Выпуск #1/2019
В.Попов, А.Преснов, М.Студянникова, К.Цветкова
Основные направления модернизации инженерного образования в сфере ИКТ
Основные направления модернизации инженерного образования в сфере ИКТ
Просмотры: 2519
Рассматриваются основные направления модернизации инженерного образования в сфере ИКТ в современной России. Показаны способы и направления модернизации инженерного образования в сфере инфокоммуникационных технологий.
УДК 378.1,
DOI: 10.22184/2070-8963.2019.78.1.74.79
УДК 378.1,
DOI: 10.22184/2070-8963.2019.78.1.74.79
Теги: communication competencies employment engineering education ict modernization of education professional qualities social labor competence икт инженерное образование коммуникативные компетенции модернизация образования профессиональные качества социально-трудовая компетентность трудоустройство
Общие положения
Инженерное образование сегодня – один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности.
Минобрнауки России на протяжении последних трех лет проводит поступательную политику по развитию качества инженерного образования. В последние годы объемы контрольных цифр приема на инженерные направления подготовки и специальности наращивались и к 2018 году превысили 50% от общего объема контрольных цифр приема, из них 15% специалистов в ИКТ.
В настоящее время быстрыми темпами создается индустрия нанотехнологий, в которой технические вузы принимают активное участие, они готовят инженеров новой формации. В это понятие входит подготовка инженеров на основе фундаментальных знаний, и основополагающим принципом в технических университетах является "обучение на основе науки". В связи с новым веянием времени преподаватели и студенты вузов должны проводить научные исследования, чтобы быть подготовленными на самом высоком и современном уровне в области своих профессиональных знаний.
Эти положения легли в основу модернизации инженерного российского образования: глубокая фундаментальная подготовка и обучение на основе последних достижений науки.
Набранный темп развития новых технологий в нашей стране предопределяет и дальнейшее их совершенствование. Конечно, для этого необходимо уделять должное внимание развитию во всех отраслях промышленности и производства, улучшать и модернизировать систему инженерного образования, ведь именно люди, их умственный и физический потенциал определяли и будут определять развитие новых технологий [1, 2].
В настоящее время в профессиональном образовании упор делается на переносе акцента с усвоения знаний на их самостоятельное приобретение. Основное требование к современному обучающемуся – умение учиться самостоятельно. И отсюда вытекает основное направление модернизации образования – это уменьшение доли предоставления теоретического материала и увеличение практических занятий и умений.
Главные направления модернизации инженерного образования в сфере ИКТ в России включают в себя необходимость глубокой фундаментальной подготовки выпускников, связь с промышленностью, необходимость учитывать мнение будущих работодателей, усиление подготовки профессиональных качеств ИКТ-специалиста. Современное инженерное образование в нашей стране – это "лицо" инженерного корпуса страны [2].
Модернизация инженерного образования в ИКТ
Среди первоочередных задач по модернизации инженерного образования – наличие у студента социально-трудовой компетентности, что крайне важно для его успеха в профессиональной деятельности, карьере и личной жизни. В понятие социально-трудовой компетентности входит ряд умений: работать для достижения результата, осваивать свой социальный и производственный опыт, формировать свою инженерную компетентность, работать в команде, планировать свою деятельность, действовать в "форс-мажорных" обстоятельствах.
Неспроста систему связи сравнивают с нервной системой человека – словно мозг, она осуществляет связь с каждой частью тела посредством подачи команд. Как наше тело не может функционировать без сигналов, передаваемых мозгом, так и современный человек уже не может прожить без информации и знаний, получаемых через интернет, телефонную и сотовую связь [3].
Специалисты в сфере ИКТ в настоящее время обеспечивают бесперебойную передачу информации, монтаж и разработку системы телекоммуникаций. Во времена Второй мировой войны связисты несли прямую ответственность за жизни солдат. От правильной передачи информации, ее кодировки и настройки каналов связи во многом зависел исход боя. Обычно специалисты в полевых условиях использовали азбуку Морзе, совмещенную с кодовыми понятиями. Профессия специалиста в сфере ИКТ сегодня становится особенно актуальной. Понятие "связь" обширно и включает в себя локальные сети и интернет, телефонную и сотовую связь, спутниковые антенны, мини-АТС, IP-телефонию. С появлением мобильной связи и беспроводных способов передачи сигналов актуальность данного вида деятельности лишь возросла.
