DOI: 10.22184/2070-8963.2020.91.6.58.62
Обсуждаются итоги совещания по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий и связи, проведенного Президентом России Владимиром Путиным 10 июня 2020 года, которые имеют большое значение для отрасли связи. Выражается надежда, что результатом их проработки станут решения, эффективные для развития цифровой инфраструктуры страны и успешного послекризисного восстановления.
Обсуждаются итоги совещания по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий и связи, проведенного Президентом России Владимиром Путиным 10 июня 2020 года, которые имеют большое значение для отрасли связи. Выражается надежда, что результатом их проработки станут решения, эффективные для развития цифровой инфраструктуры страны и успешного послекризисного восстановления.
Теги: digital networks action program telecommunications regulation united nations broadband commission for sustainable development комиссия оон по широкополосной связи в интересах устойчивого раз программа действий по поддержке цифровых сетей регулирование отрасли связи
Б.Ластович,
независимый эксперт
Более полутора столетий телекоммуникации – электрическая, затем электронная связь – являются одной из систем жизнеобеспечения, неотъемлемой составляющей базовой инфраструктуры стран и мира. Со времени своего появления сети электросвязи имеют глобальный характер, всеми государствами развиваются согласованно, на единых стандартах, совместимых технологиях, правилах взаимодействия и взаиморасчетов.
В конце 20 века на смену телефонным и телеграфным сетям с прямым соединением абонентов пришли широкополосные (высокоскоростные) цифровые сети нового поколения на технологиях коммутации пакетов данных с использованием IP-протоколов. Эти конвергентные сети предоставляют любому пользователю в любом месте возможность получения широкого перечня коммуникационных услуг и любого контента, обеспечивают взаимодействие машин, организацию программно-управляемых систем в любой сфере деятельности.
Сегодня конвергентные сети электросвязи нового поколения уже стали привычными и необходимыми в нашей жизни так же, как сети энерго- и водоснабжения, которые, заметим, сегодня тоже не могут работать без средств электросвязи. Возможность широкополосного доступа (ШПД) к сетям, а следовательно, и к благам интернета уже создана для 92% населения планеты. В нашей стране, согласно данным Минцифры России, к началу 2020 года количество договоров на ШПД превышало 150 млн.
Никогда прежде эти сети и реализуемые с их использованием услуги и множество цифровых решений не были так важны для нашего здоровья и безопасности, а также для поддержания работоспособности экономики и общества, как в условиях глобального кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Причиной тому все более широкое и ответственное их применение, поскольку информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня используются повсеместно, практически во всех областях жизни и деятельности. Пандемия обострила спрос на цифровые коммуникации, а следовательно, и требования к сетям.
Чрезвычайные условия диктуют необходимость решения новых задач, связанных с реализацией государствами антикризисных мер: самоизоляцией граждан, рассредоточением офисов, дистанционным обучением и др. К примеру, организация удаленной работы сотрудников организаций, дистанционное обучение в школах и вузах возможны только при наличии развитой и надежной цифровой инфраструктуры, основой которой являются широкополосные сети электросвязи.
Новые требования к телекоммуникациям в условиях развивающейся пандемии обусловили необходимость выработки единых для всех стран рекомендаций на базе экспертных оценок и передового международного опыта. Комиссия по широкополосной связи в интересах устойчивого развития (созданная в 2010 году в структуре ООН) провела в апреле 2020 года экстренное заседание с участием специализированных организаций ООН (МСЭ – Международного союза электросвязи, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк) и более 100 компетентных руководителей и специалистов из разных государств мира, на котором была принята Программа действий по поддержке цифровых сетей, определившая неотложные меры, рекомендованные правительствам, отраслям, гражданскому обществу с тем, чтобы усилить коллективные ответные меры по преодолению кризиса, вызванного распространением инфекции COVID-19.
Программа рассматривается как платформа для обмена инициативами, принятия новых обязательств и содействия сотрудничеству и партнерству для государств-членов ООН и ее организаций. Укрепление и масштабирование сотрудничества в области широкополосной связи призвано помочь выработке и реализации коллективного ответа на COVID-19 и заложить основу для более быстрого восстановления всех сфер, затронутых кризисом.
