DOI: 10.22184/2070-8963.2022.106.6.76.79
В сентябре 2022 года исполняется 150 лет Центральному музею связи имени А.С.Попова – одному из старейших технических музеев нашей страны. За полтора века в музее сложились богатейшие коллекции по всем отраслям связи: телеграфной, почтовой, телефонной и радиосвязи, телевидению и радиовещанию, спутниковой связи и инфокоммуникационным технологиям.
В сентябре 2022 года исполняется 150 лет Центральному музею связи имени А.С.Попова – одному из старейших технических музеев нашей страны. За полтора века в музее сложились богатейшие коллекции по всем отраслям связи: телеграфной, почтовой, телефонной и радиосвязи, телевидению и радиовещанию, спутниковой связи и инфокоммуникационным технологиям.
Теги: a.s.popov central museum of communications history of postal services history of telecommunications история почтовой связи история электросвязи центральный музей связи им. а.с.попова
ЦЕНТРАЛЬНОМУ
музею связи − 150
О.Фролова, заведующая информационно-методическим отделом
ЦМС им. А.С.Попова / Frolova@rustelecom-museum.ru
УДК 930.85, DOI: 10.22184/2070-8963.2022.106.6.76.79
В сентябре 2022 года исполняется 150 лет Центральному музею связи (ЦМС) имени А.С.Попова – одному из старейших технических музеев нашей страны. За полтора века в музее сложились богатейшие коллекции по всем отраслям связи: телеграфной, почтовой, телефонной и радиосвязи, телевидению и радиовещанию, спутниковой связи и инфокоммуникационным технологиям.
Импульсом к созданию музея послужил успех знаменитой Политехнической выставки, которая проходила в Москве летом 1872 года. Она не только продемонстрировала достижения промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей Российской империи, но и собрала экспонаты для будущего Музея прикладных знаний, ныне Политехнического музея. На выставке представили свои отделы Телеграфный и Почтовый департаменты Министерства внутренних дел.
По окончании события, 11 сентября (по ст. стилю) 1872 года, директор Телеграфного департамента К.К.Людерс направил управляющему делами комитета министров Н.П.Мансурову отношение, в котором предложил организовать в Петербурге Телеграфный музей. Основу его должны были составить экспонаты телеграфного отдела Политехнической выставки. Цель создания музея была в первую очередь прикладная: "Для ознакомления телеграфных чинов, а также… лиц, интересующихся телеграфным делом, со всеми в этом деле нововведениями и усовершенствованиями…".
Заботы о выборе помещения, оборудования, сборе экспонатов для музея были возложены на специалистов Телеграфного департамента. В телеграфные округа, должностным и частным лицам полетели письма с просьбой прислать предметы, "достойные места в музее". Вскоре начали поступать телеграфные аппараты, кабели, линейная техника, электроизмерительные приборы, документы, чертежи, схемы и др. Среди них были уникальные предметы: опытные телеграфные аппараты основоположников телеграфной связи П.Л.Шиллинга и Б.С.Якоби (рис.1), электрохимический телеграф системы Д.Казелли для передачи изображений (рис.2), ранние телеграфные аппараты западных производителей и др. Музей стал обладателем ценнейшей коллекции, которая раскрывала историю развития телеграфной связи в России.
Телеграфный музей разместили на третьем этаже дома № 17 на Почтамтской ул., рядом с Телеграфным департаментом. Заведующим был назначен чиновник этого департамента Николай Славинский. Он разработал "Проект Телеграфного музея", первое "Положение о музее" и "Штатное расписание". Славинский надеялся придать должный размах деятельности музея, но его планы не были поддержаны ведомством. Финансирование и штат музея были недостаточными, на пополнение коллекций выделялось всего 400 руб. в год.
Телеграфный музей предназначался только для специалистов. Его задачей являлось "распространение знаний по части устройства, содержания и эксплуатации электромагнитных телеграфов". Первыми посетителями стали учащиеся Телеграфной школы при Главной телеграфной конторе Санкт-Петербурга. Обычные посетители могли осмотреть музей "по особому каждый раз разрешению".
