Выпуск #4/2024
С.Г.Щепнов
О предварительной оценке мультипликаторов космической экономики
О предварительной оценке мультипликаторов космической экономики
Просмотры: 703
DOI: 10.22184/2070-8963.2024.120.4.62.68
В работе структурирована информация, относящаяся к космической экономике страны, и даются количественные оценки некоторых ее важных показателей. Проведена первичная оценка объемов космической отрасли Российской Федерации по ее секторам на макроуровне. Показано, что создание и эксплуатация космической инфраструктуры, включая системы спутниковой связи и вещания, обладают мультипликативным эффектом, выражающимся в создании добавленной экономической стоимости.
В работе структурирована информация, относящаяся к космической экономике страны, и даются количественные оценки некоторых ее важных показателей. Проведена первичная оценка объемов космической отрасли Российской Федерации по ее секторам на макроуровне. Показано, что создание и эксплуатация космической инфраструктуры, включая системы спутниковой связи и вещания, обладают мультипликативным эффектом, выражающимся в создании добавленной экономической стоимости.
Теги: creation of added economic value satellite broadcasting satellite communication space economy space economy multipliers космическая экономика мультипликаторы космической экономики создание добавленной экономической стоимости спутниковая связь спутниковое вещание
О предварительной
оценке
мультипликаторов
космической экономики
С.Г.Щепнов, независимый эксперт / sshchepnov@mail.ru
УДК 336, DOI: 10.22184/2070-8963.2024.120.4.62.68
В работе структурирована информация, относящаяся к космической экономике страны, и даются количественные оценки некоторых ее важных показателей. Проведена первичная оценка объемов космической отрасли Российской Федерации по ее секторам на макроуровне. Показано, что создание и эксплуатация космической инфраструктуры, включая системы спутниковой связи и вещания, обладают мультипликативным эффектом, выражающимся в создании добавленной экономической стоимости.
Введение
В большинстве стран мира общественные потребности в той или иной мере финансирует государство из собранных налогов. Это относится к здравоохранению, образованию, обороне и общественной безопасности, медицине, исследованиям и освоению космического пространства. Космический сектор и его программы обеспечивают удовлетворение общественных потребностей (формирование общественного блага) и являются конкурирующими за государственные финансы с другими секторами экономики, упомянутыми выше.
Особняком в космической сфере стоят спутниковая связь и вещание, как одно из направлений, являющихся доходным.
Как правило, поддержание и развитие инфраструктуры космоса и космической связи лежит на плечах предприятий государственных или таких, где имеется прямая или косвенная доля государства (через различные крупные частно-государственные финансовые структуры или напрямую). Примером могут служить такие операторы спутниковой связи, как SES [1] с долей государства Люксембург в 11,58% или Eutelsat [2] с долей Великобритании в 10,89%, индийских и китайских финансовых структур с суммарной долей в 28,18%. Для них вопрос выживания и продолжения своей операционной деятельности всецело определяется тем, насколько умело они могут привлекать внешнее финансирование как для развития своих спутниковых группировок и инфраструктуры, так и для поддержания устойчивости предоставления услуг.
Это требуется, как правило, по причине нелинейности доходов и инвестиций, которые несут операторы: инвестиционная составляющая может носить периодический характер, связана с обновлением космической инфраструктуры и превышает на порядки текущие доходы. Стоимость заемных денег всегда ниже, что делает оператора более коммерчески привлекательным, внося свой вклад во внутреннюю норму его доходности.
Сегодня основная деятельность традиционных спутниковых операторов, которая связана с коммерческой эксплуатацией геостационарных космических аппаратов (КА), становится все более проблематичной. Денежные потоки либо не растут, либо плавно уменьшаются на фоне тех трендов, которые наблюдаются за последние 5–10 лет: наземные операторы связи постепенно замещают спутниковые каналы и услуги путем расширения строительства ВОЛС, цены на спутниковый ресурс снижаются по причине избытка предложения на международном рынке. В Российской Федерации они остаются на том же уровне, что и 10 лет назад [3]. Как следствие, привлечение государственного и иного финансирования для традиционных спутниковых операторов с целью поддержания и обновления их спутниковых группировок и инфраструктуры в целом становится все более трудоемкой задачей.
