Выпуск #1/2023
Е.А.Крук
МЫ ПЛАНИРУЕМ ГОТОВИТЬ ИНЖЕНЕРОВ ДЛЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ С ЛИДИРУЮЩЕЙ В СТРАНЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
МЫ ПЛАНИРУЕМ ГОТОВИТЬ ИНЖЕНЕРОВ ДЛЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ С ЛИДИРУЮЩЕЙ В СТРАНЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Просмотры: 1394
DOI: 10.22184/2070-8963.2023.109.1.8.12
МЫ ПЛАНИРУЕМ ГОТОВИТЬ ИНЖЕНЕРОВ ДЛЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
с лидирующей в стране фундаментальной подготовкой
Рассказывает научный руководитель, директор
МИЭМ НИУ ВШЭ Е.А.Крук
DOI: 10.22184/2070-8963.2023.109.1.8.12
В 2017 году Московский институт электроники и математики (МИЭМ) им. А.Н.Тихонова, входящий в состав Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), возглавил заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Е.А.Крук. Сегодня этот вуз, давно известный высоким уровнем фундаментальной физико-математической подготовки инженерных кадров, поставил перед собой задачу готовить специалистов для отрасли телекоммуникаций, имеющих как серьезный теоретический фундамент, так и знакомых не понаслышке с самыми современными инфокоммуникационными стандартами и технологиями. "ПЕРВАЯ МИЛЯ" попросила рассказать Евгения Аврамовича Крука об этом новом проекте МИЭМ, который призван в возможно короткие сроки обеспечить создателей российского телекоммуникационного оборудования молодыми кадрами с высоким профессиональным потенциалом.
Евгений Аврамович, каким был ваш путь в систему высшего образования? Каков круг ваших научных интересов?
В 1974 году я закончил Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП), ныне это Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), по специальности "Автоматизированные системы управления". Мне повезло: этот институт, который готовил кадры для промышленности, поднимался близко к уровню вузов, обеспечивавших фундаментальную теоретическую подготовку. В частности, кафедра, которую я окончил − Технической кибернетики (первая подобная в Советском Союзе), − находилась в очень тесном контакте с академическим Институтом проблем передачи информации.
С того времени и по 2017 год моя жизнь была связана с ГУАП. По окончании института я стал заниматься в его стенах научной работой, в 1978 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1984 года начал преподавать в ЛИАП, в 2013 году стал директором института "Информационные системы и защита информации", с 2014-го − одновременно проректором ГУАП по научной и инновационной деятельности. Преподавал я также в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, на Матмехе СПбГУ, в Технических университетах Дармштадта и Эйндховена, но не уходил из своей альма-матер до момента приглашения возглавить МИЭМ.
Что касается научных интересов, то я много лет занимался темой помехоустойчивого кодирования − и в теоретическом, и в прикладном аспектах. Докторская диссертация, которую я защитил в 1999 году, была посвящена комбинаторным методам декодирования линейных блоковых кодов. Занимался я также теоретическими вопросами криптографии с открытым ключом.
В практической сфере примерно с 2001 года я стал систематически вести работы в сфере беспроводной связи. Это было в значительной мере связано с приходом в Россию компании Intel. В ГУАП нами была создана совместная с Intel лаборатория, которая успешно работала до 2013 года. Глобальная компания тогда стремилась закрепиться на телекоммуникационном рынке, но не имела своей школы по кодированию и была очень заинтересована в опыте российских инженеров сферы связи.
Нашей лаборатории удалось добиться многого, со временем к специалистам по кодированию добавились профессионалы в области сетей связи. Велись разработки не только софта, но и "железа". Достаточно сказать, что делегации практически всех мировых телекоммуникационных компаний, посещавших в те годы Санкт-Петербург, в обязательном порядке были нашими гостями.
Что касается сегодняшнего круга моих научных интересов, то в последние годы я добавил в него Интернет вещей и постквантовую криптографию.
