Выпуск #7-8/2020
Л.Набоких, С.Попов
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
Просмотры: 2104
DOI: 10.22184/2070-8963.2020.92.7-8.64.67
Транспорт – одна из тех отраслей, где за цифровизацию уже взялись всерьез как в центре, так и в регионах. В этом можно было убедиться на в пятый раз организованном Ассоциацией "Цифровая Эра Транспорта" форуме "Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта", который прошел в столице 7–8 октября. Форум стал главной площадкой в стране, которая собирает заказчиков и поставщиков решений на стыке транспорта, телекоммуникаций и ИТ. Ключевой темой юбилейного события организаторами была объявлена: "Что? Где? Когда?" в цифровой трансформации транспортного комплекса".
Транспорт – одна из тех отраслей, где за цифровизацию уже взялись всерьез как в центре, так и в регионах. В этом можно было убедиться на в пятый раз организованном Ассоциацией "Цифровая Эра Транспорта" форуме "Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта", который прошел в столице 7–8 октября. Форум стал главной площадкой в стране, которая собирает заказчиков и поставщиков решений на стыке транспорта, телекоммуникаций и ИТ. Ключевой темой юбилейного события организаторами была объявлена: "Что? Где? Когда?" в цифровой трансформации транспортного комплекса".
Теги: digital transformation of transport intelligent transport systems vibroacoustic sensor "danube" виброакустический сенсор "дунай" интеллектуальные транспортные системы цифровая трансформация транспорта
Ведущая в стране площадка по обсуждению цифровой трансформации транспортного комплекса, и в первую очередь интеллектуальных транспортных систем (ИТС), собрала в этот раз более 150 участников. В отличие от прошлых лет, их встречали не только стенды с новейшими разработками в области цифровых технологий для транспорта, но и уже привычные сотрудники с электронными термометрами, а вместе с бейджами выдавались маски. Реалии "коронавирусного" мира вносят корректировки во все сферы жизни, включая развитие и внедрение ИТС. Хочется надеяться, что эти системы оптимально обеспечат, в частности, минимизацию скоплений людей на всех видах транспорта.
На форуме представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства (Росавтодор), ФАУ "РОСДОРНИИ", Ассоциации "Цифровая Эра Транспорта", Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации "ОКО", холдинга "Швабе", оператора связи "ВымпелКом", а также представители более 20 региональных министерств и ведомств, эксперты, руководители ведущих компаний отрасли обсудили вопросы цифровой трансформации транспортного комплекса страны, развитие сети общественного транспорта, внедрение беспилотных технологий, вопросы транспортного планирования и моделирования городских агломераций и др. Одним из ключевых направлений форума стала тема реализации программы внедрения ИТС в регионах в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Форум открылся пленарной дискуссией "Цифровая трансформация транспортного комплекса". Как ИТС Москвы помогла справиться с распространением COVID-19, какова должна быть цифровая инфраструктура автомобильной дороги, как добиться интеграции региональных и федеральных ИТС, как спад экономики отразился на планах по цифровизации транспортной отрасли и какие инструменты поддержки со стороны государства могли бы стимулировать ее развитие – часть тем, которые обсудили участники сессии.
По словам Павла Ручьева, начальника управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства, эффект от применения интеллектуальных транспортных систем огромный. При этом вопросов очень много.
"Мы наблюдаем несбалансированность между потребностями транспортных услуг и реальной пропускной способностью. На сегодняшний день происходит значительный рост использования личного и общественного транспорта. Действующая инфраструктура, которая должна обеспечить пропускную способность, не справляется. И мы сталкиваемся с проблемами безопасности, с проблемами обеспечения грузоперевозок, качества предоставляемых услуг. Поэтому важная задача, которую мы ставим перед собой – это развитие ИТС, способных помочь нам в преодолении и решении проблем пропускной способности, проблем безопасности дорожного движения, повышения эффективности логистических процессов при грузоперевозках", – отметил представитель Росавтодора.
Екатерина Брязгина, директор по развитию ФАУ "РОСДОРНИИ", отметила, что цифровая трансформация – это новые возможности, процессы и сервисы. Это новое, необходимое и, самое главное, очень эффективное.
"Для ФАУ "РОСДОРНИИ" и для всей отрасли это синергия транспортного моделирования, ИТС, систем фотовидеофиксации ПДД, систем весогабаритного контроля, всего массива информации и других систем для повышения качества, безопасности и внедрения новейших технологий и грандиозных масштабных задач, таких как введение на дороги общего пользования беспилотного транспорта", – подчеркнула докладчица.