Актуальность сохранения и развития спутниковой инфраструктуры Российской Федерации путем замены и обновления КА, отслуживших свой срок активного существования, а также ввиду необходимости расширения функциональности информационных систем, является приоритетной задачей для государства, в том числе в рамках программ цифровой трансформации и перехода на отечественное оборудование.
Говоря о других странах и негосударственных операторах, можно видеть, что государства и там заинтересованы в их развитии, как количественном, так и технологическом: конкуренция на рынке спутниковых услуг уже перерастает операторскую сферу и становится конкуренцией государств. Правительства осуществляют их поддержку путем размещения солидных заказов по линии своих оборонных ведомств, либо финансируя инновационные программы на начальных стадиях с условиями присоединения к ним операторов, разработчиков и других заинтересованных сторон. Примерами являются многие крупные проекты ESA (Европейского космического агентства) в области 5G, японского агентства JAXA и др.
Проблема обостряется тем, что появляются новые технологии, которые необходимо апробировать, чтобы предложить рынку новые услуги и продукты, а это приводит к дополнительным затратам, связанным с исследованиями и разработками, созданием экспериментальных образцов и опытных партий изделий.
В нашей стране дополнительный рост стоимости новой инфраструктуры обусловлен и тем, что необходимо заменить иностранное оборудование на отечественное, которое, в силу известных причин, оказывается чаще всего дороже импортных аналогов. Свой вклад вносят высокие инфляция и ставки по кредитам. Однако, российские спутниковые операторы, имея накопленный "запас прочности" и выполняя социальную функцию, пока не поднимают цены на свои услуги. Все это приведет в конечном итоге к большому разрыву между расходами и выручкой.
Чтобы нивелировать эту проблему, операторам целесообразно заручиться финансовым участием государства, его банковскими гарантиями, субсидированием процентной ставки и др. Подобный расклад существует в любой космической стране мира, и правительства используют различные финансовые инструменты для поддержки спутниковых операторов даже несмотря на то, что они в большинстве своем частные компании, прямо или косвенно (через различные агентства), выделяя средства на отдельные программы и проекты.
Спутниковые операторы критически важны, поскольку решают государственные задачи в области связи и вещания, обеспечивают равный доступ к информационным ресурсам населения, обеспечивают средства управления государством и доступ к госуслугам, поддерживают безопасность страны, а также оказывают услуги специальным подразделениям. Исходя из этого, государству целесообразно обеспечивать финансовую стабильность операторов для продолжения оказания ими услуг связи и вещания.
Кроме этого, влияние, которое оказывает космическая индустрия на другие отрасли, активируя в них производственную и инженерную деятельность, является не менее значимым фактором для развития экономики страны.
Цели исследования
Автору до сих пор в российской литературе в открытых источниках не встретилось методики или алгоритма, который бы позволил количественно оценить эти эффекты. Видимо, причины этого следующие:
В России наследием советского прошлого является использование термина "космическая деятельность", проходящего по всем официальным документам. Этот термин всегда связывался с финансированием космоса по государственным программам.
Чем плох данный термин? Деятельность − это процесс, который может быть неограничен во времени или ограничен рамками какой-то программы. Другие параметры процесса, связанные с его коммерциализацией и влиянием на параметры экономики государства, как правило, в явном виде отсутствуют. И лишь в последнее время при некоторых оценках космической деятельности, например в документах Роскосмоса, можно встретить зарождающиеся параметры в виде объемов новых рабочих мест или собираемых новых налогов.
В противовес "деятельности" в остальном мире многие авторы [7, 8] для оценки влияния космической отрасли на экономику стран и регионов ввели надотраслевой термин "космическая экономика" (далее − КЭ). Однако до недавнего времени термин оставался дискуссионным [8]. Тем же автором были проведены глобальные оценки объемов отдельных секторов космической отрасли. Реальных цифр по вкладу КЭ в другие отрасли экономики отдельных стран в известной автору настоящей статьи литературе не приводится.
