ИНФОКОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – ВАЖНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО КВАЛИФИЦИРОВАННОГОСПЕЦИАЛИСТА
В статье рассмотрен феномен "информационно-коммуникативная компетенция" как одна из важных составляющих профессиональной социальной компетентности современного квалифицированного специалиста. В работе дается характеристика действующих профессиональных навыков и знаний, подтверждающих профессиональную квалификацию специалиста в современном обществе; раскрываются такие понятия, как профессиональная, методическая, социальная, коммуникативная, социокультурная, информационная компетенции; выявляется роль владения информационно-коммуникативной компетенцией в профессиональном становлении личности. Предпринята попытка проанализировать коммуникативные модели и техники, способствующие гармоничному взаимоотношению, успешному сотрудничеству, лидерству. Проведен анализ техник и моделей, положительно влияющих на становление информационно-коммуникативной компетенции. Предложены рекомендации для оптимизации процесса формирования вышеназванных компетенций будущих специалистов.
О.Романенко, к.ф.н., доцент Оренбургского филиала
Поволжского государственного университета телекоммуникаций
и информатики / romanenko.olesia@mail.ru,
М.Студянникова, к.пед.н., доцент Оренбургского филиала ПГУТИ /
studyannikovam@mail.ru
УДК 007, DOI: 10.22184/2070-8963.2022.108.8.70.75
В статье рассмотрен феномен "информационно-коммуникативная компетенция" как одна из важных составляющих профессиональной социальной компетентности современного квалифицированного специалиста. В работе дается характеристика действующих профессиональных навыков и знаний, подтверждающих профессиональную квалификацию специалиста в современном обществе; раскрываются такие понятия, как профессиональная, методическая, социальная, коммуникативная, социокультурная, информационная компетенции; выявляется роль владения информационно-коммуникативной компетенцией в профессиональном становлении личности. Предпринята попытка проанализировать коммуникативные модели и техники, способствующие гармоничному взаимоотношению, успешному сотрудничеству, лидерству. Проведен анализ техник и моделей, положительно влияющих на становление информационно-коммуникативной компетенции. Предложены рекомендации для оптимизации процесса формирования вышеназванных компетенций будущих специалистов.
В быстро меняющемся обществе в условиях экономического и технологического роста страны профессиональные знания, полученные ранее в вузовском учреждении, устаревают, обесценивая тем самым профессиональную квалификацию сотрудника. Поэтому работодатели в наше время требуют больше навыков от соискателя, чем просто классическую профессиональную компетентность.
Здесь речь идет уже о более развернутом понятии профессиональных действующих навыков, включающих в себя профессиональную, методологическую, социальную и социокультурную, коммуникативную, информационную компетентности. Под более развернутым понятием профессиональных навыков понимается способность и готовность сотрудника самостоятельно решать профессиональные проблемы сложившейся профессиональной и жизненной ситуации на основе методически подходящих схем действий, оценивать найденные решения и расширять репертуар навыков действий, осуществлять самоанализ и корректировать свои собственные профессиональные действия [1, с. 34].
В данной работе под компетентностью понимается сочетание психических качеств, или психическое состояние, когда человек действует самостоятельно и ответственно, обладает способностями и умением выполнять определенные функции [2].
Профессиональная компетентность складывается из наличия профессиональных знаний, профессиональных умений, профессионально значимых качеств человека, навыков самовоспитания и самообразования [1, с. 34].
Профессиональная компетентность включает в себя владение иностранными языками, ИТ-знаниями, общими экономическими и международными знаниями, знаниями о новых технологиях.
К методической компетентности относятся знания, навыки систематически и самостоятельно находить пути решения проблем в учебных и рабочих ситуациях. К ним относят: способность к работе с информацией, способность к творческому решению проблем, способность к принятию решений, способность к сетевому мышлению, способность к самоорганизации, способность формулировать цели, методы обучения и работы, методы личной работы, включая методы управления временем.
