме: при нарушении обязательств – выплаты прекращаются. Как пример, один из ключевых социальных проектов Bolsa Familia ("Семейный кошелек") предоставляет помощь только тем семьям, чьи дети проходят ежегодный медосмотр и регулярно посещают школу. Другими словами, помогают только тем, кто сам старается выбраться из бедности, главная причина которой – именно недостаточный уровень образования населения. Поэтому в Бразилии сегодня трудно встретить нищих с интеллигентными лицами, что, увы, случается в соседних с ней странах. Программа охватывает более 13 млн. семей, в которых месячный доход на человека не превышает 140 реалов (около 70 долл.). В 2012 году Bolsa Familia дополнена новой подпрограммой "Любящая Бразилия", согласно которой семьи, где воспитываются дети младше шести лет, в обязательном и гарантированном порядке получают дополнительные субсидии, повышающие доход не менее чем до 35 долл. в месяц на члена семьи. В первую очередь это актуально для северных штатов страны, где проживают до 4/5 нынешних бразильских бедняков. Федеральное правительство уже выделило более 3,7 млрд. долл. бюджетных средств на эти цели.
Помимо растущего спектра стипендий, в стране действует хорошо отлаженная – что нехарактерно для Латинской Америки и развивающегося мира – регрессивная система налогообложения, которая понуждает богатые слои общества делиться небольшой частью своего состояния – и, похоже, эта тенденция нарастает. Сегодня социальный пакет составляет около 3/4 всего консолидированного бюджета страны.
Разумеется, правительство прекрасно понимает, что искоренение бедности – дело не одного десятилетия, и нельзя решить эту проблему только путем перераспределения доходов в пользу бедных. Необходимо, прежде всего, устранить причины бедности, которые лежат в структуре экономики, в неравномерности развития разных регионов гигантской страны, в качестве и количестве рабочих мест. Поэтому решение социальных проблем в сегодняшней Бразилии идет в тесной увязке с программами инновационного развития страны с совершенствованием ее "высокотехнологической платформы", иными словами, обеспечением экономики всем арсеналом новейших достижений прогресса и специалистами – профессионалами мирового уровня. На этом направлении государство не скупится – запущен и эффективно работает целый пул программ. Расходы на образование (а это в основном государственные расходы) планируется поднять с нынешних 7,5% ВВП до 10% в 2020 году. Запускаются и на ходу корректируются планы инновационного развития. Исследования динамики наукоемкости в мировом контексте показывают, что ключевой фактор для инновационной экономики – закон повышающейся отдачи. Иначе говоря, те страны, которые сумели выбиться вперед за счет повышенной отдачи от экономики знаний, так и остаются в авангарде, бросая вызов проигравшим. К 2008 году ИКТ уже номинально становится хозяйственно-стратегическим приоритетом национального развития.
Неизвестное о малоизвестном
История инновационного восхождения Бразилии заслуживает особого внимания. Страна одной из первых в стане развивающихся рынков обратила внимание на инфокоммуникации. Во времена правления военного режима (1964–1985), объявившего курс на "Великую Бразилию", наука и технологии были в фокусе повышенного внимания. ИКТ-сектор (преимущественно ИТ-сегмент) рос на основе обученного персонала, высоких затрат на НИОКР, относительно обширной телекоммуникационной инфраструктуры, созданной в конце 1970-х годов, а также значительных государственных инвестиций.
Так, первый в стране компьютер производства местного филиала IBM был установлен в 1960 году в Католическом университете Рио-де-Жанейро. В 1970 году в Бразилии насчитывалось уже 506 компьютеров, а через пять лет – 3 843. В 1972 году при Министерстве планирования и координации была учреждена Комиссия по деятельности в области электроники (КАПРЭ), и одним из важнейших результатов ее работы стал запуск в 1974 году на базе предприятия Cobra собственного производства ЭВМ. Весьма показательно, что в 1979-м, всего через три года после появления "яблока" Джобса и Возняка в США, бразильские инженеры Э.Френьи и Й.Манастерски из Университета штата Сан-Паулу представили первую отечественную "персоналку".
Тогда же вместо КАПРЭ под эгидой могущественного Совета по национальной безопасности появился новый орган с более широкими полномочиями – СЭИ (Секретариат по электронике и информатике), который контролировал импорт, давал добро на деятельность отечественных производителей электронной техники, регулировал закупки. Усилия СЭИ не пропали даром. По темпам внедрения электронной техники и информатизации Бразилия в начале 80-х годов не уступала многим развитым государствам Западной Европы, в стране было сосредоточено более половины парка компьютеров всей Латинской Америки. В эти годы правительство Бразилии было жестко ориентировано на самодостаточность страны, в том числе на использование отечественного ПО и аппаратного обеспечения. Иными словами, развитие ИТ в основном строилось на импортозамещении – расширении и развитии национальной производственной базы. Так называемая политика рыночного резерва заключалась в создании тепличных условий для подъема национальной промышленности, преимущественно микроэлектроники и микрокомпьютеров, и защите их от внешних конкурентов на быстрорастущем рынке ИКТ. При этом был закрыт доступ на внутренний рынок не только для импорта готовой продукции, но и производных. Ослабив конкуренцию, государство ограничило и ввоз технологий: лимитировалась возможность заключения соглашений о передаче технологий, особенно в тех случаях, когда подобные решения могли быть быстро разработаны внутри страны. При этом государство поощряло вложения национальных компаний в НИОКР. Ожидалось, что, приобретя начальный пакет технологий за рубежом, национальные компании далее смогут развивать свой технологический потенциал самостоятельно.
Наконец, в 1984 году правительством был принят первый закон об информатике, призванный способствовать переходу страны на рельсы информационного развития. Однако, и это сегодня особенно очевидно, эксперимент был изначально обречен на неудачу, ибо нельзя в нищем и малообразованном государстве в отрыве от стремительного мирового прогресса строить современную Шамбалу. Коэффициент Джини, характеризующий дифференциацию между бедными и богатыми (чем он выше – тем выше и неравенство), в Бразилии в те годы составлял 59%. За истекшие 30 лет он снизился на 10 п.п. и в 2014 году составил 49%. Кроме того, успешность формирования пятого технологического уклада экономики – достижений в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства и спутниковой связи, – как известно, в решающей степени зависит от приобщенности нации к новейшим достижениям прогресса и адекватного развития внутреннего рынка.
Тем не менее, несмотря на общую неудачу, политика развития национальных технологий привела к формированию технологического фундамента – опоры дальнейшего развития, а ориентация на внутренний рынок – к созданию эффективной цепочки связей между производителем и потребителем, что также было использовано впоследствии крупными инвесторами.
Национальный регуляторный эксклюзив
Отстраивание новой модели развития ИКТ заняло более 10 лет и продолжается до сих пор. Приоритеты отлиты в граните скрижалей национальной политики и закреплены во втором "Законе об информатике" 2001 года. Выше всего – интересы бразильского народа, а, следовательно, укрепление внутреннего рынка и защита отечественного производителя. Решения тут два… в одном. Во-первых – стимулирование местных вендоров путем расширяющегося спектра льгот, жестко ориентированных на рост качества, разнообразия и "мозгоемкости" производства ИКТ-продукта. Во-вторых – привлечение иностранного капитала исключительно на взаимовыгодной основе без ущерба для развития настоящего и будущего Бразилии. Механизм реализации или пакет стимулов весьма содержателен.
С 2001 года в Бразилии действует программа ex-tariff, согласно которой при ввозе капитального оборудования, не имеющего аналогов в стране, импортный тариф взимается по пониженной ставке (с 14 до 2%). Предусматривается также освобождение от уплаты федерального акцизного налога на промышленные товары и налога на НДС на услуги и ряд товаров стратегически важных для страны, в том числе и на оборудование ИКТ-индустрии.
