По данным сборника Международного союза электросвязи "Измерение информационного общества" за 2015 год, к интернету подключены 3,2 млрд. человек (43,4% населения земного шара), число контрактов на подвижную сотовую связь в мире достигло почти 7,1 млрд.
Теги: information society international telecommunication union информационное общество международный союз электросвязи
В новом сборнике МСЭ, как обычно, представлен рейтинг стран по индексу IDI (global ICT Development Index) развития информационно-коммуникационных технологий. IDI – это комплексный коэффициент, который учитывает уровни доступа к ИКТ, их использование и наличие практических навыков в этой области в каждой стране. Он опирается на более чем десяток показателей, таких как количество фиксированных и мобильных телефонов на 100 жителей, процент компьютеризации населения, количество подключенных к интернету компьютеров, показатели базовой грамотности и др.
В этом документе, разработанном Бюро развития электросвязи МСЭ, отмечается, что в период с 2010 по 2015 год 167 стран, включенных МСЭ в индекс развития ИКТ, улучшили свои показатели IDI. Это означает, что уровни доступа к информационно-коммуникационным технологиям, их использование и навыки в этой области продолжают повышаться повсюду в мире. В последнем выпуске отчета, в отличие от предыдущих изданий, появились две новые главы, одна из которых посвящена актуальному вопросу гендерного равенства, а другая – перспективному направлению развития ИКТ – Интернету вещей (Internet of Things, IoT).
Следует отметить, что отчет "Измерение информационного общества" получил широкое мировое признание, поскольку он содержит наиболее надежные и объективные глобальные данные, а также анализ состояния развития ИКТ в мире; в нем фиксируются происходящие со временем перемены и указывается на проблемы, с которыми сталкиваются регионы в своем продвижении к всеохватывающему информационному обществу. На отчеты МСЭ повсеместно полагаются правительства, международные организации, банки развития и аналитики из частного сектора в различных странах мира.
"Работа МСЭ по сбору и опубликованию статистических данных позволяет нам отслеживать реальный прогресс в развитии ИКТ в различных странах мира, – отметил Брахима Сану, директор Бюро развития электросвязи МСЭ. – Достигаемый во многих областях прогресс впечатляет, но нам предстоит сделать гораздо больше, в особенности в самых бедных и отдаленных районах мира, где ИКТ способны оказать наибольшее влияние и содействовать выходу людей повсюду в мире из состояния крайней нищеты".
Реалии интернета и мобильной связи
В сфере продвижения интернета отмечается, что новые подключения происходят на фоне замедления темпов роста. Так, к концу прошлого года 46% домашних хозяйств мира должны были иметь доступ в интернет (в предыдущем году их было 44%, а пять лет назад, в 2010 году – 30%). В развитых странах мира доступ в интернет имеют 81,3% домохозяйств, тогда как в развивающихся странах этот показатель составляет 34,1%, а в 48 странах, отнесенных ООН к числу наименее развитых (НРС), – всего 6,7%.
Вместе с тем последние данные показывают, что рост использования интернета замедляется. В глобальном масштабе в 2015 году он составил 6,9%, тогда как в 2014 году – 7,4%. Тем не менее, за последние пять лет (2010–2015 гг.) численность пользователей интернета в развивающихся странах почти удвоилась, и теперь две трети людей, имеющих доступ в онлайновую среду, живут в развивающемся мире.
Наиболее быстрый рост по-прежнему наблюдается в области подвижной широкополосной связи – число контрактов в мире за пять лет возросло более чем в четыре раза, с 0,8 млрд. в 2010 году до примерно 3,5 млрд. в 2015 году. Число контрактов на фиксированную широкополосную связь растет медленнее и к настоящему времени достигло, по оценкам МСЭ, 0,8 млрд.
В настоящее время услугами подвижной сотовой связи охвачено свыше 95% населения Земли, но это означает, что в мире еще остается примерно 350 млн. человек, которые живут там, куда не доходят сигналы сети подвижной связи (год назад этот показатель составлял 450 млн.). МСЭ с тревогой отмечает, что хотя за последние 10 лет число абонентов мобильной сотовой связи возросло с 2,2 до 7,1 млрд. человек, однако продолжает сохраняться существенная разница в показателях проникновения мобильной телефонной и широкополосной связи в разных странах в зависимости от уровня их развития и в целом по регионам (рис.1). Так что развивающимся странам по-прежнему есть куда двигаться с точки зрения развития ИКТ.
Прогнозы развития ИКТ
на период до 2020 года
В 2014 году члены МСЭ приняли программу "Соединим к 2020 году", в которой установлен ряд целей и целевых показателей для совершенствования роста и охвата ИКТ, их устойчивости, а также вклада, вносимого инновациями и партнерствами. Программа включает четыре цели с 17 целевыми показателями для мониторинга и стимулирования развития сектора ИКТ в период с 2015 по 2020 год.
Семнадцать целевых показателей, предусмотренных программой "Соединим к 2020 году", направлены на то, чтобы помочь международному сообществу осуществлять мониторинг и оценку достигнутого прогресса в обеспечении доступа к ИКТ для всех с учетом роста, открытости и устойчивости ИКТ, а также связанных с ними инноваций и партнерства. Так, целью № 1 является рост: предоставить доступ к электросвязи, расширять его, увеличивать использование ИКТ.
Целью № 2 считается сокращение цифрового разрыва и обеспечение широкополосной связи для всех. Целью № 3 выбрано обеспечение устойчивости функционирования сетей – для этого предстоит решить проблемы, связанные с развитием электросвязи / ИКТ. Целью № 4 определены инновации и партнерство: управлять изменяющейся средой электросвязи, совершенствовать ее и адаптироваться к ней.
Отчет "Измерение информационного общества" 2015 года дает первый обзор и качественную оценку целевых показателей программы "Соединим к 2020 году". В отчете впервые проводится анализ сегодняшнего состояния мира в отношении поставленных целей и целевых показателей и приводятся оценки вероятности их достижения к 2020 году. Очевидно, что часть намеченного в программе выполняется успешно, а часть – с отставанием.