"Инженер" в переводе с латинского означает "гений", "одаренный человек", "генератор идей", человек, который своеобразно и быстро решает возложенные на него задачи. Профессия инженера связи не менее сложная и ответственная, чем другие профессии сферы "Инженеры, технологи, мастера". Ведь инженер связи должен отлично знать не только теорию своей работы, но и быть отличным практиком. В то же время информационные системы постоянно меняются, и чтобы оставаться ценным специалистом, необходимо постоянно обновлять свои знания. В этой связи актуальны профессиональная подготовка и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования [3]. Данная профессия подходит далеко не всем, ведь инженер – это в первую очередь ответственный человек, который должен уметь принимать решения и предвидеть абсолютно все их последствия. К профессиональным качествам современного ИКТ-инженера следует отнести: креативность мышления, способность к изобретению, техническую эрудированность, практическую направленность интеллекта, высокую производственную компетентность, стремление к профессиональному развитию.
Телекоммуникации, информационные технологии, цифровые медиасферы подвержены непрерывным, стремительным, кардинальным изменениям. Ежесекундно во всех странах в научно-исследовательских центрах, за стенами корпораций мировых гигантов ведутся маркетинговые войны за оригинальную идею, прорывное решение, новое предложение, нового покупателя. Отрасль коммуникаций и новых технологий, проникая во все сферы повседневной деятельности человека, является одной из самых значимых по степени влияния на нашу частную и рабочую жизнь, социальную сферу, экономику, имидж и статус страны в мировом сообществе. А для выпускников вузов при получении диплома специалиста в сфере ИКТ возможности самореализации безграничны, ведь практически любое направление современной экономики тесно связано с приемом или передачей определенной информации.
Широкомасштабное развертывание технологий высокоскоростной связи и интернет-доступа является катализатором развития ИКТ-проектов, создает множественный мультипликативный эффект на другие отрасли национальной экономики, способствует ускорению и масштабированию технологического прогресса и в конечном счете обеспечивает рост ВВП как отдельных регионов, так и страны в целом. Кроме того, развивающиеся страны с более совершенной телекоммуникационной инфраструктурой привлекают больше аутсорсинговых компаний и иностранных инвестиций.
За рубежом подготовке ИКТ-специалистов уделяется большое внимание. ABET (США), ESIK (Великобритания), СЕАВ (Канада), IEAUST (Австралия), FEANI (Евросоюз), YABEE (Япония) выявили необходимые компетенции для успешной работы в области ИКТ. Так, в Канаде основной коммуникативной компетенцией ИКТ-специалиста признается умение эффективно работать в команде и общаться как в рамках своей профессии, так и в обществе в целом; в США – умение работать в коллективе по международной проблематике, формулировать инженерные проблемы; в Японии – обладание коммуникативными навыками, а также навыками ведения дискуссий на родном и на иностранных языках.
Таким образом, рассматривая главные тенденции модернизации инженерного образования в России в области информационных технологий с учетом зарубежной практики, следует отметить, что в современных условиях динамично изменяющегося мира необходимо постоянно совершенствоваться в инженерном образовании в области ИКТ, развивать коммуникативные компетенции и применять инновационные технологии, основанные на активном взаимодействии субъектов образовательного процесса.
Человечество переходит на новый уровень общения и передачи информации, а это означает, что впереди в телекоммуникациях и информационных технологиях множество перемен. И самыми главными реформаторами в этом деле станут педагоги и молодые инженеры, освоившие и принявшие новые технологии как должное в развитии страны.
Основные тенденции модернизации инженерного образования в сфере телекоммуникационных технологий: формирование многомодельного инженерного образования; формирование практико-ориентированной стратегии образования; взаимодействие науки, производства и практики в подготовке ИКТ-специалиста; подготовка конкурентоспособных и востребованных кадров.
Опыт ОФ ПГУТИ
Сегодня, когда модернизация инженерного образования вступила в новую фазу, Оренбургский филиал Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики (ОФ ПГУТИ) в условиях рыночной экономики прилагает большие усилия в подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере инфокоммуникаций. Важнейшей характеристикой деятельности вуза является востребованность его выпускников на рынке труда. Получая перспективные специальности в области телекоммуникаций и информатики, выпускники, хорошо освоившие учебные программы, пользуются спросом на рынке труда. Многие компании, специализирующиеся на информационных технологиях, заинтересованы в получении квалифицированных кадров. Карьерный рост такого специалиста зависит от масштабов организации и сопровождается обычно повышением заработной платы. В перспективе возможно и повышение в должности. Например, такой специалист может стать главным инженером или экспертом связи [1].