В 1884 году Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в Главное управление почт и телеграфов. Музей получил новое название – Почтово-телеграфный, был создан почтовый отдел.
Славинский заказывал на предприятиях интересующие музей аппараты и оборудование, иногда покупал будущие экспонаты в рассрочку у частных лиц, находя для этого дополнительные средства. У компании "Сименс и Гальске" он приобрел приборы для телеграфирования без проводов, тем самым заложив основы коллекции радиотехнической аппаратуры. Продолжая традицию, музей сохранял историю связи, собирая устаревшую и вышедшую из употребления технику, и в то же время активно пополнялся новыми приборами быстро развивавшихся отраслей электросвязи.
В 1911 году Почтово-телеграфный музей возглавил Максимилиан Шедлинг, уникальный специалист, который прекрасно разбирался в разных отраслях связи. Одна из его важнейших заслуг – издание в 1914 году первого каталога музейных предметов.
Шедлинг сумел сохранить музей в бурные послереволюционные годы. После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года Почтово-телеграфный музей перешел в ведение Народного комиссариата почт и телеграфов (НКПиТ). Пережив несколько переездов, в том числе в Москву и обратно в Петроград, в 1924 году музей обрел постоянное пристанище в бывшем дворце екатерининского вельможи А.А.Безбородко на Почтамтской улице, 7. Он получил новое название – музей Народной связи, стал общедоступным. Увеличился его штат, открылась экспозиция, активно велась работа по пополнению коллекций.
Сотрудники рассылали письма в организации с просьбой передать музею приборы, важные для истории связи, разыскивали их в местных и региональных учреждениях связи, на предприятиях. Несколькими партиями в 1920-е годы поступили радиоприборы, разработанные в Нижегородской радиолаборатории (НРЛ): катодный прерыватель конструкции М.А.Бонч-Бруевича, образцы отечественных радиоламп, радиоприемник "Кристадин" (рис.3) конструкции О.В.Лосева и др. Так было положено начало коллекции аппаратуры НРЛ, которая раскрывает важные этапы развития радиосвязи, радиовещания и телевидения в нашей стране.
В конце 1920-х годов в музей поступила коллекция приборов изобретателя радио А.С.Попова, с которыми ученый работал, занимаясь преподавательской деятельностью в Минном офицерском классе в Кронштадте, а также образцы созданной им радиотехнической аппаратуры.
1930-е – эпоха индустриализации. Для приобщения широких масс населения к техническим достижениям стали создавать Дома техники. В 1933 году в Ленинграде был организован Центральный дом техники связи, и музей стал одним из его отделов, потеряв часть помещений. В них разместили Ленинградский отраслевой научно-исследовательский институт связи (ЛОНИИС) и другие учреждения.
Дома техники не оправдали ожиданий и были закрыты. В 1938 году музей снова стал самостоятельным и получил новое название – Центральный музей связи. В планах была обширная научно-исследовательская и экспозиционная работа, но началась Великая Отечественная война, с началом которой музей закрылся. Многие сотрудники ушли на фронт, часть эвакуировалась, большинство оставшихся сократили. Эвакуировать музейное имущество не успели – в начале сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады.
На фронт отправились не только музейные сотрудники, но и некоторые экспонаты. Представители военных частей просили временно выдать им различную технику связи, в первую очередь для учебных целей. Музей отдал для нужд фронта телеграфные аппараты, телефонные коммутаторы, автомобиль и многое другое. В госпиталь для раненых передали радиолу; в школу связи Балтийского флота – учебники по технике связи; на курсы по подготовке военных телеграфистов – аппараты Морзе, Бодо, СТ-35. После войны ни аппаратура связи, ни книги в музей не вернулись.
В здании музея действовал военный объект № 7 – ромбическая антенна для приема программ московского радиовещания, который обеспечивали сотрудники ЛОНИИС. Видимо, этим объясняются многочисленные попадания авиабомб и снарядов, от которых значительно пострадало здание музея – памятник архитектуры 18 века.