Один из ключевых вопросов, который затронула директор по развитию ФАУ "РОСДОРНИИ", – экономический кризис: "Спад экономики повлияет на цифровую трансформацию транспортного комплекса. Но плохо ли это? С одной стороны, да – будет меньше технологических возможностей и возможностей взаимодействия с коллегами в регионах, других странах. Но, с другой стороны, для нас всех – это хорошая возможность в спокойном режиме доработки документов, методических рекомендаций по разработке документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации, а также правовых актов и нормативно-технических документов", – уточнила Е.Брязгина.
Генеральный директор АНО "Дирекция Московского транспортного узла" Алексей Петров и заместитель директора ООО "Швабе-Москва" Иван Морданов поделились опытом внедрения ИТС в столице и рассказали о перспективах развития ИТС в регионах.
"В рамках разрабатываемой под руководством АНО "ДМТУ" Стратегии развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года подготовлен технологический прогноз внедрения цифровых и инновационных технологий в транспортный комплекс Москвы и Московской области", – рассказал Алексей Петров. Как отметил руководитель АНО "ДМТУ", транспортная система Москвы считается одной из самых передовых в области цифровизации. Однако это не значит, что мы должны останавливаться на достигнутом.
"Нам нужно двигаться дальше по пути цифровой трансформации, следуя за развитием инновационных технологий и трендов в области цифровизации. Очень многое, что касательно регионов, зависит от бюджетных средств, выделяемых в субъект на тот или иной проект. Очень важно помогать регионам, внедрять ИТС на дальних межрегиональных магистралях, двигаясь по пути расширения внедрения цифровых систем на ключевые связующие коридоры", – рассказал А.Петров.
В продолжении темы Иван Морданов рассказал, что на опыте концерна и опыте обслуживания ИТС Москвы вскрывается проблема дальнейшего обслуживания и эксплуатации систем интеллектуальных транспортных систем в регионах. "Мы, как практики, не понимаем, почему про ИТС все мы говорим исключительно на теоретическом уровне. ИТС – это огромные расходы, колоссальные средства для обслуживания систем. И для регионов – это большая проблема. Ведь одно дело установить, а другое дело – эксплуатировать. И проблемы при эксплуатации интеллектуальных транспортных систем в регионах колоссальные", – подчеркнул И.Морданов.
Во второй день в рамках форума при участии Федерального дорожного агентства прошло совещание по реализации программы внедрения ИТС в регионах в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". На совещании присутствовало более 100 представителей из 35 субъектов Федерации.
Еще весной текущего года Росавтодор рассмотрел заявки от регионов на выделение в рамках национального проекта средств для внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением и включающих города с населением свыше 300 тыс. человек. Всего в агентство поступило 56 заявок от 50 субъектов РФ, из которых было отобрано 22 региональных проекта. Объем финансирования в 2020 году – более 3,3 млрд руб.
По словам Екатерины Брязгиной (ФАУ "РОСДОРНИИ"), регионы уже провели конкурсные процедуры и заключили контракты на сумму более 500 млн руб., при этом экономия бюджетных средств составила более 65,3 млн. На 51% оставшихся средств торги объявлены, еще на 31% идет подготовка документации. Этот вопрос находится на жестком контроле федерального центра.
"Крайне важно понимать, что регионы реализуют мероприятия в соответствии с поданными заявками, а денежные средства осваиваются целевым образом", – подчеркнула Е.Брязгина.
Представителями региональных проектных офисов были подняты проблемные вопросы, возникшие в ходе реализации программы внедрения ИТС в городских агломерациях, касающихся разработки проектной документации, проведения конкурсных процедур и качества технических заданий. Нехватка кадров, необходимость формирования компетенций на должном уровне в регионах – неполный перечень тем, поднятых на мероприятии.
В некоторых субъектах РФ интеллектуальные транспортные системы в том или ином виде существуют уже давно – это комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, автоматические пункты весогабаритного контроля, системы мониторинга параметров транспортного потока, метеомониторинга. Одной из важнейших задач, стоящих перед субъектами, является обеспечение интеграции и взаимоувязки уже существующих подсистем и создание условий для их оптимизации в будущем. Причем, по словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Игоря Костюченко, речь идет как о межведомственной, так и о межсубъектной интеграции.
"ИТС – это не локальная задача какой-то одной агломерации, это задача для Российской Федерации в целом. Важно, как предложение одного субъекта ляжет в концепт в масштабах всей страны. Поэтому при подготовке таких предложений всегда необходимо думать над приоритетами, думать на перспективу", – подчеркнул заместитель руководителя Росавтодора.