Чтобы уменьшить воздействие пандемии и облегчить неблагоприятные последствия для экономики и общества, а также для обеспечения более быстрого восстановления за счет сведения к минимуму социальных и экономических последствий COVID-19, готовности к возможным в будущем глобальным вызовам, программа рекомендует уделить основное внимание трем аспектам:
1. Устойчивые подключения. Необходимо поддерживать надежную, устойчивую и безопасную цифровую инфраструктуру и адаптировать ее к потребностям всех групп пользователей с учетом запросов, возникающих в ходе применения антикризисных мер, включая карантинные, службы экстренного реагирования, логистику и др. Для этого, в частности, рекомендовано определить приоритеты для подключений к важнейшим государственным функциям, жизненно важным службам и стратегическим точкам подключения (таким как больницы, аптеки, центры экстренной помощи, транспортные узлы...), увеличить пропускную способность сетей и направлений на основе постоянного мониторинга с учетом роста объемов трафика, вызванного антикризисными мерами, принять ряд мер по укреплению устойчивости, по увеличению скорости и надежности широкополосного доступа к сетям и услугам для пользователей;
2. Доступность подключений для всех. Рекомендовано повышение ценовой доступности ШПД, услуг и устройств для обеспечения непрерывности бизнеса, обеспечение бесперебойного доступа к сетям, сервисам и информационным ресурсам для поддержки населения во время самоизоляции, а также для решения финансовых трудностей и экономических проблем. Для этого рекомендованы такие меры, как снижение тарифов и скидки на трафик, предоставление пользователям необходимых устройств в критических случаях, организация и поддержка альтернативных моделей финансирования для решений с бесплатным доступом;
3. Безопасное использование онлайн-сервисов. Необходимо поддерживать безопасное использование онлайн-сервисов всеми, особенно детьми и уязвимыми группами населения, способствовать доверию и безопасности при использовании данных, уважать право на неприкосновенность частной жизни. А также обеспечивать безопасный обмен цифровым контентом для поддержки электронных образования, здравоохранения, электронных финансовых услуг и мобильных платежей, цифрового сельского хозяйства, а также платформ электронного правительства. Также отмечена необходимость предоставлять населению научно обоснованную информацию о COVID-19, продвигать медийную и информационную грамотность для понимания опасностей распространения ложных фактов о вирусе.
Программа содержит развернутые рекомендации по немедленным действиям, которые прямо адресованы национальным регулирующим органам, организациям в сфере телекоммуникаций, науки, профильных некоммерческих организаций.
Сведений о какой-либо реакции нашего отраслевого регулятора на программу действий Комиссии ООН автору обнаружить не удалось, но следует отметить, что ряд мер, предпринимаемых в России, соответствует рекомендованным Программой.
Российская Федерация едва ли не единственная страна в мире, в которой национальным регулятором в сфере электросвязи/ИКТ все еще, со времен госмонополии на средства связи, остается правительственный орган, ныне носящий название Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. В большинстве других стран в условиях рынка эти функции давно выполняют независимые, в том числе и от исполнительной власти, регулирующие органы.
На официальном сайте министерства в состав направления деятельности "телекоммуникации" включено новое "направление": "Меры по борьбе с коронавирусной инфекцией COVID–19". Однако ничего связанного с электросвязью в этой чрезвычайной ситуации, с инфекцией, как таковой, по состоянию на сентябрь 2020 года, там не было.
Имелись лишь "Полезные ссылки портала Госуслуг" и список Telegram-каналов с информацией о рейсах, на которых россияне могут вернуться на Родину.
И это не удивляет, так как в нашей стране регулирование развития сектора электросвязи/ИКТ в интересах государства, экономики и социума в условиях рынка до настоящего времени не налажено. Не определена политика, не выработаны стратегия и планы развития пространственной основы цифровой инфраструктуры страны – функционально единой национальной широкополосной сети электросвязи, как это в свое время было сделано и реализовано в 86% стран мира. Рекомендации МСЭ и "Большой двадцатки" (G20), членом которых является Россия, ежегодных Глобальных симпозиумов для регуляторных органов, вырабатывающих согласованные решения на основе передового опыта, по мнению автора, в должной степени не учитываются.
Между тем, в России в роли современной сети связи общего пользования выступает стихийно сложившийся конгломерат из более 2 тыс. частных коммерческих сетей, объединенных условиями взаимных договоров о присоединении для обмена трафиком.
Отсутствие целевого регулирования развития и взаимодействия этих сетей в составе составляющих функционально единой национальной сети привело к невозможности реализации ряда инфраструктурных функций, таких как обеспечение и поддержание необходимых параметров, включая качество, управление единой сетью, в том числе и кризисное. При том, что приоритетное развитие национальных сетей на технологиях нового поколения, строгое поддержание их требуемых технических, технологических и иных параметров – одно из обязательных условий успешных цифровых преобразований, обеспечения минимальных системных рисков, которые могут проявится во всех сферах использования цифровой инфраструктуры.
Судя по публикуемым материалам и действиям регулятора, его чиновники все эти годы уделяли повышенное внимание бизнесу в сфере информационных технологий (ИТ), отделяя их от коммуникационной составляющей ИКТ без учета того факта, что их распространение и использование прямо зависят от развития и состояния сетей электросвязи. В отличие от ИТ-бизнеса, и спустя четверть века после становления рынка услуг связи в России регулирование в сфере телекоммуникаций все еще осуществляется административными, командными методами при отсутствии необходимого в условиях рынка соблюдения баланса интересов государства, бизнеса и социума. К тому же, впервые за 150 лет существования электросвязи к выработке системных решений, к подготовке нормативно-правовой базы практически не привлекается отечественная отраслевая наука.
