Выпуск #6/2016
Н.Борисова
"Быть или не быть…": сети и линии связи в ЦМС им. А.С.Попова. Часть 1
"Быть или не быть…": сети и линии связи в ЦМС им. А.С.Попова. Часть 1
Просмотры: 1914
Сложная ситуация сложилась с представлением
в ЦМС им. А.С.Попова истории сетей и линий связи: не завершено
строительство экспозиции "Сети и линии связи", требуется пополнение коллекций соответствующего оборудования, нуждается в постоянном обновлении раздел "Современная связь".
в ЦМС им. А.С.Попова истории сетей и линий связи: не завершено
строительство экспозиции "Сети и линии связи", требуется пополнение коллекций соответствующего оборудования, нуждается в постоянном обновлении раздел "Современная связь".
Теги: museum collections museum exhibitions museum of communication the history of networks and communication lines история сетей и линий связи музейные фонды музейные экспозиции музей связи
Музейная деятельность с коммерческой точки зрения заведомо убыточна. В условиях, когда научные методы количественной оценки нематериальных преимуществ от существования музеев до сих пор не разработаны, на грани "быть или не быть…" балансируют многие музеи и за рубежом, и в нашей стране, в том числе и Центральный музей связи им. А.С.Попова.
Наш музей является хранителем той части Музейного фонда РФ, которая начала формироваться почти полтора столетия тому назад, и в настоящее время отражает историю почтовой, телеграфной, телефонной связи, различных видов радиосвязи и телевидения. Указанные темы отражают состав коллекций музейного фондового собрания и определяют основные разделы экспозиции музея.
Что же касается тематики, связанной с историей сетей и линий связи, то в настоящий момент положение дел далеко от совершенства. Экспозиция и коллекции, связанные с историей сетей и линий связи, находятся в критической ситуации. Необходимо завершить строительство экспозиции "Сети и линии связи" (последнего раздела в исторической части), нуждается в постоянном обновлении раздел "Современная связь", требуется пополнение коллекций в части сетевого и линейного оборудования. Краткий экскурс в историю музея и его фондов показывает, что, несмотря на статус федерального государственного учреждения, он не может ни существовать, ни тем более развиваться без поддержки телекоммуникационной отрасли.
О роли телекоммуникационной отрасли в создании, развитии, возрождении музея и его коллекций
Инициатором создания музея был директор Русских телеграфов К.К.Людерс. Именно он 11 сентября 1872 года (эта дата считается днем рождения музея) в письме, направленном в Министерство внутренних дел, написал: "Для ознакомления телеграфных чинов, а также лиц, интересующихся телеграфным делом, со всеми в этом деле нововведениями и усовершенствованиями предполагается из предметов, составляющих телеграфный отдел на Московской политехнической выставке, образовать постоянный музей в Санкт-Петербурге". Так началась история коллекции музея, которая, буквально с первых дней своего существования стала пополняться новыми предметами, о чем свидетельствуют сохранившиеся в документальном фонде музея письма К.К.Людерса и ведомости на передачу различных телеграфных аппаратов и принадлежностей к ним. В период с 1877 по 1880 год количество экспонатов увеличилось с 315 до 1 530. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что "на приобретение предметов музея и неизбежную починку старых аппаратов и приборов была назначена Министром внутренних дел ежегодная сумма до 400 руб. серебром из кредита, ассигнуемого на содержание телеграфных зданий".
Музей был создан как Телеграфный, но позднее в его фонды поступила почтовая коллекция; по мере развития связи стали образовываться новые фонды (отделы). Оборудование линий связи было, в основном, отнесено к фонду, который назывался "Отделом телефонной дальней связи и линейно-кабельных сооружений".
