Выпуск #3/2016
А.Антипов
Информационная безопасность как объект правового регулирования
Информационная безопасность как объект правового регулирования
Просмотры: 3883
В РФ сформировалась достаточно обширная нормативная правовая база в области информационной безопасности и защиты информации, однако сегодня существует необходимость в ее дальнейшем совершенствовании.
Конец 20-го и начало 21-го века характеризовались новым этапом научно-технической революции – внедрением во все сферы жизни инфокоммуникационных технологий, оказывающих огромное влияние на все аспекты нашей жизни. В Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу. Это отмечается и в Стратегии развития информационного общества в России, одобренной на заседании Совета безопасности Российской Федерации 25 июля 2007 года. Стратегия представляет собой политический документ и направлена на реализацию положений Окинавской Хартии глобального информационного общества. В ней определены цели и принципы развития информационного общества в России, роль государства в данном процессе, предусмотрены основные мероприятия по достижению целей развития информационного общества в России. Важное направление обеспечения информационной безопасности России – совершенствование ее правового обеспечения, включающего в себя согласованную систему нормативных актов, регулирующих рассматриваемые отношения, а также согласованную деятельность органов государственной власти по их развитию и совершенствованию. В России за довольно короткое время сформировалась достаточно обширная, относительно стабильная нормативная правовая база в области информационной безопасности и защиты информации, и в настоящее время существует острая необходимость в ее дальнейшем совершенствовании для достижения обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства.
Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Информация является самостоятельным объектом гражданского права (ст. 128 Гражданского кодекса РФ). Конституция РФ также закрепляет право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст. 24). Также согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Указанные положения соответствуют нормам Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 года.
Однако свободный доступ к информации может ограничиваться в случае, если она представляет собой сведения, относящиеся к конфиденциальной информации. Особое регулирование применяется в отношении трех видов информации: сведений, отнесенных к государственной тайне; конфиденциальной документированной информации; персональных данных.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст.5 закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 "О государственной тайне" и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июня 2004 года № 98-ФЗ "О коммерческой тайне", ст.139 ГК РФ и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188
"О Перечне сведений конфиденциального характера". К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Необходимо отметить, что вызывает сомнение правомерность распространения условий охраны коммерческой тайны на тайну служебную, поскольку сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью. В тех случаях, когда законодательство устанавливает особые требования к ее соблюдению, принято говорить о профессиональной тайне (адвокатской, врачебной, нотариальной тайне и пр.).
Согласно ст.3 № 152-ФЗ "О персональных данных", любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, является персональными данными.
В последние годы в стране принят ряд законодательных актов, которые частично решили проблему правового регулирования в информационной сфере. Вместе с тем целый ряд аспектов нуждается в серьезной правовой проработке – в частности, такие вопросы, как охрана интеллектуальной собственности, ответственность в сфере обращения охраняемой информации, защита электронного документа.
В условиях формирующегося глобального информационного пространства информация стала действенным инструментом власти. Возрастающая зависимость человека и общества от информации, реализация экономических и политических интересов с использованием информационных технологий, в том числе информационного оружия, главным объектом которого является человек, привели к тому, что в третьем тысячелетии человечеству предстоит защищать не только информацию и информационные системы, но также и самого человека от негативных последствий информатизации. Особую опасность представляет возможность манипуляций различного рода информацией для негативного воздействия на процесс принятия политических решений [1].
Переход к рыночным отношениям в экономике вызвал появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множество отечественных и зарубежных коммерческих структур, в том числе производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в сфере экономики.
Отставание отечественных информационных технологий, критическое состояние предприятий национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, связи и защиты информации приводят к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств и вынуждает федеральные органы при создании информационных систем идти по пути покупки иностранного оборудования и привлечения иностранных фирм. В результате повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации.
В заключение необходимо сказать, что информационная безопасность России – это базовая составляющая национальной безопасности, напрямую влияющая на эффективную работу органов государственной власти и являющаяся неотъемлемым фактором в борьбе с организованной преступностью и мировым терроризмом. Внедрение современных технологий и законодательная основа должны стать мощным звеном в сфере информационной безопасности России.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Кирьянов А.Ю. Сущность информационного аспекта национальной безопасности Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2005. № 3. С. 42.
А.Антипов, к.ю.н., адвокат, доцент кафедры ПЭиП МТУСИ
УДК 342
Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Информация является самостоятельным объектом гражданского права (ст. 128 Гражданского кодекса РФ). Конституция РФ также закрепляет право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст. 24). Также согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Указанные положения соответствуют нормам Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 года.
Однако свободный доступ к информации может ограничиваться в случае, если она представляет собой сведения, относящиеся к конфиденциальной информации. Особое регулирование применяется в отношении трех видов информации: сведений, отнесенных к государственной тайне; конфиденциальной документированной информации; персональных данных.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст.5 закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 "О государственной тайне" и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июня 2004 года № 98-ФЗ "О коммерческой тайне", ст.139 ГК РФ и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188
"О Перечне сведений конфиденциального характера". К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Необходимо отметить, что вызывает сомнение правомерность распространения условий охраны коммерческой тайны на тайну служебную, поскольку сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью. В тех случаях, когда законодательство устанавливает особые требования к ее соблюдению, принято говорить о профессиональной тайне (адвокатской, врачебной, нотариальной тайне и пр.).
Согласно ст.3 № 152-ФЗ "О персональных данных", любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, является персональными данными.
В последние годы в стране принят ряд законодательных актов, которые частично решили проблему правового регулирования в информационной сфере. Вместе с тем целый ряд аспектов нуждается в серьезной правовой проработке – в частности, такие вопросы, как охрана интеллектуальной собственности, ответственность в сфере обращения охраняемой информации, защита электронного документа.
В условиях формирующегося глобального информационного пространства информация стала действенным инструментом власти. Возрастающая зависимость человека и общества от информации, реализация экономических и политических интересов с использованием информационных технологий, в том числе информационного оружия, главным объектом которого является человек, привели к тому, что в третьем тысячелетии человечеству предстоит защищать не только информацию и информационные системы, но также и самого человека от негативных последствий информатизации. Особую опасность представляет возможность манипуляций различного рода информацией для негативного воздействия на процесс принятия политических решений [1].
Переход к рыночным отношениям в экономике вызвал появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множество отечественных и зарубежных коммерческих структур, в том числе производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в сфере экономики.
Отставание отечественных информационных технологий, критическое состояние предприятий национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, связи и защиты информации приводят к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств и вынуждает федеральные органы при создании информационных систем идти по пути покупки иностранного оборудования и привлечения иностранных фирм. В результате повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации.
В заключение необходимо сказать, что информационная безопасность России – это базовая составляющая национальной безопасности, напрямую влияющая на эффективную работу органов государственной власти и являющаяся неотъемлемым фактором в борьбе с организованной преступностью и мировым терроризмом. Внедрение современных технологий и законодательная основа должны стать мощным звеном в сфере информационной безопасности России.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Кирьянов А.Ю. Сущность информационного аспекта национальной безопасности Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2005. № 3. С. 42.
А.Антипов, к.ю.н., адвокат, доцент кафедры ПЭиП МТУСИ
УДК 342
Отзывы читателей