DOI: 10.22184/2070-8963.2022.106.6.76.79

В сентябре 2022 года исполняется 150 лет Центральному музею связи имени А.С.Попова – одному из старейших технических музеев нашей страны. За полтора века в музее сложились богатейшие коллекции по всем отраслям связи: телеграфной, почтовой, телефонной и радиосвязи, телевидению и радиовещанию, спутниковой связи и инфокоммуникационным технологиям.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по связи
Кааранен Х., Ахтиайнен А., Лаитинен Л.
Другие серии книг:
Мир связи
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #6/2022
О.Фролова
ЦЕНТРАЛЬНОМУ МУЗЕЮ СВЯЗИ – 150
Просмотры: 796
DOI: 10.22184/2070-8963.2022.106.6.76.79

В сентябре 2022 года исполняется 150 лет Центральному музею связи имени А.С.Попова – одному из старейших технических музеев нашей страны. За полтора века в музее сложились богатейшие коллекции по всем отраслям связи: телеграфной, почтовой, телефонной и радиосвязи, телевидению и радиовещанию, спутниковой связи и инфокоммуникационным технологиям.
ЦЕНТРАЛЬНОМУ
музею связи − 150
О.Фролова, заведующая информационно-методическим отделом
ЦМС им. А.С.Попова / Frolova@rustelecom-museum.ru
УДК 930.85, DOI: 10.22184/2070-8963.2022.106.6.76.79 
В сентябре 2022 года исполняется 150 лет Центральному музею связи (ЦМС) имени А.С.Попова – одному из старейших технических музеев нашей страны. За полтора века в музее сложились богатейшие коллекции по всем отраслям связи: телеграфной, почтовой, телефонной и радиосвязи, телевидению и радио­вещанию, спутниковой связи и инфокоммуникационным технологиям.
Импульсом к созданию музея послужил успех знаменитой Политехнической выставки, которая проходила в Москве летом 1872 года. Она не только продемонстрировала достижения промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей Российской империи, но и собрала экспонаты для будущего Музея прикладных знаний, ныне Политехнического музея. На выставке представили свои отделы Телеграфный и Почтовый департаменты Министерства внутренних дел.