Особо следует отметить, что музей, задуманный его создателем как место демонстрации "нововведений и совершенствований" (а не как хранилище "древностей"), действительно стал для специалистов и гостей Почтово-телеграфного ведомства центром демонстрации новых видов связи. Наряду с оборудованием, отслужившим свой срок и выведенным из эксплуатации, в музей поступали новинки. Таким образом, комплектование коллекции осуществлялось параллельно с развитием технических средств связи. Например, телефонная коллекция начала формироваться в 1880-х годах, в то время как телефон был изобретен в 1876 году, а первые городские телефонные станции в России были введены в эксплуатацию в 1882 году. В фонды музея новые экспонаты поступали из разных источников, которые так или иначе были связаны с Почтово-телеграфным ведомством. Кроме того, было принято передавать в музей новинки после окончания международных выставок. Так в 1900 году фонды музея пополнились экспонатами русского телеграфно-телефонного отдела Всемирной выставки в Париже, а в 1909-м – Всемирной почтовой выставки в Чикаго.
В коллекциях, в том числе отражающих историю сетей и линий связи, имеется немало "белых пятен", относящихся к 20-му и началу 21 веков. Это объясняется объективными причинами, связанными с непростой судьбой самого музея, в отношении которого вопрос "быть или не быть…" возникал неоднократно, и существование его и коллекций висела на волоске.
Известно, что часть музейных коллекций погибла в послереволюционные годы в Москве во время пожара на складе. В этот город музей был перевезен вслед за Народным комиссариатом почт и телеграфов (Наркомпочтелем), покинувшим в марте 1918 года Петроград. Ввиду того что Наркомпочтелю не удалось подыскать в столице место для музея, в 1922 году было принято решение о возврате сохранившихся после пожара коллекций в город на Неве, где в 1926 году открылся для публики Народный музей связи.
В советский период были национализированы все частные и ведомственные коллекции дореволюционной России, и музей связи получил государственное финансирование – небольшой штат сотрудников и средства на хранение и показ коллекций. Учреждения связи, также ставшие государственными, по-прежнему играли роль основных источников формирования музейных коллекций. Наряду с отслужившим свой век оборудованием, они поставляли в музей новейшие образцы техники. Таким образом, и после революции выполнялось напутствие К.К.Людерса – музей знакомил заинтересованных лиц с "нововведениями и усовершенствованиями". Планомерно комплектовался библиотечный фонд, получавший по разнарядке книги и периодику от профильных издательств.
Тяжелым периодом для музея стали годы Великой Отечественной войны. Мобилизации подверглись не только кадры, но и та техника из музейных фондов, которая могла найти применение на практике. Оставшееся оборудование пережило тяжелые условия блокады в Ленинграде – его удалось сохранить.
В послевоенный период вопрос "быть или не быть…" однозначно решился в пользу музея благодаря государственной политике того периода, направленной на изучение и популяризацию отечественных достижений в различных отраслях техники, в том числе электросвязи. В те годы в нашей стране огромное внимание уделялось истории науки и техники. Приветствовалось изучение и формирование коллекций научно-технических музеев. Подтверждением этому является большое количество предметов и документов, поступивших в музейные фонды в конце 1940-х и в 1950-х годах. Комплектование аппаратурного фонда музея осуществлялось при непосредственном участии руководителей и технических специалистов Министерства связи СССР. В ЦМС работал ученый совет, в работе которого принимали участие ведущие специалисты и ученые отрасли.
Послевоенная многогранная деятельность музея, длившаяся около 20 лет, прервалась внезапно. В 1974 году здание, в котором располагался музей, оказалось в предаварийном состоянии – сказались последствия разрушений, произошедших во время войны. Музей закрылся для посетителей, и перед ним вновь встал вопрос "быть или не быть…". Случилось это незадолго до начала перестройки, в результате которой в 1990-х годах обычным делом стало закрытие даже промышленных гигантов, не то что учреждений культуры.
Почему же тогда, в середине 1970-х годов, не были найдены какие-то решения, позволившие бы организовать демонстрацию музейных коллекций в других стенах, или включить капитальный ремонт здания музея, являющегося государственной собственностью, хотя бы в долгосрочные народно-хозяйственные планы? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Возможно, механизм государственной поддержки учреждений культуры не был готов к подобным форс-мажорным обстоятельствам. А может быть, переизбыток инженерных кадров в стране развитого социализма привел к тому, что лица, принимающие решения на государственном уровне, не видели необходимости в популяризации науки и техники.