В мае 1945-го к 50-й годовщине изобретения радио музею было присвоено имя А.С.Попова. С фронта и из эвакуации возвратились сотрудники, которые с энтузиазмом принялись за восстановление музея. В 1950 году открылась новая экспозиция. Основной задачей музея стала "пропаганда политики партии и правительства в области развития средств связи", а также "демонстрация новейших достижений и современного состояния всех видов связи в СССР".
В 1960-е годы в нашу жизнь вошли телевидение, портативные переносные радиоприемники, магнитофоны, полупроводниковые приборы и др. И все эти новшества показывал ЦМС имени А.С.Попова. Сотрудники музея не только хранили предметы и документы по истории связи, но и вели исследования по актуальной тематике. Разнообразные выставки, увлекательные экскурсии, активная научная деятельность, пополнение коллекций – так работал музей в те годы.
В 1972 году Центральный музей связи торжественно отпраздновал свое столетие, а через два года закрылся для посетителей в связи с аварийным состоянием здания. Ремонт и реконструкция растянулись почти на тридцать лет. Экспонаты по всем видам связи были представлены в одном зале, экскурсии проводили только по предварительному заказу. Но сотрудники продолжали изучать и реставрировать музейные предметы, создавали выездные выставки, вели исследования. В 1990-е были сокращены штаты, уходили специалисты, разрушалось здание, жизнь музея замирала.
В 2000 году Министерство по связи и информатизации РФ приняло программу возрождения музея. Средства на ремонт и реконструкцию здания, создание новой экспозиции собрал "Российский фонд истории связи" при участии попечительского совета музея во главе с министром по связи и информатизации Л.Д.Рейманом. Фонд аккумулировал средства связистов всей страны и других благотворителей, заинтересованных в сохранении истории телекоммуникаций.
В декабре 2003 году музей распахнул свои двери для посетителей, которых встретил самый большой экспонат – спутник серии "Луч", подаренный НПО прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнева. Он стал настоящим символом возрождения музея (рис.4). Одна за другой открывались новые разделы экспозиции по всем отраслям связи. В 2008 году начала работу первая в России научно-познавательная интерактивная экспозиция "Физические основы электросвязи".
В настоящее время в музее проходят интереснейшие тематические выставки, на постоянной экспозиции проводятся оригинальные программы для посетителей всех возрастов. Музей живет, действует и стремится к новым свершениям. ■
музею связи − 150
О.Фролова, заведующая информационно-методическим отделом
ЦМС им. А.С.Попова / Frolova@rustelecom-museum.ru
УДК 930.85, DOI: 10.22184/2070-8963.2022.106.6.76.79
В сентябре 2022 года исполняется 150 лет Центральному музею связи (ЦМС) имени А.С.Попова – одному из старейших технических музеев нашей страны. За полтора века в музее сложились богатейшие коллекции по всем отраслям связи: телеграфной, почтовой, телефонной и радиосвязи, телевидению и радиовещанию, спутниковой связи и инфокоммуникационным технологиям.
Импульсом к созданию музея послужил успех знаменитой Политехнической выставки, которая проходила в Москве летом 1872 года. Она не только продемонстрировала достижения промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей Российской империи, но и собрала экспонаты для будущего Музея прикладных знаний, ныне Политехнического музея. На выставке представили свои отделы Телеграфный и Почтовый департаменты Министерства внутренних дел.
По окончании события, 11 сентября (по ст. стилю) 1872 года, директор Телеграфного департамента К.К.Людерс направил управляющему делами комитета министров Н.П.Мансурову отношение, в котором предложил организовать в Петербурге Телеграфный музей. Основу его должны были составить экспонаты телеграфного отдела Политехнической выставки. Цель создания музея была в первую очередь прикладная: "Для ознакомления телеграфных чинов, а также… лиц, интересующихся телеграфным делом, со всеми в этом деле нововведениями и усовершенствованиями…".