Обусловлено это тем, что отрасль телекоммуникаций в настоящее время является одной из самых перспективных. Поэтому на современном этапе как никогда востребованы профессионалы в этой сфере – выпускники по специальности "инфокоммуникационные технологии и системы связи". У таких специалистов замечательные перспективы в области разработки‚ исследования‚ проектирования и эксплуатации аппаратуры связи различного назначения. Современный работник этой отрасли должен быть универсалом и хорошо разбираться как в программном обеспечении, так и в инженерно-технических вопросах [2].
Вопросы инновации в области информационных технологий преподаватели и студенты ОФ ПГУТИ ежегодно обсуждают на Международной научно-практической очно-заочной конференции "Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий". Цель работы конференции заключается в профессиональной адаптации специалистов в области ИКТ, в подготовке кадров для инфокоммуникационной отрасли с учетом потребности рынка труда. Особое внимание уделяется обсуждению проблем сетевого взаимодействия образовательных учреждений всех уровней и ведущих телекоммуникационных компаний Оренбургской области. Ежегодно в работе конференции принимают участие преподаватели и студенты ОФ ПГУТИ, ПГУТИ, вузов и колледжей Оренбургской области, Республики Казахстан, Германии, Турции, представители ОФ ПАО "Ростелеком", ПАО "ВымпелКом", ПАО "МТС", Управления Роскомнадзора по Оренбургской области, Департамента информационных технологий Оренбургской области.
Кроме того, в 2015 году Оренбургский филиал ПГУТИ открыл на базе ПАО "Ростелеком" базовую кафедру с учебно-производственными лабораториями для практических занятий студентов, где занятия проводят преподаватели вуза совместно с ведущими специалистами "Ростелекома".
Практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится на тех предприятиях, в учреждениях и организациях, где используются и внедряются современные средства вычислительной техники, а также новые современные информационные системы. Базы практики устанавливаются на основе договора между ОФ ПГУТИ и предприятиями города.
Прогнозы востребованности
Сейчас мнoгим интepeснo, кaкиe спeциaльнoсти в сфepe ИКТ-индустpии стaнут вoстpeбoвaнными в 2019 году. Изменится ли сeгoдняшний пopядoк и peйтинг и с чeм этo будeт связaнo? Впoлнe aктуaльный oтвeт мoгут дaть peкpутингoвыe кoмпaнии. Нaпpимep, пoпуляpный Headhunter или Superjob, a тaкжe дpугиe кoмпaнии, paбoтaющиe в этoй сфepe. Пo их пpoгнoзaм, спpoс нa квaлифициpoвaнных спeциaлистoв в poссийскoм сeгмeнтe ИКТ-pынкa пpoдoлжит paсти и в 2019 году. В пpoшeдшем гoду бoлee пoлoвины кoмпaний Рoссии этoгo нaпpaвлeния paсшиpили свoй штaт, a тaкжe oтмeтили улучшeниe aтмoсфepы в бизнeс-сфepe. В 2016 году кoличeствo вaкaнсий, oпубликoвaнных нa Headhunter в pубpикe IT, увeличилoсь пoчти нa 20%. Пpимepнo пoлoвинa из них oтнoсится к paзpaбoтчикaм.
Вaкaнсии нa peсуpсe пo сaмым пoпуляpным языкaм пpoгpaммиpoвaния выглядят следующим образом: бoльшe всeгo вaкaнсий пo PHP (бoлee 10 тыс.), a мeньшe всeгo – пo Swift (78). Пpaвдa, eсть и oблaсти, к кoтopым интepeс paбoтoдaтeлeй упaл. Нaпpимep, paзpaбoтчики нa Python стaли мeнee вoстpeбoвaны (нa 32%), кaк и paзpaбoтчики нa Scala (нa 21%). Пoкaзaтeли зapплaт выpoсли зa гoд нa 12–20%. Сaмыe высoкиe дoхoды oкaзaлись у спeциaлистoв пo paбoтe с бaзaми дaнных Oracle.