Налоговая нагрузка в стране остается одной из самых высоких в мире и достигает 35% ВВП. На этом фоне политика преференций индустрии ИКТ (точка отсчета – вступление в силу "Закона об информатике", 2002 г.) выглядит более чем убедительной. Она предусматривала: снижение налога на промышленные продукты на 90% в 2002–2005 годах и на 70% в 2006–2009 годах фирмам, вкладывающим от 5% прибыли в профильные НИОКР. В 2014 году правительство утвердило дальнейшее снижение планки налога ИТ–инноваторам – 80% до 2024 года, 75% – с 2025 по 2026 год и 70% с 2027 по 2029 год. Критерий выбора тот же – не менее 5% выручки компания отдает в сектор исследований и разработок.
Снижены налоги на импорт капитальных товаров и местные покупки для компаний, работающих на экспортных платформах в сфере технологических услуг (экспорт – больше 80% от общих продаж). От налогов освобождены покупки компьютеров стоимостью до 1 000 долл. США.
Начиная с 2012 года действует постановление, согласно которому если штат научных сотрудников на предприятии составляет не менее пяти человек, то затраты на исследования компенсируются государством до 180% плюс 20% выделяются на официальную подготовку патента. Выплаты допустимы после официальной регистрации инновации.
В рамках принятого в 2012 году стратегического плана развития ИТ "Brasil TI – Maior" 20% – социальный налог на заработную плату – переносится на выручку компании в размере до 2,0% общего ее дохода.
Производители планшетов с 2012 года полностью освобождаются от налога на социальное страхование (9,25%), а НДС снижается с 15 до 3%. В ответ на эту санкцию Samsung Electronics и ASUSTeK в коммерческих интересах предложили своим местным торговым агентам субсидии в размере от 15 до 30% от стоимости гаджета.
Налоговые льготы и прочие привилегии предоставляются правительством Бразилии и местными органами власти в равной степени как иностранным, так и национальным фирмам, имеющим свой офис и работающим на территории страны. "Смена ориентации" автоматически лишает компанию преференций.
В ходе государственных тендеров отечественный производитель всегда может рассчитывать на предпочтение, даже если озвученная им стоимость проекта на 25% выше, чем у иностранного коллеги.
Пакет стимулов в 2014 году обошелся государству более чем в 4 млрд. долл. США. Доля софинансирования государственным банком развития (BNDES) составила около 80%.
ИКТ на стройке креативной экономики
На фоне блистательных социально-экономических побед успехи на поле инфокоммуникаций Бразилии менее резонансны – незаслуженно скромны в прессе, растворены в макроиндикаторах официальной статистики, а в отраслевом плане просто противоречивы. А зря! ИКТ-индустрия приносит стране сегодня 10% ВВП (рис.1.).
По масштабам это четвертый рынок планеты, а в сегментах ИТ и телекома – соответственно седьмой и четвертый.
Бразильская инфоиндустрия никогда не могла пожаловаться на отсутствие внимания со стороны власти, однако только в 2012 году она впервые официально была включена в систему хозяйственно-стратегических приоритетов. В 2015 году этот рынок оценивался в 234 млрд. долл. США. Среднегодовые темпы его прироста за последние 14 лет составили 11%, сегменты ИТ-услуг, аппаратного обеспечения, ПО, телекоммуникационных услуг и оборудования – соответственно, 22, 14,6, 14,8, 7,6 и 4,3% (рис.2).
Влияние кризиса не снижает национальных амбиций. Несмотря на кризис, Бразилия в 2015 году стала первой в списке на континенте по объему инвестиций в ИТ всего латиноамериканского пула – 46% или 60 млрд. долл. США (рис.3).
В масштабах планеты это почетное седьмое место. Рост инвестиционного "напряжения" в период нынешней рецессии составил 6,7% против 4,0% в среднемировом масштабе.
К 2022 году – 200-летию провозглашения независимости – правительство обещает стране по крайней мере "бронзу" на цифровом ринге планеты. А в наиболее "имиджевой" нише – экспорта софта, где у Бразилии успехи менее заметны, – планируется сконцентрировать максимум усилий – десятикратный рост (рис.4).
Диффузия ИКТ – движитель экономики или ее инструмент?
И то и другое. Сегодня эффективность экономики любой страны напрямую зависит от того, какое место в ее политике развития отводится новым технологиям. Бразилия строит новую, цифровую реальность, "умную" экономику, менее затратную и более эффективную. Ее "архитектор" (ИКТ) – комплекс. В определенном смысле – это новый ресурс (гормон) роста. Информатизация (цифровой апгрейд) основных сфер хозяйственной деятельности становится одним из важнейших инструментов совершенствования производства, "комфорта" населения… и в конечном счете появления новых форм цивилизационных отношений.
По расчетам бразильских аналитиков, один доллар, инвестированный в сферу ИКТ, генерирует 5(!) в национальном ВВП. Поэтому сейчас в фокусе особого внимания правительства сектор ИТ, а точнее производство ПО и информационных услуг, максимальная поддержка растущему многообразию форм проникновения "продукта" индустрии как в экономику, так и в общество.
Наблюдаемое ускорение роста сектора ИТ весьма примечательно само по себе, ибо его сообщают более 8,5 тыс. компаний, причем 98% из них относятся к малому (94% – до 10 млн. долл. США дохода) и среднему (4,7% – до 250 млн. долл. США дохода) бизнесу. По специализации 25% фирм ориентированы на разработку ПО, 50% – на его коммерциализацию и 25% – на предоставление услуг. Такая сегментация рынка в решающей степени способствует формированию конкурентоспособных цен на ИТ-продукт. В основном стоимость бразильского ПО и услуг строится по принципу затраченных человеко-часов. Ситуация обуславливает также весьма высокий спрос в сегменте аутсорсинга бизнес-процессов.
Самые крупные национальные игроки рынка – ITAUTEC (системная интеграция, производство ПК и ПО), TIVIT (аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов, системная интеграция), BRQ (провайдер ИТ-решений и аутсорсинговых услуг, специализирующийся на CRM, BI и ERP), системный интегратор BSI Tecnologia, TOTVS (53,1 % сегмента ERP) и др.
Без преувеличения можно сказать, что впечатляющие успехи бразильской экономики последних двух десятилетий без "участия" информационных технологий просто немыслимы. Именно военные технократы заложили в стране фундамент ИКТ-развитию. Сегодня Бразилия может похвастаться банковским и финансовым секторами мирового уровня, лидерством в производстве биотоплива (этанола), успехами в добыче нефти, в том числе на глубоководных подсоляных месторождениях, производстве сельхозтоваров, торговле (e-коммерция, особенно в сегменте B2B), авиастроении, государственном управлении (e-правительство), наконец в перспективнейшей области М2М.
Диапазон роста затрат на ИТ-апгрейд (в % от годовой выручки индустрии) за период 2001–2014 годов составил в банковской сфере от 8 до 15%; услугах – от 6,8 до 12%; медиа – от 4,6 до 7,9%; промышленности – от 3,0 до 5,3%; торговле – от 2,0 до 6,0%.
Отраслевые предпочтения использования программного продукта в тенденции стабильны (рис. 5).
Самый крупный потребитель софта (56% пользователей используют Linux) в Бразилии сегодня телекоммуникации. Второй по списку – финансовый сектор (в 2014 году в его активе более 90 млрд. банковских операций; общее число карт в обращении – 981 млн., из них 550 млн. дебетовых и кредитных). Очень высок уровень информатизации в госсекторе – не по затратам, а по эффективности (в 2014 году было подано 40 млн. налоговых деклараций онлайн; электронные выборы 2010 года с использованием ПО "Software auditing" и биометрических машин позволили получить результаты голосования уже через три часа после его завершения; используются электронные системы отчетности в полиции, а также "электронные заявления" граждан без личного присутствия и т.д.). Торговля сегодня покупает 10,6% общего объема производства ПО-сектора. Самый динамичный ее сегмент е-коммерция за истекшие 14 лет показал рекордный рост – 4 632% по объему продаж и 4 643% по числу пользователей. В 2014 году в копилку государства отрасль добавила 15,6 млрд. долл. США.
