Выпуск #1/2020
В.Метелев
МЫ КОНЦЕНТРИРУЕМ УСИЛИЯ НА ДОСТИЖЕНИИ МАКСИМАЛЬНОГО ПОКРЫТИЯ ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА УСЛУГАМИ ШПД
МЫ КОНЦЕНТРИРУЕМ УСИЛИЯ НА ДОСТИЖЕНИИ МАКСИМАЛЬНОГО ПОКРЫТИЯ ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА УСЛУГАМИ ШПД
Просмотры: 1902
DOI: 10.22184/2070-8963.2020.86.1.8.12
МЫ КОНЦЕНТРИРУЕМ УСИЛИЯ на достижении максимального покрытия территории региона услугами ШПД
Рассказывает заместитель министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области В.Г.Метелев
В рамках реализации мероприятия федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Минкомсвязи России в начале 2020 года был обнародован доклад "Национальный индекс развития цифровой экономики Российской Федерации". По результатам рейтингования субъектов РФ третье место следом за Москвой и Санкт-Петербургом заняла Московская область. В отвечающем за цифровизацию экономики и управления Подмосковья Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области координацией и курированием развития инфраструктуры связи и единой системы видеонаблюдения, обеспечения услугами связи населения, организации эффективного электронного межведомственного информационного взаимодействия, развития интегрированных информационных систем и технологий, привлечения инвестиций в инфраструктуру связи региона занимается заместитель министра В.Г.Метелев. "ПЕРВАЯ МИЛЯ" попросила его рассказать о сегодняшнем дне и перспективах развития телекоммуникаций в подмосковном регионе.
Вячеслав Геннадьевич, какой путь вы прошли до назначения на ответственный пост в министерстве?
В сфере связи и массовых коммуникаций я проработал 33 года. В структуре нынешнего ПАО "Ростелеком" прошел путь от инженера связи до начальника центра продаж. С 2015 года стал заместителем министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.
Какие задачи решает министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в сферах информационных технологий и связи?
Если предельно упростить, то деятельность нашего министерства можно структурировать всего по двум направлениям. Во-первых, это цифровизация управления и экономики региона. Во-вторых – в рамках региональных полномочий осуществление поддержки и регулирования всех видов связи, включая почтовую. Попутно обеспечиваем связью и компьютерной техникой собственные госорганы и содержим собственную же сеть передачи данных.
Решена ли полностью на территории области задача устранения цифрового неравенства? Как в ее решении участвует министерство?
Данная проблема остро стоит в области. 20 век – это век цифровизации и информационных технологий. Развитие бизнеса, качество жизни людей, цифровые услуги. Для всего этого нужна хорошая связь. Кроме того, современные операторы связи предоставляют человеку целый комплекс услуг, таких как доступ в интернет, телевидение, телефония и др. Без этих сервисов жить в наше время становится все труднее, а зачастую просто невозможно.
Московская область уникальна как регион тем, что мы граничим с Москвой. У нас есть как города-сателлиты, вплотную примыкающие к столице и даже имеющие общую с ней инфраструктуру, такие как Реутов, Химки, Балашиха, Красногорск и др., так и довольно удаленные районы с небольшим количеством населения: Озера, Лотошино, Серебряные Пруды и др. И такая специфика не позволяет нам говорить о полном цифровом равенстве. В сельских населенных пунктах, до которых дотянулся проводной ШПД, себестоимость услуг объективно выше из-за сравнительно низкой плотности абонентской базы. Поэтому мы сконцентрировали свои усилия не на уравнивании тарифов на услуги ШПД, а на достижении максимального покрытия территории региона этими услугами.