В Superjob пpeдпoлaгaют, чтo в 2019 гoду oжидaeтся poст пpeдлoжeний для paзpaбoтчикoв пpилoжeний для мoбильных плaтфopм, aнaлитикoв Big Data, a тaкжe спeциaлистoв пo кибepбeзoпaснoсти и oбeспeчeнию инфopмaциoннoй зaщиты. В HR-сфepe тaкжe стaнут бoлee вoстpeбoвaны aнaлитики с тeхничeским уклoнoм. Тaкжe экспepты увepeны, чтo 2019 гoд стaнeт пpaктичeски звeздным для paзpaбoтчикoв сaмooбучaющихся систeм и бaз тeхнoлoгий для мaшиннoгo oбучeния. Big Data и Data Science стaнут пoльзoвaться бoльшeй пoпуляpнoстью, хoтя из-зa нoвизны нaпpaвлeния oцeнивaть paбoтникoв в этoй oблaсти будeт нeскoлькo слoжнee.
Одним из видов профессиональной компетентности выпускника вуза выступает информационно-коммуникационная компетентность, которая рассматривается в качестве основного результата обучения. Такие специалисты востребованы в области разработки‚ исследования‚ проектирования и эксплуатации аппаратуры связи различного назначения. Применение компетентностного подхода для повышения качества подготовки современных инженеров предопределяет дальнейшее совершенствование отрасли и будущих специалистов, ведь именно люди, их умственный и физический потенциал во многом определяют развитие технологий [4–6].
ЛИТЕРАТУРА
Преснов А.А., Студянникова М.А., Попов Б.В., Попов В.Б. Пути повышения качества и конкурентоспособности выпускников вузов // Вестник связи. 2017. № 8. С. 28–30.
Студянникова М.А. Модернизация инженерного образования в сфере инфокоммуникационных технологий // Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий: Материалы IV международной научно-практической очно-заочной конференции. – Оренбург, 2018. С. 298–306.
Мокин Е., Лядский В. Решение проблем дополнительного профессионального образования в сфере телекоммуникаций // ПЕРВАЯ МИЛЯ. 2018. № 6. С. 64–70.
Студянникова М.А. Специфика разработки инженерной компетентности будущих специалистов в ИКТ-сфере // Образование: традиции и инновации: Материалы XIV международной научно-практической конференции. – Прага, 2017. С. 249–252.
Студянникова М.А., Преснов А.А. Качество образовательной деятельности учебного заведения и конкурентоспособность выпускников в России //
Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции. – Прага, 2014. С. 196–200.
Пищухин А.М., Белоновская И.Д., Ахмедьянова Г.Ф. Развитие творческого потенциала на примере использования спутниковых технологий // Вестник Оренбургского ГУ. 2012. № 11. С. 90–94.
Инженерное образование сегодня – один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности.
Минобрнауки России на протяжении последних трех лет проводит поступательную политику по развитию качества инженерного образования. В последние годы объемы контрольных цифр приема на инженерные направления подготовки и специальности наращивались и к 2018 году превысили 50% от общего объема контрольных цифр приема, из них 15% специалистов в ИКТ.
В настоящее время быстрыми темпами создается индустрия нанотехнологий, в которой технические вузы принимают активное участие, они готовят инженеров новой формации. В это понятие входит подготовка инженеров на основе фундаментальных знаний, и основополагающим принципом в технических университетах является "обучение на основе науки". В связи с новым веянием времени преподаватели и студенты вузов должны проводить научные исследования, чтобы быть подготовленными на самом высоком и современном уровне в области своих профессиональных знаний.
Эти положения легли в основу модернизации инженерного российского образования: глубокая фундаментальная подготовка и обучение на основе последних достижений науки.
Набранный темп развития новых технологий в нашей стране предопределяет и дальнейшее их совершенствование. Конечно, для этого необходимо уделять должное внимание развитию во всех отраслях промышленности и производства, улучшать и модернизировать систему инженерного образования, ведь именно люди, их умственный и физический потенциал определяли и будут определять развитие новых технологий [1, 2].
В настоящее время в профессиональном образовании упор делается на переносе акцента с усвоения знаний на их самостоятельное приобретение. Основное требование к современному обучающемуся – умение учиться самостоятельно. И отсюда вытекает основное направление модернизации образования – это уменьшение доли предоставления теоретического материала и увеличение практических занятий и умений.