Благодаря частному капиталу и конкурентному рынку, наличию единых мировых стандартов, оборудования и готовым технологическим решениям зарубежных вендоров широкополосные сети в нашей стране строились беспрецедентно быстро, но – в коммерческих интересах операторов, когда развитие всецело определяется спросом.
Ценовая доступность ШПД у нас одна из самых высоких в мире, как и уровень дистанционного предоставления госуслуг, развития систем видеонаблюдения. А Москва – в числе лидеров в реализации цифровых решений по созданию умного города, в сферах образования и здравоохранения. По данным АНО "Цифровая экономика", число физических лиц – пользователей интернетом, в 2019 году превысило 94 млн, широкополосный доступ к благам ИКТ имеется у 76% домашних хозяйств.
Как видим, наша страна находится вполне в русле мировых тенденций цифровых преобразований. В ежегодно публикуемых МСЭ отчетах по сводному индексу применения ИКТ Россия устойчиво занимает место в четвертой десятке стран мира; по международному индексу цифровой готовности Cisco – на 45-й позиции; по индексу цифровой конкурентоспособности Международного института развития (IMD) – на 38-й.
Эти данные свидетельствуют так же и о том, что государственные органы, экономика и население Российской Федерации зависят от бесперебойной и качественной работы своей цифровой инфраструктуры в не меньшей степени, чем в других странах. Опыт работы в условиях пандемии подтвердил это.
Однако этот опыт и приведенный выше краткий анализ ситуации в регулировании и развитии цифровой инфраструктуры Российской Федерации ставят под сомнение ее реальные возможности обеспечения необходимых базовых качеств, определяемых уровнем развития и параметрами коммуникационной основы – таких как надежность, устойчивость, пропускная способность, качество предоставляемых потребителям коммуникаций.
Наблюдения за работой в период самоизоляции некоторых популярных в Москве радиостанций при переходе со студийных передач на онлайновые подключения удаленных участников с использованием мессенджеров показали, что едва ли не каждое второе из них имело недопустимо низкое качество: пропадания, помехи, искажения даже при соединениях внутри города. Часто по ходу передачи приходилось отказываться от видеообмена с удаленными участниками, оставляя только VoIP, а то и вовсе переходить на телефонную связь, что свидетельствует о недостаточной пропускной способности линий доступа.
Вероятно, из-за возросшего общего трафика (недостаточной пропускной способности сетей) испытывали неудобства с пропаданиями звука слушатели радиостанций, вещающих через интернет. Эти же проблемы отмечали и участники дистанционного обучения, удаленной работы. Отметим, что речь идет о частных онлайн-подключениях, голосовой связи и трансляциях звуковых программ, не критичных к конечному, сквозному качеству обмена данными.
Иное дело – обеспечение этой же сетью потребностей цифровой экономики, работы государственных платформ и систем управления, массового обслуживания, связи между машинами и программируемыми системами. Использование инфраструктуры такого качества для указанных целей влечет за собой недопустимо высокие риски, которые могут проявляться во всех сферах использования цифровых решений. Примером тому недавние сбои инфраструктурного характера в работе Единого государственного реестра недвижимости "Росреестр", затронувшие в нескольких регионах тысячи потребителей его услуг и участников сделок с недвижимостью.
Возможности объективной оценки качества работы сети общего пользования, цифровой инфраструктуры в условиях пандемии, как и в обычное время, не имеются в виду отсутствия достоверной статистики и механизмов ее получения: обследований, мониторинга и измерений в целом по сети.
Публикуемая регулятором ведомственная статистика на основании данных самих операторов не позволяет оценить состояние и возможности нашей цифровой инфраструктуры, ее коммуникационной основы, в том числе и в решении проблем, связанных с ЧС. Опубликованные на официальном сайте Минцифры данные за 2019 год составлены по лекалам прошлого века, где главное – телефонная связь (местная, зоновая и т.д.), присутствует даже неведомая сегодня потребителям "документальная связь".
Сведений о широкополосных сетях нет вовсе, количество "абонентов" ШПД учтено только для стационарных линий, а для линий подвижной связи сохранена все та же "телефонная плотность", несмотря на то, что широкополосных подключений на сотовых сетях в семь раз больше.
Между тем, актуальная и достоверная статистика – основа организации действенного, оперативного, необходимого для реализации потенциала цифровых преобразований регулирования, планов и программ развития, ориентированных на конечные результаты.
Это в очередной раз подчеркнуто в "Руководящих указаниях для национальных регуляторов на примерах передового опыта" Глобального симпозиума для регуляторных органов ГСР-2019. Факты свидетельствуют, что в нашей стране такая основа отсутствует.
