В подзаголовок восьмой конференции Comnews о цифровом телевидении –
DTV-2017 – было вынесено: "Перспективы развития Ultra HD 4K и 8К". Если ключевой темой нескольких предыдущих аналогичных мероприятий был ход выполнения ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 гг.", то на этот раз организаторы решили в первую очередь обсудить, каким будет рынок ТВ во времена, когда об этой многострадальной программе все забудут, – аж через два десятилетия.
DOI: 10.22184/2070-8963.2017.69.8.42.43
DTV-2017 – было вынесено: "Перспективы развития Ultra HD 4K и 8К". Если ключевой темой нескольких предыдущих аналогичных мероприятий был ход выполнения ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 гг.", то на этот раз организаторы решили в первую очередь обсудить, каким будет рынок ТВ во времена, когда об этой многострадальной программе все забудут, – аж через два десятилетия.
DOI: 10.22184/2070-8963.2017.69.8.42.43
Теги: hevc high definition television interactive tv ultra hd 4k ultra hd 8k интерактивное тв телевидение высокой четкости
DTV-2017 прошла при поддержке Ассоциации кабельного телевидения России, Национальной ассоциации телерадиовещателей, Ассоциации дополненной и виртуальной реальности в России, Ассоциации интернет-разработчиков и Международной академии связи и собрала более 150 ведущих экспертов отрасли: представителей науки, телекоммуникационных и вещательных компаний, телеканалов, контент-провайдеров, вендоров, системных интеграторов и СМИ.
Участники открывшей конференцию форсайт-сессии "Телевидение будущего: 20 лет спустя" сошлись в одном единодушно: никто из экспертов не верит в будущее 3D-телевидения, с которым еще недавно связывали большие надежды вендоры. Сколько-нибудь массовый потребитель эту технологию не принял.
Что касается спроса на контент Ultra HD (пока, конечно, в более раннем варианте 4K), то он есть, однако чтобы "почувствовать разницу", телезрителю надо обладать приемником диагональю не менее 55 дюймов. Как следствие, имеющийся сегодня парк UHD-телевизоров не настолько велик, чтобы производители контента спешили производить его в таком качестве, а потребители не спешат вкладываться в устройства, выбор контента для которых пока весьма ограничен.
Среди трендов будущего ТВ, которые отметили эксперты, потребление контента через более универсальные устройства; вытеснение броадкаста, посредством которого трудно транслировать UHD, юникастом; увеличение доли нелинейного и уникального (user generated) контента; и даже нейронное телевидение. По мнению многих, операторы связи возьмут на себя роль агрегаторов контента.
Вторая сессия конференции была посвящена созданию экосистемы на базе технологии UHD 4K и перспективам вещания в UHD 8K. С докладом о стандарте повышенной конверсии HEVC и соответствующем абонентском оборудовании выступил патриарх российского телевещания – Калью Кукк, главный эксперт ЗАО "МНИТИ" и председатель экспертного совета Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ). Он выразил уверенность, что отечественная промышленность может обеспечивать потребности страны в приставках, хотя в первое время на импортной элементной базе. Приставка начального уровня с поддержкой HEVC стоит лишь на пять долларов дороже, чем без оной, отметил К.Кукк.
Лариса Макаровская, региональный директор по продажам Conax, ожидает массовых продаж телеприемников 4K в 2019 году. Если в 2015 году обладателями таких телевизоров в мире были 28 млн домохозяйств, то к началу 2020 года их должно быть уже 335 млн. Но контент для них более дорог в производстве, а, следовательно, требует более качественной защиты.
Что касается UHD 8K, то, по мнению Л.Макаровской, к этой технологии пока не готовы ни потребители, ни операторы, ни сети. Лишь правительство Японии планирует внедрить эту технологию в 2020 году, причем в данном случае пожелание государства не подкрепляется спросом потребителей: стандартные размеры жилищ японцев вовсе не способствуют использованию в них супербольших экранов.
Одним из наиболее интересных стало выступление о перспективах ТВ-сервисов в формате UHD руководителя по развитию VAS-услуг фиксированного бизнеса В2С оператора "Мобильные ТелеСистемы" Станислава Журавлева. Он напомнил, что в феврале текущего года МТС запустил пилотную трансляцию UHD в рамках услуги спутникового ТВ, в марте – в кабельном ТВ. При этом докладчик подчеркнул, что компания сразу внедрила технологию Ultra HD фаза 2 (от первой фазы ее отличает, в частности, увеличенная в два раза, до 120, частота трансляции кадров в секунду).
"Кто-то говорил, что UHD – не для "кабеля", но я считаю, что это не так. Мы прекрасно на кабельной среде запустили UHD. Очень довольны качеством, и оно лучше с точки зрения IP", – подчеркнул С.Журавлев.
Он пообещал, что к марту-апрелю 2018 года МТС внедрит эту технологию в интерактивном ТВ "в массовом контексте" поверх московской сети GPON своей "дочки" МГТС, а также и в регионах. "В следующем же году мы запустим UHD на мобильном ТВ и посмотрим, насколько его целесообразно выводить на [такой] экран", – отметил С.Журавлев.
