Представлены ключевые интегральные характеристики удаленного эрбиевого усилителя и результаты их сравнения для усилителей на отечественном и импортном активном оптоволокне. Приводятся значения таких параметров, как коэффициент усиления и шум-фактор, играющих ключевую роль при проектировании линий связи. Показаны методики измерения сечений поглощения и люминесценции активного волокна, поясняются преимущества универсальной методики. Аргументируется вывод о том, что активное волокно производства ПАО "Пермская научно-производственная приборостроительная компания" по своим характеристикам не уступает импортным аналогам, которые применяются в удаленных эрбиевых усилителях.
Представлены ключевые интегральные характеристики удаленного эрбиевого усилителя и результаты их сравнения для усилителей на отечественном и импортном активном оптоволокне. Приводятся значения таких параметров, как коэффициент усиления и шум-фактор, играющих ключевую роль при проектировании линий связи. Показаны методики измерения сечений поглощения и люминесценции активного волокна, поясняются преимущества универсальной методики. Аргументируется вывод о том, что активное волокно производства ПАО "Пермская научно-производственная приборостроительная компания" по своим характеристикам не уступает импортным аналогам, которые применяются в удаленных эрбиевых усилителях.
ЭРБИЕВЫЕ УСИЛИТЕЛИ С УДАЛЕННОЙ НАКАЧКОЙ на отечественном активном ОВ
М.Жулидова, инженер компании "Т8" / Zhulidova@t8.ru, О.Наний, д.ф.-м.н., профессор МГУ, начальник научного отдела компании "Т8", В.Трещиков, к.ф.-м.н., генеральный директор компании "Т8", М.Цибиногина, начальник бюро ПАО "ПНППК", Д.Шевцов, заместитель директора НТЦ ПАО "ПНППК", И.Шихалиев, инженер компании "Т8"
Представлены ключевые интегральные характеристики удаленного эрбиевого усилителя и результаты их сравнения для усилителей на отечественном и импортном активном оптоволокне (ОВ). Приводятся значения таких параметров, как коэффициент усиления и шум-фактор, играющих ключевую роль при проектировании линий связи. Показаны методики измерения сечений поглощения и люминесценции активного волокна, поясняются преимущества универсальной методики. Аргументируется вывод о том, что активное волокно производства ПАО "Пермская научно-производственная приборостроительная компания" по своим характеристикам не уступает импортным аналогам, которые применяются в удаленных эрбиевых усилителях.
ВВЕДЕНИЕ
Типичная DWDM-линия состоит из волоконных пролетов, между которыми расположены волоконно-оптические эрбиевые усилители (Erbium-Doped Fiber Amplifier – EDFA) с локальной накачкой. Они отличаются высокой эффективностью преобразования мощности накачки, низким шум-фактором NF и широкой полосой пропускания (до 40 нм). Для этих устройств, как правило, совместно используются накачка на длине волны 980 нм для обеспечения хорошего шум-фактора усилителя и накачка на длине волны 1480 нм с высокой энергетической эффективностью [1].
В эрбиевом усилителе с удаленной накачкой (Remote Optical Pumped Amplifier – ROPA) лазер накачки на длине волны 1 480 нм находится на расстоянии около ста километров. Накачка на длине волны 980 нм не используется из-за высоких потерь в оптическом световоде. Для того чтобы добиться максимальной эффективности преобразования накачки малой мощности, получить при этом высокий коэффициент усиления и низкое значение шум-фактора, рекомендуется применять для ROPA активные волокна, для которых характерны большое значение числовой апертуры и среднее значение концентрации ионов эрбия [2].
Рассмотрим характеристики и измерим параметры активного эрбиевого волокна производства ПАО "Пермская научно-производственная приборостроительная компания" (далее – ПНППК) с целью его использования в ROPA.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАГОТОВКИ И ОПТИЧЕСКОГО ВОЛОКНА
Заготовка волокна была изготовлена по MCVD-хелатной технологии. Для снижения уровня кластеризации ионов эрбия в матрицу стекла сердцевины добавляли оксид алюминия. Кроме того, легирование сердцевины диоксидом германия позволило увеличить числовую апертуру в два раза по сравнению с числовой апертурой пассивных волокон, используемых для линий дальней связи. Показатель преломления алюмоэрбиевогерманосиликатного стекла сердцевины заготовки оценивался согласно правилу аддитивности для четырехкомпонентного стекла. Элементный состав в поперечном сечении заготовки волокна определялся методом рентгеновского микроанализа с помощью сканирующего электронного микроскопа. Измеренные концентрации оксидов алюминия и германия получили соответственно 3 и 9 масс % (безразмерная физическая величина, равная отношению массы компонентов смеси к массе смеси).