Платформа 3.0 – новые горизонты
Среди архиважных задач стратегии развития рынка инфокоммуникаций следует отметить прежде всего акцент на "интеллектуализацию" национального базового производства в контексте национальной самодостаточности и информационной защищенности. Проблемные направления – растущий дефицит профессиональных кадров, высокая доля импорта и низкая – экспорта. Сегодня рынок ИТ замкнут на внутреннее потребление, экспорт "не забивает" отечественное производство. В то же время импортная зависимость ИКТ-индустрии постоянно нарастает. Особенно уязвим сегмент ИКТ–оборудования, включая компьютерную технику и комплектующие элементы. Рост импорта на этой площадке между 2005 и 2014-м годами вырос с 49 до 79%. Армия ИТ-служащих, по данным на 2014 год, достигла 1,5 млн. (непосредственно в компаниях работает около 700 тыс. человек, остальные – в отраслях хозяйства и управления).
Несмотря на хороший мобилизационный рост, индустрия остро нуждается в притоке профессиональных кадров. Выпускников технических специальностей не хватает, их разбирают компании уже на 3–4 курсе университета. Инженер в Бразилии – высокооплачиваемая и дефицитная специальность. Бразилия ежегодно выделяет значительные суммы на привлечение инженеров из разных стран к себе на работу. Мотивация в данном направлении очевидна. Специалист с высшим образованием получает зарплату в 3,6 раза выше. Любопытно, что наибольшей популярностью профессия ИКТ пользуется у нового среднего класса. Страна изобилует талантами. Например, один из основателей Facebook – бразилец, знаменитый Xbox Microsoft тоже создал бразилец. Последний опрос молодых людей, родившихся незадолго до 2000 года (так называемое поколение Y) принес весьма обнадеживающие результаты как для Бразилии, так и для всего континента: латиноамериканская молодежь блестяще владеет цифровыми технологиями – лучше, чем европейцы и американцы. Она смотрит в будущее с оптимизмом: 81% молодых бразильцев считают, что лучшие времена не за горами (в Европе так думает 41% молодежи), а во всей Латинской Америке так считают 78% молодых людей. На этом континенте больше всего молодых людей, которые воспринимаются как лидеры своего поколения: хорошо владеющие информационными технологиями, творчески мыслящие, способные оказать влияние на развитие общества. Рейтинг возглавляют Колумбия и Перу (27 и 26%), после них идут Чили (22%), Мексика (21%) и Бразилия (18%). Все они существенно обогнали США (16%), Германию (12%) и... Испанию (6%).
И правительство выбирает беспроигрышный вариант, делая ставку на молодежь. Тут сосредоточены огромные резервы. Руководство страны "исторически" последовательно готовит информационное поле, запуская целый пул программ стратегического значения, которые жестко контролируются и весьма успешно выполняются. Среди них стоит отметить четыре базовых, стартовавших в конце века: Rede Nacional de Pesquisa (RNP), способствовавшую расширению использования интернета в научной сфере на всей территории страны; PROTEM-CC, стимулировавшую НИОКР путем создания кластеров, включающих научные организации и производственные предприятия частного сектора; Programa Nacional de Software para Exportago – SOFTEX, координирующую усилия в области экспорта ПО; Sistema Nacional de Processamento de Alto Desempenho – SINAPAD, ориентированную на формирование в стране сети ВЦ с услугами высокого уровня сложности. Самые многообещающие проекты сегодняшнего дня – это, разумеется, "TI Maior" (Глобальные ИТ), PNBL (План развития широкополосного доступа), Национальная программа доступа к техническому образованию и занятости (Pronatec); Университетское образование для всех (ProUni); Национальный технический план (NTI) и Наука без границ (Science Without Borders). О программах подробнее.
TI Maior – флагман инновационного развития ИТ – стартовал в 2012 году. Это один из стратегических "фрагментов" Национального плана ускоренного развития приоритетных отраслей экономики (PAC 2). Его миссия – ускорить, поддержать и стимулировать развитие отечественного ПО в сфере обороны, кибербезопасности, образования, здравоохранения, в нефтегазовом секторе, энергетике, авиакосмической отрасли, сельском хозяйстве, энергетике, финансах, телекоммуникациях, крупных мероприятиях международного значения. К 2020 году планируется увеличить: объем производства ПО в два раза (до 150–200 млрд. долл. США), экспорта в 10 раз (20 млрд. долл. США), доли сектора ИТ в ВВП – до 6%, число занятых – в два раза (до 2,1 млн. человек). Поддержка плана – 250 млн. долл. США, финансирование через госзаказы на открытых конкурсах. Первый этап (до 2015 года) предусматривает долевое участие частных инвесторов, включая зарубежных.
По замыслу проект StartUp Brasil предполагает в течение 2013–2016 годов построить около 200 "научных инкубаторов", по 100 в Бразилии и за ее пределами. Так, уже открыто финансирование центра из 100 бразильских компаний в Силиконовой долине. Каждой компании выделяется по 100 тыс. долл. для движения от посевной стадии до реального бизнеса. Симптоматично, что в мире и дома страна не оставляет их без внимания. Специально созданное агентство Apex-Brasil помогает им с адаптацией (юридическими и налоговыми консультациями, продвижением продуктов на местном рынке, рекламой и т.д.). На местном рынке четверть участвующих в программе стартапов могут быть иностранными, но при условии, что они могут гарантировать как минимум долгосрочное присутствие в Бразилии. Общая сумма финансирования проекта декларирована в размере 78 млн. долл. США. На расширение интернационализации в сфере инноваций работает акселерационная программа SEED Minas, которая занимается развитием стартапов (производственных, биотехнологических, ИКТ), причем не только из Бразилии, но и из других стран – без участия бразильцев. За последние два года программа привлекла 80 стартапов, из которых треть является международными (США, Индия, Испания, Польша. Пока российских стартапов не было). Все стартапы получают финансирование в размере 35 тыс. долл. США на четыре месяца, в течение которых идет программа, а также пространство для работы и обучения. Стартаперы автоматически получают двухгодичную рабочую визу, а в случае успешного окончания программы – пожизненную визу для работы в Бразилии. Программа финансируется Правительством штата и фондом поддержки исследований штата.
Национальный план развития широкополосного доступа в интернет (PNBL) был принят в 2010 году. Его первый этап, приуроченный к открытию Чемпионата мира по футболу 2014 года в Бразилии, уже выполнен. Сегодня страна входит в пятерку крупнейших интернет-рынков. Более 40% населения пользуется Сетью. Из них 66 млн. – пользователи мобильной версии ШПД и около 30% – фиксированной. Проект обошелся в сумму около 7–8 млрд. долл. США. Финансировали его в равных долях Бразильский государственный банк (BNDES) и национальные застройщики под руководством компании Telebraz. Сейчас страна готовит инфраструктурное продолжение на оптике. Масштаб затрат – 100 млрд. долл. по джунглям Амозонии "до каждого потребителя". Этот проект входит в пакет приоритетов президента Дилмы Руссефф.
В настоящее время в стадии утверждения правительством находится "Стратегия ИКТ Бразилия 2022", предложенная ассоциацией BRASSCOM. В документе обозначены основные ориентиры развития, "узкие места" и механизмы их преодоления. В течение 10 лет планируется запустить 12 программ (из них три приоритетных), которые, по мнению разработчиков, принесут экономике: непосредственно в сфере ИТ 1,5 млн. рабочих мест и 3 млн. в смежных отраслях; приобщат более 85% малых и средних предприятий к облачным технологиям; обеспечат ИКТ-инструментарием более 70% начальных и средних школ и медицинских учреждений. Лозунг стратегии: "Делать больше и лучше с меньшими затратами".