Предполагается, что КЭ включает в себя те отрасли экономики, которые напрямую или косвенно вносят свой вклад в космическую отрасль, а сама космическая отрасль может оказывать экономические эффекты на эти отрасли − это так называемые непрямые эффекты взаимовлияния секторов, объемы которых, по расчетам А.А.Яника на основании данных Morgan Stanley Research Forecasts (2019) [19], к 2040 году могут достигнуть более 43% всех эффектов КЭ.
Такое положение дел в оцифровке космической деятельности в ее доходной части, а в последующем в оценке ее вклада в валовый внутренний продукт (ВВП) для Российской Федерации на макроуровне является явным пробелом и не позволяет проанализировать вклад КЭ в экономику России, провести сравнение ее с показателями других стран и наметить канву для последующих исследований.
Сравнительный анализ космических экономик Российской Федерации и США
Оценочные данные о влиянии космической экономики на отдельные сегменты экономики США содержатся в аналитическом отчете по объемам как собственно доли ее в ВВП секторов, так и по добавленной стоимости, производимой космической отраслью США в каждом секторе [9] (см. табл.1). Для наглядности в данном исследовании взята выборка данных за 2019–2021 годы, но дальнейшие расчеты выполнены по данным только 2021 года.
Добавленная стоимость служит основой для расчета мультипликатора космической экономики при условии, что известны абсолютные показатели государственных субсидий (инвестиционной составляющей) в космическую деятельность (в случае России − это годовой бюджет госкорпорации "Роскосмос" на различные программы, в случае США – это бюджет NASA). Другие источники финансирования, относящиеся преимущественно к военным ведомствам, ввиду их закрытости в обеих странах, в данном исследовании не используются.
Надо оговориться, что по своей природе бюджеты этих двух организаций носят разный расходный характер. Расходный бюджет "Роскосмоса" имеет более обширный прикладной характер для осуществления создания общественных благ, другой коммерческой деятельности. Бюджет NASA более фундаментален по своей природе − в него заложены большие затраты на освоение новых планет, исследовательские задачи. Но тем не менее, в данной работе мы придерживаемся такого сравнительного метода.
Добавленная стоимость, создаваемая сектором экономики, – это сумма рыночной стоимости товаров и услуг, проданных этим сектором за вычетом стоимости приобретенных комплектующих, импортированных товаров, субсидий, выделенных из государственного бюджета. Сумма добавленных стоимостей, создаваемых всеми секторами экономики страны, дает в денежном выражении объем ВВП страны за рассматриваемый период.
Предварительная оценка, которая проведена далее, предполагает, что процент генерируемой добавленной стоимости в каждом секторе экономики РФ пропорционален такому же в экономике США по каждому из рассматриваемых секторов, входящих в ВВП стран (см. табл.2). Иными словами, профиль произведенной добавленной стоимости в КЭ РФ взят идентичным профилю США за некоторыми исключениями, описываемыми далее.
Предлагаемая макроуровневая оценка является первым приближением для расчета объемов КЭ, так как не анализирует структуру каждого сектора экономики обеих стран настолько, чтобы понять, например, доли производимых и/или импортируемых изделий в конечной продукции, что, с большой долей вероятности, оказывает влияние на добавленную стоимость.
Также внутри выделенных бюджетов на космос в рамках данного исследования используется "котловой" метод: отдельно не анализируются распределения средств на направления космической деятельности, такие как, например, освоение дальнего космического пространства, спутниковые навигационные системы или дистанционное зондирование Земли и т.п.
Кроме того, метод обладает и другими понятными недостатками: КЭ США может генерировать объемы добавленной стоимости, которые могут быть непропорциональны тем, которые имеются в России, например, по причинам, обусловленным законодательством РФ, регламентирующим норму прибыли при работе с государственными организациями, которые в основном задействованы в России в космической экономике. В отличие от нашей страны, КЭ США базируется на крупных частных холдингах, а бюджеты на космические программы и их направления распределяются по результатам конкурсов. Также отличаются и налоговые законодательства двух стран.
Однако, все эти нюансы оставим для будущих исследователей, которые могут, используя свои подходы и данные, получить иные оценки объемов и мультипликаторов для сопоставления с результатами, полученными в данной работе.