В документе отмечается, что в мире доля домохозяйств, которые к 2020 году получат доступ к интернету, достигнет 56%, а это превысит целевой показатель программы "Соединим к 2020 году" (55%). В то же время предстоит сделать больше, чтобы увеличить численность пользователей интернета. В отчете прогнозируется (рис.2), что в 2020 году доступ в онлайновую среду будет лишь у 53% населения земного шара, а это значительно ниже показателя программы (60%).
Также потребуется принять дополнительные меры, чтобы обеспечить достижение целевых показателей роста и всеобщего охвата в развивающихся странах, в особенности в НРС. В программе ставится задача обеспечить к 2020 году наличие доступа по меньшей мере в 50% домохозяйств в развивающихся странах и в 15% домашних хозяйств в НРС, но, по оценкам МСЭ, доступ к интернету к этому времени будут иметь лишь 45 и 11% домохозяйств соответственно.
Тут стоит обратить внимание еще на один аспект. Программа "Соединим к 2020 году" направлена на то, чтобы во всем мире к 2020 году 90% сельского населения было покрыто услугами широкополосной связи. Но и здесь наметился некоторый перекос: в большинстве стран мира наблюдается тенденция существования более широких возможностей для установления соединения именно в городских районах, где совокупный спрос выше, а отдача от капиталовложений более быстрая и надежная.
Как уже отмечалось, в настоящее время 95% общемирового населения покрыто услугами подвижной сотовой связи. Однако, несмотря на то что уровень покрытия сетями связи третьего поколения вырос с 45 до 69% общемирового населения в 2011–2015 годах, сети связи 3G отсутствуют во многих сельских районах стран с низким уровнем дохода, особенно в Африке. Действительно, в 2015 году сетями связи 3G было покрыто лишь 29% сельского населения мира притом что сегодня 3G – самая распространенная технология мобильной ШПС в мире.
И еще один аспект попал в поле зрения разработчиков международных программ развития информационно-коммуникационных технологий. Выяснилось, что доступ к ИКТ имеет важное значение для обеспечения гендерного равенства, поскольку он позволяет женщинам получить независимость, повышает доступ к экономическим и социальным возможностям, а также способствует расширению прав и возможностей.
Тем не менее, среди мужчин и женщин наблюдаются значительные различия в уровне доступа к интернету, отражающие существование между ними неравенства доходов, возможностей для получения образования и других структурных факторов неравенства во многих экономиках и обществах. Программа "Соединим к 2020 году" направлена на обеспечение гендерного равенства между пользователями интернета к концу данного периода.
По оценкам МСЭ, общемировой разрыв между мужчинами и женщинами в пользовании интернетом составляет около 11%. В развивающихся странах данный разрыв больше (15,4%), чем в развитых странах (5,4%); при этом особенно большой разрыв – в НРС (28,9%). Как оказалось, разрыв между мужчинами и женщинами в пользовании интернетом сократился в развитых странах в период между 2013 и 2015 годами, оставшись практически неизменным в развивающихся странах.
Ценовые характеристики ИКТ
В программе содержится призыв к 2020 году сделать электросвязь / ИКТ на 40% более приемлемыми в ценовом отношении по сравнению с 2012 годом. МСЭ определяет соотношение цен на услуги фиксированной и подвижной телефонной связи, а также широкополосной связи к среднемесячному валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения на основе корзины цен на услуги ИКТ.
В отчете отмечается, что расценки на услуги подвижной сотовой связи в мире продолжают снижаться. Так, в НРС продолжает уменьшаться стоимость корзины расценок на подвижную сотовую связь: к концу 2014 года она составила 14% ВНД на душу населения, тогда как в 2008 году этот показатель был равен 29%.
За последний год более всего снизились расценки на подвижную широкополосную связь, что делает эти услуги в различных странах мира приемлемее в ценовом отношении в среднем на 20–30%. На начало 2015 года 111 стран (из 160, по которым имеются данные), в том числе все развитые страны мира и 67 развивающихся, достигли целевого показателя, установленного Комиссией по широкополосной связи в интересах устойчивого развития, – стоимость услуг ШПС не должна превышать 5% среднемесячного дохода. В то же время в 22 развивающихся странах расценки на ШПС в несколько раз выше и соответствуют более чем 20% ВНД на душу населения.
В отчете также отмечается, что хотя в отношении приемлемости в ценовом отношении подвижной широкополосной связи достигнут значительный прогресс, расценки на фиксированную широкополосную связь с 2013 по 2014 год возросли после последовательного снижения на протяжении ряда лет. В частности, в НРС услуги фиксированной ШПС остаются неприемлемыми в ценовом отношении, и большинство стран, находящихся на последних местах в ценовой корзине фиксированной широкополосной связи, являются НРС.
Такие данные указывают не только на то, что достигнут существенный прогресс в обеспечении большей приемлемости в ценовом отношении, но и на то, что непрерывное снижение цен для выполнения целевых показателей по приемлемости в ценовом отношении потребует принятия устойчивых мер на регуляторном и политическом уровне, в частности в развивающихся странах.
IDI по странам
Главная цель IDI – измерение уровня и хода изменений в области ИКТ в отдельных странах и в сравнении с другими странами; прогресса в развитии ИКТ как в развитых, так и в развивающихся странах; цифрового разрыва (различий между странами с точки зрения уровня развития ИКТ); потенциала развития ИКТ и той степени, в которой страны могут воспользоваться ИКТ для ускорения роста и развития.
IDI состоит из трех субиндексов: доступа, использования и практических навыков. Каждый из них отражает различные аспекты процесса развития ИКТ. В отчете МСЭ представлены результаты расчета IDI по 167 экономикам за 2014 год (IDI 2015 г.) в сравнении с 2010 годом (IDI 2010 г.).
Итак, согласно отчету МСЭ, в 2015 году Республика Корея заняла первое место в индексе развития IDI. За Южной Кореей с небольшим отрывом следуют Дания и Исландия, которые занимают второе и третье места. Далее идут Великобритания, Швеция, Люксембург, Швейцария, Нидерланды, Гонконг и Норвегия. Таковы десять ИКТ-лидеров.
Следует отметить, что Республика Корея возглавляет рейтинг IDI точно так же, как она возглавляла его в 2010 году; при этом ее значение IDI выросло с 8,64 до 8,93. При этом восемь экономик из первой десятки рейтинга за 2015 год находятся в Европе и только две – в Азии. Все они имеют высокодоходную экономику, что говорит о тесной связи между высоким уровнем IDI и высоким уровнем ВНД.