Что сегодня представляет собой МИЭМ?
Когда мне предложили перейти на работу в МИЭМ, новая задача показалась мне интересной: данный вуз во многом похож на ГУАП, но у него была непростая судьба. В 1960-е, когда он создавался, институт был "чисто московским" − у него не были предусмотрены общежития. В постсоветские годы, когда основной частью абитуриентов стала молодежь из провинции, это сыграло злую шутку: проходной бал опустился запредельно.
Дать когда-то элитному вузу (напомню, в нем еще в 1968 году был создан первый в стране факультет прикладной математики) новое дыхание сумел его выпускник – Александр Николаевич Тихонов, бывший в свое время министром общего и профессионального образования РФ. Вместе с тогдашним ректором НИУ "Высшая школа экономики" Ярославом Ивановичем Кузьминовым в 2012 году они организовали присоединение вуза к такой мощной структуре, как ВШЭ. МИЭМ стал, образно говоря, инженерным крылом "Вышки", одним из самых крупных факультетов университета.
Когда после неожиданной смерти Александра Николаевича мне предложили перейти в МИЭМ и пообещали большую свободу действий на посту директора, я согласился продолжить преобразования в институте. Сегодня МИЭМ готовит специалистов, бакалавров и магистров в области электроники, информационных технологий, вычислительной техники, прикладной математики, кибернетики и информационной безопасности.
Что дает подготовке инженерных кадров и специалистов прикладной математике нахождение института в составе экономического университета?
Слияние МИЭМ с ВШЭ было смелым решением. "Вышка" тогда была практически гуманитарным университетом, с момента своего создания открытым миру, с большим числом иностранных профессоров, академической мобильностью студентов. МИЭМ же исторически был практически на 100% ориентирован на "оборонку" со всем отсюда вытекающим, с, если хотите, семейной замкнутой обстановкой. Благодаря объединению коллектив МИЭМ, в частности, получил широкий выход на мировое научное сообщество.
В качестве одного из результатов могу отметить, что сегодня публикации наших сотрудников в ведущих зарубежных журналах составляют весьма существенную долю от общего числа публикаций из ВШЭ. Положительно сказалось и то, что "Вышка" обладает серьезными финансовыми возможностями, что позволило, например, нашим студентам облегчить процесс публикации своих работ. Кроме того, все студенты МИЭМ получили возможность (и обязанность) проходить непрофильные для своей образовательной программы дисциплины − дисциплины так называемого "майнора", чего нет в других инженерных вузах.
Несколько лет ваш институт реализует проектную модель обучения. Что под ней понимается, пришлось ли создавать для нее специальную инфраструктуру?Проектную модель мы начали внедрять в 2018 году, и сегодня у нас есть официальные подтверждения, что она признана в числе лучших в стране. На первом этапе в проектах участвовали в обязательном порядке студенты третьего курса бакалавриата и всех курсов магистратуры, с 2020 года к этому процессу подключились второкурсники бакалавриата.
В выполнении проекта участвует группа студентов, в среднем пять человек. Каждый отвечает за отдельную его составляющую. Ведет в течение всей работы над проектом команду руководитель (преподаватель, аспирант, магистрант), который направляет ее деятельность в правильную сторону. Преподаватель оценивает работы, которые нужно выполнить в кредитах (академических часах). Для выхода на защиту студент должен набрать определенную сумму кредитов.
Подчеркну, что у нас через участие в проектах проходят все студенты. Это такая же обязательная дисциплина, как, к примеру, математика. Сам подход аналогичен проектам на реальном производстве, включает моделирование, макетирование, тестирование. Защита проекта начинается с проверки созданного продукта (прототипа): работает − не работает. Затем каждый из участников коллектива защищает выполненную им часть работы.
