ОБ ОТМЕНЕ АМЕРИКАНСКИХ САНКЦИЙ:информация к размышлению
В конце февраля текущего года власти США ввели санкции на поставку в Российскую Федерацию американских технологий для оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей, экспорта полупроводников, компьютеров, телекоммуникаций, оборудования информационной безопасности, лазеров и сенсоров. Но уже 7 апреля 2022 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) министерства финансов США исключило из-под введенных против нашей страны санкций телекоммуникационное оборудование и ряд интернет-технологий.
Многие российские новостные ресурсы сообщили данную информацию, а ряд из них дал этой вести положительную оценку в стиле "Санкции дали трещину" или "США пошли на попятную". Например, вот что сообщил сайт правительственного СМИ − "Российской газеты" 10 апреля: "Решение касается "всех обычных операций, необходимых для получения или передачи телекоммуникаций", а также "экспорта или реэкспорта, продажи или поставки прямо или косвенно из США или американскими лицами, где бы те ни находились, в РФ" услуг, программного обеспечения, оборудования или технологий для обмена сообщениями через интернет.
Ключевым здесь является снятие ограничений с телекоммуникационного оборудования, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. "Разрешение выдано на все телекоммуникационное оборудование без каких-либо ограничений. То есть фактически это вся инфраструктура: сотовые сети, дата-центры, любые провайдеры", − пояснил эксперт.
По оценкам собеседников "РГ" на телеком-рынке, доля собственно американского оборудования на сетях российских операторов связи составляет от 30 до 40%. При этом важным фактором стало то, что под вторичные санкции американских властей могли попадать и другие производители, в том числе европейские и азиатские".
Но стоит ли этому радоваться? "ПЕРВАЯ МИЛЯ" обратилась за комментариями к доценту кафедры защищенных систем связи СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, постоянному автору нашего журнала Н.Л.Сторожуку.
Я твердо придерживаюсь мнения, что в последние годы все, что бы ни предпринимали США в отношении России, делалось либо для собственной пользы, либо во вред нашей стране.
А в этом году приоритет навредить России стал даже превалировать над соображениями собственной выгоды. Опыт показывает, что отмена введенных против нашей страны ограничений происходит очень редко и с большим трудом. Какие же веские причины могли привести к столь скорой отмене свежеиспеченных санкций?
Не секрет, что большая часть телекоммуникационного и интернет-оборудования, а также программного обеспечения, используемого на российских сетях связи, разработаны и производятся за рубежом. Ни одна модель такого оборудования и ни одна версия ПО не прошли сертификацию на отсутствие недокументированных возможностей и, более того, таких перспектив не имеется. Данные, необходимые для такой сертификации не предоставляются иностранными производителями, так как являются их коммерческой тайной. Таким образом, факт отсутствия у этого оборудования и ПО недокументированных возможностей никем не доказан, а факты их наличия неоднократно подтверждались.
С одной стороны, наличие недокументированных возможностей позволяет западным спецслужбам получать из наших сетей связи интересующую их информацию, с другой − с их помощью можно вывести из строя саму сеть связи. Например, американская корпорация Cisco, производящая оборудование для компьютерных сетей и сетей связи, в начале марта этого года объявила о прекращении своих операций в России и Беларуси в связи с российской военной спецоперацией на Украине. При этом известно, что у этого оборудования есть опция дистанционного отключения, которая может быть активирована в любой момент.
Таким образом, данная отмена американских санкций не несет нашей стране ничего хорошего и свидетельствует лишь о нежелании США терять контроль над российскими телекоммуникационными сетями.
Руководство России прекрасно понимает актуальность сложившихся угроз: в целях обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры 30 марта 2022 года был подписан указ Президента Российской Федерации № 166, который запрещает использовать иностранное программное обеспечение госорганами и госзаказчиками на критической инфраструктуре. Непонятно только, почему не запрещается использование данными структурами зарубежного телекоммуникационного оборудования, которое несет не меньшую опасность, чем иностранное ПО. Возможно, это связано с недостаточным предложением телекоммуникационного оборудования со стороны российских производителей, но здесь в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. На российском рынке присутствуют, например:
Это далеко не полный список отечественного телекоммуникационного оборудования и частных предприятий, которые разработали его в инициативном порядке и серийно производят в настоящее время.
В этом списке отсутствуют маршрутизаторы операторского класса, но разработать данное оборудование за свой счет для работающих в данном сегменте пока еще не очень крупных частных российских компаний было непосильной задачей. Государство такие работы не заказывало, а операторы предпочитали покупать импортное оборудование и не гарантировали переход на отечественное, если даже такое бы появилось. К тому же до сих пор отсутствует российская элементная база, пригодная для применения в подобных разработках.
В настоящее время в рамках задачи достижения цифрового суверенитета Российской Федерации необходимо предпринять реальные шаги на государственном уровне для того, чтобы появилась полная линейка российского телекоммуникационного оборудования. Бизнес в одиночку эту задачу в полной мере на сегодняшний день решить не в состоянии, этому не способствуют многие факторы, в том числе и ключевая ставка Банка России. С технической стороны российские предприятия могли бы ответить на этот вызов при условии помощи со стороны государства в обеспечении процесса разработки необходимыми ресурсами. ■
В конце февраля текущего года власти США ввели санкции на поставку в Российскую Федерацию американских технологий для оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей, экспорта полупроводников, компьютеров, телекоммуникаций, оборудования информационной безопасности, лазеров и сенсоров. Но уже 7 апреля 2022 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) министерства финансов США исключило из-под введенных против нашей страны санкций телекоммуникационное оборудование и ряд интернет-технологий.