По сравнению с индексом за 2010 год, верхняя часть рейтинга претерпела относительно незначительные изменения. Все десять экономик, которые были в первой десятке рейтинга в 2010 году, оказались среди ведущих двенадцати стран в рейтинге за 2015 год. За этот период среднее значение IDI первой десятки выросло на 0,62 – до 8,58. Такой рост стал возможным не за счет расширения доступа (субиндекс в отношении которого вырос на 0,24), а в основном за счет увеличения уровня использования (субиндекс в отношении которого вырос на 1,82).
В число первых 30 стран IDI входят европейские страны и страны с высоким уровнем доходов из других регионов, в том числе Австралия, Бахрейн, Барбадос, Канада, Гонконг (Китай), Япония, Макао (Китай), Новая Зеландия, Сингапур и Соединенные Штаты Америки. Почти все участвовавшие в обследовании страны в этом году повысили свой рейтинг в IDI.
В отчете определена группа "наиболее динамичных стран", где за последние пять лет отмечено повышение рейтинга по IDI, превышающее средние показатели. К их числу относятся (начиная со стран, добившихся наибольших успехов): Коста-Рика, Бахрейн, Ливан, Гана, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Суринам, Кыргызстан, Беларусь и Оман.
В региональном разрезе проводится сравнение результатов расчета IDI за 2010–2015 годы между шестью регионами мира (Африкой, Америкой, регионом арабских государств, Азиатско-Тихоокеанским регионом, СНГ и Европой) в развитии ИКТ (рис.3). Также приводится анализ происходящих со временем перемен и указывается на проблемы, с которыми сталкиваются регионы в своем продвижении к всеохватывающему информационному обществу.
Средние значения IDI существенно варьируются между регионами. Несомненно, самый высокий средний показатель IDI имеет регион Европы – 7,35. Средние показатели IDI по регионам СНГ, Америки и арабских государств теперь превышают средний общемировой показатель в 5,03. Регион Африки пока имеет самый низкий средний показатель IDI – 2,53, что вдвое ниже показателей остальных регионов, кроме Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Диспропорции в значениях IDI между странами и регионами сохраняются, позади остаются наименее развитые страны.
Распределение значений IDI в Европе отражает высокие показатели всех трех подындексов: доступа, использования и навыков. Наибольший прогресс в Европе с 2010 года достигнут по контрактам на подвижную широкополосную связь. Значения подындексов доступа и использования в Америке, регионе арабских государств, АТР и СНГ значительно ниже показателей по Европе за 2010 год и продемонстрировали более существенный рост по показателям контрактов на подвижную ШПС, числа интернет-пользователей и домохозяйств, имеющих доступ в интернет.
За последние пять лет расширился разрыв в значениях IDI между странами, находящимися в середине рейтинга, и теми, кто находится в нижней части распределения. В НРС IDI снизился по сравнению с другими развивающимися странами, и в особенности НРС отстают по субиндексу IDI "Использование", что может отрицательно сказаться на их способности получать от ИКТ пользу в интересах развития.
IDI в СНГ и Европе
Рейтинги стран СНГ по индексу IDI представлены на рис.4, на котором они сравниваются со среднемировым показателем и средними показателями развитых и развивающихся стран. Среднее повышение значения IDI в СНГ за пятилетний период на 1,43 пункта значительно выше среднего повышения по миру в целом (0,89 пунктов).
Наивысший рейтинг имеет республика Беларусь (36-е место) при уровне IDI в 7,18 в 2015 году, поднявшись на 1,88 пунктов и 14 мест и опередив Россию. Российская Федерация занимает второе место в регионе с уровнем индекса IDI 6,91 и 45-е в мировом рейтинге.
Эта ротация связана, скорее всего, с определенным снижением инвестиционной активности в сфере ИКТ в России, продолжающимся экономическим кризисом в стране и влиянием международных санкций, в то время как Беларусь относительно свободна от этих обременений и продолжает поддерживать ранее набранные темпы развития ИКТ.
"Сегодня в рейтинге МСЭ по индексу IDI представлено девять стран СНГ и выстроились они в следующем порядке: Беларусь, РФ, Казахстан, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, Украина и Кыргызстан, – отметил Орозобек Кайыков, глава зонального отделения МСЭ по странам СНГ. – Киргизия с IDI 4,4 хотя и заняла последнее место в СНГ, но продемонстрировала максимальный рост в рейтинге с 2010 года (на 15 мест)".
В то же время единственная страна в регионе – Украина – продемонстрировала падение в мировом рейтинге за прошедшие два года. Между тем настораживает то обстоятельство, что все девять стран региона (представленные в отчете) в 2015 году опустились ниже среднего значения IDI по развитым странам в 7,41, хотя и остаются на уровне выше среднего мирового.
В отчете МСЭ отмечается, что страны СНГ выделяются низкими ценами на услуги фиксированной ШПС в долларах США. Средний показатель корзины цен на услуги фиксированной ШПС в 2014 году составляет 3,6% ВНД, что вдвое выше, чем в Европе, однако ниже, чем в других регионах мира. С точки зрения ВНД различия в регионе незначительные, исключая показатели Молдавии и Киргизии. Наиболее приемлем он в России, Казахстане и Украине, где показатели корзины цен составляют от 0,7 до 1,1% от ВНД.
Весьма уместным будет и краткое сравнение индексов развития ИКТ в СНГ и странах Европы. И хотя до европейского уровня странам СНГ еще далеко, у них есть хороший ориентир, к которому нужно стремиться. В Европе все страны, за исключением Албании, превысили среднемировое значение IDI (5,03) и входят в верхнюю половину мирового рейтинга стран в IDI, что отражает высокий уровень экономического развития в регионе. Среднее значение IDI в регионе с 2010 по 2015 год возросло с 6,48 по 7,35 (увеличение на 0,87 пункта). Это – весьма положительный результат с учетом того, что в 2010 году все страны региона, кроме одной, уже находились в верхней половине рейтинга. В регионе Европы также сравнительно невелико различие между максимальным и минимальным значениями IDI, что отражает относительную однородность сектора ИКТ и экономики в целом.