Вместе с тем нельзя отрицать, что на высших уровнях власти существует понимание значимости цифровых преобразований на базе повсеместного применения ИКТ для экономического и социального развития страны. Об этом свидетельствует, в частности, проведение Президентом России Владимиром Путиным 10 июня, на фоне растущего кризиса, связанного с пандемией, совещания по вопросам развития информационно‑коммуникационных технологий и связи. В этом событии представляется важным также и то, что едва ли не впервые на таком уровне драйвер экономического и социального прогресса – ИКТ и его коммуникационная составляющая – публично названы своими именами, а обсуждение, итоговый документ вышли, наконец, за пределы пресловутой "отрасли информационных технологий".
Совещание было весьма представительным. В нем участвовали председатель Правительства и руководитель Администрации Президента РФ со своими первыми заместителями, министры экономического развития, финансов, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, замминистра промышленности и торговли, губернатор Московской области – руководитель рабочей группы Государственного совета по направлению "Коммуникации, связь, цифровая экономика". А также руководители ПАО "Сбербанк России", ГК "Яндекс", "большой четверки" федеральных операторов связи, ряда ИТ-компаний.
В своем выступлении Президент подчеркнул роль и значимость отрасли (электросвязи/ИКТ), которые особенно ярко проявились в обстановке вынужденных ограничений, связанных с эпидемией. Государству нужно было максимально быстро реализовать решения по поддержке населения и экономики.
"Мы, еще раз хочу сказать, вместе смогли это сделать с помощью современных информационных технологий, инфраструктуры, которая создавалась на протяжении многих лет общими усилиями государства, бизнеса, инновационных команд", – сказал он.
Президент поблагодарил российские телекоммуникационные компании, профильных специалистов, которые в условиях возросшей нагрузки обеспечили непрерывную работу и высокий уровень востребованных сервисов. Ну и традиционно им была отмечена необходимость создания условий для ускоренной разработки и внедрения отечественных информационных технологий, трудности, с которыми сейчас столкнулась как сама отрасль, так и экономика в целом, включая вынужденное снижение расходов реального сектора на инновации, на ПО и сопутствующие услуги. В этой связи Правительству и регионам было предложено уделить самое пристальное внимание мерам поддержки спроса на продукцию наших IT‑компаний.
Содержание объемного вступительного доклада президента некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения РУССОФТ Валентина Макарова, последующих выступлений участников совещания было ограничено ИТ и проблемами бизнеса в этой сфере. О телекоммуникациях говорил только генеральный директор ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский. Он отметил, что уже в начале апреля трафик в российском сегменте интернета вырос на 20–25%. Пришлось масштабно увеличить пропускную способность магистральных линий и линий доступа, для того чтобы обеспечить такую потребность в первую очередь для жителей страны. Каким образом это удалось сделать он не пояснил.
В целом М.Осеевский считает, что отрасль (в этот раз телекоммуникационная) адекватно ответила на вызовы и дала возможность людям с минимальными потерями пройти через эти испытания.
По результатам состоявшегося обсуждения в начале июля Президент утвердил итоговый документ: "Перечень поручений по итогам состоявшегося 10 июня 2020 года совещания по вопросу развития информационно‑коммуникационных технологий и связи" (Пр-1068).
Документ содержит перечень из 11 поручений Правительству Российской Федерации "проработать вопросы" и одно – Государственной Думе ФС Российской Федерации, которой рекомендовано обеспечить совместно с Правительством РФ принятие федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Срок выполнения всех поручений – 3 августа 2020 года.
С телекоммуникациями прямо связаны два из 12 поручений, и оба они относятся к актуальным, но частным случаям организации "последней мили":
Заметим, что последнее поручение непосредственно связано с п. 1. з), поскольку невозможно предоставить доступ к тому, чего еще нет. Но, как свидетельствует многолетний опыт, проблема не может сводиться только к интернету, которую, кстати, в Москве операторы давно решили. Необходимо общее решение для всех случаев использования электросвязи в ЖКХ, то есть именно создание инфраструктуры коммуникаций в многоквартирных жилых домах, позволяющей также подключения сетей КТВ (или домовых антенн), систем охраны, оповещения, домофонов, лифтового хозяйства, разного рода датчиков и систем в составе технологий умного города, других.
Еще два важных и своевременных поручения общего характера можно и должно отнести и к телекоммуникациям:
Жаль конечно, что Правительству РФ поручается всего лишь "проработать вопросы", что наверняка было успешно выполнено в установленный срок. Но актуальность и повестка дня совещания несомненно имеют большое значение для отрасли, во всех ее толкованиях.