Что касается отрасли, то она в середине 1970-х годов представляла собой множество научных учреждений и предприятий связи, находившихся под патронажем разных министерств (связи, промышленности средств связи, радиопромышленности и др.). Все это разобщенное сообщество, связанное оковами жесткого государственного планирования и не имевшее хозяйственной самостоятельности, находилось в состоянии перманентной реорганизации, очередной всплеск которой пришелся как раз на середину 1970-х годов.
Формально преемником того ведомства, которое стояло у истоков создания музея, являлось Министерство связи СССР. Вероятно, авторитета этого министерства, курировавшего сети общего пользования, не хватило для защиты его интересов. Другие министерства, управлявшие многочисленными оборонными предприятиями, выпускавшими спецтехнику, безусловно, имели большее влияние, но музей не находился в сфере их интересов. Главная причина – режим секретности, не позволявший пополнять музейные коллекции "нововведениями и усовершенствованиями", и как следствие – отсутствие контактов, личного участия.
Несмотря на то, что музей был закрыт для посетителей, работа по сохранению и комплектованию фондов продолжалась. Минсвязи, сознавая свою ответственность за формирование музейных фондов, призванных документировать историю связи, 22 апреля 1981 года выпустило приказ "О систематическом пополнении и сбережении фонда Центрального музея связи им. А.С.Попова". Благодаря этому фонды учреждения в те годы, когда оно формально не работало, пополнились образцами бытовой техники связи. Не имея достаточных площадей для хранения коллекций, музей зачастую вынужден был отказываться от крупногабаритной аппаратуры, в том числе от фрагментов линейно-кабельного оборудования и систем связи.
Наступившая в конце 1980-х годов перестройка изменила расстановку сил в стране и, в частности, в телекоммуникационной отрасли. Учреждения, работавшие в советское время под управлением Минсвязи в режиме скудного (по сравнению с оборонными предприятиями) финансирования, приобрели хозяйственную самостоятельность. Именно от них поступила первая помощь музею, когда он оказался полностью исключен из государственного финансирования. В тот сложный период выжить, сохранить коллекции и небольшой штат ему помогли в основном коммерческие компании связи Санкт-Петербурга.
Возрождение музея состоялось спустя несколько лет – теперь уже при самом активном участии связистов всей страны, инициированном поколением руководителей того периода. К 300-летию Санкт-Петербурга (в 2003 г.) здание музея было капитально отремонтировано, оснащено современным инженерным оборудованием; была создана современная ИКТ-инфраструктура. Гордостью отрасли и памятником техники начала 21 века стала сеть связи, предназначенная для технологической поддержки мультимедийного и интерактивного экспозиционного оборудования.
Музей открыл свои двери для посетителей в 2003 году, подготовив к показу несколько разделов из истории связи и экспозицию "Современная связь", демонстрировавшую "нововведения и усовершенствования" в услугах связи, обусловленные появлением инфокоммуникационных сетей. В последующее пятилетие достраивалась историческая часть музейной экспозиции. Завершающим штрихом должно было стать создание трех последних разделов: "Радиовещание", "Телевидение", "Сети и линии связи". В музее успели разработать проект, закупить и установить витринное оборудование, но в 2008 году грянул финансовый кризис, к тому же сменилось руководство отрасли.
Вплоть до 2012 года сотрудникам музея казалось, что завершению создания трех оставшихся разделов "…не быть". Тем не менее, случилось чудо. Достроить экспозицию "Радиовещание" в том году помогло ФГУП "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга", а экспозицию "Телевидение" в 2014 году – ФГУП "Космическая связь".