Единственное решение данной задачи, способное дать быстрые результаты, это подвес оптического кабеля на опорах линий электропередач. Но по тарифам, ранее установленным электроэнергетиками, даже это слишком дорого для малонаселенных и удаленных территорий. На данный момент министерство проводит активную работу как с операторами связи, так и с владельцами столбовой инфраструктуры с целью гармонизации условий на подвес ВОЛС на опорах ЛЭП. Точки взаимодействия найдены, есть понимание по данному вопросу у всех причастных. Проведен ряд встреч и совещаний с участием представителей ПАО "МОЭСК" и операторов связи. Надеемся, что ситуация будет меняться, уже парафированы первые договоры по новым льготным условиям. Попутно решается еще одна проблема, связанная с необходимостью легализации и "обеления" существующих линий связи, не имеющих надлежащего договорного и правового оформления.
Как в регионе решается проблема доступа в многоквартирные жилые дома двух и более операторов связи?
Дела с этим обстоят неплохо: документально подтверждено, что более, чем в 87% многоквартирных домов присутствуют два или более операторов связи. Но решить полностью и комплексно данную проблему пока не удается. Есть ряд пробелов в законодательстве, которые не позволяют разработать для всех операторов связи и управляющих компаний общие правила. Например, нет четкой позиции, нужно ли общее собрание собственников, чтобы оператор зашел в многоквартирный дом и начал там оказывать свои услуги. Даже судебная практика по данному вопросу неоднозначная.
Чтобы оператору поставить свое оборудование, необходимо установить цену на его размещение, но нет единого понимания, как эта цена должна определяться. Не понятно, как быть, когда оператора на этапе строительства приводит застройщик или когда оператор аффилирован с управляющей компанией. Мы пытаемся решить данные вопросы во взаимодействии с другими причастными министерствами и ведомствами, а также надеемся на поддержку на федеральном уровне. В частности, мы направили свои предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О связи". Пока, к сожалению, этот законопроект продвигается туго, но все же он продвигается. Надеемся, что принятие данных изменений ограничит противодействие операторам со стороны управляющих организаций.
Со своей стороны мы совместно с Государственной жилищной инспекцией Московской области разработали рекомендации по данному вопросу, а также типовую форму договора на размещение оборудования. Помимо этого, министерство внесло в Типовые технические условия для застройщиков обязательное требование, что бы в каждом строящемся многоквартирном доме было обеспечено присутствие сразу трех операторов связи, и при сдаче дома – это требование строго контролируется.
Удовлетворены ли жители МО существующим покрытием территории сетями мобильной связи? Оказывает ли администрация Подмосковья помощь операторам мобильной связи в размещении базовых станций?
Основным инструментом мониторинга удовлетворенности жителей Подмосковья в различных сферах, и, в частности, в вопросах связи, является портал "Добродел". Так, за 2019 год было получено и решено чуть менее 500 обращений по вопросу некачественной связи, и это на 17% меньше, чем в 2018 году. Следовательно, мы движемся в правильном направлении, и поддержка развития сотовой связи дает свои результаты.
Если говорить конкретнее, в период 2015–2016 годов Московской области удалось максимально устранить административные барьеры. Принятые меры позволили операторам разместить более 7 500 сооружений связи на территории Подмосковья, из которых большая часть построена для обеспечения покрытия. При этом в подмосковную инфраструктуру мобильной связи привлечено частных инвестиций более чем на 22 млрд руб. Таким образом, наша область стала вторым регионом РФ по качеству покрытия сетями подвижного радиотелефонного доступа. В 2019–2020 годы строительство вышек сотовой связи продолжается, но уже не такими темпами. Операторы теперь работают над "качеством" сети, то есть размещают так называемые "емкостные сайты", которые устанавливаются точечно в местах наибольшей перегрузки сети для обеспечения текущей потребности абонентов.
Кстати говоря, удалось выявить интересную закономерность: наибольшее количество жалоб приходит именно не на отсутствие, а на качество связи. Большинство жалоб имеет "прописку" не на окраинах региона, а на густонаселенных территориях вблизи МКАД, которые по всем показателям выигрывают у периферии по плотности радиопокрытия.
Очевидно, этот "парадокс" связан с тем, что требовательные жители "приМКАДья" имеют несравнимо большие ожидания от услуг сотовой связи по сравнению с провинциалами. Операторы это тоже понимают, и как раз "емкостные сайты" призваны решать данную проблему на территориях с плотной застройкой.