По окончании события, 11 сентября (по ст. стилю) 1872 года, директор Телеграфного департамента К.К.Людерс направил управляющему делами комитета министров Н.П.Мансурову отношение, в котором предложил организовать в Петербурге Телеграфный музей. Основу его должны были составить экспонаты телеграфного отдела Политехнической выставки. Цель создания музея была в первую очередь прикладная: "Для ознакомления телеграфных чинов, а также… лиц, интересующихся телеграфным делом, со всеми в этом деле нововведениями и усовершенствованиями…".
Заботы о выборе помещения, оборудования, сборе экспонатов для музея были возложены на специалистов Телеграфного департамента. В телеграфные округа, должностным и частным лицам полетели письма с просьбой прислать предметы, "достойные места в музее". Вскоре начали поступать телеграфные аппараты, кабели, линейная техника, электроизмерительные приборы, документы, чертежи, схемы и др. Среди них были уникальные предметы: опытные телеграфные аппараты основоположников телеграфной связи П.Л.Шиллинга и Б.С.Якоби (рис.1), электрохимический телеграф системы Д.Казелли для передачи изображений (рис.2), ранние телеграфные аппараты западных производителей и др. Музей стал обладателем ценнейшей коллекции, которая раскрывала историю развития телеграфной связи в России.
Телеграфный музей разместили на третьем этаже дома № 17 на Почтамтской ул., рядом с Телеграфным департаментом. Заведующим был назначен чиновник этого департамента Николай Славинский. Он разработал "Проект Телеграфного музея", первое "Положение о музее" и "Штатное расписание". Славинский надеялся придать должный размах деятельности музея, но его планы не были поддержаны ведомством. Финансирование и штат музея были недостаточными, на пополнение коллекций выделялось всего 400 руб. в год.
Телеграфный музей предназначался только для специалистов. Его задачей являлось "распространение знаний по части устройства, содержания и эксплуатации электромагнитных телеграфов". Первыми посетителями стали учащиеся Телеграфной школы при Главной телеграфной конторе Санкт-Петербурга. Обычные посетители могли осмотреть музей "по особому каждый раз разрешению".
В 1884 году Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в Главное управление почт и телеграфов. Музей получил новое название – Почтово-телеграфный, был создан почтовый отдел.
Славинский заказывал на предприятиях интересующие музей аппараты и оборудование, иногда покупал будущие экспонаты в рассрочку у частных лиц, находя для этого дополнительные средства. У компании "Сименс и Гальске" он приобрел приборы для телеграфирования без проводов, тем самым заложив основы коллекции радиотехнической аппаратуры. Продолжая традицию, музей сохранял историю связи, собирая устаревшую и вышедшую из употребления технику, и в то же время активно пополнялся новыми приборами быстро развивавшихся отраслей электросвязи.
В 1911 году Почтово-телеграфный музей возглавил Максимилиан Шедлинг, уникальный специалист, который прекрасно разбирался в разных отраслях связи. Одна из его важнейших заслуг – издание в 1914 году первого каталога музейных предметов.
Шедлинг сумел сохранить музей в бурные послереволюционные годы. После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года Почтово-телеграфный музей перешел в ведение Народного комиссариата почт и телеграфов (НКПиТ). Пережив несколько переездов, в том числе в Москву и обратно в Петроград, в 1924 году музей обрел постоянное пристанище в бывшем дворце екатерининского вельможи А.А.Безбородко на Почтамтской улице, 7. Он получил новое название – музей Народной связи, стал общедоступным. Увеличился его штат, открылась экспозиция, активно велась работа по пополнению коллекций.
Сотрудники рассылали письма в организации с просьбой передать музею приборы, важные для истории связи, разыскивали их в местных и региональных учреждениях связи, на предприятиях. Несколькими партиями в 1920-е годы поступили радиоприборы, разработанные в Нижегородской радиолаборатории (НРЛ): катодный прерыватель конструкции М.А.Бонч-Бруевича, образцы отечественных радиоламп, радиоприемник "Кристадин" (рис.3) конструкции О.В.Лосева и др. Так было положено начало коллекции аппаратуры НРЛ, которая раскрывает важные этапы развития радиосвязи, радиовещания и телевидения в нашей стране.
В конце 1920-х годов в музей поступила коллекция приборов изобретателя радио А.С.Попова, с которыми ученый работал, занимаясь преподавательской деятельностью в Минном офицерском классе в Кронштадте, а также образцы созданной им радиотехнической аппаратуры.
1930-е – эпоха индустриализации. Для приобщения широких масс населения к техническим достижениям стали создавать Дома техники. В 1933 году в Ленинграде был организован Центральный дом техники связи, и музей стал одним из его отделов, потеряв часть помещений. В них разместили Ленинградский отраслевой научно-исследовательский институт связи (ЛОНИИС) и другие учреждения.
Дома техники не оправдали ожиданий и были закрыты. В 1938 году музей снова стал самостоятельным и получил новое название – Центральный музей связи. В планах была обширная научно-исследовательская и экспозиционная работа, но началась Великая Отечественная война, с началом которой музей закрылся. Многие сотрудники ушли на фронт, часть эвакуировалась, большинство оставшихся сократили. Эвакуировать музейное имущество не успели – в начале сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады.
На фронт отправились не только музейные сотрудники, но и некоторые экспонаты. Представители военных частей просили временно выдать им различную технику связи, в первую очередь для учебных целей. Музей отдал для нужд фронта телеграфные аппараты, телефонные коммутаторы, автомобиль и многое другое. В госпиталь для раненых передали радиолу; в школу связи Балтийского флота – учебники по технике связи; на курсы по подготовке военных телеграфистов – аппараты Морзе, Бодо, СТ-35. После войны ни аппаратура связи, ни книги в музей не вернулись.
В здании музея действовал военный объект № 7 – ромбическая антенна для приема программ московского радиовещания, который обеспечивали сотрудники ЛОНИИС. Видимо, этим объяс­няются многочисленные попадания авиабомб и снарядов, от которых значительно пострадало здание музея – памятник архитектуры 18 века.
В мае 1945-го к 50-й годовщине изобретения радио музею было присвоено имя А.С.Попова. С фронта и из эвакуации возвратились сотрудники, которые с энтузиазмом принялись за восстановление музея. В 1950 году открылась новая экспозиция. Основной задачей музея стала "пропаганда политики партии и правительства в области развития средств связи", а также "демонстрация новейших достижений и современного состояния всех видов связи в СССР".
В 1960-е годы в нашу жизнь вошли телевидение, портативные переносные радиоприемники, магнитофоны, полупроводниковые приборы и др. И все эти новшества показывал ЦМС имени А.С.Попова. Сотрудники музея не только хранили предметы и документы по истории связи, но и вели исследования по актуальной тематике. Разнообразные выставки, увлекательные экскурсии, активная научная деятельность, пополнение коллекций – так работал музей в те годы.
В 1972 году Центральный музей связи торжественно отпраздновал свое столетие, а через два года закрылся для посетителей в связи с аварийным состоянием здания. Ремонт и реконструкция растянулись почти на тридцать лет. Экспонаты по всем видам связи были представлены в одном зале, экскурсии проводили только по предварительному заказу. Но сотрудники продолжали изучать и реставрировать музейные предметы, создавали выездные выставки, вели исследования. В 1990-е были сокращены штаты, уходили специалисты, разрушалось здание, жизнь музея замирала.
В 2000 году Министерство по связи и информатизации РФ приняло программу возрождения музея. Средства на ремонт и реконструкцию здания, создание новой экспозиции собрал "Российский фонд истории связи" при участии попечительского совета музея во главе с министром по связи и информатизации Л.Д.Рейманом. Фонд аккумулировал средства связистов всей страны и других благотворителей, заинтересованных в сохранении истории телекоммуникаций.
В декабре 2003 году музей распахнул свои двери для посетителей, которых встретил самый большой экспонат – спутник серии "Луч", подаренный НПО прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнева. Он стал настоящим символом возрождения музея (рис.4). Одна за другой открывались новые разделы экспозиции по всем отраслям связи. В 2008 году начала работу первая в России научно-познавательная интерактивная экспозиция "Физические основы электросвязи".
В настоящее время в музее проходят интереснейшие тематические выставки, на постоянной экспозиции проводятся оригинальные программы для посетителей всех возрастов. Музей живет, действует и стремится к новым свершениям. ■
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art