Главные направления модернизации инженерного образования в сфере ИКТ в России включают в себя необходимость глубокой фундаментальной подготовки выпускников, связь с промышленностью, необходимость учитывать мнение будущих работодателей, усиление подготовки профессиональных качеств ИКТ-специалиста. Современное инженерное образование в нашей стране – это "лицо" инженерного корпуса страны [2].
Модернизация инженерного образования в ИКТ
Среди первоочередных задач по модернизации инженерного образования – наличие у студента социально-трудовой компетентности, что крайне важно для его успеха в профессиональной деятельности, карьере и личной жизни. В понятие социально-трудовой компетентности входит ряд умений: работать для достижения результата, осваивать свой социальный и производственный опыт, формировать свою инженерную компетентность, работать в команде, планировать свою деятельность, действовать в "форс-мажорных" обстоятельствах.
Неспроста систему связи сравнивают с нервной системой человека – словно мозг, она осуществляет связь с каждой частью тела посредством подачи команд. Как наше тело не может функционировать без сигналов, передаваемых мозгом, так и современный человек уже не может прожить без информации и знаний, получаемых через интернет, телефонную и сотовую связь [3].
Специалисты в сфере ИКТ в настоящее время обеспечивают бесперебойную передачу информации, монтаж и разработку системы телекоммуникаций. Во времена Второй мировой войны связисты несли прямую ответственность за жизни солдат. От правильной передачи информации, ее кодировки и настройки каналов связи во многом зависел исход боя. Обычно специалисты в полевых условиях использовали азбуку Морзе, совмещенную с кодовыми понятиями. Профессия специалиста в сфере ИКТ сегодня становится особенно актуальной. Понятие "связь" обширно и включает в себя локальные сети и интернет, телефонную и сотовую связь, спутниковые антенны, мини-АТС, IP-телефонию. С появлением мобильной связи и беспроводных способов передачи сигналов актуальность данного вида деятельности лишь возросла.
"Инженер" в переводе с латинского означает "гений", "одаренный человек", "генератор идей", человек, который своеобразно и быстро решает возложенные на него задачи. Профессия инженера связи не менее сложная и ответственная, чем другие профессии сферы "Инженеры, технологи, мастера". Ведь инженер связи должен отлично знать не только теорию своей работы, но и быть отличным практиком. В то же время информационные системы постоянно меняются, и чтобы оставаться ценным специалистом, необходимо постоянно обновлять свои знания. В этой связи актуальны профессиональная подготовка и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования [3]. Данная профессия подходит далеко не всем, ведь инженер – это в первую очередь ответственный человек, который должен уметь принимать решения и предвидеть абсолютно все их последствия. К профессиональным качествам современного ИКТ-инженера следует отнести: креативность мышления, способность к изобретению, техническую эрудированность, практическую направленность интеллекта, высокую производственную компетентность, стремление к профессиональному развитию.
Телекоммуникации, информационные технологии, цифровые медиасферы подвержены непрерывным, стремительным, кардинальным изменениям. Ежесекундно во всех странах в научно-исследовательских центрах, за стенами корпораций мировых гигантов ведутся маркетинговые войны за оригинальную идею, прорывное решение, новое предложение, нового покупателя. Отрасль коммуникаций и новых технологий, проникая во все сферы повседневной деятельности человека, является одной из самых значимых по степени влияния на нашу частную и рабочую жизнь, социальную сферу, экономику, имидж и статус страны в мировом сообществе. А для выпускников вузов при получении диплома специалиста в сфере ИКТ возможности самореализации безграничны, ведь практически любое направление современной экономики тесно связано с приемом или передачей определенной информации.
Широкомасштабное развертывание технологий высокоскоростной связи и интернет-доступа является катализатором развития ИКТ-проектов, создает множественный мультипликативный эффект на другие отрасли национальной экономики, способствует ускорению и масштабированию технологического прогресса и в конечном счете обеспечивает рост ВВП как отдельных регионов, так и страны в целом. Кроме того, развивающиеся страны с более совершенной телекоммуникационной инфраструктурой привлекают больше аутсорсинговых компаний и иностранных инвестиций.
За рубежом подготовке ИКТ-специалистов уделяется большое внимание. ABET (США), ESIK (Великобритания), СЕАВ (Канада), IEAUST (Австралия), FEANI (Евросоюз), YABEE (Япония) выявили необходимые компетенции для успешной работы в области ИКТ. Так, в Канаде основной коммуникативной компетенцией ИКТ-специалиста признается умение эффективно работать в команде и общаться как в рамках своей профессии, так и в обществе в целом; в США – умение работать в коллективе по международной проблематике, формулировать инженерные проблемы; в Японии – обладание коммуникативными навыками, а также навыками ведения дискуссий на родном и на иностранных языках.