Как удается бороться с предрассудками, связанными с радиофобией?
Действительно, радиофобии могут осложнять процесс внедрения новых технологий. Та же статистика за 2019 год портала "Добродел" говорит о более 300 обращениях на возведение антенно-мачтовых сооружений. Мы стараемся вникнуть в проблему и дать максимально полные разъяснения на каждое обращение.
Основной акцент в разъяснениях делается на том, что базовые станции сотовой связи – залог безопасности, потому что чем их больше, тем быстрее можно прийти на помощь человеку, находящемуся на "другом конце провода". Кроме того, оборудование базовых станций проходит обязательную сертификацию под строгим контролем Роскомнадзора и Роспотребнадзора, а также соответствует всем мировым стандартам безопасности, а в большинстве случаев более строгим. Так, в России он составляет 10 мкВт/кв ∙ см, тогда как в США или скандинавских странах – уже 100 мкВт/кв ∙ см.
С другой стороны, без тесного контакта с населением, без должной эмпатии со стороны всех участников процесса, одними разъяснениями данную проблему не решить. Жители Подмосковья имеют право и должны знать логику принятия тех или иных решений, в том числе в вопросах размещения радиоэлектронных средств. Они также должны быть уверены не только в безопасности, но и в правильности и эффективности этих решений.
В 2018 году в Подмосковье была анонсирована программа "Чистое небо моей улицы", подразумевающая "чистку" городов от висящих телекоммуникационных кабелей и проводов. Что удалось сделать?
Ну, если быть точным, то такая программа в Подмосковье никогда не анонсировалась, а бывший в то время главой нашего министерства М.И.Шадаев в январе 2018 года говорил всего лишь о новом подходе к воздушным линиям связи, отличающемся от московской программы "Чистое небо моей улицы". Суть этого подхода сводится не к запрету воздушных ВОЛС, а к пресечению стихийного и бесконтрольного их развешивания, в первую очередь в местах с высокой степенью урбанизации и повышенными требованиями к элементам градостроительной среды. И дело тут в том, что современные технологии позволяют "выжимать" из двух волокон или, как говорят связисты "лямбды", до 300 Гбит/с. И с этой точки зрения нет никакой необходимости прокладывать пучок проводов или волокон там, где протянута хотя бы одна оптическая линия связи. Все это с успехом может быть заменено соответствующим каналообразующим оборудованием на концах линии.
Другое дело – стоимость. Часто такое оборудование стоит кратно дороже подвеса дополнительной линии. Однако в этом-то и заключается суть государственного регулирования, чтобы вопросы визуального восприятия и эстетики мест нашего проживания и отдыха не оставались без подобающего им внимания. Поэтому министерство дифференцированно подходит к регулированию и ограничениям на подвес ВОЛС: там, где это является единственным способом подачи интернета в дома, мы всячески стимулируем этот подвес. При этом жестко пресекая деятельность нерях и нелегалов. Там же, где плотность абонентов высока или вблизи охраняемых природных и культурных объектов, использование воздушных проводных линий связи может быть полностью запрещено.
В Подмосковье работает немалое число региональных операторов связи. Каким вам видится их будущее в условиях конкуренции с федеральными операторами?
Мы живем в эпоху глобализации и цифровизации. В этом плане у федеральных операторов появляется больше возможностей для своего развития и проникновения в самые отдаленные уголки Московской области. Однако не будем забывать, что высокая гибкость и близость к людям дают малым операторам шанс не только на выживание, но и на собственную, пусть и не очень большую, долю рынка. Так, например, среди операторов кабельного телевидения в Подмосковье преобладают местные, а не федеральные компании.
А услуги почтовой связи в Подмосковье оказываются далеко не только одной "Почтой России". Многих удивит, но сегодня организаций, получивших лицензию на услуги почтовой связи на территории Московской области, насчитывается 563.
Нельзя исключать, что с развитием сетей 5G в стоимостном выражении доля рынка у федеральных операторов увеличится, но в любом случае региональные операторы связи совсем не исчезнут.