Он также отметил: "Важность и значимость реализации проектов в области внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах мы все прекрасно понимаем. Действительно, управление процессом должно быть на уровне субъекта, и развитие ИТС должно строиться по модульному принципу, исходя из периферийного оборудования. Но, тем не менее, концепт должен быть заложен на этапе проектной разработки".
Программа форума включала также сессии "Подключенный и высокоавтоматизированный транспорт: ожидания и реальность"; "Комфортная городская среда: инфраструктура, мобильность, общественный транспорт"; "Внедрение ИТС в регионах – взгляд со стороны практиков".
Отметим, что в сессии "Цифровая инфраструктура автомобильных дорог" уже традиционно участвовала компания "Т8", известная многим связистам страны своим передовым высокоскоростным оборудованием систем передачи. На данном форуме ею были представлены последние достижения, в частности, в совершенствовании виброакустического сенсора "Дунай". Данное инновационное решение, основанное на использовании свойств волокон в обычном оптическом кабеле, обеспечивает интеллектуальный мониторинг в том числе дорожной обстановки. ■
На форуме представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства (Росавтодор), ФАУ "РОСДОРНИИ", Ассоциации "Цифровая Эра Транспорта", Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации "ОКО", холдинга "Швабе", оператора связи "ВымпелКом", а также представители более 20 региональных министерств и ведомств, эксперты, руководители ведущих компаний отрасли обсудили вопросы цифровой трансформации транспортного комплекса страны, развитие сети общественного транспорта, внедрение беспилотных технологий, вопросы транспортного планирования и моделирования городских агломераций и др. Одним из ключевых направлений форума стала тема реализации программы внедрения ИТС в регионах в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Форум открылся пленарной дискуссией "Цифровая трансформация транспортного комплекса". Как ИТС Москвы помогла справиться с распространением COVID-19, какова должна быть цифровая инфраструктура автомобильной дороги, как добиться интеграции региональных и федеральных ИТС, как спад экономики отразился на планах по цифровизации транспортной отрасли и какие инструменты поддержки со стороны государства могли бы стимулировать ее развитие – часть тем, которые обсудили участники сессии.
По словам Павла Ручьева, начальника управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства, эффект от применения интеллектуальных транспортных систем огромный. При этом вопросов очень много.
"Мы наблюдаем несбалансированность между потребностями транспортных услуг и реальной пропускной способностью. На сегодняшний день происходит значительный рост использования личного и общественного транспорта. Действующая инфраструктура, которая должна обеспечить пропускную способность, не справляется. И мы сталкиваемся с проблемами безопасности, с проблемами обеспечения грузоперевозок, качества предоставляемых услуг. Поэтому важная задача, которую мы ставим перед собой – это развитие ИТС, способных помочь нам в преодолении и решении проблем пропускной способности, проблем безопасности дорожного движения, повышения эффективности логистических процессов при грузоперевозках", – отметил представитель Росавтодора.
Екатерина Брязгина, директор по развитию ФАУ "РОСДОРНИИ", отметила, что цифровая трансформация – это новые возможности, процессы и сервисы. Это новое, необходимое и, самое главное, очень эффективное.
"Для ФАУ "РОСДОРНИИ" и для всей отрасли это синергия транспортного моделирования, ИТС, систем фотовидеофиксации ПДД, систем весогабаритного контроля, всего массива информации и других систем для повышения качества, безопасности и внедрения новейших технологий и грандиозных масштабных задач, таких как введение на дороги общего пользования беспилотного транспорта", – подчеркнула докладчица.
Один из ключевых вопросов, который затронула директор по развитию ФАУ "РОСДОРНИИ", – экономический кризис: "Спад экономики повлияет на цифровую трансформацию транспортного комплекса. Но плохо ли это? С одной стороны, да – будет меньше технологических возможностей и возможностей взаимодействия с коллегами в регионах, других странах. Но, с другой стороны, для нас всех – это хорошая возможность в спокойном режиме доработки документов, методических рекомендаций по разработке документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации, а также правовых актов и нормативно-технических документов", – уточнила Е.Брязгина.
Генеральный директор АНО "Дирекция Московского транспортного узла" Алексей Петров и заместитель директора ООО "Швабе-Москва" Иван Морданов поделились опытом внедрения ИТС в столице и рассказали о перспективах развития ИТС в регионах.
"В рамках разрабатываемой под руководством АНО "ДМТУ" Стратегии развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года подготовлен технологический прогноз внедрения цифровых и инновационных технологий в транспортный комплекс Москвы и Московской области", – рассказал Алексей Петров. Как отметил руководитель АНО "ДМТУ", транспортная система Москвы считается одной из самых передовых в области цифровизации. Однако это не значит, что мы должны останавливаться на достигнутом.