На сегодняшний день недостроенным остался завершающий раздел исторической экспозиции – "Сети и линии связи". К сожалению, это не единственная проблема. За 13 лет безнадежно устарела и давно не соответствует своему названию экспозиция "Современная связь". Быстро меняются и уходят в прошлое сетевые технологии, на глазах совершенствуется линейно-кабельное оборудование, а традиция комплектования отраслью музейных коллекций осталась в прошлом. Фонды музея содержат очень мало документов и экспонатов, относящихся к современной тематике.
История сетей и линий связи в аппаратурном фонде музея
История сетей и линий связи представлена во всех фондах музея (аппаратурном, документальном и библиотечном), но наибольший интерес с экспозиционной точки зрения представляет аппаратурный фонд, где хранятся предметы (так называемые вещевые памятники).
Аппаратурный фонд ЦМС им. А.С.Попова начал формироваться со дня его создания. Как уже отмечалось, музей был основан не как Почтовый (что хронологически соответствует первому виду связи), а как Телеграфный. Поэтому первыми экспонатами музея стали оконечные устройства (телеграфные аппараты), разнообразные материалы и предметы, относящиеся к телеграфной связи, в частности телеграфные трансляции – переприемные станции на линиях для увеличения дальности связи за счет восстановления искаженного при передаче электрического сигнала, несущего информацию.
В аппаратурном фонде музея хранится ряд телеграфных трансляций: трансляция с двумя реле и двумя реостатами (1879 г.), трансляция Юза фирмы "Гульт" (1879 г.), французская трансляция для аппаратов Юза (1880–1890-е гг.), трансляция для аппаратов Юза с двумя круглыми реле в деревянном кожухе (1880–1890-е гг.), трансляция с двумя реле и двумя клопферами фирмы "Дидеон" (1897 г.) и т. д. Принцип действия и функции устройств подобного назначения по мере появления и развития различных видов связи менялся.
На телефонных линиях страны применялись устройства, образцы или макеты которых хранятся в музее, например, телефонная трансляция системы В.И.Коваленкова, изготовленная Московской научно-исследовательской телефонной станцией в 1924 году, телефонный промежуточный усилитель ТПУ (1927 г.); телефонная трансляция (1934 г.); макет необслуживаемого усилительного пункта (НУП) (1957 г.); стойка усиления НУП системы К-1920 (1959 г.) и системы К-60П-1 (1960 г.). На этой аналоговой технике и обрывается линейка ретрансляционного оборудования в коллекции музея. Отсутствуют устройства из состава обслуживаемых и необслуживаемых регенерационных пунктов (ОРП и НРП) цифровых систем передачи, ретрансляционных станций радиорелейных линий связи, а также прочие новшества в этой сфере, применявшиеся в конце 20 – начале 21 века.
Далеко неполной является также коллекция кабелей связи. В начале развития телеграфа в качестве линии связи использовался медный провод, который напрямую соединял между собой два телеграфных аппарата. Вопрос о том, какой должна быть проводная линия связи – подземной или воздушной – занимал умы пионеров телеграфной связи, но это отдельный драматический эпизод в истории отечественной телеграфной связи. Русский академик Б.С.Якоби, ставший продолжателем П.Л.Шиллинга в деле развития связи, по опыту знал, что "…при прокладке электрического телеграфа самой трудной и важной частью являются провода, а не аппараты". Стремясь добиться надежной изоляции проводников, он проводил опыты со стеклом, воском, глиной, салом, хлопчатобумажными и шелковыми нитками, комбинируя их и изготавливая изоляционные мастики.
