Просмотры: 606
23.06.2020
Информационно-аналитическое агентство Content Review представило итоги исследования, целью которого была оценка финансового ущерба, нанесённого операторам мобильной связи пандемией коронавируса и последующим режимом самоизоляции, введённым в России и других странах мира.
По оценке агентства, пандемия обошлась российским операторам в 30 млрд рублей, включая как прямые убытки, так и непредвиденные расходы. Наибольший удар был нанесён по операторской рознице и роуминговой выручке.
Оценка финансового ущерба производилась на основе анализа официальной отчётности операторов, их публичных комментариях и прогнозах, а также глубоких непубличных интервью с участниками рынка. В период пандемии включены март, апрель и май 2020 года, однако первые признаки негативного влияния операторы обнаружили уже в феврале 2020 года, а последствия от пандемии и режима самоизоляции будут ощущаться как минимум до конца 2020 года.
Пандемия сказалась на ритейле (операторской рознице) - -12 млрд руб., роуминге - -9 млрд руб., непредвиденных расходах - -6 млрд руб. Практически прекратилась продажа новых SIM-карт. К тому же на фоне динамики курса национальной валюты и фактического снижения покупательской способности многие покупатели отложили приобретение новых устройств. Наконец, на фоне режима самоизоляции многие предпочли использовать дистанционные каналы продаж. Рост интернет-продаж был зафиксирован и в операторской рознице, однако он не смог компенсировать падения продаж в обычных салонах связи.
Самоизоляция фактически обнулила выручку операторов от международного роуминга. К этому негативному экономическому эффекту добавилось обнуление выручки от въездного роуминга, когда услугами российских операторов пользовались туристы из других стран.
Режим самоизоляции, введённые в большинстве регионов РФ, а также объявленные президентом РФ нерабочие дни и режим удалённой работы, внедрённый большинством организаций, привело к тому, что интенсивность использования услуг мобильной связи в городах сместилось из деловых центров в спальные районы. Это привело к необходимости создать избыточные мощности сетей в новых местах скопления абонентов, что, в свою очередь потребовало перераспределение расходов в рамках капитальных затрат.
Оперативные расходы операторов увеличились благодаря следующим возникшим статьям расходов:
необходимость перевода сотрудников на удалённую работу, снабжения их техническими средствами и связью;
необходимость обеспечения соблюдения требований властей по санитарной обработке автопарка, а также обеспечения необходимыми средствами санитарной защиты инженерного состава, занятого в работах по модернизации и обслуживанию сети;
волатильность курса национальной валюты привела к увеличению расходов по контрактам с зарубежными поставщиками сервисных услуг, необходимых для обеспечения работы сети.
Дополнительные расходы, не включённые в одну из трёх упомянутых выше категорий, аналитики оценили в 3 млрд рублей. Операторы в качестве поддержки своих клиентов в период пандемии, а также в связи с требованиями властей, гарантировавших гражданам ряд льгот, понесли расходы в тех областях, которые невозможно определить в обычные сферы их деятельности. Помимо этого, влияние пандемии коснулось и b2b-сегмента. Среди иных факторов выделяются такие, как
перенос сроков оплаты услуг связи; реализация поддержки граждан, оставшихся за рубежом (операторы предоставили бесплатный доступ к горячим линиям, а также запустили для этих категорий абонентов особые условия предоставления услуг); реализация инициативы бесплатного доступа к социально значимым ресурсам, а также запуск операторами специальных предложений для абонентов: организация онлайн-концертов, бесплатный доступ к фильмам на операторской площадке и проч.
По прогнозу агентства падение выручки мобильных операторов по итогам года составит 9-11% из-за совокупности негативных факторов: повышение объема потребляемых услуг не увеличит доходы с пакетных тарифов, покупательская способность продолжит снижаться, а выручка от роуминга после открытия границ будет незначительной.
Прогноз не учитывает потенциальное возникновение «второй волны» пандемии.
Оценка финансового ущерба производилась на основе анализа официальной отчётности операторов, их публичных комментариях и прогнозах, а также глубоких непубличных интервью с участниками рынка. В период пандемии включены март, апрель и май 2020 года, однако первые признаки негативного влияния операторы обнаружили уже в феврале 2020 года, а последствия от пандемии и режима самоизоляции будут ощущаться как минимум до конца 2020 года.
Пандемия сказалась на ритейле (операторской рознице) - -12 млрд руб., роуминге - -9 млрд руб., непредвиденных расходах - -6 млрд руб. Практически прекратилась продажа новых SIM-карт. К тому же на фоне динамики курса национальной валюты и фактического снижения покупательской способности многие покупатели отложили приобретение новых устройств. Наконец, на фоне режима самоизоляции многие предпочли использовать дистанционные каналы продаж. Рост интернет-продаж был зафиксирован и в операторской рознице, однако он не смог компенсировать падения продаж в обычных салонах связи.
Самоизоляция фактически обнулила выручку операторов от международного роуминга. К этому негативному экономическому эффекту добавилось обнуление выручки от въездного роуминга, когда услугами российских операторов пользовались туристы из других стран.
Режим самоизоляции, введённые в большинстве регионов РФ, а также объявленные президентом РФ нерабочие дни и режим удалённой работы, внедрённый большинством организаций, привело к тому, что интенсивность использования услуг мобильной связи в городах сместилось из деловых центров в спальные районы. Это привело к необходимости создать избыточные мощности сетей в новых местах скопления абонентов, что, в свою очередь потребовало перераспределение расходов в рамках капитальных затрат.
Оперативные расходы операторов увеличились благодаря следующим возникшим статьям расходов:
необходимость перевода сотрудников на удалённую работу, снабжения их техническими средствами и связью;
необходимость обеспечения соблюдения требований властей по санитарной обработке автопарка, а также обеспечения необходимыми средствами санитарной защиты инженерного состава, занятого в работах по модернизации и обслуживанию сети;
волатильность курса национальной валюты привела к увеличению расходов по контрактам с зарубежными поставщиками сервисных услуг, необходимых для обеспечения работы сети.
Дополнительные расходы, не включённые в одну из трёх упомянутых выше категорий, аналитики оценили в 3 млрд рублей. Операторы в качестве поддержки своих клиентов в период пандемии, а также в связи с требованиями властей, гарантировавших гражданам ряд льгот, понесли расходы в тех областях, которые невозможно определить в обычные сферы их деятельности. Помимо этого, влияние пандемии коснулось и b2b-сегмента. Среди иных факторов выделяются такие, как
перенос сроков оплаты услуг связи; реализация поддержки граждан, оставшихся за рубежом (операторы предоставили бесплатный доступ к горячим линиям, а также запустили для этих категорий абонентов особые условия предоставления услуг); реализация инициативы бесплатного доступа к социально значимым ресурсам, а также запуск операторами специальных предложений для абонентов: организация онлайн-концертов, бесплатный доступ к фильмам на операторской площадке и проч.
По прогнозу агентства падение выручки мобильных операторов по итогам года составит 9-11% из-за совокупности негативных факторов: повышение объема потребляемых услуг не увеличит доходы с пакетных тарифов, покупательская способность продолжит снижаться, а выручка от роуминга после открытия границ будет незначительной.
Прогноз не учитывает потенциальное возникновение «второй волны» пандемии.
Комментарии читателей