Для отслеживания выполнения проектов нами создана специальная цифровая система, которая позволяет справляться с этим процессом очень малому числу сотрудников проектного офиса. Система эта открытая: предложить ТЗ на проект могут как предприятия (для них это бесплатно), так и вообще человек "с улицы". ТЗ может быть и инициативой самих студентов. Затем все эти заявки проходят через академические комиссии, которые оценивают соответствие проектов конкретным программам обучения. Конечно, мы стремимся поддерживать в первую очередь те заявки, которые могут иметь применение на практике. После этого группы студентов заявляются на тот или иной проект.
Если проект удался, то бывает, что заказчик (если он у проекта был) начинает торговаться с командой студентов, чтобы стать владельцем разработки. Известны случаи, когда они ему свою разработку отказались продать. Так уже появилось несколько студенческих стартапов.
Что касается инфраструктуры, то в МИЭМ создана мастерская инноваций, оснащенная станками, современными приборами, 3D-принтерами. На ее оборудование руководством университета были выделены существенные средства. Много внимания было уделено и организации удаленного доступа к различным ресурсам.
Какие научные направления являются приоритетными для МИЭМ?
Сегодня у нас есть несколько физических лабораторий, где работают ученые мирового уровня. При этом мы активно пользуемся материальной базой институтов РАН, что является процессом взаимовыгодным.
Ведутся серьезные работы в сфере вычислительной техники, наш суперкомпьютер по мощности занимает, если не ошибаюсь, шестую позицию в стране. Продолжает развиваться традиционное для МИЭМ направление САПР. Выделю также разработки молодого коллектива кафедры информационной безопасности, ориентированные на гражданские применения.
Малые спутники, которые запускает на орбиту ВШЭ − это плод работы МИЭМ.
В сфере телекоммуникаций хочу отметить инициативные разработки по тематике сетей связи шестого поколения (6G). Это стало возможно благодаря финансированию, которое ВШЭ получает как участник государственной программы "Приоритет 2030". В работе над проблематикой 6G удалось объединить усилия наших физиков и специалистов в области беспроводной связи.
Вы создали и являетесь руководителем научной лаборатории Интернета вещей и киберфизических систем. Каковы ключевые направления ее деятельности?
Упомянутые работы по сетям 6G в диапазоне ТГц проводятся как раз в рамках данной лаборатории.
Лаборатория занимается беспроводными сенсорными сетями, передачей информации по каналам связи, различными датчиками и сенсорами. Например, мультисенсоры, позволяющие проводить регулярный мониторинг температуры льда и снега, разработанные в МИЭМ, стали частью оснащения сети NB-IoT, которую компания МТС развернула на российской антарктической станции "Прогресс".
Расскажите о планах подготовки инженеров для телекоммуникаций. В стране более ста лет существует система отраслевых вузов, сегодня подчиняющихся Минцифры России.
С чем связана концентрация внимания на данном направлении в МИЭМ?
Я считаю, что отрасль телекоммуникаций в нашей стране сегодня находится не в лучшем состоянии. Потребности операторов связи в высокотехнологичном оборудовании удовлетворяются в основном за счет импортных поставок. Сегодня ситуация начинает немного меняться в лучшую сторону, но для разработки и производства конкурентоспособной техники связи остро нужны кадры высокой квалификации. Нужно срочно создавать корпус достаточно образованных инженеров, без которого развивать отрасль своими силами проблематично.
В СССР были такие замкнутые отрасли, как связь и транспорт, которые в том числе готовили инженеров для себя сами. И такая практика сохранилась в постсоветские годы. Сегодня телекоммуникационные вузы готовят специалистов для эксплуатации сетей связи, но в силу того, что они остались отраслевыми, физико-математическая подготовка инженеров в них часто не достаточна, а связь сегодня основана на наукоемких ИТ-технологиях.
С другой стороны, есть вузы с сильной теоретической подготовкой, которые выпускают специалистов по телемеханике, автоматике и т.д. Но, к сожалению, там плохо знают реалии современной коммерческой связи. У них нет контактов с операторами связи и производителями телеком-оборудования. Мы видим свою задачу в том, чтобы сократить этот разрыв.