Первые места в региональном рейтинге занимают в основном страны Северной и Западной Европы, в частности скандинавские страны, а более низкие места занимают по большей части страны Средиземноморья и Восточной Европы. На первом месте в данном регионе находится Дания, у которой значение IDI составляет 8,88. К ней примыкает Исландия, у которой значение IDI составляет 8,86, тогда как более всего рейтинг по IDI повысился у Соединенного Королевства, которое в мировом масштабе поднялось с десятой позиции на четвертую.
Интернет вещей: данные для развития
Тематика IoT вошла в отчет МСЭ впервые в 2015 году и пока присутствует в документе лишь эскизно, на описательном уровне. Но можно не сомневаться, что это направление ИКТ со временем войдет в программы МСЭ и станет предметом пристального изучения мирового сообщества.
Интернет вещей – это глобальная инфраструктура информационного общества, лежащая в основе динамично развивающейся сети физических объектов или устройств, имеющих адрес интернет-протокола (IP) для возможности установления соединения с интернетом, а также связь, имеющая место между такими объектами и системами, что делает возможным их применение на основе интернета.
Первые платформы на основе интернета были направлены в основном на обеспечение взаимодействия между отдельными лицами и группами лиц, что можно назвать межличностным взаимодействием. IoT расширяет возможности таких платформ и устройств, позволяя им обеспечивать взаимодействие между человеком и машиной, а также межмашинное взаимодействие (M2M) без вмешательства со стороны человека.
Поскольку устройства обладают возможностью обеспечения связи, они могут внести свой собственный вклад в развитие IoT. Также как существует целый ряд различных соединенных устройств, существуют и разные виды соединения, обеспечиваемого ими. Фактически устройства можно классифицировать либо как те, которые соединены с интернетом и могут получать доступ в интернет в любое время, либо как те, работа которых зависит от сети, имеющей соединение с интернетом.
IoT включает в себя обе категории устройств, а также беспроводные сенсорные сети (WSN), способствующие обеспечению одноранговой связи внутри групп сенсоров без соединения с интернетом.
В основе IoT лежит инфраструктура ИКТ, которая необходима для сбора, передачи и распространения данных, а также для содействия эффективному предоставлению услуг, например в сфере здравоохранения и образования, а также обществу в целом. Ценность IoT в основном заключается в создании, обработке и анализе новых данных, поскольку большие объемы данных создаются миллиардами устройств по всему миру.
По некоторым оценкам, к 2020 году число устройств, соединенных IoT, составит от 26 до 100 млрд. единиц. Среди таких устройств будут, в том числе, традиционные "глупые" устройства (например, тостер, электрическая лампочка, холодильник, водопроводный кран), которые станут "умными" благодаря сенсорам реального времени со встроенными возможностями взаимодействия. Ожидается, что IoT будет влиять практически на все сектора экономики: образование, здравоохранение, сельское хозяйство, транспортную систему, коммунальные услуги и производство.
Потенциальный общеэкономический эффект от IoT – значительный, и хотя существуют разные оценки, ожидается, что рыночная стоимость, генерируемая IoT, составит несколько триллионов долларов США к 2020 году. Учитывая это, по прогнозам аналитиков, почти 40% общемировой рыночной стоимости IoT будет приходиться на развивающиеся экономики, хотя в развитых экономиках стоимость IoT потенциально может вырасти в течение последующих десяти лет благодаря росту уровня его использования.
IoT предлагает новые возможности для развития, открывая новые источники данных, которые могут помочь понять, проанализировать и решить существующие проблемы развития. Как следствие, обсуждение IoT стало частью более широкой дискуссии на тему революции данных и появляющихся вследствие развития ИКТ (включая рост IoT) возможностей для достижения международных целей в области развития, в том числе тех, которые изложены в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Так, IoT готов стать структурным элементом устойчивых городов и общин ближайшего будущего, а также одним из основных компонентов будущих действий в связи с изменением климата, систем водоснабжения и санитарии и цепочек добавленной стоимости в области возобновляемой энергии.
Чтобы IoT мог оправдывать большие ожидания, необходимо привлечь и другие заинтересованные стороны, находящиеся вне сектора ИКТ, включая производителей автомобилей и бытовых устройств, коммунальные предприятия, органы государственного управления и многие другие.
Объединение усилий всех этих заинтересованных сторон значительно усложняет развитие IoT и в то же время является требованием, выполнение которого необходимо для обеспечения функциональной совместимости – ключевого критерия освоения от 40 до 60% преимуществ, которые могут стать возможными в результате использования IoT. В этом заключается один из основных вызовов, на которые необходимо ответить в рамках деятельности МСЭ и других форумов.
Инфраструктура ИКТ – это основа, обеспечивающая возможность установления соединения и потенциал для обработки данных, которые необходимы для IoT. Несмотря на то, что покрытие беспроводной связью стало практически повсеместным благодаря сетям спутниковой и подвижной связи, требования к соединяемости ИКТ, необходимые для активации всего потенциала IoT, могут оказаться более высокими.
Наиболее удовлетворяющим данные требования вариантом является возможность установления соединения на основе фиксированной широкополосной связи с достаточной шириной полосы пропускания международного трафика интернета и магистральной пропускной способностью. В то же время внедрение фиксированной широкополосной связи остается весьма ограниченным в развивающихся странах, во многих из которых наблюдается дефицит международных соединений. Это указывает на необходимость принятия дополнительных мер политического и регуляторного характера для устранения существующего в развивающихся странах дефицита инфраструктуры ИКТ, необходимой для фиксированной связи, а также для предотвращения отставания многих развивающихся стран в гонке IoT.
IoT представляет наибольшую ценность с точки зрения использования больших объемов данных, поэтому вызовы, исходящие от управления данными и их анализа, схожи с теми, которые присущи другим приложениям, связанным с большим объемом данных. В связи с этим национальные бюро статистики должны играть важную роль, учитывая данные им законом полномочия устанавливать статистические стандарты. Например, они могли бы стать органами стандартизации и банками данных большого объема, которые бы способствовали популяризации примеров передового опыта в контексте анализа данных, а также обмену данными.