Приведем выводы, которыми эксперт завершил свое выступление:
• стандарты UHD проработаны до относительно стабильной версии с приемлемыми рисками;
• на рынке уже сложилось знание абонентами технологии и продуктов Ultra HD;
• в городских условиях телевизоры UHD уже не являются редкостью;
• в ближайшие месяцы значительно расширится контентное предложение, в том числе от крупных правообладателей.
Базируясь на этих постулатах, С.Журавлев заключил, что тема Ultra HD со стороны ведущих ТВ-операторов станет в России доминирующей в следующем году. И с этим трудно не согласиться. Особенно с учетом проведения в 2018 году в нашей стране чемпионата мира по футболу FIFA – ведь к одним из важнейших драйверов этой технологии относятся спортивные трансляции. ■
Участники открывшей конференцию форсайт-сессии "Телевидение будущего: 20 лет спустя" сошлись в одном единодушно: никто из экспертов не верит в будущее 3D-телевидения, с которым еще недавно связывали большие надежды вендоры. Сколько-нибудь массовый потребитель эту технологию не принял.
Что касается спроса на контент Ultra HD (пока, конечно, в более раннем варианте 4K), то он есть, однако чтобы "почувствовать разницу", телезрителю надо обладать приемником диагональю не менее 55 дюймов. Как следствие, имеющийся сегодня парк UHD-телевизоров не настолько велик, чтобы производители контента спешили производить его в таком качестве, а потребители не спешат вкладываться в устройства, выбор контента для которых пока весьма ограничен.
Среди трендов будущего ТВ, которые отметили эксперты, потребление контента через более универсальные устройства; вытеснение броадкаста, посредством которого трудно транслировать UHD, юникастом; увеличение доли нелинейного и уникального (user generated) контента; и даже нейронное телевидение. По мнению многих, операторы связи возьмут на себя роль агрегаторов контента.
Вторая сессия конференции была посвящена созданию экосистемы на базе технологии UHD 4K и перспективам вещания в UHD 8K. С докладом о стандарте повышенной конверсии HEVC и соответствующем абонентском оборудовании выступил патриарх российского телевещания – Калью Кукк, главный эксперт ЗАО "МНИТИ" и председатель экспертного совета Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ). Он выразил уверенность, что отечественная промышленность может обеспечивать потребности страны в приставках, хотя в первое время на импортной элементной базе. Приставка начального уровня с поддержкой HEVC стоит лишь на пять долларов дороже, чем без оной, отметил К.Кукк.
Лариса Макаровская, региональный директор по продажам Conax, ожидает массовых продаж телеприемников 4K в 2019 году. Если в 2015 году обладателями таких телевизоров в мире были 28 млн домохозяйств, то к началу 2020 года их должно быть уже 335 млн. Но контент для них более дорог в производстве, а, следовательно, требует более качественной защиты.
Что касается UHD 8K, то, по мнению Л.Макаровской, к этой технологии пока не готовы ни потребители, ни операторы, ни сети. Лишь правительство Японии планирует внедрить эту технологию в 2020 году, причем в данном случае пожелание государства не подкрепляется спросом потребителей: стандартные размеры жилищ японцев вовсе не способствуют использованию в них супербольших экранов.
Одним из наиболее интересных стало выступление о перспективах ТВ-сервисов в формате UHD руководителя по развитию VAS-услуг фиксированного бизнеса В2С оператора "Мобильные ТелеСистемы" Станислава Журавлева. Он напомнил, что в феврале текущего года МТС запустил пилотную трансляцию UHD в рамках услуги спутникового ТВ, в марте – в кабельном ТВ. При этом докладчик подчеркнул, что компания сразу внедрила технологию Ultra HD фаза 2 (от первой фазы ее отличает, в частности, увеличенная в два раза, до 120, частота трансляции кадров в секунду).
"Кто-то говорил, что UHD – не для "кабеля", но я считаю, что это не так. Мы прекрасно на кабельной среде запустили UHD. Очень довольны качеством, и оно лучше с точки зрения IP", – подчеркнул С.Журавлев.
Он пообещал, что к марту-апрелю 2018 года МТС внедрит эту технологию в интерактивном ТВ "в массовом контексте" поверх московской сети GPON своей "дочки" МГТС, а также и в регионах. "В следующем же году мы запустим UHD на мобильном ТВ и посмотрим, насколько его целесообразно выводить на [такой] экран", – отметил С.Журавлев.
Приведем выводы, которыми эксперт завершил свое выступление:
• стандарты UHD проработаны до относительно стабильной версии с приемлемыми рисками;
• на рынке уже сложилось знание абонентами технологии и продуктов Ultra HD;
• в городских условиях телевизоры UHD уже не являются редкостью;
• в ближайшие месяцы значительно расширится контентное предложение, в том числе от крупных правообладателей.
Базируясь на этих постулатах, С.Журавлев заключил, что тема Ultra HD со стороны ведущих ТВ-операторов станет в России доминирующей в следующем году. И с этим трудно не согласиться. Особенно с учетом проведения в 2018 году в нашей стране чемпионата мира по футболу FIFA – ведь к одним из важнейших драйверов этой технологии относятся спортивные трансляции. ■
Отзывы читателей