Поэтому мы решили создать инженерный трек "Информационно-телекоммуникационные комплексы на цифровых платформах". Мы будем готовить инженеров-связистов с фундаментальной ИТ-подготовкой. Для этого у МИЭМ есть все возможности. Достаточно сказать, что уровень физико-математической подготовки на инженерных специальностях в нашем вузе в последнее время был доведен до уровня бакалаврской программы по прикладной математике. И проходные баллы говорят о высоком потенциале наших студентов.
В МИЭМ есть ряд научных сотрудников, работающих в сфере телекоммуникаций и достаточно широко известных в профессиональном сообществе. Наряду с научной лабораторией Интернета вещей и киберфизических систем у нас успешно действует научно-учебная лаборатория телекоммуникационных систем, в которой работают сотрудники Института проблем передачи информации РАН. В МИЭМ есть аспирантура и диссертационный совет по тематике обработки сигналов и передачи информации.
Какие направления инфокоммуникаций рассматриваются как приоритетные?
Учитывая специфику нашего вуза, мы концентрируемся на беспроводной связи как наиболее наукоемкой составляющей телекоммуникаций. Она развивается сегодня наиболее быстрыми темпами, в первую очередь здесь сегодня внедряются решения на основе новейших достижений информационных наук. С переходом к каждому следующему поколению мобильной связи, с появлением новых стандартов Wi-Fi, особенно в высоких диапазонах частот, например 60 ГГц, беспроводные технологии "отнимают" у проводной связи все большую долю рынка.
В нашей подготовке будут изучаться или уже изучаются такие дисциплины, как теория информации и кодирования, программно-определяемые радиосистемы, проектирование сетей мобильной связи, сетей Wi-Fi, радиорелейных и спутниковых систем связи. Выпускники 2026 года, безусловно, должны будут иметь знания в области сетей связи 6G. Конечно, в программе сохранятся и основы Интернета вещей, и информационная защита киберфизических систем.
Обучение в бакалавриате стандартно рассчитано на четыре года. Достаточен ли такой срок для подготовки специалиста связи высокого уровня?
Считаю, что недостаточен. Поэтому нам удалось получить от руководства ВШЭ разрешение на подготовку бакалавров по рассматриваемому направлению в течение пяти лет.
Специальность, вероятно, будет именоваться "Технологические комплексы на цифровых платформах". Чтобы быстрее получить первых выпускников телекоммуникационного направления, уже с 1 сентября 2023 года мы предложим бакалаврам третьего курса выбор учиться не в течение еще двух, а трех лет − по 2026 год. Выпускники получат два диплома: бакалавра и инженера. После этого желающие смогут поступать, что тоже новация, на одногодичную программу магистратуры.
Надеюсь, в 2024 году, осуществив соответствующее лицензирование, нам удастся провести набор на первый курс специалитета по телекоммуникациям. Сегодня в МИЭМ только одна программа специалитета − "Компьютерная безопасность".
Как решается вопрос с преподавательскими кадрами?
У нас существует программа бакалавриата "Инфокоммуникационные технологии и системы связи", но теперь кадровое обеспечение учебного процесса серьезно усиливается. С 1 сентября 2022 года научным руководителем направления телекоммуникаций МИЭМ стал профессор, д.т.н. Сергей Львович Портной, который известен своими научными работами в области беспроводной связи, теории информации и помехоустойчивого кодирования, и при этом обладает большим опытом реализации значимых коммерческих телекоммуникационных проектов. Уже достигнуты договоренности, что с будущего учебного года у нас будет преподавать ряд лучших специалистов по телекоммуникациям, обладающих не только глубокими знаниями стандартов и технологий, но и непосредственно вовлеченных в работу ведущих телекоммуникационных компаний страны.
Для подготовки инженеров по телекоммуникациям необходима специализированная учебно-лабораторная база.