При этом национальные регуляторные органы в области электросвязи должны играть дополняющую роль, так как в большинстве случаев передача данных IoT осуществляется с использованием сетей электросвязи. Несомненно, регуляторные органы могли бы способствовать внедрению механизмов защиты информации, позволяющей установить личность, а также формированию конкуренции на рынках данных и обеспечению их открытости. Органы государственного управления также могли бы внести существенный вклад в данную деятельность, приняв политику обеспечения открытости своих массивов данных, получаемых в результате использования IoT, говорится в отчете МСЭ.
В этом документе, разработанном Бюро развития электросвязи МСЭ, отмечается, что в период с 2010 по 2015 год 167 стран, включенных МСЭ в индекс развития ИКТ, улучшили свои показатели IDI. Это означает, что уровни доступа к информационно-коммуникационным технологиям, их использование и навыки в этой области продолжают повышаться повсюду в мире. В последнем выпуске отчета, в отличие от предыдущих изданий, появились две новые главы, одна из которых посвящена актуальному вопросу гендерного равенства, а другая – перспективному направлению развития ИКТ – Интернету вещей (Internet of Things, IoT).
Следует отметить, что отчет "Измерение информационного общества" получил широкое мировое признание, поскольку он содержит наиболее надежные и объективные глобальные данные, а также анализ состояния развития ИКТ в мире; в нем фиксируются происходящие со временем перемены и указывается на проблемы, с которыми сталкиваются регионы в своем продвижении к всеохватывающему информационному обществу. На отчеты МСЭ повсеместно полагаются правительства, международные организации, банки развития и аналитики из частного сектора в различных странах мира.
"Работа МСЭ по сбору и опубликованию статистических данных позволяет нам отслеживать реальный прогресс в развитии ИКТ в различных странах мира, – отметил Брахима Сану, директор Бюро развития электросвязи МСЭ. – Достигаемый во многих областях прогресс впечатляет, но нам предстоит сделать гораздо больше, в особенности в самых бедных и отдаленных районах мира, где ИКТ способны оказать наибольшее влияние и содействовать выходу людей повсюду в мире из состояния крайней нищеты".
Реалии интернета и мобильной связи
В сфере продвижения интернета отмечается, что новые подключения происходят на фоне замедления темпов роста. Так, к концу прошлого года 46% домашних хозяйств мира должны были иметь доступ в интернет (в предыдущем году их было 44%, а пять лет назад, в 2010 году – 30%). В развитых странах мира доступ в интернет имеют 81,3% домохозяйств, тогда как в развивающихся странах этот показатель составляет 34,1%, а в 48 странах, отнесенных ООН к числу наименее развитых (НРС), – всего 6,7%.
Вместе с тем последние данные показывают, что рост использования интернета замедляется. В глобальном масштабе в 2015 году он составил 6,9%, тогда как в 2014 году – 7,4%. Тем не менее, за последние пять лет (2010–2015 гг.) численность пользователей интернета в развивающихся странах почти удвоилась, и теперь две трети людей, имеющих доступ в онлайновую среду, живут в развивающемся мире.
Наиболее быстрый рост по-прежнему наблюдается в области подвижной широкополосной связи – число контрактов в мире за пять лет возросло более чем в четыре раза, с 0,8 млрд. в 2010 году до примерно 3,5 млрд. в 2015 году. Число контрактов на фиксированную широкополосную связь растет медленнее и к настоящему времени достигло, по оценкам МСЭ, 0,8 млрд.
В настоящее время услугами подвижной сотовой связи охвачено свыше 95% населения Земли, но это означает, что в мире еще остается примерно 350 млн. человек, которые живут там, куда не доходят сигналы сети подвижной связи (год назад этот показатель составлял 450 млн.). МСЭ с тревогой отмечает, что хотя за последние 10 лет число абонентов мобильной сотовой связи возросло с 2,2 до 7,1 млрд. человек, однако продолжает сохраняться существенная разница в показателях проникновения мобильной телефонной и широкополосной связи в разных странах в зависимости от уровня их развития и в целом по регионам (рис.1). Так что развивающимся странам по-прежнему есть куда двигаться с точки зрения развития ИКТ.
Прогнозы развития ИКТ
на период до 2020 года
В 2014 году члены МСЭ приняли программу "Соединим к 2020 году", в которой установлен ряд целей и целевых показателей для совершенствования роста и охвата ИКТ, их устойчивости, а также вклада, вносимого инновациями и партнерствами. Программа включает четыре цели с 17 целевыми показателями для мониторинга и стимулирования развития сектора ИКТ в период с 2015 по 2020 год.
Семнадцать целевых показателей, предусмотренных программой "Соединим к 2020 году", направлены на то, чтобы помочь международному сообществу осуществлять мониторинг и оценку достигнутого прогресса в обеспечении доступа к ИКТ для всех с учетом роста, открытости и устойчивости ИКТ, а также связанных с ними инноваций и партнерства. Так, целью № 1 является рост: предоставить доступ к электросвязи, расширять его, увеличивать использование ИКТ.
Целью № 2 считается сокращение цифрового разрыва и обеспечение широкополосной связи для всех. Целью № 3 выбрано обеспечение устойчивости функционирования сетей – для этого предстоит решить проблемы, связанные с развитием электросвязи / ИКТ. Целью № 4 определены инновации и партнерство: управлять изменяющейся средой электросвязи, совершенствовать ее и адаптироваться к ней.
Отчет "Измерение информационного общества" 2015 года дает первый обзор и качественную оценку целевых показателей программы "Соединим к 2020 году". В отчете впервые проводится анализ сегодняшнего состояния мира в отношении поставленных целей и целевых показателей и приводятся оценки вероятности их достижения к 2020 году. Очевидно, что часть намеченного в программе выполняется успешно, а часть – с отставанием.
В документе отмечается, что в мире доля домохозяйств, которые к 2020 году получат доступ к интернету, достигнет 56%, а это превысит целевой показатель программы "Соединим к 2020 году" (55%). В то же время предстоит сделать больше, чтобы увеличить численность пользователей интернета. В отчете прогнозируется (рис.2), что в 2020 году доступ в онлайновую среду будет лишь у 53% населения земного шара, а это значительно ниже показателя программы (60%).