Сохранившиеся образцы подземных телеграфных линий (рис.1) Б.С.Якоби отражают научный поиск надежной и влагоустойчивой конструкции подземного кабеля. В аппаратурном фонде музея хранятся два изолированных медных проводника в железной оболочке (1841 г.) – фрагмент телеграфной линии, работавшей между Зимним дворцом и Главным штабом; три медных проводника, обмотанных нитками, в стеклянной трубке (1840-е гг.); четыре медных проводника, обмотанных нитками, в стеклянной трубке (1842 г.); медные проводники в стеклянных трубках, размещенные в деревянном желобе (1840-е гг.) – фрагмент телеграфной линии, обнаруженный на территории Московского вокзала в Ленинграде в конце 1940-х годов; два медных проводника, обмотанных нитками, в деревянном желобе, залитом изолирующим веществом (1840-е гг.); медные проводники в виде полосок в пазах деревянного бруса, залитые изолирующим веществом (1840-е гг.); медный проводник в стеклянной трубке и деревянном желобе, залитый изолирующим веществом (1847 г.). Экспериментировал Б.С.Якоби и с новым для того времени материалом – гуттаперчей, но образцы кабелей подобного типа не сохранились.
Наш музей является хранителем той части Музейного фонда РФ, которая начала формироваться почти полтора столетия тому назад, и в настоящее время отражает историю почтовой, телеграфной, телефонной связи, различных видов радиосвязи и телевидения. Указанные темы отражают состав коллекций музейного фондового собрания и определяют основные разделы экспозиции музея.
Что же касается тематики, связанной с историей сетей и линий связи, то в настоящий момент положение дел далеко от совершенства. Экспозиция и коллекции, связанные с историей сетей и линий связи, находятся в критической ситуации. Необходимо завершить строительство экспозиции "Сети и линии связи" (последнего раздела в исторической части), нуждается в постоянном обновлении раздел "Современная связь", требуется пополнение коллекций в части сетевого и линейного оборудования. Краткий экскурс в историю музея и его фондов показывает, что, несмотря на статус федерального государственного учреждения, он не может ни существовать, ни тем более развиваться без поддержки телекоммуникационной отрасли.
О роли телекоммуникационной отрасли в создании, развитии, возрождении музея и его коллекций
Инициатором создания музея был директор Русских телеграфов К.К.Людерс. Именно он 11 сентября 1872 года (эта дата считается днем рождения музея) в письме, направленном в Министерство внутренних дел, написал: "Для ознакомления телеграфных чинов, а также лиц, интересующихся телеграфным делом, со всеми в этом деле нововведениями и усовершенствованиями предполагается из предметов, составляющих телеграфный отдел на Московской политехнической выставке, образовать постоянный музей в Санкт-Петербурге". Так началась история коллекции музея, которая, буквально с первых дней своего существования стала пополняться новыми предметами, о чем свидетельствуют сохранившиеся в документальном фонде музея письма К.К.Людерса и ведомости на передачу различных телеграфных аппаратов и принадлежностей к ним. В период с 1877 по 1880 год количество экспонатов увеличилось с 315 до 1 530. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что "на приобретение предметов музея и неизбежную починку старых аппаратов и приборов была назначена Министром внутренних дел ежегодная сумма до 400 руб. серебром из кредита, ассигнуемого на содержание телеграфных зданий".
Музей был создан как Телеграфный, но позднее в его фонды поступила почтовая коллекция; по мере развития связи стали образовываться новые фонды (отделы). Оборудование линий связи было, в основном, отнесено к фонду, который назывался "Отделом телефонной дальней связи и линейно-кабельных сооружений".
Особо следует отметить, что музей, задуманный его создателем как место демонстрации "нововведений и совершенствований" (а не как хранилище "древностей"), действительно стал для специалистов и гостей Почтово-телеграфного ведомства центром демонстрации новых видов связи. Наряду с оборудованием, отслужившим свой срок и выведенным из эксплуатации, в музей поступали новинки. Таким образом, комплектование коллекции осуществлялось параллельно с развитием технических средств связи. Например, телефонная коллекция начала формироваться в 1880-х годах, в то время как телефон был изобретен в 1876 году, а первые городские телефонные станции в России были введены в эксплуатацию в 1882 году. В фонды музея новые экспонаты поступали из разных источников, которые так или иначе были связаны с Почтово-телеграфным ведомством. Кроме того, было принято передавать в музей новинки после окончания международных выставок. Так в 1900 году фонды музея пополнились экспонатами русского телеграфно-телефонного отдела Всемирной выставки в Париже, а в 1909-м – Всемирной почтовой выставки в Чикаго.
