Мировой рынок волоконно-оптических кабелей растет, а российский – уменьшает объемы производства и потребления. В этой ситуации перед отечественными производителями стоит непростая задача – обеспечить высокое качество и поддержать конкурентоспособность своей продукции, предоставив российским потребителям выгодные условия и не жертвуя при этом качеством и ассортиментом продукции.
Теги: fiber optical cable fiber optical cable quality russian market волоконно-оптический кабель качество вок российский рынок
Потребности и перспективы
Развитие систем связи и телекоммуникаций привело к росту потребности в волоконно-оптических кабелях (ВОК) и стимулировало развитие их производства. Соответственно увеличивалось количество заводов, выпускающих оптическое волокно и кабели, росла их технологическая оснащенность.
Мировой рынок ВОК демонстрирует положительную динамику: растет и производство, и потребление оптического кабеля. Ситуация, сложившаяся в настоящее время на российском рынке волоконно-оптических кабелей, напротив, несколько парадоксальна. Есть потребность в высокотехнологичном продукте и производственные мощности, способные обеспечить его выпуск, но производство и потребление российского оптического кабеля сокращается.
Емкость российского рынка волоконно-оптических кабелей потенциально очень велика по следующим причинам:
на законодательном уровне, согласно Феде-
ральному закону от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013), закреплена важная государственная задача – создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации. Государство также требует полного охвата граждан системой электронных госуслуг и повсеместного внедрения системы безналичных расчетов;
с 2016 года планируется прекращение аналогового телевещания и переход полностью на цифровое телевидение;
в стране реализуются крупные инфраструктурные проекты, развиваются беспроводные сети связи, внедряются технологии широкополосного доступа, в том числе с использованием ВОК, появляются новые пользовательские устройства для связи и доступа в Интернет даже в отдаленных уголках России.
Все это определяет потребность в скоростных системах связи различного уровня, и здесь никак не обойтись без волоконно-оптических технологий, без оптического кабеля такие мероприятия невозможны. И эта потребность может быть удовлетворена, так как в России есть собственное высокотехнологичное производство, выпускающее конкурентоспособную продукцию. Построены новые и переориентированы на выпуск ВОК существующие кабельные заводы, мощности которых в настоящее время загружены далеко не полностью. Казалось бы, при таких условиях объемы потребления и производства оптических кабелей должны расти, но картина складывается иная.
Стагнация российского рынка ВОК
Российский рынок ВОК находится сейчас в фазе стагнации. В 2012 году объемы потребления и производства ВОК сократились, такая же тенденция сохранялась в 2013 году. Причинами спада эксперты называют снижение темпов роста ВВП, влияющее на ситуацию в экономике страны в целом, отсутствие стратегического плана и государственных программ развития телекоммуникационной отрасли.
В России и странах СНГ функционируют более 20 предприятий по производству ВОК, еще больше дистрибьюторов этой продукции. Кроме того, на российский рынок поставляется кабель из Европы и Китая. Все это приводит к жесткой конкуренции по качеству и цене.
На этом фоне снижаются объемы производства и цены на ВОК, что, в свою очередь, вынуждает российских производителей и поставщиков искать пути уменьшения затрат. Нередко неправильная оптимизация затрат приводит к снижению качества выпускаемой продукции. Это происходит из-за использования более дешевых низкокачественных материалов, сокращения выделяемых средств на обеспечение качества продукции, ослабления контроля качества на разных этапах производства и т.п.
Главное – качество продукции
Российские производители ВОК, дорожащие репутацией, осознают свою ответственность перед потребителями. Как свидетельствует опыт продаж российской марки "Интегра-Кабель", на первом месте для заказчиков находится качество приобретаемых кабелей.
Сегодня, несмотря на сложившуюся ситуацию, "Интегра-Кабель" делает упор на качество продукции и разработку новых конструкций. Разработкой и контролем качества занимается собственный конструкторский и технический персонал. Контроль качества начинается с сырья, которое покупается у известных мировых поставщиков. Для изготовления кабеля используется новейшее оборудование с единой системой управления, что дает возможность осуществлять мониторинг производственных процессов. В лабораториях проходят испытания на стойкость к циклической смене температур и механическим нагрузкам, измеряются параметры кабеля. Испытания ВОК в естественных условиях эксплуатации специалисты компании проводят на специальном полигоне; исследование параметров осуществляется в режиме реального времени.