Также потребуется принять дополнительные меры, чтобы обеспечить достижение целевых показателей роста и всеобщего охвата в развивающихся странах, в особенности в НРС. В программе ставится задача обеспечить к 2020 году наличие доступа по меньшей мере в 50% домохозяйств в развивающихся странах и в 15% домашних хозяйств в НРС, но, по оценкам МСЭ, доступ к интернету к этому времени будут иметь лишь 45 и 11% домохозяйств соответственно.
Тут стоит обратить внимание еще на один аспект. Программа "Соединим к 2020 году" направлена на то, чтобы во всем мире к 2020 году 90% сельского населения было покрыто услугами широкополосной связи. Но и здесь наметился некоторый перекос: в большинстве стран мира наблюдается тенденция существования более широких возможностей для установления соединения именно в городских районах, где совокупный спрос выше, а отдача от капиталовложений более быстрая и надежная.
Как уже отмечалось, в настоящее время 95% общемирового населения покрыто услугами подвижной сотовой связи. Однако, несмотря на то что уровень покрытия сетями связи третьего поколения вырос с 45 до 69% общемирового населения в 2011–2015 годах, сети связи 3G отсутствуют во многих сельских районах стран с низким уровнем дохода, особенно в Африке. Действительно, в 2015 году сетями связи 3G было покрыто лишь 29% сельского населения мира притом что сегодня 3G – самая распространенная технология мобильной ШПС в мире.
И еще один аспект попал в поле зрения разработчиков международных программ развития информационно-коммуникационных технологий. Выяснилось, что доступ к ИКТ имеет важное значение для обеспечения гендерного равенства, поскольку он позволяет женщинам получить независимость, повышает доступ к экономическим и социальным возможностям, а также способствует расширению прав и возможностей.
Тем не менее, среди мужчин и женщин наблюдаются значительные различия в уровне доступа к интернету, отражающие существование между ними неравенства доходов, возможностей для получения образования и других структурных факторов неравенства во многих экономиках и обществах. Программа "Соединим к 2020 году" направлена на обеспечение гендерного равенства между пользователями интернета к концу данного периода.
По оценкам МСЭ, общемировой разрыв между мужчинами и женщинами в пользовании интернетом составляет около 11%. В развивающихся странах данный разрыв больше (15,4%), чем в развитых странах (5,4%); при этом особенно большой разрыв – в НРС (28,9%). Как оказалось, разрыв между мужчинами и женщинами в пользовании интернетом сократился в развитых странах в период между 2013 и 2015 годами, оставшись практически неизменным в развивающихся странах.
Ценовые характеристики ИКТ
В программе содержится призыв к 2020 году сделать электросвязь / ИКТ на 40% более приемлемыми в ценовом отношении по сравнению с 2012 годом. МСЭ определяет соотношение цен на услуги фиксированной и подвижной телефонной связи, а также широкополосной связи к среднемесячному валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения на основе корзины цен на услуги ИКТ.
В отчете отмечается, что расценки на услуги подвижной сотовой связи в мире продолжают снижаться. Так, в НРС продолжает уменьшаться стоимость корзины расценок на подвижную сотовую связь: к концу 2014 года она составила 14% ВНД на душу населения, тогда как в 2008 году этот показатель был равен 29%.
За последний год более всего снизились расценки на подвижную широкополосную связь, что делает эти услуги в различных странах мира приемлемее в ценовом отношении в среднем на 20–30%. На начало 2015 года 111 стран (из 160, по которым имеются данные), в том числе все развитые страны мира и 67 развивающихся, достигли целевого показателя, установленного Комиссией по широкополосной связи в интересах устойчивого развития, – стоимость услуг ШПС не должна превышать 5% среднемесячного дохода. В то же время в 22 развивающихся странах расценки на ШПС в несколько раз выше и соответствуют более чем 20% ВНД на душу населения.
В отчете также отмечается, что хотя в отношении приемлемости в ценовом отношении подвижной широкополосной связи достигнут значительный прогресс, расценки на фиксированную широкополосную связь с 2013 по 2014 год возросли после последовательного снижения на протяжении ряда лет. В частности, в НРС услуги фиксированной ШПС остаются неприемлемыми в ценовом отношении, и большинство стран, находящихся на последних местах в ценовой корзине фиксированной широкополосной связи, являются НРС.
Такие данные указывают не только на то, что достигнут существенный прогресс в обеспечении большей приемлемости в ценовом отношении, но и на то, что непрерывное снижение цен для выполнения целевых показателей по приемлемости в ценовом отношении потребует принятия устойчивых мер на регуляторном и политическом уровне, в частности в развивающихся странах.
IDI по странам
Главная цель IDI – измерение уровня и хода изменений в области ИКТ в отдельных странах и в сравнении с другими странами; прогресса в развитии ИКТ как в развитых, так и в развивающихся странах; цифрового разрыва (различий между странами с точки зрения уровня развития ИКТ); потенциала развития ИКТ и той степени, в которой страны могут воспользоваться ИКТ для ускорения роста и развития.
IDI состоит из трех субиндексов: доступа, использования и практических навыков. Каждый из них отражает различные аспекты процесса развития ИКТ. В отчете МСЭ представлены результаты расчета IDI по 167 экономикам за 2014 год (IDI 2015 г.) в сравнении с 2010 годом (IDI 2010 г.).
Итак, согласно отчету МСЭ, в 2015 году Республика Корея заняла первое место в индексе развития IDI. За Южной Кореей с небольшим отрывом следуют Дания и Исландия, которые занимают второе и третье места. Далее идут Великобритания, Швеция, Люксембург, Швейцария, Нидерланды, Гонконг и Норвегия. Таковы десять ИКТ-лидеров.
Следует отметить, что Республика Корея возглавляет рейтинг IDI точно так же, как она возглавляла его в 2010 году; при этом ее значение IDI выросло с 8,64 до 8,93. При этом восемь экономик из первой десятки рейтинга за 2015 год находятся в Европе и только две – в Азии. Все они имеют высокодоходную экономику, что говорит о тесной связи между высоким уровнем IDI и высоким уровнем ВНД.
По сравнению с индексом за 2010 год, верхняя часть рейтинга претерпела относительно незначительные изменения. Все десять экономик, которые были в первой десятке рейтинга в 2010 году, оказались среди ведущих двенадцати стран в рейтинге за 2015 год. За этот период среднее значение IDI первой десятки выросло на 0,62 – до 8,58. Такой рост стал возможным не за счет расширения доступа (субиндекс в отношении которого вырос на 0,24), а в основном за счет увеличения уровня использования (субиндекс в отношении которого вырос на 1,82).