Надеемся, что результатом проработки станут решения, эффективные для развития цифровой инфраструктуры и успешного послекризисного восстановления. ■
независимый эксперт
Более полутора столетий телекоммуникации – электрическая, затем электронная связь – являются одной из систем жизнеобеспечения, неотъемлемой составляющей базовой инфраструктуры стран и мира. Со времени своего появления сети электросвязи имеют глобальный характер, всеми государствами развиваются согласованно, на единых стандартах, совместимых технологиях, правилах взаимодействия и взаиморасчетов.
В конце 20 века на смену телефонным и телеграфным сетям с прямым соединением абонентов пришли широкополосные (высокоскоростные) цифровые сети нового поколения на технологиях коммутации пакетов данных с использованием IP-протоколов. Эти конвергентные сети предоставляют любому пользователю в любом месте возможность получения широкого перечня коммуникационных услуг и любого контента, обеспечивают взаимодействие машин, организацию программно-управляемых систем в любой сфере деятельности.
Сегодня конвергентные сети электросвязи нового поколения уже стали привычными и необходимыми в нашей жизни так же, как сети энерго- и водоснабжения, которые, заметим, сегодня тоже не могут работать без средств электросвязи. Возможность широкополосного доступа (ШПД) к сетям, а следовательно, и к благам интернета уже создана для 92% населения планеты. В нашей стране, согласно данным Минцифры России, к началу 2020 года количество договоров на ШПД превышало 150 млн.
Никогда прежде эти сети и реализуемые с их использованием услуги и множество цифровых решений не были так важны для нашего здоровья и безопасности, а также для поддержания работоспособности экономики и общества, как в условиях глобального кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Причиной тому все более широкое и ответственное их применение, поскольку информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня используются повсеместно, практически во всех областях жизни и деятельности. Пандемия обострила спрос на цифровые коммуникации, а следовательно, и требования к сетям.
Чрезвычайные условия диктуют необходимость решения новых задач, связанных с реализацией государствами антикризисных мер: самоизоляцией граждан, рассредоточением офисов, дистанционным обучением и др. К примеру, организация удаленной работы сотрудников организаций, дистанционное обучение в школах и вузах возможны только при наличии развитой и надежной цифровой инфраструктуры, основой которой являются широкополосные сети электросвязи.
Новые требования к телекоммуникациям в условиях развивающейся пандемии обусловили необходимость выработки единых для всех стран рекомендаций на базе экспертных оценок и передового международного опыта. Комиссия по широкополосной связи в интересах устойчивого развития (созданная в 2010 году в структуре ООН) провела в апреле 2020 года экстренное заседание с участием специализированных организаций ООН (МСЭ – Международного союза электросвязи, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк) и более 100 компетентных руководителей и специалистов из разных государств мира, на котором была принята Программа действий по поддержке цифровых сетей, определившая неотложные меры, рекомендованные правительствам, отраслям, гражданскому обществу с тем, чтобы усилить коллективные ответные меры по преодолению кризиса, вызванного распространением инфекции COVID-19.
Программа рассматривается как платформа для обмена инициативами, принятия новых обязательств и содействия сотрудничеству и партнерству для государств-членов ООН и ее организаций. Укрепление и масштабирование сотрудничества в области широкополосной связи призвано помочь выработке и реализации коллективного ответа на COVID-19 и заложить основу для более быстрого восстановления всех сфер, затронутых кризисом.
Чтобы уменьшить воздействие пандемии и облегчить неблагоприятные последствия для экономики и общества, а также для обеспечения более быстрого восстановления за счет сведения к минимуму социальных и экономических последствий COVID-19, готовности к возможным в будущем глобальным вызовам, программа рекомендует уделить основное внимание трем аспектам:
1. Устойчивые подключения. Необходимо поддерживать надежную, устойчивую и безопасную цифровую инфраструктуру и адаптировать ее к потребностям всех групп пользователей с учетом запросов, возникающих в ходе применения антикризисных мер, включая карантинные, службы экстренного реагирования, логистику и др. Для этого, в частности, рекомендовано определить приоритеты для подключений к важнейшим государственным функциям, жизненно важным службам и стратегическим точкам подключения (таким как больницы, аптеки, центры экстренной помощи, транспортные узлы...), увеличить пропускную способность сетей и направлений на основе постоянного мониторинга с учетом роста объемов трафика, вызванного антикризисными мерами, принять ряд мер по укреплению устойчивости, по увеличению скорости и надежности широкополосного доступа к сетям и услугам для пользователей;
2. Доступность подключений для всех. Рекомендовано повышение ценовой доступности ШПД, услуг и устройств для обеспечения непрерывности бизнеса, обеспечение бесперебойного доступа к сетям, сервисам и информационным ресурсам для поддержки населения во время самоизоляции, а также для решения финансовых трудностей и экономических проблем. Для этого рекомендованы такие меры, как снижение тарифов и скидки на трафик, предоставление пользователям необходимых устройств в критических случаях, организация и поддержка альтернативных моделей финансирования для решений с бесплатным доступом;
3. Безопасное использование онлайн-сервисов. Необходимо поддерживать безопасное использование онлайн-сервисов всеми, особенно детьми и уязвимыми группами населения, способствовать доверию и безопасности при использовании данных, уважать право на неприкосновенность частной жизни. А также обеспечивать безопасный обмен цифровым контентом для поддержки электронных образования, здравоохранения, электронных финансовых услуг и мобильных платежей, цифрового сельского хозяйства, а также платформ электронного правительства. Также отмечена необходимость предоставлять населению научно обоснованную информацию о COVID-19, продвигать медийную и информационную грамотность для понимания опасностей распространения ложных фактов о вирусе.