Определения космической экономики
Производные любой экономики – это продукты и услуги, имеющие стоимостное выражение, учитываемые в ВВП страны и в добавленной стоимости каждого сектора экономики [12], в то время как производные КЭ − те продукты и услуги, которые либо используются внутри нее для собственных нужд, либо в сопредельных отраслях, например, услуги спутниковой связи или снимки дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Определение КЭ в узком понимании представлено на рис.1.
Примерно аналогичную, но более детализированную классификацию дает [12] (см. рис.2), но устанавливает между продуктами и услугами каждого передела прямые взаимосвязи для того, чтобы при более детальном изучении избежать двойного счета при вычислении общей добавленной стоимости и устранения возможного дублирования объемов отрасли.
В широком определении КЭ использован подход цепочек создания добавленной стоимости при производстве космических продуктов и услуг (см. рис.3).
Любые государственные расходы, согласно Дж.Кейнсу [14], вызывают эффект мультипликатора в целом в экономике страны и отражаются в росте валового внутреннего продукта (ВВП). При этом рост ВВП обратно пропорционально связан со склонностью населения к накоплению.
Отсюда следует, казалось бы, очевидный вывод, что государству мало профинансировать свой космос – нужно создать такую уверенность в завтрашнем дне у населения, чтобы росло потребление как товаров и услуг, так и население могло бы инвестировать в субъекты экономики, а не держать средства на депозитах.
ЛИТЕРАТУРА
SES, годовой отчет за 2023 год. [Электронный ресурс]. URL: https://go.ses.com/rs/766-HRP-002/images/SES_Annual_report_-2023-12-31-en_viewer.html?version=0 (дата обращения 03.05.2024).
Eutelsat SA, состав акционеров на 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketscreener.com/quote/stock/EUTELSAT-COMMUNICATIONS-5147/company/ (дата обращения 03.05.2024).
Волин А.К. Выступление на международной конференции SatComRus 28.09.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://satcomrus.ru/2023archive#!/tab/647375948-1 (дата обращения 03.05.2024).
ФГУП "Космическая связь". Отчет за 2021 год.
АО "Газпром Космические системы". Отчет за 2021 год.
SIA. State of the Satellite Industry Report. [Электронный ресурс]. URL: https://sia.org/news-resources/state-of-the-satellite-industry-report/ (дата обращения 03.05.2024).
Яник А.А. К концепции космической экономики // Тренды и управление. 2018. № 1. С. 51−65.
Space Economy Fundamentals. [Электронный ресурс]. URL: https://www.linkedin.com/posts/eurospacepierrelionnet_space-economy-fundamentals-activity-6835514574809137152-tGPI (дата обращения 03.05.2024).
Highfill Т., Surfield С. New and Revised Statistics for the U.S. Space Economy, 2012–2021. [Электронный ресурс]. URL: https://apps.bea.gov/scb/issues/2023/06-june/pdf/0623-space-economy.pdf (дата обращения 13.11.2023).
Three-Quarters of Respondents Are Willing to Pay More for 5G [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2017-08-09-gartner-end-user-survey-finds-three-quarters-of-respondents-are-willing-to-pay-more-for-5g (дата обращения 20.11.2023).
Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2019 года № 1512 "Об утверждении методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот".
Graciola G. The Space Economy and Its Statistics: What Do They Tell Us? [Электронный ресурс]. URL: https://sci-hub.ru/10.1089/space.2018.0012 (дата обращения 13.05.2024).
Пайсон Д.Б., Фролов И.Э. Многоуровневая структура международного космического рынка и анализ производительности труда в мировой ракетно-космической промышленности // Космические исследования. 2020. Т. 58, № 3. С. 249−258.
Keyns J.M. The General Theory of Employment, Interest and Money. [Электронный ресурс]. URL: https://www.files.ethz.ch/isn/125515/1366_keynestheoryofemployment.pdf (дата обращения 03.05.2024).
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос". Годовой отчет за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru/media/files/2021/SEP/roskosmos_go-2020_.pdf (дата обращения 20.11.2023).
Исполнение бюджета субъектами Российской Федерации за 2020 год: выборка по ГК "Роскосмос". [Электронный ресурс]. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения 11.05.2023).