В число первых 30 стран IDI входят европейские страны и страны с высоким уровнем доходов из других регионов, в том числе Австралия, Бахрейн, Барбадос, Канада, Гонконг (Китай), Япония, Макао (Китай), Новая Зеландия, Сингапур и Соединенные Штаты Америки. Почти все участвовавшие в обследовании страны в этом году повысили свой рейтинг в IDI.
В отчете определена группа "наиболее динамичных стран", где за последние пять лет отмечено повышение рейтинга по IDI, превышающее средние показатели. К их числу относятся (начиная со стран, добившихся наибольших успехов): Коста-Рика, Бахрейн, Ливан, Гана, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Суринам, Кыргызстан, Беларусь и Оман.
В региональном разрезе проводится сравнение результатов расчета IDI за 2010–2015 годы между шестью регионами мира (Африкой, Америкой, регионом арабских государств, Азиатско-Тихоокеанским регионом, СНГ и Европой) в развитии ИКТ (рис.3). Также приводится анализ происходящих со временем перемен и указывается на проблемы, с которыми сталкиваются регионы в своем продвижении к всеохватывающему информационному обществу.
Средние значения IDI существенно варьируются между регионами. Несомненно, самый высокий средний показатель IDI имеет регион Европы – 7,35. Средние показатели IDI по регионам СНГ, Америки и арабских государств теперь превышают средний общемировой показатель в 5,03. Регион Африки пока имеет самый низкий средний показатель IDI – 2,53, что вдвое ниже показателей остальных регионов, кроме Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Диспропорции в значениях IDI между странами и регионами сохраняются, позади остаются наименее развитые страны.
Распределение значений IDI в Европе отражает высокие показатели всех трех подындексов: доступа, использования и навыков. Наибольший прогресс в Европе с 2010 года достигнут по контрактам на подвижную широкополосную связь. Значения подындексов доступа и использования в Америке, регионе арабских государств, АТР и СНГ значительно ниже показателей по Европе за 2010 год и продемонстрировали более существенный рост по показателям контрактов на подвижную ШПС, числа интернет-пользователей и домохозяйств, имеющих доступ в интернет.
За последние пять лет расширился разрыв в значениях IDI между странами, находящимися в середине рейтинга, и теми, кто находится в нижней части распределения. В НРС IDI снизился по сравнению с другими развивающимися странами, и в особенности НРС отстают по субиндексу IDI "Использование", что может отрицательно сказаться на их способности получать от ИКТ пользу в интересах развития.
IDI в СНГ и Европе
Рейтинги стран СНГ по индексу IDI представлены на рис.4, на котором они сравниваются со среднемировым показателем и средними показателями развитых и развивающихся стран. Среднее повышение значения IDI в СНГ за пятилетний период на 1,43 пункта значительно выше среднего повышения по миру в целом (0,89 пунктов).
Наивысший рейтинг имеет республика Беларусь (36-е место) при уровне IDI в 7,18 в 2015 году, поднявшись на 1,88 пунктов и 14 мест и опередив Россию. Российская Федерация занимает второе место в регионе с уровнем индекса IDI 6,91 и 45-е в мировом рейтинге.
Эта ротация связана, скорее всего, с определенным снижением инвестиционной активности в сфере ИКТ в России, продолжающимся экономическим кризисом в стране и влиянием международных санкций, в то время как Беларусь относительно свободна от этих обременений и продолжает поддерживать ранее набранные темпы развития ИКТ.
"Сегодня в рейтинге МСЭ по индексу IDI представлено девять стран СНГ и выстроились они в следующем порядке: Беларусь, РФ, Казахстан, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, Украина и Кыргызстан, – отметил Орозобек Кайыков, глава зонального отделения МСЭ по странам СНГ. – Киргизия с IDI 4,4 хотя и заняла последнее место в СНГ, но продемонстрировала максимальный рост в рейтинге с 2010 года (на 15 мест)".
В то же время единственная страна в регионе – Украина – продемонстрировала падение в мировом рейтинге за прошедшие два года. Между тем настораживает то обстоятельство, что все девять стран региона (представленные в отчете) в 2015 году опустились ниже среднего значения IDI по развитым странам в 7,41, хотя и остаются на уровне выше среднего мирового.
В отчете МСЭ отмечается, что страны СНГ выделяются низкими ценами на услуги фиксированной ШПС в долларах США. Средний показатель корзины цен на услуги фиксированной ШПС в 2014 году составляет 3,6% ВНД, что вдвое выше, чем в Европе, однако ниже, чем в других регионах мира. С точки зрения ВНД различия в регионе незначительные, исключая показатели Молдавии и Киргизии. Наиболее приемлем он в России, Казахстане и Украине, где показатели корзины цен составляют от 0,7 до 1,1% от ВНД.
Весьма уместным будет и краткое сравнение индексов развития ИКТ в СНГ и странах Европы. И хотя до европейского уровня странам СНГ еще далеко, у них есть хороший ориентир, к которому нужно стремиться. В Европе все страны, за исключением Албании, превысили среднемировое значение IDI (5,03) и входят в верхнюю половину мирового рейтинга стран в IDI, что отражает высокий уровень экономического развития в регионе. Среднее значение IDI в регионе с 2010 по 2015 год возросло с 6,48 по 7,35 (увеличение на 0,87 пункта). Это – весьма положительный результат с учетом того, что в 2010 году все страны региона, кроме одной, уже находились в верхней половине рейтинга. В регионе Европы также сравнительно невелико различие между максимальным и минимальным значениями IDI, что отражает относительную однородность сектора ИКТ и экономики в целом.
Первые места в региональном рейтинге занимают в основном страны Северной и Западной Европы, в частности скандинавские страны, а более низкие места занимают по большей части страны Средиземноморья и Восточной Европы. На первом месте в данном регионе находится Дания, у которой значение IDI составляет 8,88. К ней примыкает Исландия, у которой значение IDI составляет 8,86, тогда как более всего рейтинг по IDI повысился у Соединенного Королевства, которое в мировом масштабе поднялось с десятой позиции на четвертую.