Содержание ионов эрбия в сердцевине заготовки оказалось меньше погрешности измерения данным методом. Концентрация ионов эрбия определялась методом оценки оптического поглощения в волокне на длине волны 1,53 мкм – 0,02 масс %. Расчетный профиль показателя преломления сердцевины заготовки через полученные концентрации совпал с профилем в заготовке, измеренным с помощью анализатора заготовок PK-2600 фирмы Photon Kinetics. Расчетное значение числовой апертуры в заготовке составило 0,20. Вытягивание световодов выполнялось с одновременным нанесением двухслойного акрилатного покрытия при температуре нагревателя печи вытяжной установки около 1 900 °C. ИЗМЕРЕНИЕ И РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК АКТИВНОГО ВОЛОКНА
A. Коэффициент усиления и шум-фактор
Ключевые интегральные параметры активного волокна, такие как коэффициент усиления G (1) и шум-фактор NF (2), определяют возможность повышения производительности при использовании усилителя на основе данного волокна. (1) (2) , (3) где Psin – входная мощность сигнала, Ps°ut – выходная мощность сигнала, Pnoiseout – выходная мощность шума, Δν – полоса частот сигнала, νs – частота сигнала, h – постоянная Планка.
Значения интегральных параметров играют ключевую роль при проектировании линий связи с ROPA.
На рис.1 изображена схема эксперимента по исследованию интегральных параметров эрбиевого усилителя на основе активных эрбиевых волокон (AEF – Active Erbium-doped Fiber). Проводились сравнительные исследования волокна ПНППК и активного волокна зарубежного производства.
Опорный сигнал представляет собой излучение на восьми длинах волн, равномерно распределенных в диапазоне 1 530–1 560 нм. Различные длины волн (каналов) объединялись с помощью активного мультиплексора, предусматривающего возможность перестройки канальных мощностей для создания выровненного сигнала на входе.
С помощью усилителя в сочетании с переменным аттенюатором EDFA+VOA1 можно изменять мощность входного сигнала в активное волокно в широком диапазоне. Мощность сигнала на входе в тестируемое активное волокно (AEF) варьировалась в диапазоне от –33 до 10 дБм. Попутно с сигналом в активное волокно посредством тонкопленочного мультиплексора WDM вводится излучение накачки на длинах волн 1473 и 1 480 нм. Мощность накачки координировалась с помощью переменного аттенюатора VOA2. Значение мощности накачки определялось с применением измерителя мощности PM и калиброванного сплиттера 90/10. Входной и выходной спектр сигнала регистрировался с помощью оптического анализатора спектра (OSA). Длина волокна ПНППК, как и длина волокна зарубежного производства, составила 9 м. Мощность накачки соответствовала 18 дБм.
По разности выходного и входного спектров сигналов вычисляются коэффициент усиления и шум-фактор усилителя. На рис.2 показан спектр усиления в С-диапазоне DWDM для различных мощностей входного сигнала при активном волокне 9 м и накачке 18 дБм. Сплошной линией отображены характеристики отечественного волокна производства ПНППК, пунктирной – параметры одного из импортных волокон.
На рис.3 показан спектр шум-фактора в С-диапазоне DWDM для входного сигнала различной мощности при активном волокне длиной 9 м и накачке 18 дБм. Сплошной линией отображены характеристики отечественного волокна ПНППК, пунктирной – параметры одного из импортных волокон. Б. Сечение поглощения
Параметр, характеризующий усиление сигнала по мощности на коротком участке, – инкремент затухания γ(λ) – зависит от спектров сечений поглощения σa(λ), люминесценции σe(λ) и населенностей верхнего и нижнего энергетических уровней n2 и n1: γ(λ) = n2 σe (λ) – n1 σa (λ). В ходе экспериментальных исследований измерялись сечения поглощения и люминесценции активных волокон.
Для экспериментального определения спектра коэффициента поглощения с последующим пересчетом в спектр сечения поглощения была разработана универсальная методика, схема которой изображена на рис.4. Коэффициент поглощения вычисляется с помощью разностного измерения при двух различных длинах оптического волокна. С помощью данной методики можно получить спектр поглощения в широком спектральном диапазоне для любого оптического волокна (не обязательно активного).