Соответствующая база создается нами с помощью руководства ВШЭ уже в течение ряда лет. Мы ведем и переговоры о технической поддержке с ведущими компаниями отрасли: МТС, "ТрансТелеКом", "Максима Телеком" и др.
Спасибо за интересный рассказ! Хочется пожелать успеха вашему важному для отрасли телекоммуникаций проекту.
С Е.А.Круком
беседовал С.А.Попов.
с лидирующей в стране фундаментальной подготовкой
Рассказывает научный руководитель, директор
МИЭМ НИУ ВШЭ Е.А.Крук
DOI: 10.22184/2070-8963.2023.109.1.8.12
В 2017 году Московский институт электроники и математики (МИЭМ) им. А.Н.Тихонова, входящий в состав Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), возглавил заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Е.А.Крук. Сегодня этот вуз, давно известный высоким уровнем фундаментальной физико-математической подготовки инженерных кадров, поставил перед собой задачу готовить специалистов для отрасли телекоммуникаций, имеющих как серьезный теоретический фундамент, так и знакомых не понаслышке с самыми современными инфокоммуникационными стандартами и технологиями. "ПЕРВАЯ МИЛЯ" попросила рассказать Евгения Аврамовича Крука об этом новом проекте МИЭМ, который призван в возможно короткие сроки обеспечить создателей российского телекоммуникационного оборудования молодыми кадрами с высоким профессиональным потенциалом.
Евгений Аврамович, каким был ваш путь в систему высшего образования? Каков круг ваших научных интересов?
В 1974 году я закончил Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП), ныне это Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), по специальности "Автоматизированные системы управления". Мне повезло: этот институт, который готовил кадры для промышленности, поднимался близко к уровню вузов, обеспечивавших фундаментальную теоретическую подготовку. В частности, кафедра, которую я окончил − Технической кибернетики (первая подобная в Советском Союзе), − находилась в очень тесном контакте с академическим Институтом проблем передачи информации.
С того времени и по 2017 год моя жизнь была связана с ГУАП. По окончании института я стал заниматься в его стенах научной работой, в 1978 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1984 года начал преподавать в ЛИАП, в 2013 году стал директором института "Информационные системы и защита информации", с 2014-го − одновременно проректором ГУАП по научной и инновационной деятельности. Преподавал я также в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, на Матмехе СПбГУ, в Технических университетах Дармштадта и Эйндховена, но не уходил из своей альма-матер до момента приглашения возглавить МИЭМ.
Что касается научных интересов, то я много лет занимался темой помехоустойчивого кодирования − и в теоретическом, и в прикладном аспектах. Докторская диссертация, которую я защитил в 1999 году, была посвящена комбинаторным методам декодирования линейных блоковых кодов. Занимался я также теоретическими вопросами криптографии с открытым ключом.
В практической сфере примерно с 2001 года я стал систематически вести работы в сфере беспроводной связи. Это было в значительной мере связано с приходом в Россию компании Intel. В ГУАП нами была создана совместная с Intel лаборатория, которая успешно работала до 2013 года. Глобальная компания тогда стремилась закрепиться на телекоммуникационном рынке, но не имела своей школы по кодированию и была очень заинтересована в опыте российских инженеров сферы связи.
Нашей лаборатории удалось добиться многого, со временем к специалистам по кодированию добавились профессионалы в области сетей связи. Велись разработки не только софта, но и "железа". Достаточно сказать, что делегации практически всех мировых телекоммуникационных компаний, посещавших в те годы Санкт-Петербург, в обязательном порядке были нашими гостями.
Что касается сегодняшнего круга моих научных интересов, то в последние годы я добавил в него Интернет вещей и постквантовую криптографию.
Что сегодня представляет собой МИЭМ?
Когда мне предложили перейти на работу в МИЭМ, новая задача показалась мне интересной: данный вуз во многом похож на ГУАП, но у него была непростая судьба. В 1960-е, когда он создавался, институт был "чисто московским" − у него не были предусмотрены общежития. В постсоветские годы, когда основной частью абитуриентов стала молодежь из провинции, это сыграло злую шутку: проходной бал опустился запредельно.