Потребность в новых конструкциях продиктована запросами заказчиков. Уникальный алгоритм конструирования под спецификацию заказчика в соответствии с нормами законодательства существует на предприятии давно. Заказчик может выдвигать дополнительные требования, более жесткие по сравнению с теми, что регламентируются ТУ 3587-004-95485862-2009 и "Правилами применения оптических кабелей связи, пассивных оптических устройств и устройств для сварки оптических волокон". Как правило, такие требования предъявляют крупные операторы связи: Вымпелком (Билайн), Мегафон, МТС, Ростелеком.
С учетом запросов рынка в текущем году разработан и запущен в производство внутриобъектовый оптический кабель на основе центральной трубки с двумя дополнительными силовыми элементами в виде стеклопластикового прутка и миниатюрный оптический кабель. Оба типа кабеля предназначены для прокладки внутри зданий и сооружений в единой сети электросвязи России. Их преимущество состоит в том, что при вскрытии оболочки кабеля монтажник может наносить разрез вдоль маркировки кабеля. Это гарантирует отсутствие повреждений его силовых элементов, а также существенно уменьшает время и трудоемкость монтажа, которые, безусловно, являются важнейшими фа-
кторами при прокладке ВОК.
Возможно, кабель марки "Интегра-Кабель" является не самым дешевым, но его стоимость полностью оправдана критерием "цена/качество". Это подтверждает доверие таких компаний, как ОАО "Ростелеком", ОАО "Мегафон", ОАО "МТС", ОАО "Вымпелком", ЗАО "Эр-Телеком Холдинг", ОАО "Комстар-ОТС", ОАО "Комкор", ОАО "Мостелеком", и ряда других.
Сохранение
и укрепление позиций на рынке
Российские производители в нынешней ситуации не могут жертвовать качеством продукции, так как иначе рынок будет занят кабелями импортного производства. Достаточно того, что грядущая ликвидация ввозных пошлин на этот вид продукции с 2015 года, безусловно, и так увеличит долю импорта.
Сейчас в России производится широкий ассортимент оптических кабелей различного назначения для многих сфер применения. Кабельные заводы, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием, поставляют конкурентоспособную продукцию, изготовленную с использованием высококачественных материалов ведущих зарубежных компаний. Это гарантирует российским заказчикам значительно более выгодные условия закупки, что позволит сэкономить время и деньги, не жертвуя качеством и возможностью выбора.
В дальнейшем российским производителям предстоит удерживать высокую планку качества оптической кабельной продукции и развивать ассортимент за счет перспективных разработок для сохранения и укрепления своих позиций на рынке. ▪
Развитие систем связи и телекоммуникаций привело к росту потребности в волоконно-оптических кабелях (ВОК) и стимулировало развитие их производства. Соответственно увеличивалось количество заводов, выпускающих оптическое волокно и кабели, росла их технологическая оснащенность.
Мировой рынок ВОК демонстрирует положительную динамику: растет и производство, и потребление оптического кабеля. Ситуация, сложившаяся в настоящее время на российском рынке волоконно-оптических кабелей, напротив, несколько парадоксальна. Есть потребность в высокотехнологичном продукте и производственные мощности, способные обеспечить его выпуск, но производство и потребление российского оптического кабеля сокращается.
Емкость российского рынка волоконно-оптических кабелей потенциально очень велика по следующим причинам:
на законодательном уровне, согласно Феде-
ральному закону от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013), закреплена важная государственная задача – создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации. Государство также требует полного охвата граждан системой электронных госуслуг и повсеместного внедрения системы безналичных расчетов;
с 2016 года планируется прекращение аналогового телевещания и переход полностью на цифровое телевидение;
в стране реализуются крупные инфраструктурные проекты, развиваются беспроводные сети связи, внедряются технологии широкополосного доступа, в том числе с использованием ВОК, появляются новые пользовательские устройства для связи и доступа в Интернет даже в отдаленных уголках России.
Все это определяет потребность в скоростных системах связи различного уровня, и здесь никак не обойтись без волоконно-оптических технологий, без оптического кабеля такие мероприятия невозможны. И эта потребность может быть удовлетворена, так как в России есть собственное высокотехнологичное производство, выпускающее конкурентоспособную продукцию. Построены новые и переориентированы на выпуск ВОК существующие кабельные заводы, мощности которых в настоящее время загружены далеко не полностью. Казалось бы, при таких условиях объемы потребления и производства оптических кабелей должны расти, но картина складывается иная.