Популярный проект "Наука без границ" стартовал в 2011 году. Предполагается, что к 2015 году учиться за рубежом будут не менее 100 тыс. студентов и аспирантов. План включает подготовку студентов бакалавриата (35% стипендий), докторантов PhD (46% стипендий), а также будут предусмотрены стипендии для пост-докторантуры и старших научных сотрудников. Общий бюджет программы на четырехгодичный период составит 2 млрд. долл. США, из них 2/3 финансируется из госбюджета, треть – из средств корпораций.
В контексте статьи нельзя не упомянуть программу ProUni, которая ориентирована на бедные слои населения и предоставляет стипендии на конкурсной основе студентам для учебы в престижных федеральных и частных университетах. Только в первом семестре 2013 года стипендии получили более 200 тыс. студентов, а всего с 2005 года ими воспользовалось более одного миллиона учащихся. Все сведения о конкурсах носят абсолютно открытый характер. Они всегда доступны на сайте Минобразования РФ.
Стоит отметить, что бразильцы считают свою страну не эмигрантской, а иммигрантской. Большинство населения не любят выезжать за границу ни работать, ни учиться. К тому же, только 8% населения владеют английским языком.
Проблемы инфобезопасности:
интенции и тенденции
В наш "опасный" информационный век независимая Бразилия строит национальную систему киберзащиты. Пока это отдельные, но мощные фрагменты. Впереди, разумеется, Министерство обороны, которое в начале 2013 года приступило к первому этапу – контроль над 60 тыс. своих рабочих компьютеров. В перспективе под "защиту" военных попадут ПК: национальной энергосистемы, государственных банков, железнодорожного и воздушного транспорта. Четырехлетний бюджет программы определен в размере 200 млн. долл. США.
С марта 2014 года государственная власть Бразилии в течение месяца перешла полностью на собственные внутренние средства коммуникации в соответствии с декретом президента: "Вся передача данных… должна осуществляться по телекоммуникационным сетям и информационным службам организаций и ведомств федеральной государственной службы". Все органы госслужбы также перешли на электронную почту, разработки национальной Федеральной службы обработки данных.
Собственно Бразилии заботы в области инфобезопасности менее "затратны", ибо на свободном ПО работает более половины пользователей. В большинстве стран дело обстоит иначе. К примеру, при формировании электронного правительства переход на Linux, как один из способов обезопасить систему от "закладок", только декларировался. Бразилия изначально пошла по своему пути… от цели! Главная задача – обеспечить максимальное проникновение компьютеров. Фактор сдерживания известный – высокая цена ОС! Поэтому разумно стимулировать спрос пользователя на бесплатное СПО. А для того чтобы население было довольно выбором, СПО должно быть совместимо с ПО-системами e-правительства. Следовательно, электронное правительство должно быть построено на базе открытого ПО. Все так просто… с позиции несокрушимой логики.
"Бразилия – это Россия,
только с тропической душой"
Таково мнение ныне здравствующего харизматичного лидера Фернанду Энрики Кардозу, который в 2002 году на встрече с нашим президентом еще и добавил, что россиян, как и бразильцев, отличает веселый характер, романтичность, непосредственность и… неорганизованность.
Действительно, у наших стран много общего: громадные просторы, разнообразие климатических и природных зон, многонациональность и смешение разных этнических групп, история освоения новых земель, регионы-лидеры и регионы-доноры и многомиллионное население, которое неравномерно распределено между ними. Из стран БРИКС, мы, наверное, ближе всего по ментальности друг к другу. Россию даже называют снежной Бразилией. Похожи мы и источником своего экономического роста: сырьевая зависимость, неравенство, коррупция, госкапитализм, ориентация на Китай.
Основными драйверами бразильского триединого (политического, экономического и этического) кризиса стали падение цен на сырье, замедление спроса со стороны Китая, рост доллара на мировом рынке, девальвация юаня и, конечно, внутренний политический кризис. Страна только выходит на орбиту процветающих экономик. Далеко не все еще сделано, население, по западным стандартам, пока небогатое, реформы недокручены, налоговая система запутанная… Но факт остается фактом. Страна сумела методом проб и ошибок найти собственный путь развития. Это путь рыночной экономики при серьезной социальной ответственности государства. Он стал ответом на вызов времени и прекрасно вписался в многогранную национальную колористику.
Успешное развитие всегда порождает проблемы и завышенные ожидания. На арену выходит новый средний класс с "нетрадиционными" лозунгами. Классический парадокс – обратная сторона политики борьбы с бедностью. Проводя активную социальную политику и создав тем самым относительно массовый и мыслящий средний класс, правительство сформировало себе неслабую оппозицию. Гражданское общество в стране требует углубления и ускорения проводимых правительством реформ, становясь важным субъектом постиндустриальных преобразований. И, как же отрадно, – власть их слышит!
Достижения ИКТ-индустрии, которые до недавнего времени были вне радаров общественности, сегодня выходят на первый план, расширяя палитру своего воздействия на экономику и общество. Оберегая свой рынок, они гостеприимны к иностранцам и дерзают на инновационном поле.
Что ждет страну "Созвездия южного Креста" в наши непростые времена? Многие знают уже наверняка, что эта страна, так похожая на Россию, умеет блестяще импровизировать. Иногда, хоть и крайне редко, в схватке политики и экономики побеждает экономика. А что до того, может ли государство при догоняющем развитии в период триединого кризиса стать абсолютным мировым лидером, – у экономистов мнения разные, полярные. Поэтому время покажет!
Что мы знаем о Бразилии? Страна футбола, зажигательных танцев, карнавалов, таинственных джунглей Амазонии. Между тем сегодня она позиционируется как глобальный бренд, глобальная держава c 200-миллионным населением, занимающая пятое место в мире по территории, седьмое по масштабам экономики и одно из ведущих – среди производителей почти всех стратегических и жизненно важных товаров и услуг, от продуктов питания и минералов до энергии, автомобилей и самолетов. Ошеломительный успех Бразилии первого десятилетия нашего века захватывает дух и вызывает зависть и восторг остального мира, а сама страна становится лабораторией глобализации с социальным сознанием.
Экономическое развитие в 60–70-х годах тоже считалось "бразильским экономическим чудом". Военная диктатура выдвинула план превращения страны в великую державу путем неомодернизации экономики. Был создан мощный современный пул отраслей хозяйства и его научного обеспечения. Однако план потерпел крах. Среди причин, напрямую относящихся к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), – несбалансированность экономики, отсутствие адекватного и стимулирующего развития внутреннего потребительского рынка, изоляционный режим формирования новых высокотехнологичных производств.
Главный секрет феномена сегодня – ставка на демографический дивиденд, параллельное социальное и экономическое развитие, не влияющее на рост благосостояния населения. Ибо основной ресурс огромной страны, которую, как многие считают, ожидает великое будущее, – не природные богатства и благодатный климат, а живущие там люди. Что мы знаем о них?
Родной язык этого народа португальский, ибо Бразилия – единственная из стран Нового Света, которая была колонизирована Португалией, а не Испанией. Хотя она граничит с десятью странами Южной Америки, население считает себя не латиноамериканцами, а "самостоятельным цивилизационным феноменом". Население Бразилии – "коктейль" африканской, европейской, ближневосточной, азиатской и местных культур. Ни один бразилец не является на 100% "белым" или на 100% "черным", ибо в роду каждого можно найти людей из самых разных частей света. Почти половина населения называет себя "черными" или, по крайней мере, "небелыми". В Бразилии самая большая в мире японская диаспора. Национальный характер не ограничен правилами поведения: хотят танцевать – танцуют даже в транспорте, хотят признаться в любви – кричат на весь мир! Любят шутить над собой, даже над собственной бедностью. Танцуют 365 дней в году. Самба – душа народа. Апофеоз торжеств – ежегодный карнавал, который длится пять дней и завершается за 40 дней до Пасхи – с началом Великого поста. Согласно закону, каждая прочитанная книга в бразильской тюрьме сокращает срок заключения преступника-читателя на четыре дня. 92% новых автомобилей в стране ездят на этаноле (его производят из сахарного тростника). В 1932 году бразильские спортсмены сами профинансировали свою поездку на Олимпиаду путем продажи кофе. Население очень патриотично, обожает свою страну, "благословленную Богом и красивую от природы". На национальные праздники вывешивается множество государственных флагов, а у каждого бразильца в шкафу есть футболка с национальной символикой и надписью Brasil. Бразильцы свято верят пророчеству бывшего и любимейшего президента Лулы да Силвы: "Мы страна иммигрантов и огромных возможностей. XIX век был веком Европы, XX – США, а XXI будет веком Бразилии".