В коллекциях, в том числе отражающих историю сетей и линий связи, имеется немало "белых пятен", относящихся к 20-му и началу 21 веков. Это объясняется объективными причинами, связанными с непростой судьбой самого музея, в отношении которого вопрос "быть или не быть…" возникал неоднократно, и существование его и коллекций висела на волоске.
Известно, что часть музейных коллекций погибла в послереволюционные годы в Москве во время пожара на складе. В этот город музей был перевезен вслед за Народным комиссариатом почт и телеграфов (Наркомпочтелем), покинувшим в марте 1918 года Петроград. Ввиду того что Наркомпочтелю не удалось подыскать в столице место для музея, в 1922 году было принято решение о возврате сохранившихся после пожара коллекций в город на Неве, где в 1926 году открылся для публики Народный музей связи.
В советский период были национализированы все частные и ведомственные коллекции дореволюционной России, и музей связи получил государственное финансирование – небольшой штат сотрудников и средства на хранение и показ коллекций. Учреждения связи, также ставшие государственными, по-прежнему играли роль основных источников формирования музейных коллекций. Наряду с отслужившим свой век оборудованием, они поставляли в музей новейшие образцы техники. Таким образом, и после революции выполнялось напутствие К.К.Людерса – музей знакомил заинтересованных лиц с "нововведениями и усовершенствованиями". Планомерно комплектовался библиотечный фонд, получавший по разнарядке книги и периодику от профильных издательств.
Тяжелым периодом для музея стали годы Великой Отечественной войны. Мобилизации подверглись не только кадры, но и та техника из музейных фондов, которая могла найти применение на практике. Оставшееся оборудование пережило тяжелые условия блокады в Ленинграде – его удалось сохранить.
В послевоенный период вопрос "быть или не быть…" однозначно решился в пользу музея благодаря государственной политике того периода, направленной на изучение и популяризацию отечественных достижений в различных отраслях техники, в том числе электросвязи. В те годы в нашей стране огромное внимание уделялось истории науки и техники. Приветствовалось изучение и формирование коллекций научно-технических музеев. Подтверждением этому является большое количество предметов и документов, поступивших в музейные фонды в конце 1940-х и в 1950-х годах. Комплектование аппаратурного фонда музея осуществлялось при непосредственном участии руководителей и технических специалистов Министерства связи СССР. В ЦМС работал ученый совет, в работе которого принимали участие ведущие специалисты и ученые отрасли.
Послевоенная многогранная деятельность музея, длившаяся около 20 лет, прервалась внезапно. В 1974 году здание, в котором располагался музей, оказалось в предаварийном состоянии – сказались последствия разрушений, произошедших во время войны. Музей закрылся для посетителей, и перед ним вновь встал вопрос "быть или не быть…". Случилось это незадолго до начала перестройки, в результате которой в 1990-х годах обычным делом стало закрытие даже промышленных гигантов, не то что учреждений культуры.
Почему же тогда, в середине 1970-х годов, не были найдены какие-то решения, позволившие бы организовать демонстрацию музейных коллекций в других стенах, или включить капитальный ремонт здания музея, являющегося государственной собственностью, хотя бы в долгосрочные народно-хозяйственные планы? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Возможно, механизм государственной поддержки учреждений культуры не был готов к подобным форс-мажорным обстоятельствам. А может быть, переизбыток инженерных кадров в стране развитого социализма привел к тому, что лица, принимающие решения на государственном уровне, не видели необходимости в популяризации науки и техники.
Что касается отрасли, то она в середине 1970-х годов представляла собой множество научных учреждений и предприятий связи, находившихся под патронажем разных министерств (связи, промышленности средств связи, радиопромышленности и др.). Все это разобщенное сообщество, связанное оковами жесткого государственного планирования и не имевшее хозяйственной самостоятельности, находилось в состоянии перманентной реорганизации, очередной всплеск которой пришелся как раз на середину 1970-х годов.