Таким образом, рассматривая главные тенденции модернизации инженерного образования в России в области информационных технологий с учетом зарубежной практики, следует отметить, что в современных условиях динамично изменяющегося мира необходимо постоянно совершенствоваться в инженерном образовании в области ИКТ, развивать коммуникативные компетенции и применять инновационные технологии, основанные на активном взаимодействии субъектов образовательного процесса.
Человечество переходит на новый уровень общения и передачи информации, а это означает, что впереди в телекоммуникациях и информационных технологиях множество перемен. И самыми главными реформаторами в этом деле станут педагоги и молодые инженеры, освоившие и принявшие новые технологии как должное в развитии страны.
Основные тенденции модернизации инженерного образования в сфере телекоммуникационных технологий: формирование многомодельного инженерного образования; формирование практико-ориентированной стратегии образования; взаимодействие науки, производства и практики в подготовке ИКТ-специалиста; подготовка конкурентоспособных и востребованных кадров.
Опыт ОФ ПГУТИ
Сегодня, когда модернизация инженерного образования вступила в новую фазу, Оренбургский филиал Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики (ОФ ПГУТИ) в условиях рыночной экономики прилагает большие усилия в подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере инфокоммуникаций. Важнейшей характеристикой деятельности вуза является востребованность его выпускников на рынке труда. Получая перспективные специальности в области телекоммуникаций и информатики, выпускники, хорошо освоившие учебные программы, пользуются спросом на рынке труда. Многие компании, специализирующиеся на информационных технологиях, заинтересованы в получении квалифицированных кадров. Карьерный рост такого специалиста зависит от масштабов организации и сопровождается обычно повышением заработной платы. В перспективе возможно и повышение в должности. Например, такой специалист может стать главным инженером или экспертом связи [1].
Обусловлено это тем, что отрасль телекоммуникаций в настоящее время является одной из самых перспективных. Поэтому на современном этапе как никогда востребованы профессионалы в этой сфере – выпускники по специальности "инфокоммуникационные технологии и системы связи". У таких специалистов замечательные перспективы в области разработки‚ исследования‚ проектирования и эксплуатации аппаратуры связи различного назначения. Современный работник этой отрасли должен быть универсалом и хорошо разбираться как в программном обеспечении, так и в инженерно-технических вопросах [2].
Вопросы инновации в области информационных технологий преподаватели и студенты ОФ ПГУТИ ежегодно обсуждают на Международной научно-практической очно-заочной конференции "Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий". Цель работы конференции заключается в профессиональной адаптации специалистов в области ИКТ, в подготовке кадров для инфокоммуникационной отрасли с учетом потребности рынка труда. Особое внимание уделяется обсуждению проблем сетевого взаимодействия образовательных учреждений всех уровней и ведущих телекоммуникационных компаний Оренбургской области. Ежегодно в работе конференции принимают участие преподаватели и студенты ОФ ПГУТИ, ПГУТИ, вузов и колледжей Оренбургской области, Республики Казахстан, Германии, Турции, представители ОФ ПАО "Ростелеком", ПАО "ВымпелКом", ПАО "МТС", Управления Роскомнадзора по Оренбургской области, Департамента информационных технологий Оренбургской области.
Кроме того, в 2015 году Оренбургский филиал ПГУТИ открыл на базе ПАО "Ростелеком" базовую кафедру с учебно-производственными лабораториями для практических занятий студентов, где занятия проводят преподаватели вуза совместно с ведущими специалистами "Ростелекома".
Практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится на тех предприятиях, в учреждениях и организациях, где используются и внедряются современные средства вычислительной техники, а также новые современные информационные системы. Базы практики устанавливаются на основе договора между ОФ ПГУТИ и предприятиями города.