Бразилии удалось совершить уникальный в мировой истории "Левый разворот", "Демократическую модернизацию", в результате которой массированные инвестиции в человека обернулись еще большим ростом ВВП и позволили создать самодостаточную, диверсифицированную экономику и мощный внутренний рынок. Никогда еще в мире власть не делала столь много и столь эффективно для самых обездоленных слоев населения! За какие-то 10 лет государство сформировало многомиллионный средний класс (39% населения в 2003 г. и 56% в 2015)! Ибо известно, что для любого государства самое главное кредо – заботливо вырастить средний класс, который в любой нормальной стране составляет основу общества, является главным налогоплательщиком и не слишком зависит от сильных мира сего. По данным World Bank, "пропуск" в средний класс Бразилии – доход в 14 тыс. долл. США в год, наличие собственного жилья и автомобиля. Кроме того, более 40 млн. человек выбрались из нищеты! И правительство в этом преуспело. Сегодня 38% внутреннего потребления приходится на эту категорию граждан.
Бразилия вопреки социально-политической непогоде продолжает упорно строить социально-ответственное государство, которое определяет стратегию развития экономики и пытается не допустить резких социальных диспропорций. Эта либеральная модель жестко привязана к конкретике. Так, в настоящее время действует свыше 40 программ социальной поддержки населения и каждая из них – это продуманный и жестко контролируемый социальный договор между государством и самой ответственной ячейкой общества – семьей, а также трудоориентированной частью населения. Механизм работает в автоматическом режиме: при нарушении обязательств – выплаты прекращаются. Как пример, один из ключевых социальных проектов Bolsa Familia ("Семейный кошелек") предоставляет помощь только тем семьям, чьи дети проходят ежегодный медосмотр и регулярно посещают школу. Другими словами, помогают только тем, кто сам старается выбраться из бедности, главная причина которой – именно недостаточный уровень образования населения. Поэтому в Бразилии сегодня трудно встретить нищих с интеллигентными лицами, что, увы, случается в соседних с ней странах. Программа охватывает более 13 млн. семей, в которых месячный доход на человека не превышает 140 реалов (около 70 долл.). В 2012 году Bolsa Familia дополнена новой подпрограммой "Любящая Бразилия", согласно которой семьи, где воспитываются дети младше шести лет, в обязательном и гарантированном порядке получают дополнительные субсидии, повышающие доход не менее чем до 35 долл. в месяц на члена семьи. В первую очередь это актуально для северных штатов страны, где проживают до 4/5 нынешних бразильских бедняков. Федеральное правительство уже выделило более 3,7 млрд. долл. бюджетных средств на эти цели.
Помимо растущего спектра стипендий, в стране действует хорошо отлаженная – что нехарактерно для Латинской Америки и развивающегося мира – регрессивная система налогообложения, которая понуждает богатые слои общества делиться небольшой частью своего состояния – и, похоже, эта тенденция нарастает. Сегодня социальный пакет составляет около 3/4 всего консолидированного бюджета страны.
Разумеется, правительство прекрасно понимает, что искоренение бедности – дело не одного десятилетия, и нельзя решить эту проблему только путем перераспределения доходов в пользу бедных. Необходимо, прежде всего, устранить причины бедности, которые лежат в структуре экономики, в неравномерности развития разных регионов гигантской страны, в качестве и количестве рабочих мест. Поэтому решение социальных проблем в сегодняшней Бразилии идет в тесной увязке с программами инновационного развития страны с совершенствованием ее "высокотехнологической платформы", иными словами, обеспечением экономики всем арсеналом новейших достижений прогресса и специалистами – профессионалами мирового уровня. На этом направлении государство не скупится – запущен и эффективно работает целый пул программ. Расходы на образование (а это в основном государственные расходы) планируется поднять с нынешних 7,5% ВВП до 10% в 2020 году. Запускаются и на ходу корректируются планы инновационного развития. Исследования динамики наукоемкости в мировом контексте показывают, что ключевой фактор для инновационной экономики – закон повышающейся отдачи. Иначе говоря, те страны, которые сумели выбиться вперед за счет повышенной отдачи от экономики знаний, так и остаются в авангарде, бросая вызов проигравшим. К 2008 году ИКТ уже номинально становится хозяйственно-стратегическим приоритетом национального развития.
Неизвестное о малоизвестном
История инновационного восхождения Бразилии заслуживает особого внимания. Страна одной из первых в стане развивающихся рынков обратила внимание на инфокоммуникации. Во времена правления военного режима (1964–1985), объявившего курс на "Великую Бразилию", наука и технологии были в фокусе повышенного внимания. ИКТ-сектор (преимущественно ИТ-сегмент) рос на основе обученного персонала, высоких затрат на НИОКР, относительно обширной телекоммуникационной инфраструктуры, созданной в конце 1970-х годов, а также значительных государственных инвестиций.
Так, первый в стране компьютер производства местного филиала IBM был установлен в 1960 году в Католическом университете Рио-де-Жанейро. В 1970 году в Бразилии насчитывалось уже 506 компьютеров, а через пять лет – 3 843. В 1972 году при Министерстве планирования и координации была учреждена Комиссия по деятельности в области электроники (КАПРЭ), и одним из важнейших результатов ее работы стал запуск в 1974 году на базе предприятия Cobra собственного производства ЭВМ. Весьма показательно, что в 1979-м, всего через три года после появления "яблока" Джобса и Возняка в США, бразильские инженеры Э.Френьи и Й.Манастерски из Университета штата Сан-Паулу представили первую отечественную "персоналку".
Тогда же вместо КАПРЭ под эгидой могущественного Совета по национальной безопасности появился новый орган с более широкими полномочиями – СЭИ (Секретариат по электронике и информатике), который контролировал импорт, давал добро на деятельность отечественных производителей электронной техники, регулировал закупки. Усилия СЭИ не пропали даром. По темпам внедрения электронной техники и информатизации Бразилия в начале 80-х годов не уступала многим развитым государствам Западной Европы, в стране было сосредоточено более половины парка компьютеров всей Латинской Америки. В эти годы правительство Бразилии было жестко ориентировано на самодостаточность страны, в том числе на использование отечественного ПО и аппаратного обеспечения. Иными словами, развитие ИТ в основном строилось на импортозамещении – расширении и развитии национальной производственной базы. Так называемая политика рыночного резерва заключалась в создании тепличных условий для подъема национальной промышленности, преимущественно микроэлектроники и микрокомпьютеров, и защите их от внешних конкурентов на быстрорастущем рынке ИКТ. При этом был закрыт доступ на внутренний рынок не только для импорта готовой продукции, но и производных. Ослабив конкуренцию, государство ограничило и ввоз технологий: лимитировалась возможность заключения соглашений о передаче технологий, особенно в тех случаях, когда подобные решения могли быть быстро разработаны внутри страны. При этом государство поощряло вложения национальных компаний в НИОКР. Ожидалось, что, приобретя начальный пакет технологий за рубежом, национальные компании далее смогут развивать свой технологический потенциал самостоятельно.