Социальная компетентность проявляется в способности и готовности сотрудника ответственно относиться к другим людям, в умении вежливо и разумно обращаться с ними, в способности погружаться в их мышление и чувства.
Под социокультурной компетенцией понимается знание и понимание культуры родного и изучаемого языков в исторической диахронии и синхронии, знание и понимание этикетных норм, форм вежливости в различных социальных сферах, умение осуществлять адекватный подбор языковых, речевых единиц с учетом их социокультурной приемлемости в конкретной коммуникативной ситуации, в соответствии с социальными ролями коммуникантов, коммуникативными поведенческими моделями и целями коммуникации [3, с. 14].
Наиболее важной частью социальной компетенции считается коммуникативная компетенция. Она включает в себя прежде всего грамотный диалог, письменную коммуникацию, способность визуализировать, комментировать и рассуждать. В рамках российского вузовского образования коммуникативная компетенция входит в структуру общекультурных компетенций, обеспечивает возможность взаимодействия специалистов, в том числе и из разных стран, способствует эффективной работе в команде и общению в рамках своей профессии в обществе в целом.
Коммуникационная компетентность порождает хорошую коммуникацию, создает положительный социальный климат, с легкостью решает проблемные и конфликтные ситуации, минимизирует или предотвращает взаимные недоразумения, способствует успеху предприятий и организаций.
Существует много коммуникативных моделей, методик и техник, способствующих гармоничному взаимоотношению, успешному сотрудничеству, лидерству. Поскольку хорошее знание законов коммуникации, умение правильно вести разговор, грамотно презентовать идею, услугу, товар, умение бесконфликтно убеждать способствуют успешному решению самых разных производственных, организационных и общественных задач [4, с. 5].
Понятие "информационная компетентность" − достаточно широкий и неоднозначный термин, требующий для становления соответствующих способностей значительное интеллектуальное развитие, наличие и проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексию и т.д. В исследованиях отечественных ученых данное понятие трактуется как "сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств"; "новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств" [5].
Таким образом, информационная и коммуникационная компетенции являются взаимодополняющими составляющими профессиональной компетенции квалифицированного специалиста, без которых специалист любой сферы не сможет реализовать свои цели и задачи, донести до окружающих необходимую информацию с использованием современных средств, современных ресурсов.
В отечественной и зарубежной научной периодике широко представлены проблема межличностного общения и вопрос, касающийся гармоничного взаимопонимания и успешного сотрудничества двух и более контактирующих сторон. Вопросами межличностного отношения занимались такие российские и иностранные ученые, как А.А.Леонтьев, В.Г.Маранцман, В.В.Рыжов, О.В.Солонкина, П.Вацлавик, Э.Берн, Ф.Шульц фон Тун, Т.Гордон, Р.Бендлер, Д.Гриндер и др. Исследования формирования и структуризации информационно-коммуникационной компетентности можно найти в работах М.А.Бовтенко, Л.B.Бочаровой, Л.H.Горбуновой, И.И.Ереминой, И.Ф.Кривчанского, Л.Ю.Ситниковой, В.А.Стародубцевой, К.С.Хановой, В.Г.Былинкиной, В.М. Галкиной, Г.Б.Паршуковой, И.В.Абрамовой, Г.А.Кручининой, Т.Ю.Удаловой, Е.К.Хеннера и др.
Одним их зарубежных ученых, занимающихся вопросом межличностного общения является Фридман Шульц фон Тун [10]. Его коммуникационная модель является "немецкой" разработкой и пользуется большой популярностью на международном уровне. Шульц фон Тун, являясь профессором Университета Гамбурга, посвятил себя вопросу "Психология межличностного общения". Ученым была представлена базовая модель общения с четырьмя типами сообщений. Целью этой четырехсторонней модели является выявление психологически значимых процессов в разговоре, определение опасных "разговорных моментов", изучение эффективного поведения во время разговора.