Заботы о выборе помещения, оборудования, сборе экспонатов для музея были возложены на специалистов Телеграфного департамента. В телеграфные округа, должностным и частным лицам полетели письма с просьбой прислать предметы, "достойные места в музее". Вскоре начали поступать телеграфные аппараты, кабели, линейная техника, электроизмерительные приборы, документы, чертежи, схемы и др. Среди них были уникальные предметы: опытные телеграфные аппараты основоположников телеграфной связи П.Л.Шиллинга и Б.С.Якоби (рис.1), электрохимический телеграф системы Д.Казелли для передачи изображений (рис.2), ранние телеграфные аппараты западных производителей и др. Музей стал обладателем ценнейшей коллекции, которая раскрывала историю развития телеграфной связи в России.
Телеграфный музей разместили на третьем этаже дома № 17 на Почтамтской ул., рядом с Телеграфным департаментом. Заведующим был назначен чиновник этого департамента Николай Славинский. Он разработал "Проект Телеграфного музея", первое "Положение о музее" и "Штатное расписание". Славинский надеялся придать должный размах деятельности музея, но его планы не были поддержаны ведомством. Финансирование и штат музея были недостаточными, на пополнение коллекций выделялось всего 400 руб. в год.
Телеграфный музей предназначался только для специалистов. Его задачей являлось "распространение знаний по части устройства, содержания и эксплуатации электромагнитных телеграфов". Первыми посетителями стали учащиеся Телеграфной школы при Главной телеграфной конторе Санкт-Петербурга. Обычные посетители могли осмотреть музей "по особому каждый раз разрешению".
В 1884 году Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в Главное управление почт и телеграфов. Музей получил новое название – Почтово-телеграфный, был создан почтовый отдел.
Славинский заказывал на предприятиях интересующие музей аппараты и оборудование, иногда покупал будущие экспонаты в рассрочку у частных лиц, находя для этого дополнительные средства. У компании "Сименс и Гальске" он приобрел приборы для телеграфирования без проводов, тем самым заложив основы коллекции радиотехнической аппаратуры. Продолжая традицию, музей сохранял историю связи, собирая устаревшую и вышедшую из употребления технику, и в то же время активно пополнялся новыми приборами быстро развивавшихся отраслей электросвязи.
В 1911 году Почтово-телеграфный музей возглавил Максимилиан Шедлинг, уникальный специалист, который прекрасно разбирался в разных отраслях связи. Одна из его важнейших заслуг – издание в 1914 году первого каталога музейных предметов.
Шедлинг сумел сохранить музей в бурные послереволюционные годы. После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года Почтово-телеграфный музей перешел в ведение Народного комиссариата почт и телеграфов (НКПиТ). Пережив несколько переездов, в том числе в Москву и обратно в Петроград, в 1924 году музей обрел постоянное пристанище в бывшем дворце екатерининского вельможи А.А.Безбородко на Почтамтской улице, 7. Он получил новое название – музей Народной связи, стал общедоступным. Увеличился его штат, открылась экспозиция, активно велась работа по пополнению коллекций.
Сотрудники рассылали письма в организации с просьбой передать музею приборы, важные для истории связи, разыскивали их в местных и региональных учреждениях связи, на предприятиях. Несколькими партиями в 1920-е годы поступили радиоприборы, разработанные в Нижегородской радиолаборатории (НРЛ): катодный прерыватель конструкции М.А.Бонч-Бруевича, образцы отечественных радиоламп, радиоприемник "Кристадин" (рис.3) конструкции О.В.Лосева и др. Так было положено начало коллекции аппаратуры НРЛ, которая раскрывает важные этапы развития радиосвязи, радиовещания и телевидения в нашей стране.
В конце 1920-х годов в музей поступила коллекция приборов изобретателя радио А.С.Попова, с которыми ученый работал, занимаясь преподавательской деятельностью в Минном офицерском классе в Кронштадте, а также образцы созданной им радиотехнической аппаратуры.