Программа содержит развернутые рекомендации по немедленным действиям, которые прямо адресованы национальным регулирующим органам, организациям в сфере телекоммуникаций, науки, профильных некоммерческих организаций.
Сведений о какой-либо реакции нашего отраслевого регулятора на программу действий Комиссии ООН автору обнаружить не удалось, но следует отметить, что ряд мер, предпринимаемых в России, соответствует рекомендованным Программой.
Российская Федерация едва ли не единственная страна в мире, в которой национальным регулятором в сфере электросвязи/ИКТ все еще, со времен госмонополии на средства связи, остается правительственный орган, ныне носящий название Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. В большинстве других стран в условиях рынка эти функции давно выполняют независимые, в том числе и от исполнительной власти, регулирующие органы.
На официальном сайте министерства в состав направления деятельности "телекоммуникации" включено новое "направление": "Меры по борьбе с коронавирусной инфекцией COVID–19". Однако ничего связанного с электросвязью в этой чрезвычайной ситуации, с инфекцией, как таковой, по состоянию на сентябрь 2020 года, там не было.
Имелись лишь "Полезные ссылки портала Госуслуг" и список Telegram-каналов с информацией о рейсах, на которых россияне могут вернуться на Родину.
И это не удивляет, так как в нашей стране регулирование развития сектора электросвязи/ИКТ в интересах государства, экономики и социума в условиях рынка до настоящего времени не налажено. Не определена политика, не выработаны стратегия и планы развития пространственной основы цифровой инфраструктуры страны – функционально единой национальной широкополосной сети электросвязи, как это в свое время было сделано и реализовано в 86% стран мира. Рекомендации МСЭ и "Большой двадцатки" (G20), членом которых является Россия, ежегодных Глобальных симпозиумов для регуляторных органов, вырабатывающих согласованные решения на основе передового опыта, по мнению автора, в должной степени не учитываются.
Между тем, в России в роли современной сети связи общего пользования выступает стихийно сложившийся конгломерат из более 2 тыс. частных коммерческих сетей, объединенных условиями взаимных договоров о присоединении для обмена трафиком.
Отсутствие целевого регулирования развития и взаимодействия этих сетей в составе составляющих функционально единой национальной сети привело к невозможности реализации ряда инфраструктурных функций, таких как обеспечение и поддержание необходимых параметров, включая качество, управление единой сетью, в том числе и кризисное. При том, что приоритетное развитие национальных сетей на технологиях нового поколения, строгое поддержание их требуемых технических, технологических и иных параметров – одно из обязательных условий успешных цифровых преобразований, обеспечения минимальных системных рисков, которые могут проявится во всех сферах использования цифровой инфраструктуры.
Судя по публикуемым материалам и действиям регулятора, его чиновники все эти годы уделяли повышенное внимание бизнесу в сфере информационных технологий (ИТ), отделяя их от коммуникационной составляющей ИКТ без учета того факта, что их распространение и использование прямо зависят от развития и состояния сетей электросвязи. В отличие от ИТ-бизнеса, и спустя четверть века после становления рынка услуг связи в России регулирование в сфере телекоммуникаций все еще осуществляется административными, командными методами при отсутствии необходимого в условиях рынка соблюдения баланса интересов государства, бизнеса и социума. К тому же, впервые за 150 лет существования электросвязи к выработке системных решений, к подготовке нормативно-правовой базы практически не привлекается отечественная отраслевая наука.
Благодаря частному капиталу и конкурентному рынку, наличию единых мировых стандартов, оборудования и готовым технологическим решениям зарубежных вендоров широкополосные сети в нашей стране строились беспрецедентно быстро, но – в коммерческих интересах операторов, когда развитие всецело определяется спросом.
Ценовая доступность ШПД у нас одна из самых высоких в мире, как и уровень дистанционного предоставления госуслуг, развития систем видеонаблюдения. А Москва – в числе лидеров в реализации цифровых решений по созданию умного города, в сферах образования и здравоохранения. По данным АНО "Цифровая экономика", число физических лиц – пользователей интернетом, в 2019 году превысило 94 млн, широкополосный доступ к благам ИКТ имеется у 76% домашних хозяйств.