Стагнация российского рынка ВОК
Российский рынок ВОК находится сейчас в фазе стагнации. В 2012 году объемы потребления и производства ВОК сократились, такая же тенденция сохранялась в 2013 году. Причинами спада эксперты называют снижение темпов роста ВВП, влияющее на ситуацию в экономике страны в целом, отсутствие стратегического плана и государственных программ развития телекоммуникационной отрасли.
В России и странах СНГ функционируют более 20 предприятий по производству ВОК, еще больше дистрибьюторов этой продукции. Кроме того, на российский рынок поставляется кабель из Европы и Китая. Все это приводит к жесткой конкуренции по качеству и цене.
На этом фоне снижаются объемы производства и цены на ВОК, что, в свою очередь, вынуждает российских производителей и поставщиков искать пути уменьшения затрат. Нередко неправильная оптимизация затрат приводит к снижению качества выпускаемой продукции. Это происходит из-за использования более дешевых низкокачественных материалов, сокращения выделяемых средств на обеспечение качества продукции, ослабления контроля качества на разных этапах производства и т.п.
Главное – качество продукции
Российские производители ВОК, дорожащие репутацией, осознают свою ответственность перед потребителями. Как свидетельствует опыт продаж российской марки "Интегра-Кабель", на первом месте для заказчиков находится качество приобретаемых кабелей.
Сегодня, несмотря на сложившуюся ситуацию, "Интегра-Кабель" делает упор на качество продукции и разработку новых конструкций. Разработкой и контролем качества занимается собственный конструкторский и технический персонал. Контроль качества начинается с сырья, которое покупается у известных мировых поставщиков. Для изготовления кабеля используется новейшее оборудование с единой системой управления, что дает возможность осуществлять мониторинг производственных процессов. В лабораториях проходят испытания на стойкость к циклической смене температур и механическим нагрузкам, измеряются параметры кабеля. Испытания ВОК в естественных условиях эксплуатации специалисты компании проводят на специальном полигоне; исследование параметров осуществляется в режиме реального времени.
Потребность в новых конструкциях продиктована запросами заказчиков. Уникальный алгоритм конструирования под спецификацию заказчика в соответствии с нормами законодательства существует на предприятии давно. Заказчик может выдвигать дополнительные требования, более жесткие по сравнению с теми, что регламентируются ТУ 3587-004-95485862-2009 и "Правилами применения оптических кабелей связи, пассивных оптических устройств и устройств для сварки оптических волокон". Как правило, такие требования предъявляют крупные операторы связи: Вымпелком (Билайн), Мегафон, МТС, Ростелеком.
С учетом запросов рынка в текущем году разработан и запущен в производство внутриобъектовый оптический кабель на основе центральной трубки с двумя дополнительными силовыми элементами в виде стеклопластикового прутка и миниатюрный оптический кабель. Оба типа кабеля предназначены для прокладки внутри зданий и сооружений в единой сети электросвязи России. Их преимущество состоит в том, что при вскрытии оболочки кабеля монтажник может наносить разрез вдоль маркировки кабеля. Это гарантирует отсутствие повреждений его силовых элементов, а также существенно уменьшает время и трудоемкость монтажа, которые, безусловно, являются важнейшими фа-
кторами при прокладке ВОК.
Возможно, кабель марки "Интегра-Кабель" является не самым дешевым, но его стоимость полностью оправдана критерием "цена/качество". Это подтверждает доверие таких компаний, как ОАО "Ростелеком", ОАО "Мегафон", ОАО "МТС", ОАО "Вымпелком", ЗАО "Эр-Телеком Холдинг", ОАО "Комстар-ОТС", ОАО "Комкор", ОАО "Мостелеком", и ряда других.
Сохранение
и укрепление позиций на рынке
Российские производители в нынешней ситуации не могут жертвовать качеством продукции, так как иначе рынок будет занят кабелями импортного производства. Достаточно того, что грядущая ликвидация ввозных пошлин на этот вид продукции с 2015 года, безусловно, и так увеличит долю импорта.
Сейчас в России производится широкий ассортимент оптических кабелей различного назначения для многих сфер применения. Кабельные заводы, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием, поставляют конкурентоспособную продукцию, изготовленную с использованием высококачественных материалов ведущих зарубежных компаний. Это гарантирует российским заказчикам значительно более выгодные условия закупки, что позволит сэкономить время и деньги, не жертвуя качеством и возможностью выбора.
В дальнейшем российским производителям предстоит удерживать высокую планку качества оптической кабельной продукции и развивать ассортимент за счет перспективных разработок для сохранения и укрепления своих позиций на рынке. ▪
Отзывы читателей