Составляющими его модели являются следующие аспекты: фактическое сообщение, эмоциональное сообщение, отношение к оппоненту, обращение. Согласно модели Ф.Шульц фон Туна, коммуникатор передает какую-либо информацию со своей точки зрения. Для того чтобы построить фактическое сообщение отправитель (коммуникатор) должен четко и понятно составить свое высказывание. При этом в каждом сообщении содержится не только информация о каком-либо предмете, но и собственное отношение отправителя к информации, его внутреннее ощущение. Третьей составляющей модели общения является личное отношение отправителя к получателю, которое проявляется во время общения через интонацию, тон. Эта составляющая является определяющей при вербальном контакте двух коммуникаторов, она определяет являются ли собеседники равноправными партнерами или они трактуются иначе (начальник − подчиненный, родитель − ребенок, учитель − ученик и т. д.). Четвертая часть сообщения – обращение. С его помощью передатчик хочет достичь желаемого эффекта на собеседника, он пытается повлиять на приемника в принятии того или иного решения, ответа. При этом влияние на собеседника может быть открытым (приказы, указания, запреты, предложения) и скрытым (манипуляции, неискренние слезы).
Скрытые методы воздействия на собеседника всегда односторонние и направлены на определенную цель, например, на готовность прийти на помощь, вызванную чувством жалости [10].
Коммуникативные недопонимания, по мнению ученого, возникают также по той причине, что собеседник воспринимает разговор несколько иначе, чем это имеет в виду адресант. Автор теории это связывает с тем, что для четырех типов сообщений желаемый эффект выражается по-разному. На основании вышесказанного, Ф.Шульц фон Тун разработал свою модель с "четырьмя ушами".
По мнению ученого, для эффективного восприятия информации четырех типов сообщения человеку необходимо "четыре уха". Благодаря своей теории "четырех ушей" автор минимизирует недопонимания между собеседниками в процессе общения. В своей модели Ф.Шульц фон Тун выделяет материальное ухо, эмоциональное ухо, ухо, направленное на определение отношения, и призывное ухо.
Материальное ухо воспринимает материальное содержание сообщения, спрашивая: "Что это значит"? Если получатель воспринимает сообщение только материальным ухом, то он пренебрегает другими важными аспектами сообщения. Особенно это ощущается в дискуссиях или коммуникационных процессах, где речь идет больше о межличностных отношениях.
Эмоциональное ухо определяет манеру и тон передачи сообщения, оно хочет быстро понять, что происходит с другим собеседником.
Ухо, направленное на определение отношения, участвует в выявлении личного отношения адресанта к адресату. Люди с гиперчувствительным "ухом отношения" часто не обращают внимания на фактические, материальные аспекты и переводят разговор на уровень взаимоотношений. Простые сообщения они интерпретируют на свой лад и воспринимают их по-своему: если кто-то сердится, они чувствуют себя обиженными, если кто-то смеется, они чувствуют себя высмеянными, если собеседник отвернулся во время разговора в другую сторону – они воспринимают это оскорбительным по отношению к себе и ощущают себя отвергнутыми. Они постоянно воспринимают любое поведение адресанта на "уровне отношений".
Люди, чьи действия в значительной степени вызваны призывным ухом, стремятся сделать все для всех правильно и даже соответствовать невысказанным ожиданиям собеседников. При сильной степени выраженности призывного уха это может показаться навязчивым [10].
Таким образом, адресаты, воспринимающие какое-либо сообщение всеми четырьмя способами, имеют все условия для эффективного общения.
Рассмотрим пример: вопрос, который, согласно представленной четырехступенчатой модели общения, воспринимается по-разному. Руководитель спрашивает сотрудника: "Вы написали это письмо? В нем много ошибок!" Если сотрудник слышит этот вопрос материальным ухом, то он воспринимает вопрос как факт и отвечает на него: да или нет. Услышав данный вопрос эмоциональным ухом, сотрудник поймет, что шеф сердится. Если работник слышит вопрос ухом-отношением, то он воспримет его как критику в свой адрес. Если сотрудник предпочитает слышать призывным ухом, то он воспринимает послание: перепиши письмо еще раз, но, пожалуйста, без ошибок.