Интернет вещей: данные для развития
Тематика IoT вошла в отчет МСЭ впервые в 2015 году и пока присутствует в документе лишь эскизно, на описательном уровне. Но можно не сомневаться, что это направление ИКТ со временем войдет в программы МСЭ и станет предметом пристального изучения мирового сообщества.
Интернет вещей – это глобальная инфраструктура информационного общества, лежащая в основе динамично развивающейся сети физических объектов или устройств, имеющих адрес интернет-протокола (IP) для возможности установления соединения с интернетом, а также связь, имеющая место между такими объектами и системами, что делает возможным их применение на основе интернета.
Первые платформы на основе интернета были направлены в основном на обеспечение взаимодействия между отдельными лицами и группами лиц, что можно назвать межличностным взаимодействием. IoT расширяет возможности таких платформ и устройств, позволяя им обеспечивать взаимодействие между человеком и машиной, а также межмашинное взаимодействие (M2M) без вмешательства со стороны человека.
Поскольку устройства обладают возможностью обеспечения связи, они могут внести свой собственный вклад в развитие IoT. Также как существует целый ряд различных соединенных устройств, существуют и разные виды соединения, обеспечиваемого ими. Фактически устройства можно классифицировать либо как те, которые соединены с интернетом и могут получать доступ в интернет в любое время, либо как те, работа которых зависит от сети, имеющей соединение с интернетом.
IoT включает в себя обе категории устройств, а также беспроводные сенсорные сети (WSN), способствующие обеспечению одноранговой связи внутри групп сенсоров без соединения с интернетом.
В основе IoT лежит инфраструктура ИКТ, которая необходима для сбора, передачи и распространения данных, а также для содействия эффективному предоставлению услуг, например в сфере здравоохранения и образования, а также обществу в целом. Ценность IoT в основном заключается в создании, обработке и анализе новых данных, поскольку большие объемы данных создаются миллиардами устройств по всему миру.
По некоторым оценкам, к 2020 году число устройств, соединенных IoT, составит от 26 до 100 млрд. единиц. Среди таких устройств будут, в том числе, традиционные "глупые" устройства (например, тостер, электрическая лампочка, холодильник, водопроводный кран), которые станут "умными" благодаря сенсорам реального времени со встроенными возможностями взаимодействия. Ожидается, что IoT будет влиять практически на все сектора экономики: образование, здравоохранение, сельское хозяйство, транспортную систему, коммунальные услуги и производство.
Потенциальный общеэкономический эффект от IoT – значительный, и хотя существуют разные оценки, ожидается, что рыночная стоимость, генерируемая IoT, составит несколько триллионов долларов США к 2020 году. Учитывая это, по прогнозам аналитиков, почти 40% общемировой рыночной стоимости IoT будет приходиться на развивающиеся экономики, хотя в развитых экономиках стоимость IoT потенциально может вырасти в течение последующих десяти лет благодаря росту уровня его использования.
IoT предлагает новые возможности для развития, открывая новые источники данных, которые могут помочь понять, проанализировать и решить существующие проблемы развития. Как следствие, обсуждение IoT стало частью более широкой дискуссии на тему революции данных и появляющихся вследствие развития ИКТ (включая рост IoT) возможностей для достижения международных целей в области развития, в том числе тех, которые изложены в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Так, IoT готов стать структурным элементом устойчивых городов и общин ближайшего будущего, а также одним из основных компонентов будущих действий в связи с изменением климата, систем водоснабжения и санитарии и цепочек добавленной стоимости в области возобновляемой энергии.
Чтобы IoT мог оправдывать большие ожидания, необходимо привлечь и другие заинтересованные стороны, находящиеся вне сектора ИКТ, включая производителей автомобилей и бытовых устройств, коммунальные предприятия, органы государственного управления и многие другие.
Объединение усилий всех этих заинтересованных сторон значительно усложняет развитие IoT и в то же время является требованием, выполнение которого необходимо для обеспечения функциональной совместимости – ключевого критерия освоения от 40 до 60% преимуществ, которые могут стать возможными в результате использования IoT. В этом заключается один из основных вызовов, на которые необходимо ответить в рамках деятельности МСЭ и других форумов.
Инфраструктура ИКТ – это основа, обеспечивающая возможность установления соединения и потенциал для обработки данных, которые необходимы для IoT. Несмотря на то, что покрытие беспроводной связью стало практически повсеместным благодаря сетям спутниковой и подвижной связи, требования к соединяемости ИКТ, необходимые для активации всего потенциала IoT, могут оказаться более высокими.
Наиболее удовлетворяющим данные требования вариантом является возможность установления соединения на основе фиксированной широкополосной связи с достаточной шириной полосы пропускания международного трафика интернета и магистральной пропускной способностью. В то же время внедрение фиксированной широкополосной связи остается весьма ограниченным в развивающихся странах, во многих из которых наблюдается дефицит международных соединений. Это указывает на необходимость принятия дополнительных мер политического и регуляторного характера для устранения существующего в развивающихся странах дефицита инфраструктуры ИКТ, необходимой для фиксированной связи, а также для предотвращения отставания многих развивающихся стран в гонке IoT.
IoT представляет наибольшую ценность с точки зрения использования больших объемов данных, поэтому вызовы, исходящие от управления данными и их анализа, схожи с теми, которые присущи другим приложениям, связанным с большим объемом данных. В связи с этим национальные бюро статистики должны играть важную роль, учитывая данные им законом полномочия устанавливать статистические стандарты. Например, они могли бы стать органами стандартизации и банками данных большого объема, которые бы способствовали популяризации примеров передового опыта в контексте анализа данных, а также обмену данными.
При этом национальные регуляторные органы в области электросвязи должны играть дополняющую роль, так как в большинстве случаев передача данных IoT осуществляется с использованием сетей электросвязи. Несомненно, регуляторные органы могли бы способствовать внедрению механизмов защиты информации, позволяющей установить личность, а также формированию конкуренции на рынках данных и обеспечению их открытости. Органы государственного управления также могли бы внести существенный вклад в данную деятельность, приняв политику обеспечения открытости своих массивов данных, получаемых в результате использования IoT, говорится в отчете МСЭ.
Отзывы читателей