Дать когда-то элитному вузу (напомню, в нем еще в 1968 году был создан первый в стране факультет прикладной математики) новое дыхание сумел его выпускник – Александр Николаевич Тихонов, бывший в свое время министром общего и профессионального образования РФ. Вместе с тогдашним ректором НИУ "Высшая школа экономики" Ярославом Ивановичем Кузьминовым в 2012 году они организовали присоединение вуза к такой мощной структуре, как ВШЭ. МИЭМ стал, образно говоря, инженерным крылом "Вышки", одним из самых крупных факультетов университета.
Когда после неожиданной смерти Александра Николаевича мне предложили перейти в МИЭМ и пообещали большую свободу действий на посту директора, я согласился продолжить преобразования в институте. Сегодня МИЭМ готовит специалистов, бакалавров и магистров в области электроники, информационных технологий, вычислительной техники, прикладной математики, кибернетики и информационной безопасности.
Что дает подготовке инженерных кадров и специалистов прикладной математике нахождение института в составе экономического университета?
Слияние МИЭМ с ВШЭ было смелым решением. "Вышка" тогда была практически гуманитарным университетом, с момента своего создания открытым миру, с большим числом иностранных профессоров, академической мобильностью студентов. МИЭМ же исторически был практически на 100% ориентирован на "оборонку" со всем отсюда вытекающим, с, если хотите, семейной замкнутой обстановкой. Благодаря объединению коллектив МИЭМ, в частности, получил широкий выход на мировое научное сообщество.
В качестве одного из результатов могу отметить, что сегодня публикации наших сотрудников в ведущих зарубежных журналах составляют весьма существенную долю от общего числа публикаций из ВШЭ. Положительно сказалось и то, что "Вышка" обладает серьезными финансовыми возможностями, что позволило, например, нашим студентам облегчить процесс публикации своих работ. Кроме того, все студенты МИЭМ получили возможность (и обязанность) проходить непрофильные для своей образовательной программы дисциплины − дисциплины так называемого "майнора", чего нет в других инженерных вузах.
Несколько лет ваш институт реализует проектную модель обучения. Что под ней понимается, пришлось ли создавать для нее специальную инфраструктуру?Проектную модель мы начали внедрять в 2018 году, и сегодня у нас есть официальные подтверждения, что она признана в числе лучших в стране. На первом этапе в проектах участвовали в обязательном порядке студенты третьего курса бакалавриата и всех курсов магистратуры, с 2020 года к этому процессу подключились второкурсники бакалавриата.
В выполнении проекта участвует группа студентов, в среднем пять человек. Каждый отвечает за отдельную его составляющую. Ведет в течение всей работы над проектом команду руководитель (преподаватель, аспирант, магистрант), который направляет ее деятельность в правильную сторону. Преподаватель оценивает работы, которые нужно выполнить в кредитах (академических часах). Для выхода на защиту студент должен набрать определенную сумму кредитов.
Подчеркну, что у нас через участие в проектах проходят все студенты. Это такая же обязательная дисциплина, как, к примеру, математика. Сам подход аналогичен проектам на реальном производстве, включает моделирование, макетирование, тестирование. Защита проекта начинается с проверки созданного продукта (прототипа): работает − не работает. Затем каждый из участников коллектива защищает выполненную им часть работы.
Для отслеживания выполнения проектов нами создана специальная цифровая система, которая позволяет справляться с этим процессом очень малому числу сотрудников проектного офиса. Система эта открытая: предложить ТЗ на проект могут как предприятия (для них это бесплатно), так и вообще человек "с улицы". ТЗ может быть и инициативой самих студентов. Затем все эти заявки проходят через академические комиссии, которые оценивают соответствие проектов конкретным программам обучения. Конечно, мы стремимся поддерживать в первую очередь те заявки, которые могут иметь применение на практике. После этого группы студентов заявляются на тот или иной проект.