Другой ученый-психолог Томас Гордон также занимался вопросами межличностного общения [11]. Т.Гордон считал, что лидером является не только специалист по переданным ему делам, но и специалист по межличностным отношениям. В своей теории ученый рассматривает и изучает взаимоотношения между сотрудниками и руководителями. Психолог исходит из того, что у обеих сторон есть потребности, которые должны соблюдаться и удовлетворяться. Так, например, существуют потребности в уважении, безопасности, социальном признании, независимости и доверии. Если эти ожидания и потребности с обеих сторон останутся неудовлетворенными, то возникают такие чувства и ощущения, как неудовлетворенность, агрессивность, уныние и разочарование, которые приводят впоследствии к конфликтам.
Ученый, исходя из потребностей подчиненных и начальников, рассматривает должное и фактическое состояние работодателя и сотрудника. При этом фактическое состояние ощущений он делит на три зоны. Первая зона представляет ту область состояния работника, в которой ощущается наличие какой-либо проблемы или неудовлетворительной потребности. Вторая − бесконфликтное состояние обеих сторон. Это состояние характеризуется полным удовлетворением потребностей как у сотрудников, так и у руководителя. Третья зона показывает конфликтное состояние руководителя и степень его неудовлетворительных потребностей.
По мнению Т.Гордона, руководитель, как лидер, обязан расширить бесконфликтную зону (вторую зону фактического состояния), удовлетворяя тем самым потребности своих работников и сложившиеся проблемы в компании. При этом для бесконфликтного решения работодателем какой-либо рабочей или межличностной проблемы, ученый предлагает алгоритм действий, состоящий из пяти пунктов:
Распознайте проблему и посмотрите на нее так, что в ней нет ни упрека, ни оценки. Будьте готовы к тому, что, выслушав мнение сотрудника, возникнет необходимость переосмыслить проблему и рассмотреть ее с другой точки зрения. Только после того, как обе стороны придут к общей формулировке проблемы, переходите ко второму пункту.
Разработайте альтернативные решения. Перед тем как переходить к собственным предложениям решения проблемы, выслушайте сначала возможные варианты от своего сотрудника. Из вместе выдвинутых с работником предложений выберите самые разумные и практичные варианты, чтобы затем перейти к третьему пункту.
Совместно оценивайте альтернативные решения. Перепроверьте совместно выбранные решения на их действенность и реальность, будьте честны друг к другу.
Выберите и реализуйте совместно решение. Обсудите, кто и что делает для его реализации.
Оцените решение. Если принятые меры не увенчаются успехом, обсудите заново сложившуюся ситуацию и совместно пересмотрите пути решения ее. Решение не может быть изменено в одностороннем порядке [11, c. 65−66].
Отдельного внимания в вопросе о бесконфликтном общении заслуживает предложенная Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером модель нейролингвистического программирования (НЛП) [12]. Основными задачами их модели было осветить такие вопросы как стать хорошим коммуникатором, как заинтересовать в общении других людей, что мы делаем автоматически и интуитивно правильно. Согласно двум ученым, любое поведение человека состоит из неврологических процессов. Нервы принимают стимулы и передают их в мозг; там они фильтруются и обрабатываются. Наше поведение выстраивается через зрение (зрительные стимулы), слух (слуховые стимулы), осязание (кинестетические стимулы), обоняние (обонятельные стимулы) и вкусовые качества (вкусовые стимулы). С помощью наших пяти чувств мы фильтруем все, что поступает в нас из окружающей среды в виде информации, сигналов и стимулов.