Наконец, в 1984 году правительством был принят первый закон об информатике, призванный способствовать переходу страны на рельсы информационного развития. Однако, и это сегодня особенно очевидно, эксперимент был изначально обречен на неудачу, ибо нельзя в нищем и малообразованном государстве в отрыве от стремительного мирового прогресса строить современную Шамбалу. Коэффициент Джини, характеризующий дифференциацию между бедными и богатыми (чем он выше – тем выше и неравенство), в Бразилии в те годы составлял 59%. За истекшие 30 лет он снизился на 10 п.п. и в 2014 году составил 49%. Кроме того, успешность формирования пятого технологического уклада экономики – достижений в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства и спутниковой связи, – как известно, в решающей степени зависит от приобщенности нации к новейшим достижениям прогресса и адекватного развития внутреннего рынка.
Тем не менее, несмотря на общую неудачу, политика развития национальных технологий привела к формированию технологического фундамента – опоры дальнейшего развития, а ориентация на внутренний рынок – к созданию эффективной цепочки связей между производителем и потребителем, что также было использовано впоследствии крупными инвесторами.
Национальный регуляторный эксклюзив
Отстраивание новой модели развития ИКТ заняло более 10 лет и продолжается до сих пор. Приоритеты отлиты в граните скрижалей национальной политики и закреплены во втором "Законе об информатике" 2001 года. Выше всего – интересы бразильского народа, а, следовательно, укрепление внутреннего рынка и защита отечественного производителя. Решения тут два… в одном. Во-первых – стимулирование местных вендоров путем расширяющегося спектра льгот, жестко ориентированных на рост качества, разнообразия и "мозгоемкости" производства ИКТ-продукта. Во-вторых – привлечение иностранного капитала исключительно на взаимовыгодной основе без ущерба для развития настоящего и будущего Бразилии. Механизм реализации или пакет стимулов весьма содержателен.
С 2001 года в Бразилии действует программа ex-tariff, согласно которой при ввозе капитального оборудования, не имеющего аналогов в стране, импортный тариф взимается по пониженной ставке (с 14 до 2%). Предусматривается также освобождение от уплаты федерального акцизного налога на промышленные товары и налога на НДС на услуги и ряд товаров стратегически важных для страны, в том числе и на оборудование ИКТ-индустрии.
Налоговая нагрузка в стране остается одной из самых высоких в мире и достигает 35% ВВП. На этом фоне политика преференций индустрии ИКТ (точка отсчета – вступление в силу "Закона об информатике", 2002 г.) выглядит более чем убедительной. Она предусматривала: снижение налога на промышленные продукты на 90% в 2002–2005 годах и на 70% в 2006–2009 годах фирмам, вкладывающим от 5% прибыли в профильные НИОКР. В 2014 году правительство утвердило дальнейшее снижение планки налога ИТ–инноваторам – 80% до 2024 года, 75% – с 2025 по 2026 год и 70% с 2027 по 2029 год. Критерий выбора тот же – не менее 5% выручки компания отдает в сектор исследований и разработок.
Снижены налоги на импорт капитальных товаров и местные покупки для компаний, работающих на экспортных платформах в сфере технологических услуг (экспорт – больше 80% от общих продаж). От налогов освобождены покупки компьютеров стоимостью до 1 000 долл. США.
Начиная с 2012 года действует постановление, согласно которому если штат научных сотрудников на предприятии составляет не менее пяти человек, то затраты на исследования компенсируются государством до 180% плюс 20% выделяются на официальную подготовку патента. Выплаты допустимы после официальной регистрации инновации.
В рамках принятого в 2012 году стратегического плана развития ИТ "Brasil TI – Maior" 20% – социальный налог на заработную плату – переносится на выручку компании в размере до 2,0% общего ее дохода.
Производители планшетов с 2012 года полностью освобождаются от налога на социальное страхование (9,25%), а НДС снижается с 15 до 3%. В ответ на эту санкцию Samsung Electronics и ASUSTeK в коммерческих интересах предложили своим местным торговым агентам субсидии в размере от 15 до 30% от стоимости гаджета.
Налоговые льготы и прочие привилегии предоставляются правительством Бразилии и местными органами власти в равной степени как иностранным, так и национальным фирмам, имеющим свой офис и работающим на территории страны. "Смена ориентации" автоматически лишает компанию преференций.
В ходе государственных тендеров отечественный производитель всегда может рассчитывать на предпочтение, даже если озвученная им стоимость проекта на 25% выше, чем у иностранного коллеги.
Пакет стимулов в 2014 году обошелся государству более чем в 4 млрд. долл. США. Доля софинансирования государственным банком развития (BNDES) составила около 80%.
ИКТ на стройке креативной экономики
На фоне блистательных социально-экономических побед успехи на поле инфокоммуникаций Бразилии менее резонансны – незаслуженно скромны в прессе, растворены в макроиндикаторах официальной статистики, а в отраслевом плане просто противоречивы. А зря! ИКТ-индустрия приносит стране сегодня 10% ВВП (рис.1.).
По масштабам это четвертый рынок планеты, а в сегментах ИТ и телекома – соответственно седьмой и четвертый.
Бразильская инфоиндустрия никогда не могла пожаловаться на отсутствие внимания со стороны власти, однако только в 2012 году она впервые официально была включена в систему хозяйственно-стратегических приоритетов. В 2015 году этот рынок оценивался в 234 млрд. долл. США. Среднегодовые темпы его прироста за последние 14 лет составили 11%, сегменты ИТ-услуг, аппаратного обеспечения, ПО, телекоммуникационных услуг и оборудования – соответственно, 22, 14,6, 14,8, 7,6 и 4,3% (рис.2).
Влияние кризиса не снижает национальных амбиций. Несмотря на кризис, Бразилия в 2015 году стала первой в списке на континенте по объему инвестиций в ИТ всего латиноамериканского пула – 46% или 60 млрд. долл. США (рис.3).
В масштабах планеты это почетное седьмое место. Рост инвестиционного "напряжения" в период нынешней рецессии составил 6,7% против 4,0% в среднемировом масштабе.
К 2022 году – 200-летию провозглашения независимости – правительство обещает стране по крайней мере "бронзу" на цифровом ринге планеты. А в наиболее "имиджевой" нише – экспорта софта, где у Бразилии успехи менее заметны, – планируется сконцентрировать максимум усилий – десятикратный рост (рис.4).
Диффузия ИКТ – движитель экономики или ее инструмент?
И то и другое. Сегодня эффективность экономики любой страны напрямую зависит от того, какое место в ее политике развития отводится новым технологиям. Бразилия строит новую, цифровую реальность, "умную" экономику, менее затратную и более эффективную. Ее "архитектор" (ИКТ) – комплекс. В определенном смысле – это новый ресурс (гормон) роста. Информатизация (цифровой апгрейд) основных сфер хозяйственной деятельности становится одним из важнейших инструментов совершенствования производства, "комфорта" населения… и в конечном счете появления новых форм цивилизационных отношений.
По расчетам бразильских аналитиков, один доллар, инвестированный в сферу ИКТ, генерирует 5(!) в национальном ВВП. Поэтому сейчас в фокусе особого внимания правительства сектор ИТ, а точнее производство ПО и информационных услуг, максимальная поддержка растущему многообразию форм проникновения "продукта" индустрии как в экономику, так и в общество.
Наблюдаемое ускорение роста сектора ИТ весьма примечательно само по себе, ибо его сообщают более 8,5 тыс. компаний, причем 98% из них относятся к малому (94% – до 10 млн. долл. США дохода) и среднему (4,7% – до 250 млн. долл. США дохода) бизнесу. По специализации 25% фирм ориентированы на разработку ПО, 50% – на его коммерциализацию и 25% – на предоставление услуг. Такая сегментация рынка в решающей степени способствует формированию конкурентоспособных цен на ИТ-продукт. В основном стоимость бразильского ПО и услуг строится по принципу затраченных человеко-часов. Ситуация обуславливает также весьма высокий спрос в сегменте аутсорсинга бизнес-процессов.