Как видим, наша страна находится вполне в русле мировых тенденций цифровых преобразований. В ежегодно публикуемых МСЭ отчетах по сводному индексу применения ИКТ Россия устойчиво занимает место в четвертой десятке стран мира; по международному индексу цифровой готовности Cisco – на 45-й позиции; по индексу цифровой конкурентоспособности Международного института развития (IMD) – на 38-й.
Эти данные свидетельствуют так же и о том, что государственные органы, экономика и население Российской Федерации зависят от бесперебойной и качественной работы своей цифровой инфраструктуры в не меньшей степени, чем в других странах. Опыт работы в условиях пандемии подтвердил это.
Однако этот опыт и приведенный выше краткий анализ ситуации в регулировании и развитии цифровой инфраструктуры Российской Федерации ставят под сомнение ее реальные возможности обеспечения необходимых базовых качеств, определяемых уровнем развития и параметрами коммуникационной основы – таких как надежность, устойчивость, пропускная способность, качество предоставляемых потребителям коммуникаций.
Наблюдения за работой в период самоизоляции некоторых популярных в Москве радиостанций при переходе со студийных передач на онлайновые подключения удаленных участников с использованием мессенджеров показали, что едва ли не каждое второе из них имело недопустимо низкое качество: пропадания, помехи, искажения даже при соединениях внутри города. Часто по ходу передачи приходилось отказываться от видеообмена с удаленными участниками, оставляя только VoIP, а то и вовсе переходить на телефонную связь, что свидетельствует о недостаточной пропускной способности линий доступа.
Вероятно, из-за возросшего общего трафика (недостаточной пропускной способности сетей) испытывали неудобства с пропаданиями звука слушатели радиостанций, вещающих через интернет. Эти же проблемы отмечали и участники дистанционного обучения, удаленной работы. Отметим, что речь идет о частных онлайн-подключениях, голосовой связи и трансляциях звуковых программ, не критичных к конечному, сквозному качеству обмена данными.
Иное дело – обеспечение этой же сетью потребностей цифровой экономики, работы государственных платформ и систем управления, массового обслуживания, связи между машинами и программируемыми системами. Использование инфраструктуры такого качества для указанных целей влечет за собой недопустимо высокие риски, которые могут проявляться во всех сферах использования цифровых решений. Примером тому недавние сбои инфраструктурного характера в работе Единого государственного реестра недвижимости "Росреестр", затронувшие в нескольких регионах тысячи потребителей его услуг и участников сделок с недвижимостью.
Возможности объективной оценки качества работы сети общего пользования, цифровой инфраструктуры в условиях пандемии, как и в обычное время, не имеются в виду отсутствия достоверной статистики и механизмов ее получения: обследований, мониторинга и измерений в целом по сети.
Публикуемая регулятором ведомственная статистика на основании данных самих операторов не позволяет оценить состояние и возможности нашей цифровой инфраструктуры, ее коммуникационной основы, в том числе и в решении проблем, связанных с ЧС. Опубликованные на официальном сайте Минцифры данные за 2019 год составлены по лекалам прошлого века, где главное – телефонная связь (местная, зоновая и т.д.), присутствует даже неведомая сегодня потребителям "документальная связь".
Сведений о широкополосных сетях нет вовсе, количество "абонентов" ШПД учтено только для стационарных линий, а для линий подвижной связи сохранена все та же "телефонная плотность", несмотря на то, что широкополосных подключений на сотовых сетях в семь раз больше.
Между тем, актуальная и достоверная статистика – основа организации действенного, оперативного, необходимого для реализации потенциала цифровых преобразований регулирования, планов и программ развития, ориентированных на конечные результаты.
Это в очередной раз подчеркнуто в "Руководящих указаниях для национальных регуляторов на примерах передового опыта" Глобального симпозиума для регуляторных органов ГСР-2019. Факты свидетельствуют, что в нашей стране такая основа отсутствует.
Вместе с тем нельзя отрицать, что на высших уровнях власти существует понимание значимости цифровых преобразований на базе повсеместного применения ИКТ для экономического и социального развития страны. Об этом свидетельствует, в частности, проведение Президентом России Владимиром Путиным 10 июня, на фоне растущего кризиса, связанного с пандемией, совещания по вопросам развития информационно‑коммуникационных технологий и связи. В этом событии представляется важным также и то, что едва ли не впервые на таком уровне драйвер экономического и социального прогресса – ИКТ и его коммуникационная составляющая – публично названы своими именами, а обсуждение, итоговый документ вышли, наконец, за пределы пресловутой "отрасли информационных технологий".