OECD Handbook on Measuring the Space Economy, 2nd Edition. Paris: OECD Publishing, 2012.
SIA. Global Satellite Industry Revenues 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://sia.org/news-resources/state-of-the-satellite-industry-report/ (дата обращения 21.11.2023).
Яник А.А. Космическая трансформация экономики: предвестники и тенденции // Исследования космоса. 2019. № 1. С. 1−14.
Окончание статьи будет опубликовано в следующем номере журнала.
оценке
мультипликаторов
космической экономики
С.Г.Щепнов, независимый эксперт / sshchepnov@mail.ru
УДК 336, DOI: 10.22184/2070-8963.2024.120.4.62.68
В работе структурирована информация, относящаяся к космической экономике страны, и даются количественные оценки некоторых ее важных показателей. Проведена первичная оценка объемов космической отрасли Российской Федерации по ее секторам на макроуровне. Показано, что создание и эксплуатация космической инфраструктуры, включая системы спутниковой связи и вещания, обладают мультипликативным эффектом, выражающимся в создании добавленной экономической стоимости.
Введение
В большинстве стран мира общественные потребности в той или иной мере финансирует государство из собранных налогов. Это относится к здравоохранению, образованию, обороне и общественной безопасности, медицине, исследованиям и освоению космического пространства. Космический сектор и его программы обеспечивают удовлетворение общественных потребностей (формирование общественного блага) и являются конкурирующими за государственные финансы с другими секторами экономики, упомянутыми выше.
Особняком в космической сфере стоят спутниковая связь и вещание, как одно из направлений, являющихся доходным.
Как правило, поддержание и развитие инфраструктуры космоса и космической связи лежит на плечах предприятий государственных или таких, где имеется прямая или косвенная доля государства (через различные крупные частно-государственные финансовые структуры или напрямую). Примером могут служить такие операторы спутниковой связи, как SES [1] с долей государства Люксембург в 11,58% или Eutelsat [2] с долей Великобритании в 10,89%, индийских и китайских финансовых структур с суммарной долей в 28,18%. Для них вопрос выживания и продолжения своей операционной деятельности всецело определяется тем, насколько умело они могут привлекать внешнее финансирование как для развития своих спутниковых группировок и инфраструктуры, так и для поддержания устойчивости предоставления услуг.
Это требуется, как правило, по причине нелинейности доходов и инвестиций, которые несут операторы: инвестиционная составляющая может носить периодический характер, связана с обновлением космической инфраструктуры и превышает на порядки текущие доходы. Стоимость заемных денег всегда ниже, что делает оператора более коммерчески привлекательным, внося свой вклад во внутреннюю норму его доходности.
Сегодня основная деятельность традиционных спутниковых операторов, которая связана с коммерческой эксплуатацией геостационарных космических аппаратов (КА), становится все более проблематичной. Денежные потоки либо не растут, либо плавно уменьшаются на фоне тех трендов, которые наблюдаются за последние 5–10 лет: наземные операторы связи постепенно замещают спутниковые каналы и услуги путем расширения строительства ВОЛС, цены на спутниковый ресурс снижаются по причине избытка предложения на международном рынке. В Российской Федерации они остаются на том же уровне, что и 10 лет назад [3]. Как следствие, привлечение государственного и иного финансирования для традиционных спутниковых операторов с целью поддержания и обновления их спутниковых группировок и инфраструктуры в целом становится все более трудоемкой задачей.
Актуальность сохранения и развития спутниковой инфраструктуры Российской Федерации путем замены и обновления КА, отслуживших свой срок активного существования, а также ввиду необходимости расширения функциональности информационных систем, является приоритетной задачей для государства, в том числе в рамках программ цифровой трансформации и перехода на отечественное оборудование.
Говоря о других странах и негосударственных операторах, можно видеть, что государства и там заинтересованы в их развитии, как количественном, так и технологическом: конкуренция на рынке спутниковых услуг уже перерастает операторскую сферу и становится конкуренцией государств. Правительства осуществляют их поддержку путем размещения солидных заказов по линии своих оборонных ведомств, либо финансируя инновационные программы на начальных стадиях с условиями присоединения к ним операторов, разработчиков и других заинтересованных сторон. Примерами являются многие крупные проекты ESA (Европейского космического агентства) в области 5G, японского агентства JAXA и др.