Язык − это индивидуальное выражение нашего субъективного восприятия. Используя язык, мы кодируем и обобщаем наш опыт, обмениваемся им с другими людьми. Через программирование человек расширяет ранее полученные знания, дополняет известные вещи новыми, более актуальными.
Таким образом, модель Р.Бэндлера и Д.Гриндера, − НЛП − это набор приемов (технологий), используемых для улучшения общения. В ней описываются связи между разумом и языком, а также влияние их взаимодействия на тело и поведение. Данная модель представляет возможность научиться эффективно общаться с другими людьми благодаря более тонкому восприятию и лучшему пониманию процессов общения; лучше использовать свои собственные ресурсы и эффективно достигать своих целей за счет осознания и использования ранее непризнанных навыков и личных представлений о целях; улучшить командную работу за счет изучения основных правил поведения в случае конфликта для быстрого решения спорных ситуаций; сделать работу с сотрудниками более успешной.
Согласно предложенным моделям и изученным положениям о факторах, влияющих на плодотворное общение между сотрудниками, рабочими и их начальниками, предлагаем придерживаться пяти элементарных правил для эффективного общения:
Вступайте в контакт со своими собственными силами. Очень часто в "конфликтных" ситуациях внутреннее душевное состояние сопровождается такими негативными чувствами как гнев, депрессия, чувство вины. Поэтому в сложных ситуациях очень важно осознавать, какие негативные изменения и процессы происходят внутри вас и какое влияние они оказывают на душевное равновесие. Таким образом, для бесконфликтного разговора очень важно настроиться на успешный ход переговоров и на положительную конечную цель, мысленно прокрутить все возможные варианты разговора, а также представить и применить оптимальную реакцию в конкретной ситуации, поскольку только позитивное представление ситуации разговора пробудит у вас собственные силы и способности.
Найдите гармоничный подход к потенциальному собеседнику. Это правило является важным при ведении диалога. Хороший руководитель должен настроится на сотрудника как на уровне содержания, так и на уровне отношений. Чем больше языковых сходств, способов мышления, стратегий принятия решений и языка тела между собеседниками, тем более опытным и плодотворным становится их деловой и межличностный контакт.
Начните понимать мир других. Каждый человек накапливает опыт в течение своей жизни и рисует свою личную "карту мира", разрабатывая свой собственный стиль, критерии, символы и ценности. Причиной многих трудностей и недоразумений в межличностном отношении часто является то, что люди по-разному воспринимают мир. Каждый человек предпочитает определенный тип восприятия и чувств. Для одного важнее видеть, для другого − слышать, для третьего − чувствовать. В стрессовых ситуациях каждый прибегает к своему предпочтительному способу восприятия, который может кардинально отличаться от способа восприятия собеседника. Чтобы быть гибким и понимающим, коммуникатор должен безусловно иметь свою собственную картину мира, свои собственные взгляды на вещи, но при этом осознавать и учитывать жизненные взгляды и приоритеты других в разговоре.
Разбудите интерес к друг другу. Чтобы ваш разговор прошел успешно, ваш партнер по разговору также должен быть в "хорошем состоянии" и с положительными мыслями в голове. Только тогда общение приведет к успешному результату. В начале любого делового разговора очень важно ослабить атмосферу бесконфликтными темами, любыми разговорными темами, которые вызывают приятные ассоциации у собеседника.
Необходимо также задавать вопросы о цели (целях), которую (которые) хочет достичь ваш партнер по разговору. Любой вопрос, касающийся цели, является помощью для Вас и вашего собеседника, он придает смелость к принятию новых решений и изменению своего поведения.
Ставьте общие цели. К сильным качествам человека относится не только целеустремленность, настойчивость, приверженность своему делу, но и сочувствие и справедливость.
Для поиска решения в случае ошибок и конфликтов рекомендуем придерживаться следующих подходов:
- Открыто признать ошибку.
- Внимательно выслушать и принять реакцию другого человека.
- Выразить сожаление по поводу ошибки.