Самые крупные национальные игроки рынка – ITAUTEC (системная интеграция, производство ПК и ПО), TIVIT (аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов, системная интеграция), BRQ (провайдер ИТ-решений и аутсорсинговых услуг, специализирующийся на CRM, BI и ERP), системный интегратор BSI Tecnologia, TOTVS (53,1 % сегмента ERP) и др.
Без преувеличения можно сказать, что впечатляющие успехи бразильской экономики последних двух десятилетий без "участия" информационных технологий просто немыслимы. Именно военные технократы заложили в стране фундамент ИКТ-развитию. Сегодня Бразилия может похвастаться банковским и финансовым секторами мирового уровня, лидерством в производстве биотоплива (этанола), успехами в добыче нефти, в том числе на глубоководных подсоляных месторождениях, производстве сельхозтоваров, торговле (e-коммерция, особенно в сегменте B2B), авиастроении, государственном управлении (e-правительство), наконец в перспективнейшей области М2М.
Диапазон роста затрат на ИТ-апгрейд (в % от годовой выручки индустрии) за период 2001–2014 годов составил в банковской сфере от 8 до 15%; услугах – от 6,8 до 12%; медиа – от 4,6 до 7,9%; промышленности – от 3,0 до 5,3%; торговле – от 2,0 до 6,0%.
Отраслевые предпочтения использования программного продукта в тенденции стабильны (рис. 5).
Самый крупный потребитель софта (56% пользователей используют Linux) в Бразилии сегодня телекоммуникации. Второй по списку – финансовый сектор (в 2014 году в его активе более 90 млрд. банковских операций; общее число карт в обращении – 981 млн., из них 550 млн. дебетовых и кредитных). Очень высок уровень информатизации в госсекторе – не по затратам, а по эффективности (в 2014 году было подано 40 млн. налоговых деклараций онлайн; электронные выборы 2010 года с использованием ПО "Software auditing" и биометрических машин позволили получить результаты голосования уже через три часа после его завершения; используются электронные системы отчетности в полиции, а также "электронные заявления" граждан без личного присутствия и т.д.). Торговля сегодня покупает 10,6% общего объема производства ПО-сектора. Самый динамичный ее сегмент е-коммерция за истекшие 14 лет показал рекордный рост – 4 632% по объему продаж и 4 643% по числу пользователей. В 2014 году в копилку государства отрасль добавила 15,6 млрд. долл. США.
Платформа 3.0 – новые горизонты
Среди архиважных задач стратегии развития рынка инфокоммуникаций следует отметить прежде всего акцент на "интеллектуализацию" национального базового производства в контексте национальной самодостаточности и информационной защищенности. Проблемные направления – растущий дефицит профессиональных кадров, высокая доля импорта и низкая – экспорта. Сегодня рынок ИТ замкнут на внутреннее потребление, экспорт "не забивает" отечественное производство. В то же время импортная зависимость ИКТ-индустрии постоянно нарастает. Особенно уязвим сегмент ИКТ–оборудования, включая компьютерную технику и комплектующие элементы. Рост импорта на этой площадке между 2005 и 2014-м годами вырос с 49 до 79%. Армия ИТ-служащих, по данным на 2014 год, достигла 1,5 млн. (непосредственно в компаниях работает около 700 тыс. человек, остальные – в отраслях хозяйства и управления).
Несмотря на хороший мобилизационный рост, индустрия остро нуждается в притоке профессиональных кадров. Выпускников технических специальностей не хватает, их разбирают компании уже на 3–4 курсе университета. Инженер в Бразилии – высокооплачиваемая и дефицитная специальность. Бразилия ежегодно выделяет значительные суммы на привлечение инженеров из разных стран к себе на работу. Мотивация в данном направлении очевидна. Специалист с высшим образованием получает зарплату в 3,6 раза выше. Любопытно, что наибольшей популярностью профессия ИКТ пользуется у нового среднего класса. Страна изобилует талантами. Например, один из основателей Facebook – бразилец, знаменитый Xbox Microsoft тоже создал бразилец. Последний опрос молодых людей, родившихся незадолго до 2000 года (так называемое поколение Y) принес весьма обнадеживающие результаты как для Бразилии, так и для всего континента: латиноамериканская молодежь блестяще владеет цифровыми технологиями – лучше, чем европейцы и американцы. Она смотрит в будущее с оптимизмом: 81% молодых бразильцев считают, что лучшие времена не за горами (в Европе так думает 41% молодежи), а во всей Латинской Америке так считают 78% молодых людей. На этом континенте больше всего молодых людей, которые воспринимаются как лидеры своего поколения: хорошо владеющие информационными технологиями, творчески мыслящие, способные оказать влияние на развитие общества. Рейтинг возглавляют Колумбия и Перу (27 и 26%), после них идут Чили (22%), Мексика (21%) и Бразилия (18%). Все они существенно обогнали США (16%), Германию (12%) и... Испанию (6%).
И правительство выбирает беспроигрышный вариант, делая ставку на молодежь. Тут сосредоточены огромные резервы. Руководство страны "исторически" последовательно готовит информационное поле, запуская целый пул программ стратегического значения, которые жестко контролируются и весьма успешно выполняются. Среди них стоит отметить четыре базовых, стартовавших в конце века: Rede Nacional de Pesquisa (RNP), способствовавшую расширению использования интернета в научной сфере на всей территории страны; PROTEM-CC, стимулировавшую НИОКР путем создания кластеров, включающих научные организации и производственные предприятия частного сектора; Programa Nacional de Software para Exportago – SOFTEX, координирующую усилия в области экспорта ПО; Sistema Nacional de Processamento de Alto Desempenho – SINAPAD, ориентированную на формирование в стране сети ВЦ с услугами высокого уровня сложности. Самые многообещающие проекты сегодняшнего дня – это, разумеется, "TI Maior" (Глобальные ИТ), PNBL (План развития широкополосного доступа), Национальная программа доступа к техническому образованию и занятости (Pronatec); Университетское образование для всех (ProUni); Национальный технический план (NTI) и Наука без границ (Science Without Borders). О программах подробнее.
TI Maior – флагман инновационного развития ИТ – стартовал в 2012 году. Это один из стратегических "фрагментов" Национального плана ускоренного развития приоритетных отраслей экономики (PAC 2). Его миссия – ускорить, поддержать и стимулировать развитие отечественного ПО в сфере обороны, кибербезопасности, образования, здравоохранения, в нефтегазовом секторе, энергетике, авиакосмической отрасли, сельском хозяйстве, энергетике, финансах, телекоммуникациях, крупных мероприятиях международного значения. К 2020 году планируется увеличить: объем производства ПО в два раза (до 150–200 млрд. долл. США), экспорта в 10 раз (20 млрд. долл. США), доли сектора ИТ в ВВП – до 6%, число занятых – в два раза (до 2,1 млн. человек). Поддержка плана – 250 млн. долл. США, финансирование через госзаказы на открытых конкурсах. Первый этап (до 2015 года) предусматривает долевое участие частных инвесторов, включая зарубежных.