Если проект удался, то бывает, что заказчик (если он у проекта был) начинает торговаться с командой студентов, чтобы стать владельцем разработки. Известны случаи, когда они ему свою разработку отказались продать. Так уже появилось несколько студенческих стартапов.
Что касается инфраструктуры, то в МИЭМ создана мастерская инноваций, оснащенная станками, современными приборами, 3D-принтерами. На ее оборудование руководством университета были выделены существенные средства. Много внимания было уделено и организации удаленного доступа к различным ресурсам.
Какие научные направления являются приоритетными для МИЭМ?
Сегодня у нас есть несколько физических лабораторий, где работают ученые мирового уровня. При этом мы активно пользуемся материальной базой институтов РАН, что является процессом взаимовыгодным.
Ведутся серьезные работы в сфере вычислительной техники, наш суперкомпьютер по мощности занимает, если не ошибаюсь, шестую позицию в стране. Продолжает развиваться традиционное для МИЭМ направление САПР. Выделю также разработки молодого коллектива кафедры информационной безопасности, ориентированные на гражданские применения.
Малые спутники, которые запускает на орбиту ВШЭ − это плод работы МИЭМ.
В сфере телекоммуникаций хочу отметить инициативные разработки по тематике сетей связи шестого поколения (6G). Это стало возможно благодаря финансированию, которое ВШЭ получает как участник государственной программы "Приоритет 2030". В работе над проблематикой 6G удалось объединить усилия наших физиков и специалистов в области беспроводной связи.
Вы создали и являетесь руководителем научной лаборатории Интернета вещей и киберфизических систем. Каковы ключевые направления ее деятельности?
Упомянутые работы по сетям 6G в диапазоне ТГц проводятся как раз в рамках данной лаборатории.
Лаборатория занимается беспроводными сенсорными сетями, передачей информации по каналам связи, различными датчиками и сенсорами. Например, мультисенсоры, позволяющие проводить регулярный мониторинг температуры льда и снега, разработанные в МИЭМ, стали частью оснащения сети NB-IoT, которую компания МТС развернула на российской антарктической станции "Прогресс".
Расскажите о планах подготовки инженеров для телекоммуникаций. В стране более ста лет существует система отраслевых вузов, сегодня подчиняющихся Минцифры России.
С чем связана концентрация внимания на данном направлении в МИЭМ?
Я считаю, что отрасль телекоммуникаций в нашей стране сегодня находится не в лучшем состоянии. Потребности операторов связи в высокотехнологичном оборудовании удовлетворяются в основном за счет импортных поставок. Сегодня ситуация начинает немного меняться в лучшую сторону, но для разработки и производства конкурентоспособной техники связи остро нужны кадры высокой квалификации. Нужно срочно создавать корпус достаточно образованных инженеров, без которого развивать отрасль своими силами проблематично.
В СССР были такие замкнутые отрасли, как связь и транспорт, которые в том числе готовили инженеров для себя сами. И такая практика сохранилась в постсоветские годы. Сегодня телекоммуникационные вузы готовят специалистов для эксплуатации сетей связи, но в силу того, что они остались отраслевыми, физико-математическая подготовка инженеров в них часто не достаточна, а связь сегодня основана на наукоемких ИТ-технологиях.
С другой стороны, есть вузы с сильной теоретической подготовкой, которые выпускают специалистов по телемеханике, автоматике и т.д. Но, к сожалению, там плохо знают реалии современной коммерческой связи. У них нет контактов с операторами связи и производителями телеком-оборудования. Мы видим свою задачу в том, чтобы сократить этот разрыв.
Поэтому мы решили создать инженерный трек "Информационно-телекоммуникационные комплексы на цифровых платформах". Мы будем готовить инженеров-связистов с фундаментальной ИТ-подготовкой. Для этого у МИЭМ есть все возможности. Достаточно сказать, что уровень физико-математической подготовки на инженерных специальностях в нашем вузе в последнее время был доведен до уровня бакалаврской программы по прикладной математике. И проходные баллы говорят о высоком потенциале наших студентов.