Расскажите о реализации проекта "Умные города Подмосковья". Что дает недавнее подкрепление его на законодательном уровне? Принимают ли участие в проекте операторы связи?
Московская область является одним из самых активных регионов по реализации подобных проектов. В 2019 году разработан и утвержден проект "Умные города Подмосковья". Наши наукограды Дубна и Реутов, а также Ивантеевка стали пилотными муниципальными образованиями федерального проекта. Всего региональной программой на 2019–2024 годы охвачено 24 городских округа, население которых достигает почти 4 млн человек, что составляет более половины всего населения области. При этом надо отметить, что базовая часть сервисов распространится не только на города с населением свыше 100 тыс. жителей, как предусмотрено ведомственным проектом Минстроя России, а абсолютно на все города Подмосковья.
Утверждение на законодательном уровне – требование Устава Московской области. Губернатором Московской области А.Ю.Воробьевым, министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ В.В.Якушевым и руководителями пилотных муниципалитетов были подписаны соглашения о реализации пилотных проектов по цифровизации городского хозяйства в рамках федерального проекта. Соглашения были подписаны от имени Московской области, что требует их обязательного утверждения Московской областной думой.
Докладывая проект законодательного акта, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области М.А.Рымар рассказал парламентариям Подмосковья об общих показателях проекта, который включает в себя девять основных направлений: обеспечение организационных и управленческих основ для создания и управления "умными городами" в регионе, жилищно-коммунальное хозяйство, сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение и утилизация отходов твердых коммунальных отходов, мониторинг и охрана окружающей среды, улицы и общественные пространства, общественная безопасность, транспорт, улично-дорожная сеть и перевозки, муниципальное управление, социальная сфера и развитие бизнеса.
В целом, конечно, законодательное подкрепление – это в первую очередь повышение уровня ответственности.
Операторы связи не просто принимают участие в проекте, а являются одними из его самых активных участников. Причем, по различным направлениям. ПАО "Ростелеком" по инвестиционному контракту разработало для Московской области Единую автоматизированную информационную систему ЖКХ и участвует в программе ликвидации цифрового неравенства, уже установив 6 159 таксофонов универсальных услуг связи. ПАО "Мегафон" является исполнителем по федеральному контракту по подключению к сети передачи данных, обеспечивающей доступ к единой сети передачи данных и(или) к сети "Интернет", и по передаче данных при осуществлении доступа к этой сети для 127 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, 84 государственных (муниципальных) образовательных организаций, 48 территориальных органов Росгвардии и подразделений (органов) войск национальной гвардии.
ПАО "МТС" реализует очень интересный проект в пилотном Реутове, который включает в себя несколько направлений: от домофонов-видеопанелей до мониторинга за вывозом ТКО. Наш региональный оператор "ТелекомМПК" активно работает на севере области по развитию публичных зон Wi-Fi и видеонаблюдению в подъездах. И это только несколько примеров. Я уже не говорю про профильную деятельность операторов беспроводной связи, без развития и нормального функционирования которой никакой "Умный город" не возможен.
Имеются ли у министерства планы по содействию операторам в быстром развертывании сетей 5G? Какие услуги на основе этих сетей будут, на ваш взгляд, в первую очередь востребованы в Подмосковье?
О запуске сетей 5G в Подмосковье пока говорить рано. Сейчас основные усилия операторов сосредоточены на тестировании сети нового поколения в г. Москве, запускаются пилотные зоны. В Московской области частоты выделены на территориях аэропортов "Шереметьево" и "Домодедово", Дмитровского района (здесь располагается автополигон НАМИ для тестирования беспилотного транспорта).
Однако, мы активно продолжаем следить за текущими трендами и готовы в любой момент включиться в работу. Кроме того, интересно, каким образом внедрение 5G может повлиять на дальнейшее развитие услуг ШПД, а перед правительством области стоит задача обеспечения связью отдаленных малонаселенных территорий, и, возможно, именно новыми технологиями удастся решить эту задачу.