Совещание было весьма представительным. В нем участвовали председатель Правительства и руководитель Администрации Президента РФ со своими первыми заместителями, министры экономического развития, финансов, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, замминистра промышленности и торговли, губернатор Московской области – руководитель рабочей группы Государственного совета по направлению "Коммуникации, связь, цифровая экономика". А также руководители ПАО "Сбербанк России", ГК "Яндекс", "большой четверки" федеральных операторов связи, ряда ИТ-компаний.
В своем выступлении Президент подчеркнул роль и значимость отрасли (электросвязи/ИКТ), которые особенно ярко проявились в обстановке вынужденных ограничений, связанных с эпидемией. Государству нужно было максимально быстро реализовать решения по поддержке населения и экономики.
"Мы, еще раз хочу сказать, вместе смогли это сделать с помощью современных информационных технологий, инфраструктуры, которая создавалась на протяжении многих лет общими усилиями государства, бизнеса, инновационных команд", – сказал он.
Президент поблагодарил российские телекоммуникационные компании, профильных специалистов, которые в условиях возросшей нагрузки обеспечили непрерывную работу и высокий уровень востребованных сервисов. Ну и традиционно им была отмечена необходимость создания условий для ускоренной разработки и внедрения отечественных информационных технологий, трудности, с которыми сейчас столкнулась как сама отрасль, так и экономика в целом, включая вынужденное снижение расходов реального сектора на инновации, на ПО и сопутствующие услуги. В этой связи Правительству и регионам было предложено уделить самое пристальное внимание мерам поддержки спроса на продукцию наших IT‑компаний.
Содержание объемного вступительного доклада президента некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения РУССОФТ Валентина Макарова, последующих выступлений участников совещания было ограничено ИТ и проблемами бизнеса в этой сфере. О телекоммуникациях говорил только генеральный директор ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский. Он отметил, что уже в начале апреля трафик в российском сегменте интернета вырос на 20–25%. Пришлось масштабно увеличить пропускную способность магистральных линий и линий доступа, для того чтобы обеспечить такую потребность в первую очередь для жителей страны. Каким образом это удалось сделать он не пояснил.
В целом М.Осеевский считает, что отрасль (в этот раз телекоммуникационная) адекватно ответила на вызовы и дала возможность людям с минимальными потерями пройти через эти испытания.
По результатам состоявшегося обсуждения в начале июля Президент утвердил итоговый документ: "Перечень поручений по итогам состоявшегося 10 июня 2020 года совещания по вопросу развития информационно‑коммуникационных технологий и связи" (Пр-1068).
Документ содержит перечень из 11 поручений Правительству Российской Федерации "проработать вопросы" и одно – Государственной Думе ФС Российской Федерации, которой рекомендовано обеспечить совместно с Правительством РФ принятие федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Срок выполнения всех поручений – 3 августа 2020 года.
С телекоммуникациями прямо связаны два из 12 поручений, и оба они относятся к актуальным, но частным случаям организации "последней мили":
- п. 1. з) – обеспечению недискриминационного доступа операторов связи к инфраструктуре многоквартирных жилых домов для размещения сетей и средств электросвязи в целях повышения конкуренции и расширения предложения операторов связи. Заметим, что этот вопрос в такой же редакции стал актуальным еще в середине 90-х годов прошлого века, с появлением частных операторов электросвязи, кабельного телевидения (КТВ) и пережил много безуспешных попыток решения;
- п. 1. и) – включению в строительные нормы и правила условий об обязательном оснащении строящихся, реконструируемых или подлежащих капитальному ремонту многоквартирных жилых домов современной инфраструктурой широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заметим, что последнее поручение непосредственно связано с п. 1. з), поскольку невозможно предоставить доступ к тому, чего еще нет. Но, как свидетельствует многолетний опыт, проблема не может сводиться только к интернету, которую, кстати, в Москве операторы давно решили. Необходимо общее решение для всех случаев использования электросвязи в ЖКХ, то есть именно создание инфраструктуры коммуникаций в многоквартирных жилых домах, позволяющей также подключения сетей КТВ (или домовых антенн), систем охраны, оповещения, домофонов, лифтового хозяйства, разного рода датчиков и систем в составе технологий умного города, других.
Еще два важных и своевременных поручения общего характера можно и должно отнести и к телекоммуникациям:
- п. 1. б) совершенствование нормативно‑правовой базы для обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности организаций отрасли информационно‑коммуникационных технологий, в том числе с учетом ведущих международных практик;
Жаль конечно, что Правительству РФ поручается всего лишь "проработать вопросы", что наверняка было успешно выполнено в установленный срок. Но актуальность и повестка дня совещания несомненно имеют большое значение для отрасли, во всех ее толкованиях.
Надеемся, что результатом проработки станут решения, эффективные для развития цифровой инфраструктуры и успешного послекризисного восстановления. ■
Отзывы читателей