Многие российские новостные ресурсы сообщили данную информацию, а ряд из них дал этой вести положительную оценку в стиле "Санкции дали трещину" или "США пошли на попятную". Например, вот что сообщил сайт правительственного СМИ − "Российской газеты" 10 апреля: "Решение касается "всех обычных операций, необходимых для получения или передачи телекоммуникаций", а также "экспорта или реэкспорта, продажи или поставки прямо или косвенно из США или американскими лицами, где бы те ни находились, в РФ" услуг, программного обеспечения, оборудования или технологий для обмена сообщениями через интернет.
Ключевым здесь является снятие ограничений с телекоммуникационного оборудования, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. "Разрешение выдано на все телекоммуникационное оборудование без каких-либо ограничений. То есть фактически это вся инфраструктура: сотовые сети, дата-центры, любые провайдеры", − пояснил эксперт.
По оценкам собеседников "РГ" на телеком-рынке, доля собственно американского оборудования на сетях российских операторов связи составляет от 30 до 40%. При этом важным фактором стало то, что под вторичные санкции американских властей могли попадать и другие производители, в том числе европейские и азиатские".
Но стоит ли этому радоваться? "ПЕРВАЯ МИЛЯ" обратилась за комментариями к доценту кафедры защищенных систем связи СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, постоянному автору нашего журнала Н.Л.Сторожуку.
Я твердо придерживаюсь мнения, что в последние годы все, что бы ни предпринимали США в отношении России, делалось либо для собственной пользы, либо во вред нашей стране.
А в этом году приоритет навредить России стал даже превалировать над соображениями собственной выгоды. Опыт показывает, что отмена введенных против нашей страны ограничений происходит очень редко и с большим трудом. Какие же веские причины могли привести к столь скорой отмене свежеиспеченных санкций?
Не секрет, что большая часть телекоммуникационного и интернет-оборудования, а также программного обеспечения, используемого на российских сетях связи, разработаны и производятся за рубежом. Ни одна модель такого оборудования и ни одна версия ПО не прошли сертификацию на отсутствие недокументированных возможностей и, более того, таких перспектив не имеется. Данные, необходимые для такой сертификации не предоставляются иностранными производителями, так как являются их коммерческой тайной. Таким образом, факт отсутствия у этого оборудования и ПО недокументированных возможностей никем не доказан, а факты их наличия неоднократно подтверждались.
С одной стороны, наличие недокументированных возможностей позволяет западным спецслужбам получать из наших сетей связи интересующую их информацию, с другой − с их помощью можно вывести из строя саму сеть связи. Например, американская корпорация Cisco, производящая оборудование для компьютерных сетей и сетей связи, в начале марта этого года объявила о прекращении своих операций в России и Беларуси в связи с российской военной спецоперацией на Украине. При этом известно, что у этого оборудования есть опция дистанционного отключения, которая может быть активирована в любой момент.
Таким образом, данная отмена американских санкций не несет нашей стране ничего хорошего и свидетельствует лишь о нежелании США терять контроль над российскими телекоммуникационными сетями.
Руководство России прекрасно понимает актуальность сложившихся угроз: в целях обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры 30 марта 2022 года был подписан указ Президента Российской Федерации № 166, который запрещает использовать иностранное программное обеспечение госорганами и госзаказчиками на критической инфраструктуре. Непонятно только, почему не запрещается использование данными структурами зарубежного телекоммуникационного оборудования, которое несет не меньшую опасность, чем иностранное ПО. Возможно, это связано с недостаточным предложением телекоммуникационного оборудования со стороны российских производителей, но здесь в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. На российском рынке присутствуют, например:
- магистральное оборудование со спектральным уплотнением оптических каналов (ООО "Т8", ОАО "СУПЕРТЕЛ");
- оборудование синхронной цифровой иерархии (ОАО "СУПЕРТЕЛ");
- маршрутизаторы корпоративного класса и коммутаторы (ООО "Предприятие "ЭЛТЕКС", АО НПП "Полигон");
- оборудование тактовой сетевой синхронизации (АО НПП "КОМЕТЕХ", ЗАО "Время-Ч").
Это далеко не полный список отечественного телекоммуникационного оборудования и частных предприятий, которые разработали его в инициативном порядке и серийно производят в настоящее время.
В этом списке отсутствуют маршрутизаторы операторского класса, но разработать данное оборудование за свой счет для работающих в данном сегменте пока еще не очень крупных частных российских компаний было непосильной задачей. Государство такие работы не заказывало, а операторы предпочитали покупать импортное оборудование и не гарантировали переход на отечественное, если даже такое бы появилось. К тому же до сих пор отсутствует российская элементная база, пригодная для применения в подобных разработках.
В настоящее время в рамках задачи достижения цифрового суверенитета Российской Федерации необходимо предпринять реальные шаги на государственном уровне для того, чтобы появилась полная линейка российского телекоммуникационного оборудования. Бизнес в одиночку эту задачу в полной мере на сегодняшний день решить не в состоянии, этому не способствуют многие факторы, в том числе и ключевая ставка Банка России. С технической стороны российские предприятия могли бы ответить на этот вызов при условии помощи со стороны государства в обеспечении процесса разработки необходимыми ресурсами. ■
Отзывы читателей