Формально преемником того ведомства, которое стояло у истоков создания музея, являлось Министерство связи СССР. Вероятно, авторитета этого министерства, курировавшего сети общего пользования, не хватило для защиты его интересов. Другие министерства, управлявшие многочисленными оборонными предприятиями, выпускавшими спецтехнику, безусловно, имели большее влияние, но музей не находился в сфере их интересов. Главная причина – режим секретности, не позволявший пополнять музейные коллекции "нововведениями и усовершенствованиями", и как следствие – отсутствие контактов, личного участия.
Несмотря на то, что музей был закрыт для посетителей, работа по сохранению и комплектованию фондов продолжалась. Минсвязи, сознавая свою ответственность за формирование музейных фондов, призванных документировать историю связи, 22 апреля 1981 года выпустило приказ "О систематическом пополнении и сбережении фонда Центрального музея связи им. А.С.Попова". Благодаря этому фонды учреждения в те годы, когда оно формально не работало, пополнились образцами бытовой техники связи. Не имея достаточных площадей для хранения коллекций, музей зачастую вынужден был отказываться от крупногабаритной аппаратуры, в том числе от фрагментов линейно-кабельного оборудования и систем связи.
Наступившая в конце 1980-х годов перестройка изменила расстановку сил в стране и, в частности, в телекоммуникационной отрасли. Учреждения, работавшие в советское время под управлением Минсвязи в режиме скудного (по сравнению с оборонными предприятиями) финансирования, приобрели хозяйственную самостоятельность. Именно от них поступила первая помощь музею, когда он оказался полностью исключен из государственного финансирования. В тот сложный период выжить, сохранить коллекции и небольшой штат ему помогли в основном коммерческие компании связи Санкт-Петербурга.
Возрождение музея состоялось спустя несколько лет – теперь уже при самом активном участии связистов всей страны, инициированном поколением руководителей того периода. К 300-летию Санкт-Петербурга (в 2003 г.) здание музея было капитально отремонтировано, оснащено современным инженерным оборудованием; была создана современная ИКТ-инфраструктура. Гордостью отрасли и памятником техники начала 21 века стала сеть связи, предназначенная для технологической поддержки мультимедийного и интерактивного экспозиционного оборудования.
Музей открыл свои двери для посетителей в 2003 году, подготовив к показу несколько разделов из истории связи и экспозицию "Современная связь", демонстрировавшую "нововведения и усовершенствования" в услугах связи, обусловленные появлением инфокоммуникационных сетей. В последующее пятилетие достраивалась историческая часть музейной экспозиции. Завершающим штрихом должно было стать создание трех последних разделов: "Радиовещание", "Телевидение", "Сети и линии связи". В музее успели разработать проект, закупить и установить витринное оборудование, но в 2008 году грянул финансовый кризис, к тому же сменилось руководство отрасли.
Вплоть до 2012 года сотрудникам музея казалось, что завершению создания трех оставшихся разделов "…не быть". Тем не менее, случилось чудо. Достроить экспозицию "Радиовещание" в том году помогло ФГУП "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга", а экспозицию "Телевидение" в 2014 году – ФГУП "Космическая связь".
На сегодняшний день недостроенным остался завершающий раздел исторической экспозиции – "Сети и линии связи". К сожалению, это не единственная проблема. За 13 лет безнадежно устарела и давно не соответствует своему названию экспозиция "Современная связь". Быстро меняются и уходят в прошлое сетевые технологии, на глазах совершенствуется линейно-кабельное оборудование, а традиция комплектования отраслью музейных коллекций осталась в прошлом. Фонды музея содержат очень мало документов и экспонатов, относящихся к современной тематике.
История сетей и линий связи в аппаратурном фонде музея
История сетей и линий связи представлена во всех фондах музея (аппаратурном, документальном и библиотечном), но наибольший интерес с экспозиционной точки зрения представляет аппаратурный фонд, где хранятся предметы (так называемые вещевые памятники).