- Назвать общую цель на будущее.
- Обратиться за поддержкой для реализации общей цели.
Формирование информационной компетентности осуществляется посредством целого ряда факторов, способствующих формированию таких умений и навыков, как:
быстро актуализировать и воспроизводить нужную информацию (самостоятельно находить новую информацию в различных источниках; пользоваться каталогами, составлять библиографию); пользоваться справочной литературой;
составлять план, тезисы выступлений; знать и применять приемы быстрого чтения: использовать приемы понимания текста (структурирование, формулировка познавательных вопросов, "диалог" с автором и др.);
работать самостоятельно с учебником (понимать структуру книги и назначение всех элементов аппарата ориентирования в текстах разделов, тем, параграфов, строить процесс самообучения по определенным задачами); знать и прибегать к приемам смыслового группировки материала; знать и уметь упорядочивать и воспроизводить информацию (план, алгоритм, классификация, краткий перевод и т.д.);
уметь превращать информацию в способ деятельности; применять общеречевые умения и навыки (сосредоточено слушать и одновременно логично обрабатывать материал, выделять смысловые элементы высказываний, формулировать вопросы, воспроизводить материал с элементами логического обработки по определенным вопросами, осуществлять описание, объяснение, воспроизведение информации из различных источников); уплотнять и разворачивать информацию в зависимости от цели деятельности вести диалог и участвовать в дискуссиях [13, с. 318].
Таким образом, требования времени обусловили необходимость в формировании и развитии информационной и коммуникативной компетентностей не только как ведущих компонентов информационного общества, но и как важных компонентов в профессиональном становлении личности-специалиста, поскольку данные компетенции обеспечивают гармонизацию производственных отношений. Представленные модели по становлению коммуникативной компетенции помогают понять всю систему взаимоотношения, а предложенные нами рекомендации безусловно будут способствовать гармоничному общению и бесконфликтному решению сложившейся рабочей ситуации.
Овладение такими умениями и навыками, как отличное знание законов коммуникации, безупречное владение навыками работы с информацией, умение правильно вести разговор, презентовать идею, услугу, товар, умение бесконфликтно и грамотно убеждать являются успешными критериями решения самых разных производственных, организационных и общественных задач.
ЛИТЕРАТУРА
Якупова А.Р. Социально-педагогическая компетентность − необходимая составляющая профессиональной деятельности студента технического вуза // Высшее образование. 2008. № 10. С. 33–35.
Болотов В.А. Компетентностная модель от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
Вербицкая М.В., Соловов М.Ю. Компоненты и уровни переводческой компетенции // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 4. С. 9–18.
Голуб Г.Б., Фишман И.С. Профессиональные компетенции выпускника высшей школы: проблемы внешней оценки. Самара: ПГСГА, 2010. 220 c.
Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос" [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 02.09.2022).
Леонтьев A.A. Психология общения: Пособие для доп. образования. М., 1997. 365 с.
Маранцман В.Г. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения // Русский язык в школе. 1994. № 6. С. 41–50.
Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки: автореф... дис. канд. психол. наук. Новосибирск. 1995. 20 c.
Солонкина О.В. Связь общительности с различными установками учащихся на межличностное взаимодействие: автореф... дис. канд. психол. наук. М., 1996. 21 с.
Schulz von Thun F. Miteinander reden: Störungen und Klärungen: Allgemeine Psychologie der Kommunikation. Reinbek: Rowohlt Taschenbuch, 2010. 320 s.
Gordon Th. Die neue Beziehungskonferenz. Effektive Konfliktbewältigung in Familie und Beruf. München: Heyne, 2002.
Гриндер Д., Бэндлер Р. Большая энциклопедия НЛП. Структура магии. М.: АСТ, 1975. 630 c.
Ткачева Е.Н. Ключевые компетенции участников виртуальной организации: поиск, выявление и оценка // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 1. С. 317‒320.