"Нам нужно двигаться дальше по пути цифровой трансформации, следуя за развитием инновационных технологий и трендов в области цифровизации. Очень многое, что касательно регионов, зависит от бюджетных средств, выделяемых в субъект на тот или иной проект. Очень важно помогать регионам, внедрять ИТС на дальних межрегиональных магистралях, двигаясь по пути расширения внедрения цифровых систем на ключевые связующие коридоры", – рассказал А.Петров.
В продолжении темы Иван Морданов рассказал, что на опыте концерна и опыте обслуживания ИТС Москвы вскрывается проблема дальнейшего обслуживания и эксплуатации систем интеллектуальных транспортных систем в регионах. "Мы, как практики, не понимаем, почему про ИТС все мы говорим исключительно на теоретическом уровне. ИТС – это огромные расходы, колоссальные средства для обслуживания систем. И для регионов – это большая проблема. Ведь одно дело установить, а другое дело – эксплуатировать. И проблемы при эксплуатации интеллектуальных транспортных систем в регионах колоссальные", – подчеркнул И.Морданов.
Во второй день в рамках форума при участии Федерального дорожного агентства прошло совещание по реализации программы внедрения ИТС в регионах в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". На совещании присутствовало более 100 представителей из 35 субъектов Федерации.
Еще весной текущего года Росавтодор рассмотрел заявки от регионов на выделение в рамках национального проекта средств для внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением и включающих города с населением свыше 300 тыс. человек. Всего в агентство поступило 56 заявок от 50 субъектов РФ, из которых было отобрано 22 региональных проекта. Объем финансирования в 2020 году – более 3,3 млрд руб.
По словам Екатерины Брязгиной (ФАУ "РОСДОРНИИ"), регионы уже провели конкурсные процедуры и заключили контракты на сумму более 500 млн руб., при этом экономия бюджетных средств составила более 65,3 млн. На 51% оставшихся средств торги объявлены, еще на 31% идет подготовка документации. Этот вопрос находится на жестком контроле федерального центра.
"Крайне важно понимать, что регионы реализуют мероприятия в соответствии с поданными заявками, а денежные средства осваиваются целевым образом", – подчеркнула Е.Брязгина.
Представителями региональных проектных офисов были подняты проблемные вопросы, возникшие в ходе реализации программы внедрения ИТС в городских агломерациях, касающихся разработки проектной документации, проведения конкурсных процедур и качества технических заданий. Нехватка кадров, необходимость формирования компетенций на должном уровне в регионах – неполный перечень тем, поднятых на мероприятии.
В некоторых субъектах РФ интеллектуальные транспортные системы в том или ином виде существуют уже давно – это комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, автоматические пункты весогабаритного контроля, системы мониторинга параметров транспортного потока, метеомониторинга. Одной из важнейших задач, стоящих перед субъектами, является обеспечение интеграции и взаимоувязки уже существующих подсистем и создание условий для их оптимизации в будущем. Причем, по словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Игоря Костюченко, речь идет как о межведомственной, так и о межсубъектной интеграции.
"ИТС – это не локальная задача какой-то одной агломерации, это задача для Российской Федерации в целом. Важно, как предложение одного субъекта ляжет в концепт в масштабах всей страны. Поэтому при подготовке таких предложений всегда необходимо думать над приоритетами, думать на перспективу", – подчеркнул заместитель руководителя Росавтодора.
Он также отметил: "Важность и значимость реализации проектов в области внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах мы все прекрасно понимаем. Действительно, управление процессом должно быть на уровне субъекта, и развитие ИТС должно строиться по модульному принципу, исходя из периферийного оборудования. Но, тем не менее, концепт должен быть заложен на этапе проектной разработки".
Программа форума включала также сессии "Подключенный и высокоавтоматизированный транспорт: ожидания и реальность"; "Комфортная городская среда: инфраструктура, мобильность, общественный транспорт"; "Внедрение ИТС в регионах – взгляд со стороны практиков".
Отметим, что в сессии "Цифровая инфраструктура автомобильных дорог" уже традиционно участвовала компания "Т8", известная многим связистам страны своим передовым высокоскоростным оборудованием систем передачи. На данном форуме ею были представлены последние достижения, в частности, в совершенствовании виброакустического сенсора "Дунай". Данное инновационное решение, основанное на использовании свойств волокон в обычном оптическом кабеле, обеспечивает интеллектуальный мониторинг в том числе дорожной обстановки. ■
Отзывы читателей