По замыслу проект StartUp Brasil предполагает в течение 2013–2016 годов построить около 200 "научных инкубаторов", по 100 в Бразилии и за ее пределами. Так, уже открыто финансирование центра из 100 бразильских компаний в Силиконовой долине. Каждой компании выделяется по 100 тыс. долл. для движения от посевной стадии до реального бизнеса. Симптоматично, что в мире и дома страна не оставляет их без внимания. Специально созданное агентство Apex-Brasil помогает им с адаптацией (юридическими и налоговыми консультациями, продвижением продуктов на местном рынке, рекламой и т.д.). На местном рынке четверть участвующих в программе стартапов могут быть иностранными, но при условии, что они могут гарантировать как минимум долгосрочное присутствие в Бразилии. Общая сумма финансирования проекта декларирована в размере 78 млн. долл. США. На расширение интернационализации в сфере инноваций работает акселерационная программа SEED Minas, которая занимается развитием стартапов (производственных, биотехнологических, ИКТ), причем не только из Бразилии, но и из других стран – без участия бразильцев. За последние два года программа привлекла 80 стартапов, из которых треть является международными (США, Индия, Испания, Польша. Пока российских стартапов не было). Все стартапы получают финансирование в размере 35 тыс. долл. США на четыре месяца, в течение которых идет программа, а также пространство для работы и обучения. Стартаперы автоматически получают двухгодичную рабочую визу, а в случае успешного окончания программы – пожизненную визу для работы в Бразилии. Программа финансируется Правительством штата и фондом поддержки исследований штата.
Национальный план развития широкополосного доступа в интернет (PNBL) был принят в 2010 году. Его первый этап, приуроченный к открытию Чемпионата мира по футболу 2014 года в Бразилии, уже выполнен. Сегодня страна входит в пятерку крупнейших интернет-рынков. Более 40% населения пользуется Сетью. Из них 66 млн. – пользователи мобильной версии ШПД и около 30% – фиксированной. Проект обошелся в сумму около 7–8 млрд. долл. США. Финансировали его в равных долях Бразильский государственный банк (BNDES) и национальные застройщики под руководством компании Telebraz. Сейчас страна готовит инфраструктурное продолжение на оптике. Масштаб затрат – 100 млрд. долл. по джунглям Амозонии "до каждого потребителя". Этот проект входит в пакет приоритетов президента Дилмы Руссефф.
В настоящее время в стадии утверждения правительством находится "Стратегия ИКТ Бразилия 2022", предложенная ассоциацией BRASSCOM. В документе обозначены основные ориентиры развития, "узкие места" и механизмы их преодоления. В течение 10 лет планируется запустить 12 программ (из них три приоритетных), которые, по мнению разработчиков, принесут экономике: непосредственно в сфере ИТ 1,5 млн. рабочих мест и 3 млн. в смежных отраслях; приобщат более 85% малых и средних предприятий к облачным технологиям; обеспечат ИКТ-инструментарием более 70% начальных и средних школ и медицинских учреждений. Лозунг стратегии: "Делать больше и лучше с меньшими затратами".
Популярный проект "Наука без границ" стартовал в 2011 году. Предполагается, что к 2015 году учиться за рубежом будут не менее 100 тыс. студентов и аспирантов. План включает подготовку студентов бакалавриата (35% стипендий), докторантов PhD (46% стипендий), а также будут предусмотрены стипендии для пост-докторантуры и старших научных сотрудников. Общий бюджет программы на четырехгодичный период составит 2 млрд. долл. США, из них 2/3 финансируется из госбюджета, треть – из средств корпораций.
В контексте статьи нельзя не упомянуть программу ProUni, которая ориентирована на бедные слои населения и предоставляет стипендии на конкурсной основе студентам для учебы в престижных федеральных и частных университетах. Только в первом семестре 2013 года стипендии получили более 200 тыс. студентов, а всего с 2005 года ими воспользовалось более одного миллиона учащихся. Все сведения о конкурсах носят абсолютно открытый характер. Они всегда доступны на сайте Минобразования РФ.
Стоит отметить, что бразильцы считают свою страну не эмигрантской, а иммигрантской. Большинство населения не любят выезжать за границу ни работать, ни учиться. К тому же, только 8% населения владеют английским языком.
Проблемы инфобезопасности:
интенции и тенденции
В наш "опасный" информационный век независимая Бразилия строит национальную систему киберзащиты. Пока это отдельные, но мощные фрагменты. Впереди, разумеется, Министерство обороны, которое в начале 2013 года приступило к первому этапу – контроль над 60 тыс. своих рабочих компьютеров. В перспективе под "защиту" военных попадут ПК: национальной энергосистемы, государственных банков, железнодорожного и воздушного транспорта. Четырехлетний бюджет программы определен в размере 200 млн. долл. США.
С марта 2014 года государственная власть Бразилии в течение месяца перешла полностью на собственные внутренние средства коммуникации в соответствии с декретом президента: "Вся передача данных… должна осуществляться по телекоммуникационным сетям и информационным службам организаций и ведомств федеральной государственной службы". Все органы госслужбы также перешли на электронную почту, разработки национальной Федеральной службы обработки данных.
Собственно Бразилии заботы в области инфобезопасности менее "затратны", ибо на свободном ПО работает более половины пользователей. В большинстве стран дело обстоит иначе. К примеру, при формировании электронного правительства переход на Linux, как один из способов обезопасить систему от "закладок", только декларировался. Бразилия изначально пошла по своему пути… от цели! Главная задача – обеспечить максимальное проникновение компьютеров. Фактор сдерживания известный – высокая цена ОС! Поэтому разумно стимулировать спрос пользователя на бесплатное СПО. А для того чтобы население было довольно выбором, СПО должно быть совместимо с ПО-системами e-правительства. Следовательно, электронное правительство должно быть построено на базе открытого ПО. Все так просто… с позиции несокрушимой логики.
"Бразилия – это Россия,
только с тропической душой"
Таково мнение ныне здравствующего харизматичного лидера Фернанду Энрики Кардозу, который в 2002 году на встрече с нашим президентом еще и добавил, что россиян, как и бразильцев, отличает веселый характер, романтичность, непосредственность и… неорганизованность.
Действительно, у наших стран много общего: громадные просторы, разнообразие климатических и природных зон, многонациональность и смешение разных этнических групп, история освоения новых земель, регионы-лидеры и регионы-доноры и многомиллионное население, которое неравномерно распределено между ними. Из стран БРИКС, мы, наверное, ближе всего по ментальности друг к другу. Россию даже называют снежной Бразилией. Похожи мы и источником своего экономического роста: сырьевая зависимость, неравенство, коррупция, госкапитализм, ориентация на Китай.
Основными драйверами бразильского триединого (политического, экономического и этического) кризиса стали падение цен на сырье, замедление спроса со стороны Китая, рост доллара на мировом рынке, девальвация юаня и, конечно, внутренний политический кризис. Страна только выходит на орбиту процветающих экономик. Далеко не все еще сделано, население, по западным стандартам, пока небогатое, реформы недокручены, налоговая система запутанная… Но факт остается фактом. Страна сумела методом проб и ошибок найти собственный путь развития. Это путь рыночной экономики при серьезной социальной ответственности государства. Он стал ответом на вызов времени и прекрасно вписался в многогранную национальную колористику.
Успешное развитие всегда порождает проблемы и завышенные ожидания. На арену выходит новый средний класс с "нетрадиционными" лозунгами. Классический парадокс – обратная сторона политики борьбы с бедностью. Проводя активную социальную политику и создав тем самым относительно массовый и мыслящий средний класс, правительство сформировало себе неслабую оппозицию. Гражданское общество в стране требует углубления и ускорения проводимых правительством реформ, становясь важным субъектом постиндустриальных преобразований. И, как же отрадно, – власть их слышит!
Достижения ИКТ-индустрии, которые до недавнего времени были вне радаров общественности, сегодня выходят на первый план, расширяя палитру своего воздействия на экономику и общество. Оберегая свой рынок, они гостеприимны к иностранцам и дерзают на инновационном поле.
Что ждет страну "Созвездия южного Креста" в наши непростые времена? Многие знают уже наверняка, что эта страна, так похожая на Россию, умеет блестяще импровизировать. Иногда, хоть и крайне редко, в схватке политики и экономики побеждает экономика. А что до того, может ли государство при догоняющем развитии в период триединого кризиса стать абсолютным мировым лидером, – у экономистов мнения разные, полярные. Поэтому время покажет!
Отзывы читателей