1930-е – эпоха индустриализации. Для приобщения широких масс населения к техническим достижениям стали создавать Дома техники. В 1933 году в Ленинграде был организован Центральный дом техники связи, и музей стал одним из его отделов, потеряв часть помещений. В них разместили Ленинградский отраслевой научно-исследовательский институт связи (ЛОНИИС) и другие учреждения.
Дома техники не оправдали ожиданий и были закрыты. В 1938 году музей снова стал самостоятельным и получил новое название – Центральный музей связи. В планах была обширная научно-исследовательская и экспозиционная работа, но началась Великая Отечественная война, с началом которой музей закрылся. Многие сотрудники ушли на фронт, часть эвакуировалась, большинство оставшихся сократили. Эвакуировать музейное имущество не успели – в начале сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады.
На фронт отправились не только музейные сотрудники, но и некоторые экспонаты. Представители военных частей просили временно выдать им различную технику связи, в первую очередь для учебных целей. Музей отдал для нужд фронта телеграфные аппараты, телефонные коммутаторы, автомобиль и многое другое. В госпиталь для раненых передали радиолу; в школу связи Балтийского флота – учебники по технике связи; на курсы по подготовке военных телеграфистов – аппараты Морзе, Бодо, СТ-35. После войны ни аппаратура связи, ни книги в музей не вернулись.
В здании музея действовал военный объект № 7 – ромбическая антенна для приема программ московского радиовещания, который обеспечивали сотрудники ЛОНИИС. Видимо, этим объясняются многочисленные попадания авиабомб и снарядов, от которых значительно пострадало здание музея – памятник архитектуры 18 века.
В мае 1945-го к 50-й годовщине изобретения радио музею было присвоено имя А.С.Попова. С фронта и из эвакуации возвратились сотрудники, которые с энтузиазмом принялись за восстановление музея. В 1950 году открылась новая экспозиция. Основной задачей музея стала "пропаганда политики партии и правительства в области развития средств связи", а также "демонстрация новейших достижений и современного состояния всех видов связи в СССР".
В 1960-е годы в нашу жизнь вошли телевидение, портативные переносные радиоприемники, магнитофоны, полупроводниковые приборы и др. И все эти новшества показывал ЦМС имени А.С.Попова. Сотрудники музея не только хранили предметы и документы по истории связи, но и вели исследования по актуальной тематике. Разнообразные выставки, увлекательные экскурсии, активная научная деятельность, пополнение коллекций – так работал музей в те годы.
В 1972 году Центральный музей связи торжественно отпраздновал свое столетие, а через два года закрылся для посетителей в связи с аварийным состоянием здания. Ремонт и реконструкция растянулись почти на тридцать лет. Экспонаты по всем видам связи были представлены в одном зале, экскурсии проводили только по предварительному заказу. Но сотрудники продолжали изучать и реставрировать музейные предметы, создавали выездные выставки, вели исследования. В 1990-е были сокращены штаты, уходили специалисты, разрушалось здание, жизнь музея замирала.
В 2000 году Министерство по связи и информатизации РФ приняло программу возрождения музея. Средства на ремонт и реконструкцию здания, создание новой экспозиции собрал "Российский фонд истории связи" при участии попечительского совета музея во главе с министром по связи и информатизации Л.Д.Рейманом. Фонд аккумулировал средства связистов всей страны и других благотворителей, заинтересованных в сохранении истории телекоммуникаций.
В декабре 2003 году музей распахнул свои двери для посетителей, которых встретил самый большой экспонат – спутник серии "Луч", подаренный НПО прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнева. Он стал настоящим символом возрождения музея (рис.4). Одна за другой открывались новые разделы экспозиции по всем отраслям связи. В 2008 году начала работу первая в России научно-познавательная интерактивная экспозиция "Физические основы электросвязи".
В настоящее время в музее проходят интереснейшие тематические выставки, на постоянной экспозиции проводятся оригинальные программы для посетителей всех возрастов. Музей живет, действует и стремится к новым свершениям. ■
Отзывы читателей