На наш взгляд, наиболее востребованными будут мультимедийные услуги (видео в высоком разрешении, онлайн-игры и пр.), очень перспективно направление облачного хранения, ну и, конечно, услуги IoT (Интернета вещей).
Спасибо за очень интересный рассказ.
С В.Г.Метелевым беседовал С.А.Попов
Рассказывает заместитель министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области В.Г.Метелев
В рамках реализации мероприятия федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Минкомсвязи России в начале 2020 года был обнародован доклад "Национальный индекс развития цифровой экономики Российской Федерации". По результатам рейтингования субъектов РФ третье место следом за Москвой и Санкт-Петербургом заняла Московская область. В отвечающем за цифровизацию экономики и управления Подмосковья Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области координацией и курированием развития инфраструктуры связи и единой системы видеонаблюдения, обеспечения услугами связи населения, организации эффективного электронного межведомственного информационного взаимодействия, развития интегрированных информационных систем и технологий, привлечения инвестиций в инфраструктуру связи региона занимается заместитель министра В.Г.Метелев. "ПЕРВАЯ МИЛЯ" попросила его рассказать о сегодняшнем дне и перспективах развития телекоммуникаций в подмосковном регионе.
Вячеслав Геннадьевич, какой путь вы прошли до назначения на ответственный пост в министерстве?
В сфере связи и массовых коммуникаций я проработал 33 года. В структуре нынешнего ПАО "Ростелеком" прошел путь от инженера связи до начальника центра продаж. С 2015 года стал заместителем министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.
Какие задачи решает министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в сферах информационных технологий и связи?
Если предельно упростить, то деятельность нашего министерства можно структурировать всего по двум направлениям. Во-первых, это цифровизация управления и экономики региона. Во-вторых – в рамках региональных полномочий осуществление поддержки и регулирования всех видов связи, включая почтовую. Попутно обеспечиваем связью и компьютерной техникой собственные госорганы и содержим собственную же сеть передачи данных.
Решена ли полностью на территории области задача устранения цифрового неравенства? Как в ее решении участвует министерство?
Данная проблема остро стоит в области. 20 век – это век цифровизации и информационных технологий. Развитие бизнеса, качество жизни людей, цифровые услуги. Для всего этого нужна хорошая связь. Кроме того, современные операторы связи предоставляют человеку целый комплекс услуг, таких как доступ в интернет, телевидение, телефония и др. Без этих сервисов жить в наше время становится все труднее, а зачастую просто невозможно.
Московская область уникальна как регион тем, что мы граничим с Москвой. У нас есть как города-сателлиты, вплотную примыкающие к столице и даже имеющие общую с ней инфраструктуру, такие как Реутов, Химки, Балашиха, Красногорск и др., так и довольно удаленные районы с небольшим количеством населения: Озера, Лотошино, Серебряные Пруды и др. И такая специфика не позволяет нам говорить о полном цифровом равенстве. В сельских населенных пунктах, до которых дотянулся проводной ШПД, себестоимость услуг объективно выше из-за сравнительно низкой плотности абонентской базы. Поэтому мы сконцентрировали свои усилия не на уравнивании тарифов на услуги ШПД, а на достижении максимального покрытия территории региона этими услугами.
Единственное решение данной задачи, способное дать быстрые результаты, это подвес оптического кабеля на опорах линий электропередач. Но по тарифам, ранее установленным электроэнергетиками, даже это слишком дорого для малонаселенных и удаленных территорий. На данный момент министерство проводит активную работу как с операторами связи, так и с владельцами столбовой инфраструктуры с целью гармонизации условий на подвес ВОЛС на опорах ЛЭП. Точки взаимодействия найдены, есть понимание по данному вопросу у всех причастных. Проведен ряд встреч и совещаний с участием представителей ПАО "МОЭСК" и операторов связи. Надеемся, что ситуация будет меняться, уже парафированы первые договоры по новым льготным условиям. Попутно решается еще одна проблема, связанная с необходимостью легализации и "обеления" существующих линий связи, не имеющих надлежащего договорного и правового оформления.
