Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» подготовило отчет «Российский рынок телекоммуникаций 2021-2026».

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Новости
Аналитики ожидают рост доходов от услуг связи на уровне 2% в год
Просмотры: 851
24.12.2021
Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» подготовило отчет «Российский рынок телекоммуникаций 2021-2026».
По предварительным данным аналитиков, объем рынка телекоммуникаций в 2021 году превысил 1,8 трлн руб. Годовая динамика рынка составила 3,2%, это один из самых высоких показателей за последние годы.
Основным фактором роста выступило восстановление рынка мобильной связи. В то же время в таких значимых сегментах, как фиксированный широкополосный
доступ в интернет и платное ТВ наблюдается замедление динамики: темпы прироста абонбазы снизились после подключений в период самоизоляции 2020 года, а увеличение тарифов имело локальный характер.
По итогам 2021 года число абонентов (активных SIM-карт) мобильной связи в России увеличилось, по предварительным данным, на 3,3% до 259 млн, приблизившись к уровню 2019 года (260 млн). Проникновение составило 178%. В абсолютном выражении абонентская база приросла на 8 млн — это самый высокий показатель за последние пять лет. Такому росту способствовало смягчение режима самоизоляции, обеспечившее приток посетителей в салоны связи, а также частичное восстановление числа трудовых мигрантов, традиционно формирующих заметную долю клиентов российских операторов.

Доходы от мобильной связи в 2021 году выросли на 4,4% против 0,9% в предыдущем году. Помимо роста абонбазы этому способствовал рост доходов от роуминга вследствие увеличения объемов выездного туризма. Еще одним фактором стало значительное увеличение выручки от дополнительных услуг в В2В-сегменте.
Проникновение широкополосного доступа в интернет в 2021 году составило 61%. Абонентская база приросла на 0,8%, доходы – на 3,0%. В B2C-сегменте увеличение числа абонентов в первую очередь было обусловлено распространением конвергентных продуктов операторов, однако на фоне высокого насыщения рынка темпы роста замедлились. Значительное влияние на рост рынка ШПД в 2021 году оказал сегмент B2B за счет подключения третьей очереди СЗО. Дополнительным положительным фактором влияния выступил процесс восстановления СМБ-сектора от негативных последствий введения в 2020 году режима самоизоляции.
Рост рынка платного ТВ почти остановился: по предварительным итогам 2021 года абонентская база увеличилась всего на 0,5% (против 1,8% в 2020 году) и достигла 46,4 млн. Проникновение услуги зафиксировалось на уровне 82%. Практически единственной точкой роста остался перевод операторами ШПД своих пользователей на пакетные тарифы с IPTV. Отток в сегменте КТВ несколько замедлила продолжающаяся пандемия COVID-19 и вызванные ею низкая мобильность граждан и повышенный интерес к телесмотрению как к одному из основных видов досуга. В свою очередь, негативное влияние на динамику абонентской базы платного ТВ оказал рост числа конкурирующих предложений со стороны неоператорских видеосервисов. Объем рынка вырос на 1,5% и составил 106,1 млрд руб. На замедление роста выручки повлияло не только сокращение притока новых абонентов, но и существенное замедление роста ARPU - в 2021 году операторы очень осторожно, во избежание усиления оттока, подходили к вопросу повышения тарифов. К снижению доходности услуги также привели многочисленные акции и льготные периоды, особенно часто предлагаемые операторами в прошедшем году. С целью повышения ARPU крупные операторы еще больше внимания стали уделять развитию VoD (видео-по-запросу), расширяя собственные библиотеки и заключая партнерские отношения с онлайн-кинотеатрами.
Объем рынка фиксированной телефонной связи по итогам 2021 года уменьшился на 8,1% по отношению к 2020 году и составил 87,9 млрд руб. Рост использования мессенджеров и мобильной связи ведет к отключению пользователей от услуг фиксированной телефонии - число абонентов (ОТА) снизилось по сравнению с 2020 годом на 8,5% и составило 19,6 млн. Доходы в сегменте В2С падают более быстрыми темпами, проникновение услуги упало на 3 п.п. до 24%.
На динамику 2022 года будет влиять комплекс разнонаправленных факторов. С одной стороны, сохранятся восстановительные тенденции в мобильной связи, что обеспечит прирост абонбазы за счет возвращающихся абонентов, а также рост ARPU за счет роста сегмента роуминга. С другой стороны, вероятно негативное влияние ряда факторов. В частности, требование 533 ФЗ отключать абонентов мобильной связи, не предоставивших о себе сведений, приведет к выпадению части абонбазы, хотя большинство отключаемых пользователей мигрирует из сегмента В2В в В2С. Другим значимым негативным фактором является окончание этапа активного подключения социально значимых объектов, что предполагает снижение операторской выручки в этом сегменте. В этих условиях ключевым фактором развития рынка на ближайшие годы выступает тарифная политика операторов. До настоящего времени периодический пересмотр коммерческих условий наблюдался лишь в отдельных сегментах рынка платного ТВ и услуг мобильной связи. Можно ожидать, что пересмотр тарифов на основные услуги связи станет более распространенной практикой. Продолжится также «мягкий» процесс замены актуальных тарифов новыми более дорогими тарифами с лучшими характеристиками (скорость, включенный трафик, включенные услуги). При сохранении status quo вероятно сохранение рынком устойчивого роста доходов от услуг связи на уровне 2% в год. Новые возможности на рынке в долгосрочной перспективе связаны с внедрением 5G и увеличением роли дополнительных ИКТ-сервисов.
 
 Комментарии читателей
Разработка: студия Green Art