Аппаратурный фонд ЦМС им. А.С.Попова начал формироваться со дня его создания. Как уже отмечалось, музей был основан не как Почтовый (что хронологически соответствует первому виду связи), а как Телеграфный. Поэтому первыми экспонатами музея стали оконечные устройства (телеграфные аппараты), разнообразные материалы и предметы, относящиеся к телеграфной связи, в частности телеграфные трансляции – переприемные станции на линиях для увеличения дальности связи за счет восстановления искаженного при передаче электрического сигнала, несущего информацию.
В аппаратурном фонде музея хранится ряд телеграфных трансляций: трансляция с двумя реле и двумя реостатами (1879 г.), трансляция Юза фирмы "Гульт" (1879 г.), французская трансляция для аппаратов Юза (1880–1890-е гг.), трансляция для аппаратов Юза с двумя круглыми реле в деревянном кожухе (1880–1890-е гг.), трансляция с двумя реле и двумя клопферами фирмы "Дидеон" (1897 г.) и т. д. Принцип действия и функции устройств подобного назначения по мере появления и развития различных видов связи менялся.
На телефонных линиях страны применялись устройства, образцы или макеты которых хранятся в музее, например, телефонная трансляция системы В.И.Коваленкова, изготовленная Московской научно-исследовательской телефонной станцией в 1924 году, телефонный промежуточный усилитель ТПУ (1927 г.); телефонная трансляция (1934 г.); макет необслуживаемого усилительного пункта (НУП) (1957 г.); стойка усиления НУП системы К-1920 (1959 г.) и системы К-60П-1 (1960 г.). На этой аналоговой технике и обрывается линейка ретрансляционного оборудования в коллекции музея. Отсутствуют устройства из состава обслуживаемых и необслуживаемых регенерационных пунктов (ОРП и НРП) цифровых систем передачи, ретрансляционных станций радиорелейных линий связи, а также прочие новшества в этой сфере, применявшиеся в конце 20 – начале 21 века.
Далеко неполной является также коллекция кабелей связи. В начале развития телеграфа в качестве линии связи использовался медный провод, который напрямую соединял между собой два телеграфных аппарата. Вопрос о том, какой должна быть проводная линия связи – подземной или воздушной – занимал умы пионеров телеграфной связи, но это отдельный драматический эпизод в истории отечественной телеграфной связи. Русский академик Б.С.Якоби, ставший продолжателем П.Л.Шиллинга в деле развития связи, по опыту знал, что "…при прокладке электрического телеграфа самой трудной и важной частью являются провода, а не аппараты". Стремясь добиться надежной изоляции проводников, он проводил опыты со стеклом, воском, глиной, салом, хлопчатобумажными и шелковыми нитками, комбинируя их и изготавливая изоляционные мастики.
Сохранившиеся образцы подземных телеграфных линий (рис.1) Б.С.Якоби отражают научный поиск надежной и влагоустойчивой конструкции подземного кабеля. В аппаратурном фонде музея хранятся два изолированных медных проводника в железной оболочке (1841 г.) – фрагмент телеграфной линии, работавшей между Зимним дворцом и Главным штабом; три медных проводника, обмотанных нитками, в стеклянной трубке (1840-е гг.); четыре медных проводника, обмотанных нитками, в стеклянной трубке (1842 г.); медные проводники в стеклянных трубках, размещенные в деревянном желобе (1840-е гг.) – фрагмент телеграфной линии, обнаруженный на территории Московского вокзала в Ленинграде в конце 1940-х годов; два медных проводника, обмотанных нитками, в деревянном желобе, залитом изолирующим веществом (1840-е гг.); медные проводники в виде полосок в пазах деревянного бруса, залитые изолирующим веществом (1840-е гг.); медный проводник в стеклянной трубке и деревянном желобе, залитый изолирующим веществом (1847 г.). Экспериментировал Б.С.Якоби и с новым для того времени материалом – гуттаперчей, но образцы кабелей подобного типа не сохранились.
Отзывы читателей