Как в регионе решается проблема доступа в многоквартирные жилые дома двух и более операторов связи?
Дела с этим обстоят неплохо: документально подтверждено, что более, чем в 87% многоквартирных домов присутствуют два или более операторов связи. Но решить полностью и комплексно данную проблему пока не удается. Есть ряд пробелов в законодательстве, которые не позволяют разработать для всех операторов связи и управляющих компаний общие правила. Например, нет четкой позиции, нужно ли общее собрание собственников, чтобы оператор зашел в многоквартирный дом и начал там оказывать свои услуги. Даже судебная практика по данному вопросу неоднозначная.
Чтобы оператору поставить свое оборудование, необходимо установить цену на его размещение, но нет единого понимания, как эта цена должна определяться. Не понятно, как быть, когда оператора на этапе строительства приводит застройщик или когда оператор аффилирован с управляющей компанией. Мы пытаемся решить данные вопросы во взаимодействии с другими причастными министерствами и ведомствами, а также надеемся на поддержку на федеральном уровне. В частности, мы направили свои предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О связи". Пока, к сожалению, этот законопроект продвигается туго, но все же он продвигается. Надеемся, что принятие данных изменений ограничит противодействие операторам со стороны управляющих организаций.
Со своей стороны мы совместно с Государственной жилищной инспекцией Московской области разработали рекомендации по данному вопросу, а также типовую форму договора на размещение оборудования. Помимо этого, министерство внесло в Типовые технические условия для застройщиков обязательное требование, что бы в каждом строящемся многоквартирном доме было обеспечено присутствие сразу трех операторов связи, и при сдаче дома – это требование строго контролируется.
Удовлетворены ли жители МО существующим покрытием территории сетями мобильной связи? Оказывает ли администрация Подмосковья помощь операторам мобильной связи в размещении базовых станций?
Основным инструментом мониторинга удовлетворенности жителей Подмосковья в различных сферах, и, в частности, в вопросах связи, является портал "Добродел". Так, за 2019 год было получено и решено чуть менее 500 обращений по вопросу некачественной связи, и это на 17% меньше, чем в 2018 году. Следовательно, мы движемся в правильном направлении, и поддержка развития сотовой связи дает свои результаты.
Если говорить конкретнее, в период 2015–2016 годов Московской области удалось максимально устранить административные барьеры. Принятые меры позволили операторам разместить более 7 500 сооружений связи на территории Подмосковья, из которых большая часть построена для обеспечения покрытия. При этом в подмосковную инфраструктуру мобильной связи привлечено частных инвестиций более чем на 22 млрд руб. Таким образом, наша область стала вторым регионом РФ по качеству покрытия сетями подвижного радиотелефонного доступа. В 2019–2020 годы строительство вышек сотовой связи продолжается, но уже не такими темпами. Операторы теперь работают над "качеством" сети, то есть размещают так называемые "емкостные сайты", которые устанавливаются точечно в местах наибольшей перегрузки сети для обеспечения текущей потребности абонентов.
Кстати говоря, удалось выявить интересную закономерность: наибольшее количество жалоб приходит именно не на отсутствие, а на качество связи. Большинство жалоб имеет "прописку" не на окраинах региона, а на густонаселенных территориях вблизи МКАД, которые по всем показателям выигрывают у периферии по плотности радиопокрытия.
Очевидно, этот "парадокс" связан с тем, что требовательные жители "приМКАДья" имеют несравнимо большие ожидания от услуг сотовой связи по сравнению с провинциалами. Операторы это тоже понимают, и как раз "емкостные сайты" призваны решать данную проблему на территориях с плотной застройкой.
Как удается бороться с предрассудками, связанными с радиофобией?
Действительно, радиофобии могут осложнять процесс внедрения новых технологий. Та же статистика за 2019 год портала "Добродел" говорит о более 300 обращениях на возведение антенно-мачтовых сооружений. Мы стараемся вникнуть в проблему и дать максимально полные разъяснения на каждое обращение.