Проблема обостряется тем, что появляются новые технологии, которые необходимо апробировать, чтобы предложить рынку новые услуги и продукты, а это приводит к дополнительным затратам, связанным с исследованиями и разработками, созданием экспериментальных образцов и опытных партий изделий.
В нашей стране дополнительный рост стоимости новой инфраструктуры обусловлен и тем, что необходимо заменить иностранное оборудование на отечественное, которое, в силу известных причин, оказывается чаще всего дороже импортных аналогов. Свой вклад вносят высокие инфляция и ставки по кредитам. Однако, российские спутниковые операторы, имея накопленный "запас прочности" и выполняя социальную функцию, пока не поднимают цены на свои услуги. Все это приведет в конечном итоге к большому разрыву между расходами и выручкой.
Чтобы нивелировать эту проблему, операторам целесообразно заручиться финансовым участием государства, его банковскими гарантиями, субсидированием процентной ставки и др. Подобный расклад существует в любой космической стране мира, и правительства используют различные финансовые инструменты для поддержки спутниковых операторов даже несмотря на то, что они в большинстве своем частные компании, прямо или косвенно (через различные агентства), выделяя средства на отдельные программы и проекты.
Спутниковые операторы критически важны, поскольку решают государственные задачи в области связи и вещания, обеспечивают равный доступ к информационным ресурсам населения, обеспечивают средства управления государством и доступ к госуслугам, поддерживают безопасность страны, а также оказывают услуги специальным подразделениям. Исходя из этого, государству целесообразно обеспечивать финансовую стабильность операторов для продолжения оказания ими услуг связи и вещания.
Кроме этого, влияние, которое оказывает космическая индустрия на другие отрасли, активируя в них производственную и инженерную деятельность, является не менее значимым фактором для развития экономики страны.
Цели исследования
Автору до сих пор в российской литературе в открытых источниках не встретилось методики или алгоритма, который бы позволил количественно оценить эти эффекты. Видимо, причины этого следующие:
- отсутствие термина "космическая экономика" в российской системе статистического учета;
- как правило, отсутствие открытой детальной финансовой информации по предприятиям космической промышленности, а также относящимся к оборонному ведомству;
- отсутствие методологий отнесения выручки и затрат секторов экономики к космической деятельности или спутниковой связи.
В России наследием советского прошлого является использование термина "космическая деятельность", проходящего по всем официальным документам. Этот термин всегда связывался с финансированием космоса по государственным программам.
Чем плох данный термин? Деятельность − это процесс, который может быть неограничен во времени или ограничен рамками какой-то программы. Другие параметры процесса, связанные с его коммерциализацией и влиянием на параметры экономики государства, как правило, в явном виде отсутствуют. И лишь в последнее время при некоторых оценках космической деятельности, например в документах Роскосмоса, можно встретить зарождающиеся параметры в виде объемов новых рабочих мест или собираемых новых налогов.
В противовес "деятельности" в остальном мире многие авторы [7, 8] для оценки влияния космической отрасли на экономику стран и регионов ввели надотраслевой термин "космическая экономика" (далее − КЭ). Однако до недавнего времени термин оставался дискуссионным [8]. Тем же автором были проведены глобальные оценки объемов отдельных секторов космической отрасли. Реальных цифр по вкладу КЭ в другие отрасли экономики отдельных стран в известной автору настоящей статьи литературе не приводится.
Предполагается, что КЭ включает в себя те отрасли экономики, которые напрямую или косвенно вносят свой вклад в космическую отрасль, а сама космическая отрасль может оказывать экономические эффекты на эти отрасли − это так называемые непрямые эффекты взаимовлияния секторов, объемы которых, по расчетам А.А.Яника на основании данных Morgan Stanley Research Forecasts (2019) [19], к 2040 году могут достигнуть более 43% всех эффектов КЭ.