В МИЭМ есть ряд научных сотрудников, работающих в сфере телекоммуникаций и достаточно широко известных в профессиональном сообществе. Наряду с научной лабораторией Интернета вещей и киберфизических систем у нас успешно действует научно-учебная лаборатория телекоммуникационных систем, в которой работают сотрудники Института проблем передачи информации РАН. В МИЭМ есть аспирантура и диссертационный совет по тематике обработки сигналов и передачи информации.
Какие направления инфокоммуникаций рассматриваются как приоритетные?
Учитывая специфику нашего вуза, мы концентрируемся на беспроводной связи как наиболее наукоемкой составляющей телекоммуникаций. Она развивается сегодня наиболее быстрыми темпами, в первую очередь здесь сегодня внедряются решения на основе новейших достижений информационных наук. С переходом к каждому следующему поколению мобильной связи, с появлением новых стандартов Wi-Fi, особенно в высоких диапазонах частот, например 60 ГГц, беспроводные технологии "отнимают" у проводной связи все большую долю рынка.
В нашей подготовке будут изучаться или уже изучаются такие дисциплины, как теория информации и кодирования, программно-определяемые радиосистемы, проектирование сетей мобильной связи, сетей Wi-Fi, радиорелейных и спутниковых систем связи. Выпускники 2026 года, безусловно, должны будут иметь знания в области сетей связи 6G. Конечно, в программе сохранятся и основы Интернета вещей, и информационная защита киберфизических систем.
Обучение в бакалавриате стандартно рассчитано на четыре года. Достаточен ли такой срок для подготовки специалиста связи высокого уровня?
Считаю, что недостаточен. Поэтому нам удалось получить от руководства ВШЭ разрешение на подготовку бакалавров по рассматриваемому направлению в течение пяти лет.
Специальность, вероятно, будет именоваться "Технологические комплексы на цифровых платформах". Чтобы быстрее получить первых выпускников телекоммуникационного направления, уже с 1 сентября 2023 года мы предложим бакалаврам третьего курса выбор учиться не в течение еще двух, а трех лет − по 2026 год. Выпускники получат два диплома: бакалавра и инженера. После этого желающие смогут поступать, что тоже новация, на одногодичную программу магистратуры.
Надеюсь, в 2024 году, осуществив соответствующее лицензирование, нам удастся провести набор на первый курс специалитета по телекоммуникациям. Сегодня в МИЭМ только одна программа специалитета − "Компьютерная безопасность".
Как решается вопрос с преподавательскими кадрами?
У нас существует программа бакалавриата "Инфокоммуникационные технологии и системы связи", но теперь кадровое обеспечение учебного процесса серьезно усиливается. С 1 сентября 2022 года научным руководителем направления телекоммуникаций МИЭМ стал профессор, д.т.н. Сергей Львович Портной, который известен своими научными работами в области беспроводной связи, теории информации и помехоустойчивого кодирования, и при этом обладает большим опытом реализации значимых коммерческих телекоммуникационных проектов. Уже достигнуты договоренности, что с будущего учебного года у нас будет преподавать ряд лучших специалистов по телекоммуникациям, обладающих не только глубокими знаниями стандартов и технологий, но и непосредственно вовлеченных в работу ведущих телекоммуникационных компаний страны.
Для подготовки инженеров по телекоммуникациям необходима специализированная учебно-лабораторная база.
Соответствующая база создается нами с помощью руководства ВШЭ уже в течение ряда лет. Мы ведем и переговоры о технической поддержке с ведущими компаниями отрасли: МТС, "ТрансТелеКом", "Максима Телеком" и др.
Спасибо за интересный рассказ! Хочется пожелать успеха вашему важному для отрасли телекоммуникаций проекту.
С Е.А.Круком
беседовал С.А.Попов.
Отзывы читателей