Прогнозы востребованности
Сейчас мнoгим интepeснo, кaкиe спeциaльнoсти в сфepe ИКТ-индустpии стaнут вoстpeбoвaнными в 2019 году. Изменится ли сeгoдняшний пopядoк и peйтинг и с чeм этo будeт связaнo? Впoлнe aктуaльный oтвeт мoгут дaть peкpутингoвыe кoмпaнии. Нaпpимep, пoпуляpный Headhunter или Superjob, a тaкжe дpугиe кoмпaнии, paбoтaющиe в этoй сфepe. Пo их пpoгнoзaм, спpoс нa квaлифициpoвaнных спeциaлистoв в poссийскoм сeгмeнтe ИКТ-pынкa пpoдoлжит paсти и в 2019 году. В пpoшeдшем гoду бoлee пoлoвины кoмпaний Рoссии этoгo нaпpaвлeния paсшиpили свoй штaт, a тaкжe oтмeтили улучшeниe aтмoсфepы в бизнeс-сфepe. В 2016 году кoличeствo вaкaнсий, oпубликoвaнных нa Headhunter в pубpикe IT, увeличилoсь пoчти нa 20%. Пpимepнo пoлoвинa из них oтнoсится к paзpaбoтчикaм.
Вaкaнсии нa peсуpсe пo сaмым пoпуляpным языкaм пpoгpaммиpoвaния выглядят следующим образом: бoльшe всeгo вaкaнсий пo PHP (бoлee 10 тыс.), a мeньшe всeгo – пo Swift (78). Пpaвдa, eсть и oблaсти, к кoтopым интepeс paбoтoдaтeлeй упaл. Нaпpимep, paзpaбoтчики нa Python стaли мeнee вoстpeбoвaны (нa 32%), кaк и paзpaбoтчики нa Scala (нa 21%). Пoкaзaтeли зapплaт выpoсли зa гoд нa 12–20%. Сaмыe высoкиe дoхoды oкaзaлись у спeциaлистoв пo paбoтe с бaзaми дaнных Oracle.
В Superjob пpeдпoлaгaют, чтo в 2019 гoду oжидaeтся poст пpeдлoжeний для paзpaбoтчикoв пpилoжeний для мoбильных плaтфopм, aнaлитикoв Big Data, a тaкжe спeциaлистoв пo кибepбeзoпaснoсти и oбeспeчeнию инфopмaциoннoй зaщиты. В HR-сфepe тaкжe стaнут бoлee вoстpeбoвaны aнaлитики с тeхничeским уклoнoм. Тaкжe экспepты увepeны, чтo 2019 гoд стaнeт пpaктичeски звeздным для paзpaбoтчикoв сaмooбучaющихся систeм и бaз тeхнoлoгий для мaшиннoгo oбучeния. Big Data и Data Science стaнут пoльзoвaться бoльшeй пoпуляpнoстью, хoтя из-зa нoвизны нaпpaвлeния oцeнивaть paбoтникoв в этoй oблaсти будeт нeскoлькo слoжнee.
Одним из видов профессиональной компетентности выпускника вуза выступает информационно-коммуникационная компетентность, которая рассматривается в качестве основного результата обучения. Такие специалисты востребованы в области разработки‚ исследования‚ проектирования и эксплуатации аппаратуры связи различного назначения. Применение компетентностного подхода для повышения качества подготовки современных инженеров предопределяет дальнейшее совершенствование отрасли и будущих специалистов, ведь именно люди, их умственный и физический потенциал во многом определяют развитие технологий [4–6].
ЛИТЕРАТУРА
Преснов А.А., Студянникова М.А., Попов Б.В., Попов В.Б. Пути повышения качества и конкурентоспособности выпускников вузов // Вестник связи. 2017. № 8. С. 28–30.
Студянникова М.А. Модернизация инженерного образования в сфере инфокоммуникационных технологий // Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий: Материалы IV международной научно-практической очно-заочной конференции. – Оренбург, 2018. С. 298–306.
Мокин Е., Лядский В. Решение проблем дополнительного профессионального образования в сфере телекоммуникаций // ПЕРВАЯ МИЛЯ. 2018. № 6. С. 64–70.
Студянникова М.А. Специфика разработки инженерной компетентности будущих специалистов в ИКТ-сфере // Образование: традиции и инновации: Материалы XIV международной научно-практической конференции. – Прага, 2017. С. 249–252.
Студянникова М.А., Преснов А.А. Качество образовательной деятельности учебного заведения и конкурентоспособность выпускников в России //
Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции. – Прага, 2014. С. 196–200.
Пищухин А.М., Белоновская И.Д., Ахмедьянова Г.Ф. Развитие творческого потенциала на примере использования спутниковых технологий // Вестник Оренбургского ГУ. 2012. № 11. С. 90–94.
Отзывы читателей