Такое положение дел в оцифровке космической деятельности в ее доходной части, а в последующем в оценке ее вклада в валовый внутренний продукт (ВВП) для Российской Федерации на макроуровне является явным пробелом и не позволяет проанализировать вклад КЭ в экономику России, провести сравнение ее с показателями других стран и наметить канву для последующих исследований.
Сравнительный анализ космических экономик Российской Федерации и США
Оценочные данные о влиянии космической экономики на отдельные сегменты экономики США содержатся в аналитическом отчете по объемам как собственно доли ее в ВВП секторов, так и по добавленной стоимости, производимой космической отраслью США в каждом секторе [9] (см. табл.1). Для наглядности в данном исследовании взята выборка данных за 2019–2021 годы, но дальнейшие расчеты выполнены по данным только 2021 года.
Добавленная стоимость служит основой для расчета мультипликатора космической экономики при условии, что известны абсолютные показатели государственных субсидий (инвестиционной составляющей) в космическую деятельность (в случае России − это годовой бюджет госкорпорации "Роскосмос" на различные программы, в случае США – это бюджет NASA). Другие источники финансирования, относящиеся преимущественно к военным ведомствам, ввиду их закрытости в обеих странах, в данном исследовании не используются.
Надо оговориться, что по своей природе бюджеты этих двух организаций носят разный расходный характер. Расходный бюджет "Роскосмоса" имеет более обширный прикладной характер для осуществления создания общественных благ, другой коммерческой деятельности. Бюджет NASA более фундаментален по своей природе − в него заложены большие затраты на освоение новых планет, исследовательские задачи. Но тем не менее, в данной работе мы придерживаемся такого сравнительного метода.
Добавленная стоимость, создаваемая сектором экономики, – это сумма рыночной стоимости товаров и услуг, проданных этим сектором за вычетом стоимости приобретенных комплектующих, импортированных товаров, субсидий, выделенных из государственного бюджета. Сумма добавленных стоимостей, создаваемых всеми секторами экономики страны, дает в денежном выражении объем ВВП страны за рассматриваемый период.
Предварительная оценка, которая проведена далее, предполагает, что процент генерируемой добавленной стоимости в каждом секторе экономики РФ пропорционален такому же в экономике США по каждому из рассматриваемых секторов, входящих в ВВП стран (см. табл.2). Иными словами, профиль произведенной добавленной стоимости в КЭ РФ взят идентичным профилю США за некоторыми исключениями, описываемыми далее.
Предлагаемая макроуровневая оценка является первым приближением для расчета объемов КЭ, так как не анализирует структуру каждого сектора экономики обеих стран настолько, чтобы понять, например, доли производимых и/или импортируемых изделий в конечной продукции, что, с большой долей вероятности, оказывает влияние на добавленную стоимость.
Также внутри выделенных бюджетов на космос в рамках данного исследования используется "котловой" метод: отдельно не анализируются распределения средств на направления космической деятельности, такие как, например, освоение дальнего космического пространства, спутниковые навигационные системы или дистанционное зондирование Земли и т.п.
Кроме того, метод обладает и другими понятными недостатками: КЭ США может генерировать объемы добавленной стоимости, которые могут быть непропорциональны тем, которые имеются в России, например, по причинам, обусловленным законодательством РФ, регламентирующим норму прибыли при работе с государственными организациями, которые в основном задействованы в России в космической экономике. В отличие от нашей страны, КЭ США базируется на крупных частных холдингах, а бюджеты на космические программы и их направления распределяются по результатам конкурсов. Также отличаются и налоговые законодательства двух стран.
Однако, все эти нюансы оставим для будущих исследователей, которые могут, используя свои подходы и данные, получить иные оценки объемов и мультипликаторов для сопоставления с результатами, полученными в данной работе.
Определения космической экономики
Производные любой экономики – это продукты и услуги, имеющие стоимостное выражение, учитываемые в ВВП страны и в добавленной стоимости каждого сектора экономики [12], в то время как производные КЭ − те продукты и услуги, которые либо используются внутри нее для собственных нужд, либо в сопредельных отраслях, например, услуги спутниковой связи или снимки дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Определение КЭ в узком понимании представлено на рис.1.