Предварительно измеряется опорный спектр – источник излучения соединен с анализатором спектра напрямую волокном SMF-28. Затем волокно разрывается, чтобы вварить в него кусок активного волокна. Длина волокна должна быть такой, чтобы чувствительности анализатора спектра было достаточно для измерения прошедшей мощности излучения. Измеряется спектр I излучения, прошедшего через кусок исследуемого волокна.
На следующем шаге длина измеряемого волокна уменьшается. Для этого исследуемый материал разрывается и с каждой стороны остается по небольшому куску, необходимому для сварки этого волокна. Измеряется спектр II излучения, прошедшего через короткий кусок исследуемого волокна.
По разности спектров II и I определяется коэффициент потерь. Описанное разностное измерение позволяет избежать неконтролируемых потерь между волокном SMF-28 и исследуемым, что значительно улучшает погрешность измерения. Еще один эффект, оказывающий влияние на точность измерения, – появление дополнительных мод в диапазоне небольших длин волн (менее 1 500 нм). Для измерения в одномодовом режиме и смещения длины волны отсечки используются дополнительные петли диаметром 5 см (3–4 петли).
В. Сечение люминесценции
Сечение люминесценции можно вычислить по методу Фюхтбауэра-Ладенбурга из спектра спонтанного излучения [3, 4]: , (4) где τ – время жизни фотонов на верхнем энергетическом уровне, n – показатель преломления, Р(λ) – мощность спектра спонтанного излучения. Сечение поглощения связано с сечением люминесценции по формуле Маккамбера: , (5) где E0 – энергия перехода из первого возбужденного состояния в основное состояние, приблизительно 0,811 эВ [5], kБ – постоянная Больцмана. Другим способом форму спектра поглощения можно рассчитать из спектра коэффициента поглощения: , (6) где α – коэффициент поглощения дБ/м, N – концентрация ионов эрбия в волокне. В нашем эксперименте использовалась вторая методика вычисления сечения поглощения по измерению потерь в волокне.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Определение ключевых интегральных параметров активного волокна, таких как коэффициент усиления и шум-фактор (рис.2 и 3), позволяет оценить вклад усилителя на данном волокне в производительность линии связи. По результатам выполненных измерений можно заключить, что отечественное волокно по своим характеристикам находится на уровне импортных образцов. В табл.1 приведены сравнительные (средние по спектру) значения коэффициента усиления и шум-фактора для активного волокна ПНППК и импортного аналога при следующих параметрах сигнала и накачки: мощность сигнала Рs = –18 дБм, длина волны накачек 1473 и 1480 нм, мощность накачки Рр = 18 дБм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе отечественного активного волокна ПНППК с оптимизированными для использования в удаленных эрбиевых усилителях характеристиками возможна реализация сверхдлинных однопролетных линий (>500 км) [6–7]. По характеристикам данное волокно не уступает зарубежным аналогам, которые применяются в удаленных эрбиевых усилителях. Описанные методики измерения коэффициента усиления, шум-фактора, сечений поглощения и люминесценции позволяют точно оценивать характеристики активных волокон.
ЛИТЕРАТУРА
Листвин В.Н., Трещиков В.Н. DWDM-системы. – М.: ТЕХНОСФЕРА, 2017. 352 c. Benyuan Z., David W.P. et al. Enabling fibre and amplifier technologies for submarine transmission systems // SubOptic 2016, TU2A.5. Giles C.R., Desurvire E. Modeling Erbium-Doped Fiber Amplifiers // Journal of lightwave technology. 1991. V. 9. № 2. Р. 271–283. Pedersen B. The design of erbium-doped fiber amplifiers // Journal of lightwave technology. 1991. V. 9. № 9. Р. 1105–1112. Wysocki P.F. et al. Characteristics of erbium-doped superfluorescent fiber sources for interferometric sensor applications // Journal of lightwave technology. 1994. V. 12. № 3. Р. 550–567. Starykh D. et al. 200 Gb/s per Channel Unrepeatered Transmission Over 520 km Terrestrial Fibers // IEEE PTL. 2019. V. 31. № 22. Р. 1799–1802. Gainov V. et al. Record 500 km unrepeatered 1 Tbit/s (10 × 100G) transmission over an ultra-low loss fiber // Opt. Express. 2014. V. 22. № 19. Р. 22308–22313. Chang D. et al. 100 G unrepeatered transmission over 626.8 km with a span loss in excess of 100 dB // Asia Communications and Photonics Conference 2015. 2015. P. 1–6.