Основной акцент в разъяснениях делается на том, что базовые станции сотовой связи – залог безопасности, потому что чем их больше, тем быстрее можно прийти на помощь человеку, находящемуся на "другом конце провода". Кроме того, оборудование базовых станций проходит обязательную сертификацию под строгим контролем Роскомнадзора и Роспотребнадзора, а также соответствует всем мировым стандартам безопасности, а в большинстве случаев более строгим. Так, в России он составляет 10 мкВт/кв ∙ см, тогда как в США или скандинавских странах – уже 100 мкВт/кв ∙ см.
С другой стороны, без тесного контакта с населением, без должной эмпатии со стороны всех участников процесса, одними разъяснениями данную проблему не решить. Жители Подмосковья имеют право и должны знать логику принятия тех или иных решений, в том числе в вопросах размещения радиоэлектронных средств. Они также должны быть уверены не только в безопасности, но и в правильности и эффективности этих решений.
В 2018 году в Подмосковье была анонсирована программа "Чистое небо моей улицы", подразумевающая "чистку" городов от висящих телекоммуникационных кабелей и проводов. Что удалось сделать?
Ну, если быть точным, то такая программа в Подмосковье никогда не анонсировалась, а бывший в то время главой нашего министерства М.И.Шадаев в январе 2018 года говорил всего лишь о новом подходе к воздушным линиям связи, отличающемся от московской программы "Чистое небо моей улицы". Суть этого подхода сводится не к запрету воздушных ВОЛС, а к пресечению стихийного и бесконтрольного их развешивания, в первую очередь в местах с высокой степенью урбанизации и повышенными требованиями к элементам градостроительной среды. И дело тут в том, что современные технологии позволяют "выжимать" из двух волокон или, как говорят связисты "лямбды", до 300 Гбит/с. И с этой точки зрения нет никакой необходимости прокладывать пучок проводов или волокон там, где протянута хотя бы одна оптическая линия связи. Все это с успехом может быть заменено соответствующим каналообразующим оборудованием на концах линии.
Другое дело – стоимость. Часто такое оборудование стоит кратно дороже подвеса дополнительной линии. Однако в этом-то и заключается суть государственного регулирования, чтобы вопросы визуального восприятия и эстетики мест нашего проживания и отдыха не оставались без подобающего им внимания. Поэтому министерство дифференцированно подходит к регулированию и ограничениям на подвес ВОЛС: там, где это является единственным способом подачи интернета в дома, мы всячески стимулируем этот подвес. При этом жестко пресекая деятельность нерях и нелегалов. Там же, где плотность абонентов высока или вблизи охраняемых природных и культурных объектов, использование воздушных проводных линий связи может быть полностью запрещено.
В Подмосковье работает немалое число региональных операторов связи. Каким вам видится их будущее в условиях конкуренции с федеральными операторами?
Мы живем в эпоху глобализации и цифровизации. В этом плане у федеральных операторов появляется больше возможностей для своего развития и проникновения в самые отдаленные уголки Московской области. Однако не будем забывать, что высокая гибкость и близость к людям дают малым операторам шанс не только на выживание, но и на собственную, пусть и не очень большую, долю рынка. Так, например, среди операторов кабельного телевидения в Подмосковье преобладают местные, а не федеральные компании.
А услуги почтовой связи в Подмосковье оказываются далеко не только одной "Почтой России". Многих удивит, но сегодня организаций, получивших лицензию на услуги почтовой связи на территории Московской области, насчитывается 563.
Нельзя исключать, что с развитием сетей 5G в стоимостном выражении доля рынка у федеральных операторов увеличится, но в любом случае региональные операторы связи совсем не исчезнут.
Расскажите о реализации проекта "Умные города Подмосковья". Что дает недавнее подкрепление его на законодательном уровне? Принимают ли участие в проекте операторы связи?