Примерно аналогичную, но более детализированную классификацию дает [12] (см. рис.2), но устанавливает между продуктами и услугами каждого передела прямые взаимосвязи для того, чтобы при более детальном изучении избежать двойного счета при вычислении общей добавленной стоимости и устранения возможного дублирования объемов отрасли.
В широком определении КЭ использован подход цепочек создания добавленной стоимости при производстве космических продуктов и услуг (см. рис.3).
Любые государственные расходы, согласно Дж.Кейнсу [14], вызывают эффект мультипликатора в целом в экономике страны и отражаются в росте валового внутреннего продукта (ВВП). При этом рост ВВП обратно пропорционально связан со склонностью населения к накоплению.
Отсюда следует, казалось бы, очевидный вывод, что государству мало профинансировать свой космос – нужно создать такую уверенность в завтрашнем дне у населения, чтобы росло потребление как товаров и услуг, так и население могло бы инвестировать в субъекты экономики, а не держать средства на депозитах.
ЛИТЕРАТУРА
SES, годовой отчет за 2023 год. [Электронный ресурс]. URL: https://go.ses.com/rs/766-HRP-002/images/SES_Annual_report_-2023-12-31-en_viewer.html?version=0 (дата обращения 03.05.2024).
Eutelsat SA, состав акционеров на 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketscreener.com/quote/stock/EUTELSAT-COMMUNICATIONS-5147/company/ (дата обращения 03.05.2024).
Волин А.К. Выступление на международной конференции SatComRus 28.09.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://satcomrus.ru/2023archive#!/tab/647375948-1 (дата обращения 03.05.2024).
ФГУП "Космическая связь". Отчет за 2021 год.
АО "Газпром Космические системы". Отчет за 2021 год.
SIA. State of the Satellite Industry Report. [Электронный ресурс]. URL: https://sia.org/news-resources/state-of-the-satellite-industry-report/ (дата обращения 03.05.2024).
Яник А.А. К концепции космической экономики // Тренды и управление. 2018. № 1. С. 51−65.
Space Economy Fundamentals. [Электронный ресурс]. URL: https://www.linkedin.com/posts/eurospacepierrelionnet_space-economy-fundamentals-activity-6835514574809137152-tGPI (дата обращения 03.05.2024).
Highfill Т., Surfield С. New and Revised Statistics for the U.S. Space Economy, 2012–2021. [Электронный ресурс]. URL: https://apps.bea.gov/scb/issues/2023/06-june/pdf/0623-space-economy.pdf (дата обращения 13.11.2023).
Three-Quarters of Respondents Are Willing to Pay More for 5G [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2017-08-09-gartner-end-user-survey-finds-three-quarters-of-respondents-are-willing-to-pay-more-for-5g (дата обращения 20.11.2023).
Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2019 года № 1512 "Об утверждении методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот".
Graciola G. The Space Economy and Its Statistics: What Do They Tell Us? [Электронный ресурс]. URL: https://sci-hub.ru/10.1089/space.2018.0012 (дата обращения 13.05.2024).
Пайсон Д.Б., Фролов И.Э. Многоуровневая структура международного космического рынка и анализ производительности труда в мировой ракетно-космической промышленности // Космические исследования. 2020. Т. 58, № 3. С. 249−258.
Keyns J.M. The General Theory of Employment, Interest and Money. [Электронный ресурс]. URL: https://www.files.ethz.ch/isn/125515/1366_keynestheoryofemployment.pdf (дата обращения 03.05.2024).
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос". Годовой отчет за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru/media/files/2021/SEP/roskosmos_go-2020_.pdf (дата обращения 20.11.2023).
Исполнение бюджета субъектами Российской Федерации за 2020 год: выборка по ГК "Роскосмос". [Электронный ресурс]. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения 11.05.2023).
OECD Handbook on Measuring the Space Economy, 2nd Edition. Paris: OECD Publishing, 2012.
SIA. Global Satellite Industry Revenues 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://sia.org/news-resources/state-of-the-satellite-industry-report/ (дата обращения 21.11.2023).
Яник А.А. Космическая трансформация экономики: предвестники и тенденции // Исследования космоса. 2019. № 1. С. 1−14.
Окончание статьи будет опубликовано в следующем номере журнала.
Отзывы читателей