Просмотры: 331
08.08.2022
Как сообщает ассоциация «Руссофт» по результатам опроса 171 российской софтверной компании с совокупным оборотом около 100 млрд руб., который проводился с февраля по май 2022 года, на фоне западных санкций российские разработчики программного обеспечения начали переориентироваться на поставки в африканские, азиатские и страны Ближнего Востока.
Введение антироссийских санкций со стороны США и стран ЕС привело к серьезным проблемам у российских ИТ-компаний в работе с клиентами из «недружественных» стран. По факту, возможности приобретать продукты или услуги в области ПО из России как у предприятий, так и у граждан этих стран сильно ограничены либо прямыми запретами (или вторичными санкциями), либо запретами на банковские операции с российскими предприятиями.
Продажи отечественных разработчиков ПО на рынках западных стран всё-таки сохранятся, но будут вестись через представительства в нейтральных странах и не от лица российских компаний. Эти офисы начали открываться активно с весны текущего года, прежде всего в Армении, Турции, Казахстане, Черногории, Узбекистане, Грузии и ОАЭ. Однако выходить на рынки западных стран напрямую (или возвращаться на них) российским софтверным компаниям теперь будет довольно сложно, или даже не будет иметь большого смысла.
В результате, только 3% опрошенных российских софтверных компаний планировали выход на европейский рынок в 2022 году. Годом ранее таковых было 7,8%. Для рынка США/Канада падение этого показателя еще более значительное: с 6,8% до 1,8%. Не исключено, что в реальности будут нулевые показатели. Дело в том, что опрос проводился в течение весны (с февраля по конец мая), а тогда руководители компаний, принявших участие в опросе, могли еще не осознавать серьезность происходящих в мире изменений, предполагая возврат к прежним временам.
В результате санкций у российских разработчиков ПО значительно вырос интерес к таким макрорегионам как «Южная и Восточная Азия», «Южная и Центральная Америка» и «Ближний Восток». Значительно возросла доля желающих выйти на новые для себя рынки в Южной и Восточной Азии. Если рассматривать соответствующие планы только на текущий год, то этот показатель возрос в 2022 г. (в сравнении с 2021 г.) с 5,3% до 9,6%. Особенно велик рост интереса к рынку Индии: с 2,4% до 7,2%. Важно отметить то, что даже для сервисных компаний, у которых основным направлением бизнеса является заказная разработка ПО, привлекательность индийского рынка резко возросла. Если в 2020 г. на нем работало 2% опрошенных сервисных компаний, то в 2021 г. — 4%. Доля желающих выйти на рынок Индии увеличилась с 1% в 2021 г. до 8% в 2022 г.
Лет пять назад такой интерес со стороны российских разработчиков заказного ПО к индийскому рынку, на котором присутствуют местные мощные аутсорсинговые компании, было сложно представить. Тем не менее, он есть. Понятно, что на этот рынок выходят или уже вышли компании, которые разрабатывают специфические решения, требующие особых компетенций в какой-то узкой технологической сфере.
Привлекательность для дебюта российских разработчиков ПО выросла за год также у Южной и Центральной Америки с 4,9% до 7,8%, а у Ближнего Востока с 4,4% до 8,4%. Интерес к рынкам стран постсоветского пространства снизился. Исключением является Узбекистан, для которого этот показатель вырос с 6,8% до 9,6%.
Продажи отечественных разработчиков ПО на рынках западных стран всё-таки сохранятся, но будут вестись через представительства в нейтральных странах и не от лица российских компаний. Эти офисы начали открываться активно с весны текущего года, прежде всего в Армении, Турции, Казахстане, Черногории, Узбекистане, Грузии и ОАЭ. Однако выходить на рынки западных стран напрямую (или возвращаться на них) российским софтверным компаниям теперь будет довольно сложно, или даже не будет иметь большого смысла.
В результате, только 3% опрошенных российских софтверных компаний планировали выход на европейский рынок в 2022 году. Годом ранее таковых было 7,8%. Для рынка США/Канада падение этого показателя еще более значительное: с 6,8% до 1,8%. Не исключено, что в реальности будут нулевые показатели. Дело в том, что опрос проводился в течение весны (с февраля по конец мая), а тогда руководители компаний, принявших участие в опросе, могли еще не осознавать серьезность происходящих в мире изменений, предполагая возврат к прежним временам.
В результате санкций у российских разработчиков ПО значительно вырос интерес к таким макрорегионам как «Южная и Восточная Азия», «Южная и Центральная Америка» и «Ближний Восток». Значительно возросла доля желающих выйти на новые для себя рынки в Южной и Восточной Азии. Если рассматривать соответствующие планы только на текущий год, то этот показатель возрос в 2022 г. (в сравнении с 2021 г.) с 5,3% до 9,6%. Особенно велик рост интереса к рынку Индии: с 2,4% до 7,2%. Важно отметить то, что даже для сервисных компаний, у которых основным направлением бизнеса является заказная разработка ПО, привлекательность индийского рынка резко возросла. Если в 2020 г. на нем работало 2% опрошенных сервисных компаний, то в 2021 г. — 4%. Доля желающих выйти на рынок Индии увеличилась с 1% в 2021 г. до 8% в 2022 г.
Лет пять назад такой интерес со стороны российских разработчиков заказного ПО к индийскому рынку, на котором присутствуют местные мощные аутсорсинговые компании, было сложно представить. Тем не менее, он есть. Понятно, что на этот рынок выходят или уже вышли компании, которые разрабатывают специфические решения, требующие особых компетенций в какой-то узкой технологической сфере.
Привлекательность для дебюта российских разработчиков ПО выросла за год также у Южной и Центральной Америки с 4,9% до 7,8%, а у Ближнего Востока с 4,4% до 8,4%. Интерес к рынкам стран постсоветского пространства снизился. Исключением является Узбекистан, для которого этот показатель вырос с 6,8% до 9,6%.
Комментарии читателей