Московская область является одним из самых активных регионов по реализации подобных проектов. В 2019 году разработан и утвержден проект "Умные города Подмосковья". Наши наукограды Дубна и Реутов, а также Ивантеевка стали пилотными муниципальными образованиями федерального проекта. Всего региональной программой на 2019–2024 годы охвачено 24 городских округа, население которых достигает почти 4 млн человек, что составляет более половины всего населения области. При этом надо отметить, что базовая часть сервисов распространится не только на города с населением свыше 100 тыс. жителей, как предусмотрено ведомственным проектом Минстроя России, а абсолютно на все города Подмосковья.
Утверждение на законодательном уровне – требование Устава Московской области. Губернатором Московской области А.Ю.Воробьевым, министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ В.В.Якушевым и руководителями пилотных муниципалитетов были подписаны соглашения о реализации пилотных проектов по цифровизации городского хозяйства в рамках федерального проекта. Соглашения были подписаны от имени Московской области, что требует их обязательного утверждения Московской областной думой.
Докладывая проект законодательного акта, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области М.А.Рымар рассказал парламентариям Подмосковья об общих показателях проекта, который включает в себя девять основных направлений: обеспечение организационных и управленческих основ для создания и управления "умными городами" в регионе, жилищно-коммунальное хозяйство, сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение и утилизация отходов твердых коммунальных отходов, мониторинг и охрана окружающей среды, улицы и общественные пространства, общественная безопасность, транспорт, улично-дорожная сеть и перевозки, муниципальное управление, социальная сфера и развитие бизнеса.
В целом, конечно, законодательное подкрепление – это в первую очередь повышение уровня ответственности.
Операторы связи не просто принимают участие в проекте, а являются одними из его самых активных участников. Причем, по различным направлениям. ПАО "Ростелеком" по инвестиционному контракту разработало для Московской области Единую автоматизированную информационную систему ЖКХ и участвует в программе ликвидации цифрового неравенства, уже установив 6 159 таксофонов универсальных услуг связи. ПАО "Мегафон" является исполнителем по федеральному контракту по подключению к сети передачи данных, обеспечивающей доступ к единой сети передачи данных и(или) к сети "Интернет", и по передаче данных при осуществлении доступа к этой сети для 127 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, 84 государственных (муниципальных) образовательных организаций, 48 территориальных органов Росгвардии и подразделений (органов) войск национальной гвардии.
ПАО "МТС" реализует очень интересный проект в пилотном Реутове, который включает в себя несколько направлений: от домофонов-видеопанелей до мониторинга за вывозом ТКО. Наш региональный оператор "ТелекомМПК" активно работает на севере области по развитию публичных зон Wi-Fi и видеонаблюдению в подъездах. И это только несколько примеров. Я уже не говорю про профильную деятельность операторов беспроводной связи, без развития и нормального функционирования которой никакой "Умный город" не возможен.
Имеются ли у министерства планы по содействию операторам в быстром развертывании сетей 5G? Какие услуги на основе этих сетей будут, на ваш взгляд, в первую очередь востребованы в Подмосковье?
О запуске сетей 5G в Подмосковье пока говорить рано. Сейчас основные усилия операторов сосредоточены на тестировании сети нового поколения в г. Москве, запускаются пилотные зоны. В Московской области частоты выделены на территориях аэропортов "Шереметьево" и "Домодедово", Дмитровского района (здесь располагается автополигон НАМИ для тестирования беспилотного транспорта).
Однако, мы активно продолжаем следить за текущими трендами и готовы в любой момент включиться в работу. Кроме того, интересно, каким образом внедрение 5G может повлиять на дальнейшее развитие услуг ШПД, а перед правительством области стоит задача обеспечения связью отдаленных малонаселенных территорий, и, возможно, именно новыми технологиями удастся решить эту задачу.
На наш взгляд, наиболее востребованными будут мультимедийные услуги (видео в высоком разрешении, онлайн-игры и пр.), очень перспективно направление облачного хранения, ну и, конечно, услуги IoT (Интернета вещей).
Спасибо за очень интересный рассказ.
С В.Г.Метелевым беседовал С.А.Попов
Отзывы читателей